Главная страница

Ответы история. 13. Общая характеристика жилой архитектуры 2030х годов


Скачать 46.09 Kb.
Название13. Общая характеристика жилой архитектуры 2030х годов
АнкорОтветы история
Дата27.05.2022
Размер46.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаOtvety.docx
ТипДокументы
#553004

13. Общая характеристика жилой архитектуры 20-30х годов.
После революции массовое переселение рабочих в дома буржуазии. Большие квартиры делились и заселялись покомнатно. Появляются домовые коммуны. Бывшие доходные дома рассматриваются как дома нового типа.

Предлагали:

1. рабочий поселок-коммуна (урбанисты) – из индивидуальных жилых домов и общественных зданий.

2. комплексные дома-коммуны с высокой степенью общественного быта.

3. переходный тип дома с новым бытом.

Первые проекты домов-коммун – Мельников, Ладовский.

Дом-коммуна

  • арх. Кузьмин

  • все жизненные процессы от рождения до смерти регламентированы

  • изолирование беременных и стариков, разделение холостяков и женатых, детей по возрастам

  • сон группами по 6 человек, мужчины и женщины отдельно

  • отдельный корпус с помещениями для пар

  • жизнью руководит радио с командами, которое не выключается

Дом Наркомфинапереходного типа на Новинском бульваре в Москве

  • арх. Гинсбург

  • минимализация

  • 50 квартир различных типов, все двухэтажные

  • спальная ниша, кухня-ниша спрятана за раздвижной шторой, душевая кабина вместо ванной, мусоропровод, вытяжка

  • широкий коридор вдоль квартир как общественное помещение, перед каждой квартирой ниша со стулом и столом как зона общения, летом превращается в открытую террасу

  • отдельный корпус с общественными помещениями, соединен крытым переходом

  • плоская кровля с солярием, амфитеатром и мастерской Гинсбурга

  • самонесущий фасад, опорные колонны


14. Решение жилищной проблемы в стране в 60-е годы.
Хрущев съездил во Францию и увидел то, что стали называть «хрущевкой» - плоские дома коробки с плоской крышей. Решил идти по этому пути, чтобы быстро обеспечить людей жильем. Во Франции эти дома строились как временное жилье.

  • дешевые дома из панелей

  • повторили идеи советских архитекторов 20ых годов (конструктивизм)

  • первые дома создавались без участия архитекторов

  • революция в жилищном строительстве

Начало грандиозного строительства (1957-1965гг):

  • 30 миллионов м2 строек

  • в Москве застроено 8.5 тыс. га (около 10% столичного жилого фонда)

  • увеличение показателя площади на 1 человека в 2 раза (4.5 м2)

  • пересмотрены нормы проектирование, разрешались малогабаритные квартиры

  • однообразие жилой застройки, но увеличение скорости возведения жилых домов

Заселение по принципу -количество членов семьи минус один (по факту принцип больше-плотнее)

  • допускалось устройство проходных комнат,совмещенных санузлов

  • уменьшены допустимые габариты комнат (8м2) и кухонь (6м2)

  • высота этажей была уменьшена до 2.5 метров

Конечным результатом продукции домостроительных комбинатов (созданы в 1957) стали несборные конструкции, а законченный отдельный жилой дом (комбинат выпускал жилые дома).Количество типов домов было 2-3.

  • вырос объем градостроительных работ

  • проблемы городов на первый план

  • большую часть в структуре городов стали занимать эти 5этажки. Редко возводили 6(нужен лифт) - появлялись в центре городов, чтобы соблюсти общую линию карнизов, но все еще без лифтов.


15. Творчество архитектора М.В. Посохина. Основные постройки, деятельность на посту архитектора Москвы.
Жилой дом на Кудринской площади (бывшая площади восстания):

  • 3 подземных этажа, 2 этажа под гараж, но он был не востребован, его переоборудовали под 2зальный кинотеатр

  • предназначался для лучших людей страны

  • уровень отделки – московское метро

  • скульптура непременный элемент архитектуры

Кремлевский дворец съездов

  • технически и композиционно сложный, т.к. надо было втиснуть большое сооружение на ограниченной площади в Кремле

  • утоплено на -5.500 в землю, чтобы сценическая коробка не торчала из-за стен Кремля

  • симметрично сценической коробке сделали еще один объем с банкетным залом на 5500 мест

