история отв. 17. Опричнина. Закрепощение крестьян (xvi в.)
Скачать 467.35 Kb.
|
17. Опричнина. Закрепощение крестьян (XVI в.) В 1547 году Иван IV стал первым царем Руси. Венчал на царство его митрополит Макарий, который разработал детали обряда. Во время обряда князь получил шапку Мономаха в качестве одного из символов власти вместе со скипетром и державой. Царствование первого царя длилось 37 лет с 1547 года по 1584 год. В то время отношения между дворянами и боярами были обостренными. Немного позже после венчания Ивана IV на царство в Москве вспыхнул пожар. Горожане обвинили во всём бояр и подняли восстание. Стало ясно, что в государственном управлении требуются преобразования. Стране нужна была сильная централизованная власть. Иван Грозный из своих приближённых создал Избранную раду – неформальный правительственный орган. Члены Избранной рады были инициаторами реформ.В результате реформы привели к сословно-представительной монархии. Избранная рада не просуществовала много времени. В начале 1560-х годов царь распустил ее, потому что его взгляды относительно управления государством изменились. Опричнина В 1565 году была введена опричнина – террор, целью которого было укрепление царской власти. Опричники – солдаты опричного войска, напрямую подчинявшиеся царю. Они составляли личную гвардию царя и тайную полицию. Другое обозначение опричнины – область государства, на которой содержались опричники. Другая, большая часть страны, которой теперь ведала Боярская Дума, называлась земщиной. Главным опричником царя был Малюта Скуратов. Опричнина сопровождалась террором против различных слоёв граждан. В результате происходило бегство крестьян, опустение хозяйств. В 1570 году состоялась расправа над жителями Новгорода. Она длилась 6 недель. Московский митрополит Филипп осуждал опричнину. В итоге он был задушен Малютой Скуратовым. Результаты опричнины: Опричнина длилась до 1572 года. С одной стороны пережитки феодальной раздробленности были ликвидированы. Власть царя серьёзно усилилась на почве страха. Однако многолетний террор против мирных граждан не мог не дать отрицательных результатов. Также опричнина стала причиной разорения государства, ослабления органов управления и войск. Опричники были способны совершать репрессии против мирных граждан, но были не способны защищать страну от внешнего врага. Ситуацией воспользовался крымский хан Девлет-Гирей, который в 1571 году совершил набег на Москву. Город оказался разграблен. Из-за этого события Иван Грозный решил отменить опричнину. Закрепощение крестьян Опричнина стала причиной ускорения закрепощения крестьян. Земля была разорена, и требовалось исправление положения. Раньше крестьяне имели право в Юрьев день перейти к другому землевладельцу. В 1581 году Иван IV установил «заповедные лета». Они лишали крестьян этого права. Во второй половине XVI века наблюдалось сокращение черносошных крестьян. Черносошные крестьяне были свободны. Они отрабатывали повинности для государства. Но с 1581 года количество свободных крестьян стало стремительно сокращаться. 18. Земский собор 1613 года Земский собор 1613 года ознаменовал завершения Смутного времени и должен был внести внести в правление Россией порядок. После сметри Ивана 4 (Грозного) место на престоле было свободным, поскольку царь не оставил после себя наследников. Именно поэтому и произошла Смута, когда и внутренние силы и внешние представители осуществляли бесконечные попытки захвата власти. Причины созыва Земского собора: После того, как иноземные захватчики были изгнаны не только из Москвы, но и из России: Минин, Пожарский и Трубецкой отправили пригласительные письма во все уделы страны, призывая всех представителей знати явиться на Собор, где будет избран новый царь. В нем принимали участие: Духовенство Бояре Дворяне Городские старейшины Представители крестьян Казаки Всего в земском соборе приняло участие 700 человек. Ход Собора и его решения: Первое решение, которое утвердил Земский Собор – царь должен быть русским. Он не должен никоим образом относиться к иностранцам. Желающих занять место на престоле было огромное количество,поэтому стали образовываться группировки, которые объядинялись, продвигая своего представителя. Таких группировок было несколько: Знатные бояре. Сюда относились представителнй боярского рода. Одна часть из них считали, что идеальным царем для России станет Федор Мстиславский или Василий Голицын. Другие склонялись к юному Михаилу Романову. Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну. Дворяне. Это также были знатные люди с большим авторитетом. Они продвигали своего «царя» - Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе. Казаки. По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали – стали поддерживать царя, который имел отношение к Тушину. Прав на пристол у Романова было не так много. Тем более боьшая претензия к нему была в том, что его отец был в дружественных отношениях с обоими Лжедмитриями. Первый Лжедмитрий сделал Филарета митрополитом и своим ставленником, а второй Лжедмитрий назначил его патриархом и своим ставленником. То есть отце Михаила был в весьма дружественных отношениях с иноземцами, от которых только что избавились по решению Собора 1613 года решили больше на власть не призывать. Итоги: Земский собор 1613 года завершился 21 февраля – царем был избран Михаил Романов. Результатом Собора стало то, что на царство был избран Михаил Романов, которому на тот момент было всего 16 лет. Бояре рассчитывали, что в силу молодости Михаилом Фёдоровичем будет проще манипулировать, а потому его кандидатура устроила многих участников и представителей Земского собора.По факту же вся полнота власти (особено в первые годы правления Романова) была не у самого царя, а у его отца, патриарха Филарета. Именно он фактически правил Россией от имени своего сына. Особенность и значение: Главная особенность Земского Собора 1613 года заключалась в его массовости. В решении будущего страны принимали участие представители всех классов и сословий, за исключением холопов и безродных крестьян. Фактически речь идет о всесословном Соборе, аналогов которому еще в истории России не было. Вторая особенность заключается в важности решения и в егосложности. Однозначного ответа почему выбрали именно Романова нет. Ведь это была не самая очевидная кандидатура. Весь же Собор был ознаменован большим количеством интриг, попыток подкупа и другими манипуляциями людьми. Резюмируя, можно сказать,что Земский собор 1613 года имел важное значение для истории России. Он сосредоточил власть в руках русского царя, заложил основу новой династии (Романовы) и избавил страну от постоянных проблем и притязаний на престол со стороны Германцев, Поляков, Шведов и других. 19. От сословно-представительной монархии к самодержавию. Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировала в современные парламенты. Самодержавие - это система правления, в которой верховная власть над государством сосредоточена в руках одного человека, решения которого не подчиняются ни внешним правовым ограничениям, ни упорядоченным механизмам народного контроля (за исключением, возможно, скрытой угрозы государственного переворота или других форм восстания). Территория и население В XVII в. продолжалось расширение территории России за счет включения новых земель Сибири, Южного При- уралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля.Территория страны делилась на уезды, число которых достигло 250. По-прежнему уезды разбивались на станы и волости. Центром станов было село. На землях, которые включались в состав России недавно, административная система сохранялась прежней. Численность населения составила в конце XVII в. 10,5 млн человек. Социальная структура XVII Переход основных классов в классы-сословия. Сословие — социальная группа населения, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В XVIIв. был принят царский указ, в соответствии с которым поместья могли преобразовываться в вотчины. В результате изменялась структура феодального землевладения. Шел процесс постепенного сближения правового статуса поместий и статуса вотчины. Консолидация класса эксплуатируемых проходила противоречиво, но в соответствии с основными группами крестьяновладельцев: феодальное государство, церковь и ее организации, правящая династия как вотчинник, отдельные феодалы. Крестьяне подразделялись исходя из этого на государственных крестьян, экономических, дворцовых и помещичьих.Прослеживается тенденция к замкнутости сословий — удельный вес податного населения в конце XVII в. увеличился до 91,3%. Происходит консолидация городского населения; в XVII в. утвердилось его название — посадские люди. В это время сложилась иерархия городского населения: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежом государства); суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы); слободы (ремесленные кварталы и цехи). Гости осуществляли финансовую службу: заведовали таможнями, распределяли статьи доходов и расходов, занимали должности голов и дьяков в присутственных местах, взимали пошлины с иностранных купцов, торговали государственными товарами. В XVII в. в России множественность торговых пошлин заменили единой рублевой пошлиной; в целях защиты русских купцов от конкуренции иноземных был принят Новоторговый устав. «Черные» посадские люди проживали на земле, являвшейся государственной собственностью. На них возлагалось тягло в пользу государства. Свои земельные участки, на которых они проживали, они могли продавать только другим «чернотяглым» людям. Слободы- это отдельные поселения или группа поселений, население которых временно (частично) освобождалось от местных повинностей ( «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). В XVIIв. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, по существу окончательно оформляется общегосударственная система крепостного права. Завершающий этап закрепощения крестьян в России наступил в 1649, когда: Соборное Уложение окончательно отменило Юрьев день. Закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями. Зависимость частновладельческих крестьян от феодалов и государства усилилась. Землевладельцам предоставлялись широкие крепостнические права. Государственное управление: Общая тенденция развития государственной системы России во второй половине XVII — переход от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии — к абсолютной. Абсолютизм — это форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Боярская дума: Большую роль в управлении государством играла в начале столетия Боярская дума. Считалось, что царь на Руси правит страной вместе с Думой. В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. На заседаниях Думы обсуждались по указанию царя наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопро- сы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распорядительным и контролирующим органом. XVIIв. был периодом существенного роста роли Боярской думы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена и шла борьба за русский престол. Особенно повысилось значение Думы, когда на престоле был Василий Шуйский (1552—1612). Он подчинился требованиям бояр и принял от них крестоцеловальную грамоту. После его низложения на Руси даже был период, когда вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Она состояла тогда из семи влиятельных бояр, поэтому получило в истории название семибоярщины В эти годы Русь была на грани утраты своей государственности, т.е. государственной самостоятельности. В середине XVIIв. роль Боярской думы постепенно снижается, что было одним из признаков движения России к абсолютной монархии. 20. Государственное управление во второй половине XVII в. Основой экономики России во второй половине XVII в оставалось крепостное хозяйство. В России этого времени развиваются мелкое товарное производство и денежное обращение, появляются мануфактуры. Экономическая разобщенность отдельных областей России начинает отходить в прошлое. Образование всероссийского рынка было одной из предпосылок развития русской народности в нацию. В XVII в. шел дальнейший процесс формирования феодально-абсолютистской (самодержавной) монархии. Земские соборы, неоднократно собиравшиеся в первой половине столетия, к концу века окончательно прекратили свою деятельность. Возросло значение московских приказов как центральных учреждений с их бюрократией в лице дьяков и подьячих. В своей внутренней политике самодержавие опиралось на дворянство, которое становится замкнутым сословием. Происходит дальнейшее укрепление прав дворянства на землю, распространяется помещичье землевладение в новых районах. «Соборное уложение» 1649 г. юридически оформило крепостное право. Усиление крепостнического гнета встретило ожесточенное сопротивление крестьян и низов городского населения, что выразилось прежде всего в мощных крестьянскихи городских восстаниях (1648,1650,1662, 1670—1671 гг.). Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. — расколе православной русской церкви. Быстрый экономический рост России в XVII столетии содействовал дальнейшему освоению обширных пространств Восточной Европы и Сибири. В XVII в. происходит продвижение русских людей на малозаселенные территории Нижнего Дона, Северного Кавказа, Среднего и Нижнего Поволжья и Сибири. Событием огромного исторического значения явилось воссоединение Украины с Россией в 1654 г. Родственные русский и украинский народы объединились в едином государстве, что содействовало развитию производительных сил и культурному подъему обоих народов, а также политическому усилению России. Россия XVII в. выступает в международных отношениях как великая держава, простирающаяся от Днепра на западе до Тихого океана на востоке. Основные даты и события: 1648 - соляной бунт 1649 - соборное уложение 1650 - бунты в Пскове и Новгороде Учреждение в 1654 - Приказ тайных дел 1662 - медный бунт 1666 - восстание под предводительством Уса 1667 - новоторговый указ 1670-1671 - восстание Стапана Разина Церковь: 1652-1666 - церковная реформа 1666-1667 - Церковный собор, низложение Никона 1668-1676 - соловецкое восстание Внешняя политика 1653 - принятие Земским собором решения о вхождении Украины в состав России 1654 - Переяславская рада 1654-1667 - русско- польская война 1667 - Андрусовское перемирие 1656-1658 - русско-шведская война 1661 - кардисский мирный договор 21. Приказы во второй половине XVII в. Во второй половине XVII в. в раздробленном приказном управлении проводится известная централизация. Родственные по кругу дел приказы либо объединялись в один, либо несколько приказов, хотя и сохраняли свое самостоятельное существование, ставились под общее управление одного боярина, чаще всего доверенного лица царя. К числу объединений первого типа относятся, например, соединенные приказы дворцового ведомства: Большого дворца, Дворцового судного, Каменных дели Конюшенного. Примером второго типа объединений может служить поручение боярину Ф. А. Головину управлять Посольским, Ямским и Военным морским приказами, а также палатами Оружейной, Золотых и Серебряных дел. Важным нововведением в приказном строе была организация Приказа тайных дел, нового учреждения, куда «бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя». Этот приказ в отношении других приказов выполнял контрольные функции. Приказ тайных дел был устроен для того, чтобы «царская мысль и дела исполнился все по его (царскому) хотению». Бюрократический элемент приобретал все большее значение в системе складывавшегося абсолютистского государства. Огромная территория государства в XVII в. делилась на уезды. Новое в организации власти на местах состояло в уменьшении значения земского управления. Повсюду власть сосредоточивалась в руках воевод, посылаемых из Москвы. В большие города назначались помощники воевод - «товарищи». Делопроизводством ведали дьяки и подьячие. Съезжая изба, где сидел воевода, была центром управления уездом. Служба воеводы, подобно старинным кормлениям, считалась «корыстной», т. е. приносившей доход. Воеводы использовал всякий повод, чтобы «покормиться» за счет населения. К 1678 г. была завершена перепись дворов. После этого правительство заменило существовавшее посошное обложение подворным. Эта реформа увеличила число налогоплательщиков, налоги теперь взимались и с таких слоев населения, как «деловые люди» (холопы, работавшие в хозяйстве помещиков), бобыли (обедневшие крестьяне), сельские ремесленники и др., жившие в своих дворах и раньше не платившие налогов. Реформа вызвала увеличение землевладельцами численности населения в дворах путем их объединения. 22.Местное самоуправление во второй половине 17 века. Бурные события начала XVII в. потребовали усилия власти на местах. Эта задача решилась путем введения института воевод как основного звена местного управления. Должность воеводы существовала со второй половины XVI в. лишь в некоторых пограничных городах, где была необходимость нести более твердую военную и гражданскую власть. Крестьянская война и польско-шведская интервенция в начале XVII в. потребовали создания этой твердой власти повсеместно. Все воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись тому приказу, в введении которого находились города с уездами. Разрядный приказ имел в своей компетенции управление служилыми людьми, определение их на службу, назначение земельного (поместного) и денежного жалования, а так же ведал их учетом. По росписи городов и уездов России 1614 г. видно, что в 103 городах с уездами были уже воеводы, а в 1616 г. — 138, в 1625 г. воеводы были назначены в 146 городов с уездами. Воевода управлял вверенной ему территорией. Он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых, с нарушением казенного интереса (кормчества), со всякими нарушениями порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Выполнял административно-полицейские функции, а также военные. Обязанности его четко не регламентировались («как пригоже», «как бог вразумит», говорилось в наказе воеводе из приказа), и это создавало основу для произвола. И хотя кормления были отменены, воеводы обирали население. В XVII в. продолжали существовать обе формы «самоуправления» -губная и земская. Губными делами (т. е. уголовным судом) в каждом округе -губе - ведал губной староста его помощниками были губные целовальники. Все судопроизводство и делопроизводство по губным делам производилось в губной избе, где находился губной дьяк и подьячие. В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными служителями (целовальниками, сторожами), палачи, а так же выборные от населения - сотские, десятские. Губного старосту свободное население округа выбирало из дворян или детей боярских; целовальники выбирались из черносошных крестьян или посадских. Круг деятельности губных органов в XVII в. значительно возрос. