Главная страница
Навигация по странице:

  • Достоинство индукции

  • философия. 18 Индуктивный метод Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта


    Скачать 26.63 Kb.
    Название18 Индуктивный метод Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта
    Дата11.10.2022
    Размер26.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #728371

    18) Индуктивный метод Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта

    1)Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение

    на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы

    плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции

    Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно

    которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с

    помощью четких логических приемов.

    Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении

    возможностей, интенсификации процесса познания.

    Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если

    несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что

    данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом

    отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке,

    подтверждении индукции). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее

    неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как

    можно большего опыта во всех областях знания.

    2) То, что в основе бытия и познания лежит разум, Рене Декарт доказывал следующим

    образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку

    (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т.

    д.), зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли

    окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно,

    сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах.

    Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку

    мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление

    является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой

    разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи

    Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его

    философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

    21) Философская мысль Г. Лейбница

    Учение Лейбница – монадология. Монада (одно, единое) – это наименьшая, далее неделимая, часть мира, обладающая психическими свойствами. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, – духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находятся неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления. Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира. Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это – Бог. Он творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу монада человеческой души.

    Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой – защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

    Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, Лейбниц рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений, или состояний, тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как о концентрированном мире, зеркале единой и бесконечной Вселенной.

    25) Немецкая классическая философия (общая характеристика)

    Общая характеристика немецкой классической философии.

    Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой
    философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот
    период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее
    выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

    В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

    1. объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

    2. субъективный идеализм (Фихте);

    3. материализм (Фейербах).


    Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

    1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического
    мировоззрения;
    2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;
    3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
    НЕОБЯЗАТЕЛЬНО

    (Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

    • диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого

    познания: чувств, рассудка и человеческого разума;


    • диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к

    взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых

    происходит развитие самосознания человека;

    • Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического

    развития, природа у него — развивающийся дух;


    • Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической

    диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как

    процесс, т.е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии,

    противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном

    движении;

    • Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и

    изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание

    человека и материальная природа).
    Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

    человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям

    разума;

    • Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

    • Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и

    индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с

    внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные

    общественные формы;

    • Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический

    материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для

    себя и объектом для другого человека.

    Все представители классической немецкой философии определяли ее как

    специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

    • Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

    • Шеллинг — натурфилософию, онтологию;

    • Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический,

    социально-политический;

    • Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли

    философия природы, логика, философия истории, история философии, философия

    права, философия государства, философия морали, философия религии, философия

    развития индивидуального сознания и др.;

    • Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии,

    гносеологии и этики.)

    26) Философия субъективного идеализма в немецкой классической философии

    1)Субъективный идеализм - это Философская концепция в рамках немецкой классической философии, согласно которой объективный мир нельзя рассматривать как существующий независимо от познавательной деятельности субъекта

    2) Философия Фихте представляет собой систему субъективного идеализма. Фихте был ярым критиком материализма, слабость которого, по мнению философа, заключалась в том, что материализм был не способен обосновать, как из материи возникает мышление. Философия Фихте же напротив показывала, как может возникнуть бытие из мышления. Для того чтобы это показать, необходимо ориентировать мыслительную деятельность субъекта на рефлексию о самом себе и своих актов мышления. В этом случае само-рефлексия становится объектом мышления. Так получается переход от субъекта к объекту, а значит, от мышления к бытию.

    27) Объективный идеализм в немецкой классической философии

    1)Объективный идеализм - это одно из философских направлений в рамках немецкой классической философии, развиваемое Ф.Шеллингом, согласно которому первоосновой всего сущего является НЕ личное человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание.

    2)Переход от субъективного к объективному идеализму в немецкой классической философии связан с Ф. Шеллингом (1775-1854). Согласно убеждению немецкого мыслителя, подлинная философия должна соединять и примирять идеальное и реальное, конечное и бесконечное.


    написать администратору сайта