  • беломраморные пилоны на фасадах, между которыми стекло с зеркальным напылением

  • в центре здания зрительный зал, вокруг которого остальные помещения

  • отметка карниза (27м) совпадает со зданием напротив

  • технические новшества: сцена поделена на 16 квадратов, каждый из которых имел подъемник, оркестровая яма на домкратах могла подниматься до уровня сцены, поворотный круг на сцене, в зале системы усиления звука (динамики в спинках кресел с многоязыковым переводом)

  • после завершения строительства много негативных явлений (движение грунта, памятники дали трещины)

  • использовался как вторая площадка большого театра

Новый Арбат (проспект Калинина)

  • самый впечатляющий ансамбль

  • задает масштабность

  • создан за счет сноса ценной исторической застройки, сохранился только храм

  • здания в 24 этажа

Генеральный план Москвы (1971г)

  • территория города делилась на 8 планировочных зон, в каждой 1млн. человек

  • наличие мест приложения труда и культурно-бытового обслуживания в каждой

  • в пределах Садового кольца заповедные зоны и ансамбли с сохранением старой Москвы

  • улучшение транспортной системы столицы: создание двух новых кольцевых магистралей – одна соединяет вокзалы, вторая – центры планировочных зон, двухуровневые развязки

  • площадь зеленых насаждений 300м2на человека


16. Роль ВХУТЕМАСа в развитии советской архитектуры 20-х годов.
Высшие художественно-технические мастерские – учебное заведение, созданное путем объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских.Профессора, преподаватели и выпускники института возглавили проектирование новых планов городов и градостроительных комплексов, возведение крупных промышленных объектов и отдельных жилых и общественных зданий, создали узнаваемый стиль советской архитектуры.

  • преподавали: Жолтовский, Щусев, Веснин, Ладовский, Мельников

  • архитектурный, художественный и производственные факультеты

  • новая методика форм композиции с учетом формы и цвета в пространстве

  • в основе методика зодчества

  • единство функции и пластического качества

  • четкие творческие ориентиры

  • дал толчок освоению новых путей искусства и архитектуры


17. Архитектура олимпийских сооружений.
Создано 6 основных олимпийских спортцентров.

Спортивный комплекс «Олимпийский»

  • арх. Посохин, Тхор

  • самое совершенное сооружение того времени

  • два здания – овальный крытый стадион и овальное здание с бассейнами

  • стадион на 30тыс мест, возможность разделения пополам

  • Вантовые конструкции, металлические тросы

  • металлическая мембрана (2мм) избавляет от излишнего давления

Универсальный спортивный зал «Дружба»

  • арх. Большаков, Тарасевич

  • встроен в СК «Лужники»

  • в плане квадрат со скругленными углами

  • сборно-монолитный купол

  • железобетонные складчатые опоры

  • визуально легкий и изящный, органично вписывается в среду

Дворец спорта «Динамо»

  • арх. Розанов

  • силуэт здания напоминает поднятые в полете крылья

  • 5000 мест

  • шестигранный план центральной части

  • стилобатное основание с террасами по мериметру



18. Творчество архитектора А.В. Щусева.
Генеральный план Великого Новгорода.

Генеральный план «Новая Москва» (вместе с Жолтовским)

  • сохранение радиально-кольцевой структуры и памятников старины

  • в местах пересечения радиальных и кольцевых магистралей площади и развязки

  • Кремль – музей под открытым небом

  • Промышленность за городом

  • 3 зеленых клина (увеличение площади зеленых насаждений в 3 раза)

Мавзолей Ленина

  • 1924г второй деревянный вариант (более похож на современный)

  • пост №1 у главного входа

  • ниша для караула закрывала от осадков

  • саркофаг треугольной формы с лампочками в коньке (Мельников), позднее трапецевидный с эффектом отсутствия ограждения, светодиодные лампы

  • 1929г каменный мавзолей

  • 12х24м

  • отделка гранитом и мрамором (полированные)

  • железобетонный каркас с кирпичным заполнением

  • на самой верхней отметке площади, держит ее пространство, правильно вписан

  • подходящая цветовая гамма и оптимальные размеры

Казанский вокзал

  • серия объединенных объемов

  • псевдорусский стиль

  • доминанта – башня над входом как в казанском кремле

  • белый и красный кирпич

  • серия соединенных залов

  • ресторан (сейчас зал ожидания)

