билеты ответы на главные вопросы история и теория визуальных иск. 14. Искусство Византии. 15. Искусство европейского средневековья романика 16. Искусство европейского средневековья готика
Скачать 109.56 Kb.
|
Керамика Древнейшая минойская керамика исполнялась без гончарного круга, но позже она формовалась на круге и обжигалась в специальной печи, что позволяло придавать сосудам более разнообразные формы. Вазы стиля «камарес» — в виде маленьких чашечек и больших округлых сосудов, оригинальные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, вихревых розеток, лепестков. Полихромные рисунки покрывают стенки вазы ковровым узором. Изменяется и характер росписи ваз. Новый стиль украшения сосуда получил название в науке «дворцовый» стиль. Большие вазы украшались темным рисунком, выделяющимся на светлом фоне. Обычно это стилизованные цветы или морские мотивы. Роспись всегда подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику. Скульптура малых форм В раннеминойский период также создаются только мелкие статуэтки. Фигуры человека трактованы схематично, более выразительны и реалистичны изображения животных. Позже изображение человеческой фигуры отличается правильным пропорциональным построением, выразительностью движения. Статуэтки богинь (или жриц) со змеями в руках, найденные в тайнике Кносского дворца, полны грации и женственности. Лица же их хотя и миловидны, но мало выразительны. Живопись Стены критских дворцов были украшены фресками. Эти росписи преследуют не только декоративные цели; сцены, изображенные на них, имеют и культовое значение. Фреска «Танец буйволов» Критские фрески представляют собой скорее контурный раскрашенный рисунок, где нет светотени, полутонов. Однако художники с большим декоративным чутьем подбирают краски, создавая яркие нарядные росписи. Фреска «Собиратель шафрана из Кносского дворца» Фреска «Кошка, подстерегающая фазана из Агиа-Триады» Особое развитие в позднеминойском I периоде получают сюжеты на фресках и вазах из жизни моря. Искусство Крита — это искусство, развивавшееся и процветавшее преимущественно в рамках дворцовой культуры. С разрушением дворцовых центров, вероятно, в результате военных действий погибли и мастерские керамистов, живописцев, скульпторов, создавших там в течение веков крепкую художественную традицию. Исчезают произведения живописи, остается лишь мелкая пластика и обильный керамический материал. 7. Искусство Древней Греции: период архаики. Искусство С развитием городов, земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира. Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство. Архитектура и вазопись являются в период архаики наиболее развитыми областями художественной культуры. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурная роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности. Архитектура Вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в соотношении частей здания — система сочетания архитектурно-конструктивных частей, получившая название ордера. Самый простой и самый ранний тип храма — храм в антах, возникший из мегарона микенского времени. Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище — целлу. В процессе формирования греческой архитектуры возникли два основных стиля — дорический и ионический. Дорический развивался в основном на Пелопоннесе и в Великой Греции (т. е. Сицилии и южной Италии), ионический — в Аттике, в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Пропорциональное соотношение греческих архитектурных ордеров: дорического, ионического и коринфского. Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась очень устойчивой и была использована без существенных изменений строителями последующего времени. Она менялась лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей. Храмы 6 в. до н. э. украшались скульптурой из камня; фронтоны, метопы, фризы показывают быстро развивающееся мастерство скульпторов. Храм Деметры в Пестуме Храм Цереры в Посейдонии (Пестуме). Появляются фронтоны со сложными многофигурными композициями, и постепенно художники добиваются удачного решения труднейшей задачи — размещения многофигурной композиции в треугольном поле фронтона. Архитектурные детали и скульптурные украшения ярко раскрашивались главным образом в синий и красный цвета; раскраска придавала зданию особенно нарядный вид. Изобразительное искусство Еще большая жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н. э. Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей. Сюжетами греческих художественных произведений служили мифы, эпос и сцены обыденной жизни. Боги и герои, их приключения и подвиги изображаются на фронтонах, метопах и на многочисленных расписных вазах. Греческие вазы расписывались блестящей глазурью, которую принято называть «черным лаком». В зависимости от обжига и степени разбавленности лак получался после обжига не только черный, но и красный, коричневый или желтый. Так же употреблялись пурпурная и белая краски. Для пластики, как и для живописи 6 в. до н. э., характерен общий тип лица, без портретных индивидуализированных черт, с условной улыбкой, с прямым слегка вытянутым носом, с выпуклыми широко открытыми глазами, высоко поднятой дугой бровей. Прически, как правило, трактованы декоративно, в виде ровных волнистых прядей и крутых локонов. Расположение одежды схематично и мало согласовано с формой тела. Но в течение столетия постепенно преодолеваются эти схемы; художники более реалистично передают движение, пытаясь передать посредством выразительного жеста внутренние чувства человека. Скульптура Ионийские мастера. На островах Эгейского моря и в городах Малой