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства, в их ведение попали фактически все уголовные дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т. п. губные старосты были подчинены назначенным правительством губным сыщикам; губные и тюремные целовальники отменились, а вместо первых назначались губные дьячки, а вторых — стрельцы и наемные сторожа. В течение всего века существовали и земские органы «самоуправления» - земские старосты (иногда они назывались земскими судьями) и целовальники, избираемые черносошными крестьянами и посадскими людьми на сходах в городах станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей между населением, надзирали за тем, чтобы тяглецы(люди, обложенные налогом) не уклонялись от несения тягла. Осуществляли земские органы и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия, за соблюдением таможенных сборов и т. п. Делопроизводство по земским делам велось в особой земской избе, где хранились окладные земские книги. Кроме губных и земских органов, существовали и другие выборные органы. В каждом уезде находилось несколько таможен, возглавляемых таможенными целовальниками; таможни уездов подчинялись таможенному голове, при котором существовала особая таможенная изба. Кружечные дворы и кабаки возглавлялись соответствующими головами и целовальниками. Кроме того, были ларечные старосты, житейные и мельничные целовальники и другие выборные лица, которые выбирались главным образом из посадского населения под надзором воевод. Воевода наблюдал за их деятельностью, принимал их отчеты и деньги. В 20--30-х годах формировался новый тип местного приказного учреждения. Характерно, что в это время еще не везде установилось единообразное наименование воеводских изб. Некоторые из них традиционно назывались по-старому. 23. Государство и церковь во второй половине 17 века. Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлял протопоп Аввакум. Светская власть принимала активное участие в реформе, так как: 1) Никон, умный, властный и честолюбивый человек, притязал на ту же роль, которую присвоил себе фактически патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (тот практически правил страной); 2) патриарх выступал за первичность духовной власти по сравнению со светской. Являясь соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и Алексея Михайловича. В результате взаимоотношения между ним и царем обострились, так что, когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь быстро принял его отставку; 3) Никон сделал попытку вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение патриарха, и тем самым и верховенство светской власти над духовной. В дальнейшем основным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович. Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества – сложного, противоречивого феномена в жизни русского общества, которое отражало не только различные идейные воззрения, но и социальные интересы. Суть церковной реформы: 1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру; 2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству. Последствия церковного раскола: 1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста; 2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению; 3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека; 4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники. Итоги церковной реформы: 1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую; 2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли. 24.Судебная реформа во второй половине 17 века. Завершающим этапом становления законодательства единого Российского государства стало Соборное Уложение 1649 г., принятие которого связано с именем второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича. 2 июня 1648 г. ему была передана коллективная челобитная «от всяких чинов людей и всего простого народа», в которой говорилось о необходимости реорганизации государственного аппарата, и в первую очередь о необходимости судебных преобразований. В середине июня 1648 г. в Москве собрался Земский собор. На нем был выработан документ, обосновывавший насущную потребность составления нового «Судебника и Уложенной книги, чтоб впредь по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». Уложенную книгу, по совместному решению царя, освященного собора и боярской думы, было поручено составить «приказу бояр»: князьям Н.И. Одоевскому и С.В. Прозоровскому, окольничему князю Ф.Ф. Волконскому, а также дьякам Г. Леонтьеву и Ф. Грибоедову. 1 сентября 1648 г. новый Земский Собор должен был начать слушание проекта Уложения. К его началу князь Н.