  • позже облицевали серым мрамором

Храмы

  • образны, добры и аскетычны

  • уходят от канона

  • большие главы, напоминают детей

  • в духе северной архитектуры

Большой театр оперы и балета им. Алишера Навои

  • центр композиции площади, к нему подходят 6 улиц

  • минимальное количество окон защищает от перегрева

  • фасады покрыты резьбой, в интерьере резьба по сухой штукатурке

  • традиционный план


19. ВСХВ - 1923 г., ее градостроительное значение и особенности пространственной композиции. Архитектура основных сооружений.
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промысловая выставка

  • цель: отражение успехов развития сельского хозяйства и пропаганда опыта союзных республик

  • генеральный план Жолтовского: регулярная организация территории и свободная планировка в зоне отдыха

  • главный архитектор Щусев

  • все павильоны из дерева, кроме павильона «Машиностроение» (из железобетона)

  • два отдела: советский (в нынешнем парке Горького) и иностранный (по другую сторону Крымского вала), соединенные мостом

  • выразительная художественная форма в сочетании с удобной экспозицией основных павильонах («Шестигранник», «Механизация», «Животноводство» и др.)

  • традиционные формы культовых сооружений и народных жилищ павильонов национальных республик

  • решена проблема архитектурного ансамбля

  • наметились пути сочетания новаторской архитектуры и черт классического наследия

  • поставлена, хотя и не вполне удачно решена, проблема национального своеобразия в советской архитектуре


20. Архитектура гостиничных зданий, возникших в послевоенный период.
Гостиница «Ленинградская»

  • арх. Поляков, Борецкий

  • относится к одной из сталинских высоток, самая низкая

  • ассоциация с церковью в Коломенском

  • сохранены интерьеры

  • один из самых негативных примеров разбазаривания государственных средств

  • утонченность отделки экстерьера и интерьера, использование белой керамический плитки и красной глазурованной керамики

  • эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом

Гостиница «Пекин»

  • арх. Чечулин

  • памятник архитектуры сталинского классицизма

  • первоначально здание должно было стать Главным управлением лагерей НКВД

  • строительство замораживалось на более чем 10-ти летний период

  • призвана символизировать дружбу между Советским Союзом и Китаем

  • эксклюзивные номера на 11 этаже

  • уникальный ресторан китайской кухни на 1 этаже

  • гигантские часы в башенной части здания

Гостиница «Украина»

  • арх. Мордвинов

  • относится к одной из сталинских высоток, вторая по высоте,

  • центральный корпус с башней со шпилем

  • угловые башенки стилизованы под снопы пшеничных колосьев

  • советская символика в декоре

  • находится на берегу Москвы-реки


21. Творчество архитектора М.Я. Гинзбурга и его роль в развитии жилищного строительства.
Теоретик и один из лидеров конструктивизма. Преподавал во ВХУТЕМАСе. Вместе с Весниным издавал журнал «Современная архитектура». Один из организаторов ОСА. Работал над проектами новых жилых ячеек, взятых за основу при создании жилых комплексов в Москве, Свердловске и Саратове. Возглавлял группу проектировщиков, работавшую над районной планировкой Южного берега Крыма.

Дом Наркомфинапереходного типа на Новинском бульваре в Москве

  • минимализация

  • 50 квартир различных типов, все двухэтажные

  • спальная ниша, кухня-ниша спрятана за раздвижной шторой, душевая кабина вместо ванной, мусоропровод, вытяжка

  • широкий коридор вдоль квартир как общественное помещение, перед каждой квартирой ниша со стулом и столом как зона общения, летом превращается в открытую террасу

  • отдельный корпус с общественными помещениями, соединен крытым переходом

  • плоская кровля с солярием, амфитеатром и мастерской Гинсбурга

  • самонесущий фасад, опорные колонны

Здание Наркомтяжпрома (конкурсный проект)

  • подиум

  • 4 башни, объединенные сверху

  • Много внутренних дворов



22. Крупные общественные здания 20-х годов (Планетарий в Москве, Дом промышленности в Харькове и др. сооружения).
Московский планетарий

  • арх. Барщ, Синявский

  • один из самых больших в мире и самый старый в России

  • стиль конструктивизм

  • природная форма яйца в геометрически-тектоническом плане

  • купол диаметром 27м

  • разделение потоков входящих и выходящих зрителей

Дом промышленности в Харькове

  • арх. Серафимов

  • один из первых советских небоскребов

  • памятник архитектуры в стиле конструктивизма

  • впервые разработаны и применены точные расчеты сложных пространственных рамных железобетонных конструкций

  • выполнен из монолитного железобетона методом «плавающей опалубки»

