Главная страница
Навигация по странице:

  • Данте Габриэль Россетти. Возлюбленная (Невеста). 1865-1866. Фрагмент

  • Эдвард Бёрн-Джонс. Любовь, ведущая пилигрима. 1896-1897

  • Эдвард Бёрн-Джонс. Сидония фон Борк, 1560.

  • 36. Реализм в XIX веке. Русский реализм


  • Крылов

  • 37. Импрессионизм в Европейском искусстве XIX в.

  • 38. Постимпрессионизм в Европейском искусстве XIX – нач. XX в.

  • билеты ответы на главные вопросы история и теория визуальных иск. 14. Искусство Византии. 15. Искусство европейского средневековья романика 16. Искусство европейского средневековья готика


    Скачать 109.56 Kb.
    Название14. Искусство Византии. 15. Искусство европейского средневековья романика 16. Искусство европейского средневековья готика
    Дата10.06.2019
    Размер109.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты ответы на главные вопросы история и теория визуальных иск.docx
    ТипДокументы
    #81107
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Движение эстетизма, цель искусства


    В начале 1860-х годов в творчестве Россетти и его соратников начался новый этап. Молодые живописцы, примкнувшие к кружку бывших прерафаэлитов, стремились реализовать свой талант в разных областях искусства. Однако же произведения, созданные новой группой художников и литераторов, оказались не менее новаторскими.

    Данте Габриэль Россетти. Возлюбленная (Невеста). 1865-1866. Фрагмент

    Россетти тоже стремился к красоте, но его целью было создание нового эстетического идеала. В этот период художник исполнил серию произведений, которые прославляют полнокровную, пышущую здоровьем, подчеркнуто чувственную женскую красоту.

    Вычурная манера письма, широкие мазки краски, нанесенные с помощью жестких кистей, сознательно имитируют венецианскую живопись XVI века и, в частности, технику Тициана и Веронезе.

    Невзирая на родство с полотнами старых мастеров, картины шокировали современников, которые яростно обвиняли Россетти в безнравственности. В то же время художественная трактовка образов и семантическая наполненность этих произведений оказали значительное влияние на формирование стилистики искусства Ар Нуво.

    Поэтическая живопись прерафаэлитов

    В середине 1850-х годов Россетти временно перестал писать картины и, обратившись к технике акварели, создал серию красочных и сложных композиций. В этих работах особенно ярко проявилось увлечение художника эпохой Средневековья - многие акварели были созданы под впечатлением от иллюминированных рукописей.

    Эдвард Бёрн-Джонс. Любовь, ведущая пилигрима. 1896-1897

    Практически все акварели были вдохновлены рыцарскими поэтическими романами, балладами или творчеством поэтов-романтиков. В то же время самостоятельный характер этих работ не позволяет усматривать в них лишь иллюстрацию к литературному произведению. В конце 1850-х - начале 1860-х годов Россетти создал ряд произведений на религиозные сюжеты. Богатая цветовая палитра и общая компоновка фигур отражают влияние венецианского искусства, которое в этот период пришло на смену раннему увлечению художника живописью флорентийского кватроченто.

    Утопия прерафаэлитов, дизайн

    Благодаря Уильяму Моррису и фирме "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко", основанной им совместно с Э. Бёрн-Джонсом, Д.Г Россетти и Ф.М. Брауном, произведения прикладного искусства оказали заметное воздействие на развитие европейского дизайна во второй половине XIX века, повлияли на развитие британского эстетизма и вызвали к жизни "Движение искусств и ремёсел".

    Моррис и его компаньоны стремились поднять статус дизайна на один уровень с другими видами изобразительного искусства. Изначально они делали акцент на коллективном и цеховом характере труда, взяв за образец идеализированные представления о средневековых ремесленниках. Фирма производила предметы обстановки и украшения для домашнего и церковного интерьера: изразцы, витражи, мебель, набивные ткани, ковры, обои и гобелены.

    Эдвард Бёрн-Джонс. Сидония фон Борк, 1560. 1860

    Мечтательные образы и отвлеченные композиции этого художника представляют собой образную альтернативу крайнему материализму викторианской Британии. В этом его искусство, несомненно, представлялось утопией, но - утопией совершенно абстрактной.