И. Одоевский «с товарыщи» подготовили корпус источников, на которые должно было опираться новое законодательство: Кормчие книги, Литовский статут, судебники, царские указы, боярские приговоры и другие. С 3 октября началось чтение и утверждение составленного текста. Как полагают, Уложение было утверждено Земским Собором 29 января 1649 г. После этого царь приказал «то все Уложенье написати на список» и «закрепить тот список» рукоприкладствами участников собора. Оригинал Соборного Утюжения представляет собой столбец длиной в 309 м. На его лицевой стороне расположен текст Соборного Уложения, написанный несколькими писцами. На обороте – 315 подписей участников Собора. На практике указанным столбцом не пользовались. По приказу Алексея Михайловича текст «слово в слово» был «списан» в книгу, которую заверили своими подписями дьяки Г. Леонтьев и Ф. Грибоедов. После этого «с тое книги» следовало «напечатать многие книги» – для рассылки в московские приказы и на места. По мнению исследователей число печатных экземпляров Соборного Уложения составляло около 1200. От предшествовавших законодательных актов Соборное Уложение царя Алексея Михайловича отличается не только большим объемом (25 глав, разделенных на 967 статей), но и более сложной структурой. В кратком введении излагаются мотивы и история составления Уложения. Главы построены по рассматриваемому объекту правонарушения, тематически они выделяются своеобразными заголовками. Так, например, 1-я глава называется «О богохульниках и церковных мятежниках». Созданное в середине XVII в., Соборное Уложение на протяжении длительного времени оставалось основным кодексом российских законов. За почти два столетия – со второй половины XVII-го и до первой половины XIX в. – оно обросло множеством дополнений, уточнений, изменений. Ко времени правления царя Алексея Михайловича относится первая попытка создания постоянно действующего суда для купечества. Глава Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин составил Новоторговый устав, утвержденный 22 апреля 1667 г., который учреждал особые таможенные суды, состоявшие из «лучших людей». Новоторговый устав создал, по существу, единый специализированный Купеческий приказ и ввел специальную систему судов, которые должны были осуществлять судопроизводство по делам, связанным с внешней и внутренней торговлей и обстоятельствами, ей сопутствующими. В последней четверти XVII-го – первой половине XVIII в. таможенные суды играли важнейшую роль в судопроизводстве по торговым делам. В этот же период в судопроизводстве, осуществляемом таможенными судами, появляется ряд особенностей, указывающих на тенденции зарождения в судебной системе отдельной ветви судов, рассматривающих экономические споры, которые руководствуются своими принципами. 25. Утверждение абсолютизма в первой четверти 18 века. Абсолютизм - абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности. Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота. В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699—1711 гг. — от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана. Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям. В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. 1) Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) – недаром выражение «прорубил окно в Европу» 2) В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. 3) Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. Позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр провел ревизию Патриаршего дома. Нашел злоупотребления, отменил выборы нового патриарха и поручил митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. образуется Монастырский приказ – светское учреждение для управления делами церкви. Вот тут-то Церковь и начала терять свои позиции перед государством. Петр ссылаясь на идею об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, начинает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ сокращал число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно обращаться в Монастырский приказ. В последствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривает уничтожение института патриаршества и образование нового органа – Духовной коллегии, а потом «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентом – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Многие церковнослужители были недовольно и Петр психанул. В итоге принятие духовного регламента превратило священнослужителей в чиновников и начальник их был светское лицо – обер-прокурор. 27.Реформа местного управления в первой половине 18веке. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом, слаженном аппарате на местах. С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713–1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд – провинция – губерния. Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды. Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров. В 1718–1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный Магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам. Дальнейшее развитие местное управления в империи получило в ходе губернской реформы 1775 г. Екатерины II. |