  • 12 лифтов

  • между тремя корпусами, соединенными мостовыми переходами, проходят улицы

Дворец труда в Москве (конкурсные проекты)

  • арх. Троцкий

- классицизм, конструктивизм, византийская архитектура

- круглый зал на несколько тысяч мест

- 4 внутренних двора решают проблему инсоляции

  • арх. Братья Веснины

- сочетание остросовременного облика с четким рациональным планом

- новейшие конструкции, металлические мачты с растяжками (ассоциация с техническим прогрессом)

- конструктивизм

Проект института библиотековедения (дипломный проект)

  • арх. Леонидов

  • гигантский небоскреб книгохранилища

  • шарообразный объем аудитории на 4000 человек

  • оба объема на стилобате

  • контраст вертикального и горизонтального

  • применение растяжек и ферм


23. Творческое наследие К.С. Мельникова. Основные проекты и постройки. (50)
Архитектура Мельникова расчитана на острые углы восприятия

Дом-коммуна

  • выделяет жилище для семей в отдельные корпуса

  • отдельный корпус общественных помещений

  • корпуса связаны переходами на столбах на 2 этаже

  • 4 корпуса для малосемейных

Проект «Зеленого города» - предложил сонно-концертные залы «сонная соната» - отдельные корпуса, где люди спят вместе в больших залах с акустическими отражателями.

Павильон СССР на выставке в Париже

  • французы причислили к самым ярким приметам 20века

  • новый оригинальный стиль

  • легкая каркас из дерева

  • большая площадь остекления

  • прямоугольный в плане

  • открытая лестница, над которой располагались серп и молот, вела на 2 этаж

Дом-мастерская архитектора

  • из двух цилиндров диаметром 10м

  • окна-шестигранники

  • на главном фасаде стеклянная стена и надпись «Архитектор Константин Мельников»

  • нарушается традиционное представление об обычном доме

  • нет декора ни снаружи, ни внутри

Клуб им. Русакова

  • памятник архитектуры советского авангарда

  • по форме огромная шестеренка

  • балконы зрительного зала вынесены наружу

  • вместимость 1500 человек

  • прогрессивные технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале

Клуб фабрики «Буревестник»

  • в плане несколько прямоугольников разного размера, ступенчато убывающих по высоте

  • справа пятилепестковая четырехэтажная башня

  • образность объема

  • трансформируемые залы

Здание Наркомтяжпрома

  • открытая лестница до 10 этажа

  • вход через гигантские шестеренки

  • барельеф на фасаде

  • скульптуры

  • внутренние дворы

  • необычная планировка


24. Работы по реставрации памятников архитектуры и реконструкции городской среды в городах СССР.
Дом страхового общества «Россия» (1939г)

  • реконструкцию возглавил Щусев

  • объединил 2 здания одним фасадом

  • вдохновлялся палаццо Канчеллерия в Риме

  • здание занимает квартал

  • есть подземная часть

  • символ эпохии

1943г. – создается комитет по делам архитектуры для руководства по восстановлению городов во главе с Мордвиновым. Создаются новые генпланы разрушенных городов. Тогда же создается комиссия по учету и охране памятников искусства, во главе с Гробарем. При академии архитектуры созданы мастерские, во главе которых ведущие зодчие. Задача – восстановление и устранение деффектов.

Новоиерусалимский монастырь, г.Искра–один из первых проектов реставрационно-восстановительных работ бригадой работников под руководством Щусева. Правительство разрешило колокольный звон на праздники.

1945-1950гг. – разработаны генпланы 250 городов.

Сталинград – Алабян, Великий Новгород – Щусев.

Воронеж – Руднев

  • предложил новую планировочную структуру, но Троцкий призвал сохранить и улучшить старую

  • эскиз генплана выставлен воронежцам, чтобы они могли принять участие

  • увеличение этажности центра до 3-4 этажей

  • новые функции в старых зданиях (жилой дом – институт физкультуры)


56. Крупные ансамбли Москвы, сооруженные в послевоенные годы.