    36. Реализм в XIX веке. Русский реализм

    С начала века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов (1780-1847), чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма («На пашне. Весна», «На жатве. Лето»).

    Одним из ярчайших представителей бытового жанра в живописи был П.А.Федотов (1815-1852). Он стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. В серии карикатур, акварельных батальных сцен, карандашных зарисовок, портретов П.А.Федотов к середине 1840-х гг. формулирует программу критического реализма, призванного, прибегая к сатире, обличать нравы и сочувствовать обездоленным: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!».

    Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество А. А. Иванова (1806-1858). Художник, проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль искусства, возможность с его помощью преобразить человечество, пытался осмыслить в своем творчестве основные вопросы бытия человека, выдвинуть наиболее значимые философские и нравственные проблемы. Его жизненным подвигом можно считать картину «Явление Христа народу». Евангельский сюжет трактовался А. А. Ивановым как реальное историческое событие, в основе которого - духовный переворот в жизни угнетенного человечества. Над этим гигантским полотном художник работал более 20 лет.

    В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. В 1863 г. для дипломных работ был предложен скандинавский эпос. Выпускники сочли, что темы надуманы и ничего общего не имеют с волнующими всех современными проблемами. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. Художник В. Г. Перов (1833-1882) был создателем обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений действительности («Последний кабак у заставы», «Сельский крестный ход на Пасхе»). Во многих его картинах большую роль играет пейзаж. Крупнейшими пейзажистами были А. К. Саврасов (1830-1897), И. И. Шишкин (1832-1898), А. И. Куинджи (1841-1910).

    Знаменитый художник-реалист И. Е. Репин (1844-1930) с начала 1870-х гг. выступает как художник-демократ, борющийся против неотражающего жизнь академического искусства. И. Е. Репин обличал эксплуатацию народа, одновременно показывая зреющий в нем протест и скрытую силу («Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди»). Им были созданы портреты современников, а также ряд полотен на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван» и др.). К развитию «исторического мышления» призывали и картины В.И.Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).

    Первая четверть XIX в. стала временем развития стиля ампир в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. В это время творят такие замечательные архитекторы, как К. И. Росси, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, в Москве работали О. И. Бове и Д. И. Жилярди.

    У писателей на смену сентиментализму и романтизму пришел реализм. Реализм означал переход к изображению жизни в произведениях писателей в реалистическом духе, со всеми ее сложными противоречиями, борьбой. Однако писатели - основоположники реализма - не просто копировали жизнь своего времени в натуралистическом духе, а выражали свое в большинстве случаев критическое отношение к ней; они изображали в своих произведениях наиболее важные, существенные моменты жизни, брали из нее наиболее типические явления; они отрицательно относились к общественным язвам эпохи крепостничества, к реакционному режиму и своими произведениями вольно или невольно будили передовую общественную мысль. Произведения писателей этого направления нередко становились знаменем революционной борьбы. Прямыми предшественниками Пушкина как основателя реализма в русской литературе были в первой половине XIX в. И. А. Крылов и А. С. Грибоедов. Еще у Фонвизина, в его произведении «Недоросль», реализм входит в русскую литературу. У Крылова и Грибоедова эта тенденция к реализму получает более сильное развитие.

    Крылов «Слон на воеводстве», «Рыбьи пляски» «Стрекоза и муравей» «Добрая лисица», «Синица», «Петух и жемчужное зерно»

    А. С. Грибоедов  «Горе от ума» 

    37. Импрессионизм в Европейском искусстве XIX в.

    Импрессионизм (впечатление) – направление в искусстве конца 19 начала 20 века, представители которого стремились передать мимолётные впечатления и запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Творчество Эдуарда Мане предваряло новое направление в живописи. Картины некоторых художников выставлялись в частном салоне «Салоне отверженных».

    Мане «Впечатление. Восход солнца». Отталкиваясь от этого названия один их критиков обозвал участников выставки импрессионистами.

