18.Прецедентные тексты. 18. Тема Прецедентный текст Цели
Скачать 20.26 Kb.
|
18.Тема:Прецедентный текст Цели: 1.Развивать ассоциативное мышление учащихся, закреплять научные понятия. 2.Отрабатыватьформальные признаки частей речи, расставлять знаки препинания, аргументируя свой выбор 3. Показать выразительные возможности намеренного отклонения от обыденной речи и литературных норм, показать нетрадиционные методы обучения речевому творчеству. 4. Научить «переводить» высказывание с языка одного функционального стиля на другой. «Все есть лекарство - и все есть яд. Тем и другим делает только доза». Гиппократ Ход урока: 1.Слово учителя. -Вспомните, на одном из уроков русского языка я вас очень рассмешила, прочитав вам текст Л. Петрушевской « Пуськи бятые»: Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! ( Вариант перевода) Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся. А божья коровка говорит за опушкой: - Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы! И известное вам предложение, составленное русским лингвистом Л.В.Щербой: «Глокая куздра…» по началу у вас вызывало недоумение. На международной конференции учителей средних школ и преподавателей различных университетов, которая называлась “Люди, языки и культуры в третьем тысячелетии”. Выступающие профессора не боялись надевать клоунские колпаки во время выступлений, именно это привлекало и удивляло, помогло утвердиться в мысли о том, что на веселом материале можно и нужно учить серьезному. 2. Ребята, сегодня мы будем переводить с русского на русский, Например, нужно найти причастие и деепричастие, аргументировать свой выбор в тексте: “Отплякиваясь от сурых пляк, пять гамсиков шмырнули на глын десять гнусиков. Сколько гамсиков, отплякивающих от сурых пляк, шмырнули на глын гнусиков?” А теперь поработайте над средствами выразительности звучащей речи, задание: прочитайте и сыграйте с разной интонацией (торжественно, радостно, грустно, трагически, комически ) стихотворение Л. Керолла: Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкали зелюки, Как мюмзики в мове… Историческая справка (Поэты –песенники выработали когда-то своеобразный прием, позволяющий писать тексты на готовую мелодию, не зная нот и не обладая музыкальным слухом, позволяющим ее быстро запомнить, говоря современным языком, создали технологию построения текста. Вместе с композитором они сначала составляли “рыбу”: записывали вместо слов будущей песни названия всяких рыб, подбирая их так, чтобы можно было спеть на нужный мотив. (Например, песня “Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…” могла первоначально выглядеть так: Толстолобик, семга и навага, Толстолобик, корюшка, треска… Таким образом, на веселом материале можно отработать такие понятия, как ритм, рифма.) А теперь попробуем свои силы в жанре пародии 3.Задание: ( на распечатке) Определите связь деепричастий и глаголов, место причастного оборота и определяемого слова, как согласуются слова. Вспыхает небо, разбужая ветер, Проснувший гомон птичьих голосов – Проклинывая все на белом свете, Я вновь бежу в нетоптанность лесов. Шуршат зверушки, выбегнув навстречу, Приветливыми лапками маша: Я среди тут пробуду целый вечер, Бессмертные творения пиша. Но , выползя на миг из тины зыбкой, Болотная зеленовая тварь Совает мне с заботливой улыбкой Большой Орфографический словарь. (А. Матюшкин – Герке). 4.Практикум Игра: «На свете всё на всё похоже!». ♦ Подумайте, с чем можно сравнить снег, дорогу, зиму. Превратите сравнения в эпитеты и метафоры. ♦ С чем можно сравнить старый дуб? Придумайте героя, от лица которого вы будете подбирать сравнение: одинокий старик, пятилетний мальчик, юный гусар, наследница английского престола... Представьте себе душевное состояние этого человека, некий момент его биографии, в который он и взглянул на этот дуб, - все это поможет вам найти точные слова. ♦ Посмотрите в окно своей квартиры и найдите не менее трех символов. (Например: каждый вечер загорается старый, покосившийся, с выбитым стеклом фонарь - символ долга; выброшенная на свалку старая кукла - символ неблагодарности или ушедшей любви...). 2. подберите символ к одному из трёх: а) мужество, непреклонность; б) любовь, нежность; в) верность, преданность. 5.Внимание - лимерики! Игра «Сочиняем! Пробуем писать лимерики». мы пока не будем пытаться написать серьезное, настоящее стихотворение. Потренируемся в составлении веселой чепухи, чтобы научиться подбирать рифму и соблюдать ритм. Такой жанр в поэзии есть. Он называется лимерики - от названия ирландского города Лимерик, откуда и берет свое начало. Там жили когда-то большие фантазеры. Они придумывали стишки - потешки в четыре строчки - лимерики. В каждом стишке случается что-то смешное, глупое, нелепое. Давайте не переписывать или переводить с английского ирландские небылицы, а сочинять свои. Поводов для этого достаточно. Но условий будем придерживаться ирландских. Правила лимерика. • Стишок состоит ровно из четырех строчек. • Порядок рифм такой: аа(вв)а, то есть в третьей строке обязательна внутренняя рифма. • В первой строке надо непременно указать, с кем мы имеем дело: кто наш герой и откуда он или где происходит событие. Адрес может быть и настоящий, и вымышленный. • А дальше - произвольно. Скажем, во второй строке что-то говорится о герое, в третьей он совершает свой «героический» поступок, а последняя строчка часто повторяет первую слово в слово. Но может и не повторять. Это наше дело. Поясним правила на примере. Кто? Откуда? Один ученик из Калуги Чем отличился? имел боевые заслуги: Какие? в калошу папаше налил простокваши Кто? Откуда? один ученик из Калуги. Лимерики - прекрасный способ запомнить место ударения в слове и другие особенности произношения. Запоминаемое слово надо зарифмовать с хорошо знакомым. Зарифмуем, например, слова осетр и острога- колющее рыболовное орудие с несколькими (от 2 до 12) зубцами. 6.Подведение итогов На сегодняшнем уроке мы рассмотрели возможности отклонения от языковых норм, но возвращаюсь к тому , с чего начала наш урок – эпиграфу. Перечитаем и сделаем выводы. |