Сталинские высотки

  • запроектировано 8, построено 7

  • Административное здание в зарядье

- арх. Чечулин

- 8ая высотка

- фундаменты были заложены, на них затем построили гостиницу «Россия»

- архитектор сам отказался от идеи строить, т.к. перебило бы Кремль

  • Гостиница «Украина»

- арх. Мордвинов

- вторая по высоте

- центральный корпус с башней со шпилем

- угловые башенки стилизованы под снопы пшеничных колосьев

- советская символика в декоре

- находится на берегу Москвы-реки

  • Гостиница «Ленинградская»

- арх. Поляков, Борецкий

- самая низкая

- ассоциация с церковью в Коломенском

- сохранены интерьеры

- один из самых негативных примеров разбазаривания государственных средств

- утонченность отделки экстерьера и интерьера, использование белой керамический плитки и красной глазурованной керамики

- эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом

  • Дом на площади Восстания

- арх. Посохин, Мндоянц

- 3 подземных этажа, 2 из которых гараж, который оказался невостребованным и переоборудован под кинотеатр

- заведующий домом равен рангу зам.министра

- торжественная архитектура, скульптуры, проработанные детали

  • МГУ

- арх. Руднев, Чернышев, Амбросимов

- самый крупный комплекс зданий, высота 240м, 32 этажа, 50тыс. помещений, чтобы обойти все комнаты- - -- потребуется 2-3 недели, длина коридоров 160км, 114 лифтов

- звезда на шпиле (12 тонн)

- в примыкающих зданиях 200 квартир для работников и общежитие для студентов

- Руднева вдохновил храм в Кембридже, представил замысел в виде глиняной модели

- в главном корпусе мало учебных площадей, в основном парадные залы, магазины, рестораны и т.д.

- символ Москвы

- ярусная композиция – эталон для остальных зданий

- уникальный дырчатый кирпич для хорошей теплоизоляции

- облицовка керамическими плитами

- часы на главной башне диаметром 9м

К концу 60х появляются 16этажки, создаются новые ансамбли.

Новый Арбат (проспект Калинина)

  • арх. Посохин

  • самый впечатляющий ансамбль

  • задает масштабность

  • создан за счет сноса ценной исторической застройки, сохранился только храм

  • здания в 24 этажа

Спортивный комплекс «Лужники», арх. Власов – архитектура носит переходный характер.
57. Эволюция архитектуры театральных зданий
Театр советской армии, г.Москва

  • арх. Алабян, Симбирцев

  • план в форме пятиконечной звезды

  • объем здания увеличен в 2,5 раза из-за пустых пространств

  • сечение колонн – звезда

  • на верхнем объеме должна была располагаться фигура красноармейца с винтовкой, в которой находится флаг

  • сцена больше зрительного зала

  • в зале плохая акустика

  • в верхней части малый зал и декорационный цех

Большой театр оперы и балета им. Алишера Навои, г.Ташкент

  • арх. Щусев

  • центр композиции площади, к нему подходят 6 улиц

  • минимальное количество окон защищает от перегрева

  • фасады покрыты резьбой, в интерьере резьба по сухой штукатурке

  • традиционный план

Кремлевский дворец съездов

  • арх. Посохин, Мндоянц, Тхор

  • использовался как вторая площадка большого театра

  • технически и композиционно сложный, т.к. надо было втиснуть большое сооружение на ограниченной площади в Кремле

  • утоплено на -5.500 в землю, чтобы сценическая коробка не торчала из-за стен Кремля

  • симметрично сценической коробке сделали еще один объем с банкетным залом на 5500 мест

  • беломраморные пилоны на фасадах, между которыми стекло с зеркальным напылением

  • в центре здания зрительный зал, вокруг которого остальные помещения

  • отметка карниза (27м) совпадает со зданием напротив

  • технические новшества: сцена поделена на 16 квадратов, каждый из которых имел подъемник, оркестровая яма на домкратах могла подниматься до уровня сцены, поворотный круг на сцене, в зале системы усиления звука (динамики в спинках кресел с многоязыковым переводом)

  • после завершения строительства много негативных явлений (движение грунта, памятники дали трещины)

Начинается активное строительство театров, ориентированное на Московское.

Новое здание Московского художественного театра им. Горького

  • арх. Кубасов

  • в основе старая театральная коробка

  • здание выходит на красную линию

  • архитектор пытался стилистику старого здания перенести в новое, работал 15 лет

Реконструкция старого здания Московского Художественного театра (арх. Шехтель) – стальным канатом распилили здание, подняли одну часть и передвинули. Новое оборудование поместили в щель и придвинули обратно.

Построили здания театра во Владимире, Курске, Кипецке.

Театр в туле – построили и дополнили высоким порталом для уравновешивания композиции. В портале сверху скульптуры трех муз, которые воспринимались как повешенные. Позднее им сделали опору в виде бронзовой ленточки.


написать администратору сайта