    К импрессионистам относятся Камиль Писсаро, Пьер Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега, Эдуард Мане. Импрессионизм нашел отражение в скульптуре, музыке и литературе. За 12 лет импрессионисты организовали восемь выставок. Темами их картин стали городской и сельский пейзаж, портрет, бытовые сцены. Свои пейзажные работы (а пейзаж - воспроизводящий динамичную и красочную жизнь природы - стал ведущим жанром импрессионизма) художники писали на открытом воздухе (пленэре), передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света.

    Новое художественное осмысление мира получило наиболее яркое воплощение в живописи, литературе, музыке, скульптуре. Впервые сюжетами художественных произведений становятся непосредственные впечатления от окружающего человека мира, который он видит интуитивно, опираясь на возможности образного, а не понятийного мышления. Импрессионизм предстает как последнее цельное художественное течение во Франции ХIХ века, отмеченное общими стойкими стилистическими признаками. Среди художников следующего поколения такого единства уже не было.

    Признаками импрессионистического стиля являются:

    отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;

    фрагментарность композиций, фиксирующих мгновенные, как бы случайные ситуации;

    неожиданные ракурсы, срезы фигур и предметов.

    Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. На рубеже ХIХ-ХХ веков принцип живописности выступает одним из определяющих и в литературе, и в скульптуре, и в музыке импрессионизма. В поэзии он прозвучал в творчестве Поля Верлена, достигнув апогея в его знаменитом сборнике «Романсы без слов», в музыке - в блистательных миниатюрах Мориса Равеля и Клод Дебюсси. В музыку этих композиторов входят настроения и чувства, рожденные впечатлениями, как у художников.

    Использовали этот стиль в своем творчестве - скульпторы Огюст Роден и Петр Трубецкой, писатели Марсель Пруст, Кнут Гамсун и Иннокентий Анненский.

    38. Постимпрессионизм в Европейском искусстве XIX – нач. XX в.

    Конец ХIХ в. ознаменован развитием в русле импрессионизма нового художественно-образного явления западноевропейского искусства. Постимпрессионизм - таково условное обозначение группы художественных течений во французской живописи рубежа ХIХ-ХХ веков. Художники, которых в истории искусства называют постимпрессионистами - Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903), Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) - представляли собой подлинную творческую индивидуальность. Они не были объединены ни общей программой, ни единым методом и каждый оставил в искусстве свой заметный след. Их живописные полотна отличали продуманная композиция, синтез цвета, форма и вещественность предметов. Причем, цвет для постимпрессионистов - не конечная цель (как у импрессионистов), а исходная точка - элемент, необходимый для того, чтобы овладеть глубочайшей правдой жизни. Постимпрессионизм проявил повышенный интерес к философским и символическим началам бытия, жадно «вживался» в природу, стремился выразить само существо ее внутренней жизни, создать монументальные образы человека и природы.

    При общих чертах творчество художников этого направления значительно отличается друг от друга. В этом отразилась атмосфера сложных, противоречивых поисков нравственных ценностей, которая характеризует период начинающегося кризиса европейской культуры. Ведущий представитель постимпрессионизма — П. Сезанн стремился выявить величественную устойчивость и материальность мира, закономерность его структуры. Рядом с ним — голландец В. ван Гог. Его страстный социальный протест выразился в картинах, предельно напряженных по цвету, написанных порывистым, экспрессивным мазком. П. Гоген воплотил свои мечты о гармонии мира, поэтическом единстве человека и природы в картинах на темы быта и легенд Полинезии. Его творческие искания прокладывали путь символизму и стилю модерн, прямыми выразителями которых стали ученики Гогена и особенно его последователи из группы «Наби» (т. е. «пророки») — М. Дени, П. Боннар. Еще один крупный представитель постимпрессионизма — А. де Тулуз-Лотрек. В его полотнах и литографиях на темы быта парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе) язвительная ирония подчеркнута выразительной остротой композиции, рисунка, цветового пятна. К постимпрессионизму причисляют также течение неоимпрессионизма, называвшееся также дивизионизмом (от французского слова «дивизионе» — «разделение») и пуантилизмом (от французского слова «пуант» — «точка»). Картины Ж. Сера, П. Синьяка, некоторые полотна К. Писсарро выписаны отдельными мазками правильной формы, наподобие точек или квадратиков.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта