Методическая мастерская «Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в нача. Тема моей методической мастерской
Скачать 281.91 Kb.
|
ТЕМА МОЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах» Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход . Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Я работаю в системе традиционного обучения. Приоритетным направлением в обновленных стандартах образования 2021 г. лежит системно-деятельностный подход. Развивать учащихся - это задача моей работы. Для решения этой задачи , как и все мои коллеиг, использую разнообразные современные технологии, но в приоритете у меня эти 4 технологии: 1.проблемное обучение 2. технология УДЕ 3. игровые 4. проектная деятельность Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА 1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного). 2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки). 3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком). 4. Творческое применение открытых знаний Основные структурные элементы проблемного урока следующие: - актуализация прежних знаний учащихся; - усвоение новых знаний и способов действий; - формирование умений и навыков. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока. Например , при изучении звуков в 1 классе , сказка о звуках ( гласные- поют в хоре, согласные- согласны танцевать) С технологией УДЕ я знакома с 90- х годов, когда повсеместно открывали классы УДЕ. Мы занимались по учебникам математики под ред П.М.Эрдниева: + содержательный и богатый материал - мягкая обложка, черно- белое содержание страниц Методика основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений. Процесс познания строится так, что продвижение вперёд идёт одновременно с возвращением к пройденному. На первых уроках изучаются общие, ключевые понятия, их взаимосвязь, структура в целостности, а на последующих – закрепление за счет многократного возвращения к базисному знанию с разных позиций. За счет экономии времени (около 20%) появилось больше времени для устных и разнообразных письменных творческих работ-сочинений стихов, сказок, инсценировок, что помогает школьникам развивать свои индивидуальные склонности и способности. Многие учителя используют игровую технологию в начальной школе, которая позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися. Виды игровых технологий Все игры, которые можно использовать в процессе обучения, разделяют на группы: · обучающие, · развивающие, · репродуктивные, · диагностические. Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу: - В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее. - Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически. - Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью. Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и должна включать: сюжет, игровые действия и роли, которые берут на себя играющие (учитель и ребята). Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия( Путешествие в Алфавитный сад), игры- соревнования, интерактивные игры. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы: Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты). Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки. Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом. По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить: краткосрочные (2–6 ч), среднесрочные (12–15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д. В учебниках УМК «Школа России» представлено много проектов по всем предметам, в основном они запланированы , с целью обобщения изученного материала: например, при изучении Поэтических тетрадей на уроках литературного чтения, при изучении темы «Слово» по русскому языку и тд. ( показать книжку «Рассказ о слове» , русский язык, 3 класс) Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Представляю Вашему вниманию проекты нашего класса : 1.Окружающий мир , тема «Дородные знаки», срок- долгосрочный, продукт – дидактическая игра» Умные часы» 2. Русский язык , тема « Слово и его значение», срок- 1-2 урока, продукт – книжка) 3. ПДД, Мультфильм «Велосипед», программа Power point, результат- 2 место в V межрегиональном фестивале по роботехнике «Робофест- создаем будущее-2022» Спасибо за внимание! Вывод: Образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке. |