Декард. Декард философия. Исходное положение теории, принимаемое без доказательств
Скачать 17.57 Kb.
|
Критерием истины у Декарта выступает познающий разум, а его основная установка: «во всем должно сомневаться». Декарт предлагает метод познания - метод научного сомнения, это средство получения истины. индуктивный логический дедуктивный научный Декар считал ,что Теоретические идеи являются врожденными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа совершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, аксиомы. АКСИОМА – исходное положение теории, принимаемое без доказательств. По мнению Декарта, науке необходим строгий и рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что позволит человеку осуществлять господство над природой через научные достижения. Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике( т е совокупность выводов). Философия должна выступать как наиболее достоверная наука. Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе. «Если мы провозгласим ложным все, в чем можно сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые мыслим. А значит неоспоримым фактом является то, что: «я мыслю, значит, существую». Рассуждения о методе - это важнейшая часть философского наследия Декарта. Он считал, что начало познания - ум, но его сначала нужно научить всему. Метод Декарта (дедуктивный) называется аналитическим или рационалистическим. Началом дедукции является интеллектуальная интуиция (это родившееся в уме простое знание). Дедукция - получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений, т.е. это движение мышления от общего к частному, единичному. Исходные положения это - аксиомы. Из них логическим дедуктивным путем выводятся новые знания. Гипотетико-дедуктивная модель включает: 1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью; 2) выделение максимально простых элементов знания; 3) восхождение от простого к сложному. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное знание. Существуют разные виды гипотез: - общие - это обоснованные предположения о закономерностях разного рода связей между явлениями; это фундамент построения научного знания. - частные - это обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений. - рабочие - это предположение, выдвигаемое на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли. и гипотезы, выдвинутые с целью решения стоящих перед испытываемой теорией задач и оказавшиеся ошибочным вариантом ее развития. Критерий истинности - очевидность, ясность, отчетливость. Гипотетико-дедуктивный метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайных и субъективных факторов. Научное знание - это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой постепенно заполняются отдельные ячейки. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни. Правила, которых придерживается Декарт и которые полагает важнейшими: -- не принимать любые вещи за истинные; избегать поспешности и заинтересованности; -- не включать ничего, в чем можно сомневаться; -- делить все проблемы на части, чтобы легче было их решать; -- свои идеи располагать в последовательности, начиная с наипростейших и продвигаться медленно, к знанию наиболее сложных; -- совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел. Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине: 1) начинать с несомненного и самоочевидного, т.е. с того, противоположное чему нельзя помыслить, 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения, 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному, 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений. С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания. 1. Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действительно были и остаются несогласными по многим вопросам. 2. Возможно ли логически сомневаться в наших чувственных восприятиях? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно очевидными предпосылками для дедуктивной философской системы. 3. В качестве особого аргумента Декарт указывает, что он не имеет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или в состоянии сна. По этой причине он может в принципе сомневаться в реальном существовании внешнего мира. Существует, ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневаться? Да, отвечает Декарт. Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием и существуем. Мы, следовательно, имеем абсолютно истинное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек, формулирующий утверждение, выражает знание, в котором он не может сомневаться. Оно является рефлексивным знанием и не может быть опровергнуто. Тот, кто сомневается, не может в качестве сомневающегося сомневаться (или отрицать), что он сомневается и, следовательно, что он существует. |