Азии, где в 6 в. до н. э. процветала мраморная скульптура. Художники работали здесь над передачей задрапированной фигуры и изображением в круглой скульптуре сильного движения. Скульптура Геры с острова Самос (Париж, Лувр) Аттические мастера. Своеобразную картину развития пластики мы наблюдаем в третьей художественной области — Аттике. Афины превращаются в большой культурный центр. Постепенно в Аттике вырабатывается своя художественная школа, использовавшая достижения пелопоннесской и ионийской школ и затмившая в 5 в. до н. э. все художественные центры. Храм Парфенон в Афинском акрополе 8. Искусство Древней Греции: период классики. Искусство Переход от архаики к классике был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Лирика и греческая трагедия, как и гомеровский эпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций. Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов. Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному. Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний. Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре. Архитектура В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Храм Посейдона в Пестуме Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Портик Кариатид. Эрехфейон. Афинский Акрополь Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах. К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием. Скульптура В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения. В противоположность афинским мастерам-идеализаторам, скульпторы пелопонесской школы этой же эпохи в Аргосе и Сикионе работали в натуралистическом духе, преимущественно воспроизводя сильные и красивые мужские фигуры, а также портреты известных лиц. Геракл и Телефос Скульптаор Лисипп дал новый канон пропорций человеческого тела своей статуей атлета-апоксиомена и создал, в числе прочего, типический образ Геракла. Отдыхающий Гермес Изобразительное искусство В изобразительном искусстве 4 в. до н. э. развиваются разные художественные направления, отражающие сложную социальную и экономическую обстановку Греции. Идеи гражданственности, прославления государства, мужества граждан теперь отступают на второе место, зато выдвигаются новые задачи: передать внутренний мир человека, его эмоции во всем многообразии их проявлений. В Сикионе в начале 4 в. до н. э. складывается настоящая академия живописи, выработавшая свои правила преподавания, твердо обоснованную теорию живописи. В искусстве вазописи эпохи поздней классики применялись новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали превосходный эффект природной гармонии. Еще одним важным достижением считается изменение техники отображения деталей. Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода своеобразными и неповторимыми. Агафарх — художник театральных декораций, писавший декорации для последних трагедий Эсхила. Ему принадлежит заслуга изображения предметов в перспективном сокращении, что помогало создавать иллюзию глубины пространства. Изобретение нового приема — игры светотени древние приписывали Аполлодору Афинскому. Он ввел в свою палитру полутона, без которых нельзя было изобразить переход к тени. 9. Искусство Древней Греции: эллинистическая Греция. Искусство Искусство этого периода характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов». Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства. Лаокоон с сыновьями Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов, и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода. Архитектура Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство, которым активно занимались эллинистические правители. Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану — с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами. Афины. Храм Зевса Олимпийского, II в. до н.э. Алтарь Зевса в Пергаме. 180 г. до н. э. Для того чтобы вести в больших размерах строительство во многих городских центрах, строить одновременно сотни сооружений различного назначения, необходимо было создать теоретические основы этого строительства. Поэтому теперь приобретает особое значение архитектурная теория. Целый ряд архитекторов пишут трактаты — сочинения, в которых излагаются основы строительной науки и даются необходимые сведения по теории архитектуры. Важное место в этих трактатах уделялось архитектурным стилям. Если в греческой архитектуре архитектурные ордера — дорический, ионический, коринфский — не были канонизированы и обладали в каждом отдельном случае своими особыми своеобразными пропорциями, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров и их отдельных частей. Массовое строительство в эллинистических городах определяло отчасти некоторое снижение технического уровня строительства. Это привело к плохой сохранности произведений эллинистического зодчества. Изобразительное искусство В изобразительном искусстве сосуществование противоречивых тенденций проявилось как в различиях художественных школ, так и в разработке черт, наметившихся в греческой скульптуре— экспрессивности пластики Скопаса, лиричности произведений Праксителя, динамичности форм в работах Лисиппа. В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода. В эллинистическом искусстве соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Местные художественные традиции по-разному вступали в контакт с культурой эллинов. 10. Искусство Древнего Рима: этрусская цивилизация. Искусство Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям. Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны:
От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью. Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этруски Именно у этрусков римляне позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Новые тенденции в римском прогрессивном искусстве появляются с возникновением христианства, особенно при императоре Константине, во время правления которого прекращается преследование христианства. По политическим соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город Константинополь. Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии. На этом завершается история античного мира, но не исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья, которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный принципиально новым мировоззрением и миропониманием. Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени. 11. Искусство Древнего Рима: искусство римской республики. Архитектура Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV — I вв. до н. э. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов. Прямоугольный храм Юпитера Капитолийского Круглый храм богини Весты На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться- мощеные улицы, канализация, водопроводы.Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки — оборонительные стены, дороги, грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров, сточные каналы. Аппиева дорога 312 до н.э. Стена Сервия IV в. до н.э. Акведук Аппия Клавдия 311 до н.э. На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города, устройство парковых зон на окраинах. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера — композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду — совокупность арок, опирающихся на колонны. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены. Большой театр в Помпеях Театр на Марсовом поле в Риме Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Пантеон- это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек. Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. Римский амфитеатр в Босре Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений. Литература История римской литературы распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые песни, религиозные гимны, фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками). С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины; особое неприятие вызвала греческая философия. Первый дошедший до нас текст — законы Двенадцати таблиц; первый известный нам писатель — Аппий Клавдий, автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций. Скульптура Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей. Помпей В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура — реплика греческой. Новшеством стало соединение греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. Живопись Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. «Свадьба Альдобрандини» 12. Искусство Древнего Рима: искусство римской империи. В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса. Последние десятилетия 1 в. до. н.э. и начало 1 в. н.э. - время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями величайших римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука - работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству, причем своими образцами они выбирают произведения классической Эпохи - 5 - 4 вв. до н.э. Это накладывает особый отпечаток на памятники архитектуры и скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественной репрезентативности со строгой сдержанностью форм. Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты. В Риме строится форум Августа, отстраиваются целые кварталы. форум Августа. Римский храм — Квадратный дом — в Ниме (южная Франция). Начало 1 в. н. э. Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения - арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Они воздвигались также в завоеванных областях в память исторических событий и военных побед и утверждали идею мощи римского оружия и римского государства арки в Римини (27 г. до н.э.) и в Сузе (северо-западная Италия, 8 г. до н.э.). Это однопролетные арки строгих простых очертаний, увенчанные аттиком (Аттик - стенка, надстроенная над карнизом, венчающим сооружение, предназначенная для рельефа или надписи), с посвятительной надписью. Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н.э. театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек. К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооруженный в Риме на Марсовом поле. Статуя Августа с виллы Ливии в Прима Порта. Мрамор. Начало 1 в. н. э. Рим. Ватикан. Статуя Августа в тоге. Мрамор. Несколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге (Лувр), выполненная в духе республиканских статуй тогатусов. Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета - здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы. Если в период правления Августа в Римском государстве поддерживалась видимость спокойствия и благоденствия, то при последующих императорах общественные противоречия начали обостряться, усилился произвол императора, участились конфликты императоров с сенатом, нарастало недовольство в низших слоях населения метрополии и в римских провинциях. В строительной деятельности преемников Августа нередко сказывались личные вкусы или капризы императоров. В особенности этим отличался император Нерон, построивший так называемый «Золотой дом» - огромный дворцовый комплекс в центре Рима. Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме. 75—82 гг. н. э. Новый подъем архитектура переживает в период правления династии Флавиев (69 - 96). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов; к этому средству прибегали императоры, полководцы, политические деятели. Арка Тита. Другим выдающимся произведением времени Флавиев была триумфальная арка Тита, воздвигнутая в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима. Это один из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени. Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью и пластическим богатством. Живопись. Портреты. Портретисты второй половины 1 в. опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства. Портрет Вителлия. Мрамор. 68—69 гг. н. э. Париж. Лувр. Женский портрет времени Флавиев. Мрамор. Конец 1 в. н. э. Рим. Капитолийский музей. В 79 г. при извержении Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнем. Раскопки Геркуланума и Помпеи, ведущиеся с 18 в., дали богатейший материал для изучения римской культуры и искусства. Помпеи - небольшой провинциальный город, существовавший несколько столетий. В основном город сложился в период республики. Большая прямоугольная площадь с храмом Юпитера типа этрусского храма, храмом Аполлона, храмом городских ларов и базиликой, в городе было два театра, амфитеатр, термы, школа гладиаторов. Существовала развитая система водопровода, фонтаны, из которых брали воду, а также большие цистерны для высоко ценившейся дождевой воды. На стенах улиц встречаются карикатуры и надписи, сделанные мальчишками - поклонниками актеров и гладиаторов. Следует отметить, что римское прикладное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян. О замечательных художественных качествах изделий прикладного искусства свидетельствуют относящиеся к 1 в. н.э. серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме и Боскореале, - блюда, кубки, кратеры с рельефными фигурными изображениями и растительным орнаментом, поразительные по красоте и совершенству работы. Серебряный сосуд из Гильдесгеймского клада. 1 в. н. э. Берлин. Неотъемлемой частью декорации богатого римского дома были мозаичные полы. По-прежнему большую роль в римском искусстве 1 в. н.э. играла живопись. В этот период развиваются третий и четвертый стили живописи. Третий помпейский стиль (конец 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным. Помимо этой легкой архитектурной декорации в центре стены помещались небольшие картины мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в «Доме столетней годовщины» и в Доме Лукреция Фронтина. Египетские мотивы, встречающиеся в орнаментике третьего стиля, объясняются оживлением интереса к Египту в связи с его включением в состав Римского государства. В орнаментальную декорацию с большим мастерством вводятся натюрморты, небольшие пейзажи и бытовые сцены. Очень характерны гирлянды из листьев и цветов, написанные на белом фоне. Наряду с этим в стенных росписях широко применяется фреска, по существу не связанная со стеной и нарушающая ее плоскость (особенно в росписях четвертого стиля). Относящиеся ко второй половине 1 в. росписи четвертого стиля отличались. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, расположенные на центральных частях стен, имеют пространственный и динамический характер. Гамма красок пестра. Сюжеты по преимуществу мифологические. Живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты. Наряду с монументальной стенной живописью в эллинистическо-римский период существовала также и станковая, главным образом портретная, живопись. Трехвековая эволюция римской живописи (от 2 в. до н.э. по 1 в. н.э.) свидетельствует о том, что римские художники продолжали и развивали отдельные принципы греческой живописи периода классики и эллинизма. Такие живописные проблемы, как изображение предметов, передача движения, вопросы композиции, света, цвета, перспективы, решались в римской живописи на уровне более развитом; имелись попытки передачи пространства, раскрытия человеческого характера в портрете, появились новые жанры: пейзаж, натюрморт, бытовые и культовые сцены. 17. Искусство итальянского возрождения: проторенессанс (дученто, треченто) 18. Искусство раннего возрождения (кватроченто) 19. Искусство высокого Возрождения в Италии 20. Искусство позднего Возрождения. Маньеризм Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в. Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в. Высокое Возрождение (кватроченто) — конец XV-первые 20 лет XVI в. Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в. Проторенессанс Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими, романскими и готическими традициями. Делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260–1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии. Новые веяния проникают и в живопись Италии. Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его время был еще богат Рим. Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи”византийской” или”греческой” манере. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм. Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе. Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства. Но самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне (1266/67–1337). В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру. Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века — первой половины XIV века была Сиена. Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284–1297 годах Джованни Пизано. Для архитектуры проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио. Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано, Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио. Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Джотто, Пьетро Каваллини, Пьетро Лоренцетти, Амброджо Лоренцетти, Чимабуэ. Раннее Возрождение В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того”реализма деталей”, который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма.Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности. В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях. Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом. Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. Для архитектуры раннего Возрождения характерна логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений Представитель: Палаццо Ручеллаи, Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти. Для скульптуры этого периода характерно развиватие свободно стоящей статуи, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент. Представитель: Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. Для живописи характерно ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира. Представители: Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино. Высокое Возрождение Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения. Сосредоточение художественной жизни Италии в начале XVI века перемещается в Рим. Папы добивались под властью Рима объединить всю Италию, делая попытки обратить его в культурный и ведущий политический центр. Но, так и не став политической точкой отсчёта, Рим преображается на некторое время в цитадель духовной культуры и искусства Италии. Причиной этому послужила также и меценатская тактика пап, которые привлекали лучших художников в Рим. Флорентийская школа и многие другие (старые локальные) теряли свою прежнюю значимость. Единственным исключением стала богатая и независимая Венеция, демонстрирующая яркую оригинальность культуры на протяжении всего XVI. За счёт постоянной связи с великими произведениями архаики, искусство освобождалось от многословия, зачастую столь характерному творчеству виртуозов кватроченто. Художники Высокого Возрождения обрели способность опускать маленькие подробности, не влияющие на общий смысл и стремиться достичь в своих творениях гармонию и сочетание лучших сторон реальности. Творчество характеризуется верой в неограниченность человеческих возможностей, в его индивидуальность и в рациональный мировой аппарат. Главным мотивом искусства Высокого Возрождениявыступает образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности. Так как скульптура и живопись избавляется от беспрекословного рабства зодчества, что и даёт жизнь к формированию новых жанров искусства таких как: пейзаж, историческая живопись, портрет. В этом периоде архитектура Высокого Ренессанса набирает наибольшие обороты. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период. Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола. Грандиозность данного искусства было почитаемо ещё и современниками, — так Вазари говорил о нём как о: «высшей ступени совершенства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства». Для архитектуры высокого Возраждения характерны монументальность, представительное величие, грандиозность замыслов (пришедшие из Древнего Рима), интенсивно проявившиеся в брамантовских проектах собора святого Петра и перестройки Ватикана. Представитель: Донато Браманте, Антонио да Сангалло, Якопо Сансовино Для скульптуры этого периода характерны героический пафос и, одновременно трагическое ощущение кризиса гуманизма. Ппрославляется сила и мощь человека, красота его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире. Представитель: Донателло, Лоренцо Гиберти, Брунеллески, Лука делла Роббиа, Микелоццо, Агостино ди Дуччо, Пизанелло. Для живописи характерна передача мимики лица и тела человека, появляются новые способы передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. Представители: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан, Якопо Сансовино. Позднее Возрождение В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века — время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям. Феодально-католическая реакция нанесла смертельный удар Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии. Только богатая Венецианская республика, свободная и от власти Папы, и от господства интервентов, обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями. Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями.Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют. Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения — Тинторетто, Бассано, Веронезе. Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом». Пристрастие к роскоши, декоративности и нелюбовь к ученым изысканиям задерживали проникновение в Венецию художественных идей и практики флорентийского Возрождения. Основные характерные черты творчества живописцев, скульпторов, архитекторов Флоренции и Рима не отвечали вкусам, сложившимся в Венеции. Здесь ренессансное искусство питалось любовью не к античности, а к своему городу, определялось его особенностями. Синее небо и море, нарядные фасады дворцов способствовали формированию особого художественного стиля, проявлявшегося в увлечении цветом, его переливами, сочетаниями. Венецианские художники, которые были только живописцами, видели в красочности и цвете основу живописи. Пристрастие к цвету объясняется и укоренившейся в них любовью к богатым украшениям, ярким краскам и обильной позолоте в произведениях искусства Востока. Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью. Для архитектуры позднего Возраждения характерны эксперименты с формами, разработкой и комбинированием античных образов, усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Представитель: Микеланджело, Джакомо Бароцци да Виньола, Андрее Палладио. Для живописи характерны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции. Представители: Пармиджанино, Понтормо, Бронзино. |