Урок по пьесе Горького На дне. Знакомство с героями. Конфликт и проблематика. Анализ 1го действия. Цели
Скачать 95.5 Kb.
|
Вводный урок по пьесе Горького «На дне». Знакомство с героями. Конфликт и проблематика». Анализ 1-го действия. Цели урока: образовательные: способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы пьесы Горького в сопоставлении с другими произведениями; развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев; воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности. Оборудование: - проектор (презентация к уроку, слайды); - портрет М. Горького; - иллюстрации к роману; - таблица: характеристика героев; Тип урока: работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов). Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.Методические приёмы: - Исследование афиши: (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев; прототипы героев); - осмысление названия произведения «На дне», работа со словом; - заполнение таблицы: цитаты о героях, особенности языка;- выразительное чтение по ролям 1-го действия. Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе «На дне», - это что лучше: Истина или сострадание? М Горький Горький нагромоздил гору величайших страданий... и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости. Л. Андреев о пьесе «На дне» Ход урока Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их. Повторение. Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства? Ответы учеников. Драма (греч. - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя). Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт. Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно». Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность. Учитель: а что значит оказаться на «дне»? Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим. Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь? Ученики: практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные. Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна. А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише. Проектор: Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву. . 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне». Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков. Учитель добавляет: напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал...Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль. Чем могло привлечь зрителей название пьесы? "Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи. Вопрос: Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий? Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке. Прототипы героев Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип: артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера; Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя; В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки. Сатин также писался с конкретного человека. Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому. Поговорим об именах, фамилиях Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА? - один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".) - Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи"). - В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор. Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин? Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры? О чём говорит род занятий действующих лиц? Клещ - слесарь, Квашня - торговка пельменями, Алёшка - сапожник, Кривой Зоб и Татарин - ключники. Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке. Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа). Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья. Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит? Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего. - Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос. Учитель: прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения) Учащиеся заполняют таблицу о героях, дома работу продолжат, сделают выводы и сдадут после изучения произведения. Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».
Знакомство с героями. Клещ. Всего полгода находится в ночлежке. Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда. Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность. В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой. Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...» Актёр. В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив. Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников. на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись". У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других. Бубнов. Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью. Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха». Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он. Когда-то имел мастерскую...пропил. «Ленив я. Страсть как работать не люблю». С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. Барон Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества. Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст». «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки. Васька Пепел. Богатырь по своей силе и душевной щедрости; Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором; Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна; Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу. Настя. В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.) Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки. Сатин. Появляется не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Оказался здесь потому, что убил негодяя. Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками. В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни. Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!» Лука. Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий». Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири. В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет. Для каждого находит ласковое слово, утешение. Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже. Чтение 1-го действия по ролям. На проекторе текст. (в драме важно появление героев, их первые реплики). Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу. Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя. Выводы после чтения. В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём. Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей. Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки. Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Учитель: это домашнее задание, ответить устно, опираясь на текст, образы Сатина и Луки, приводя цитат (заполнить таблицу). Рефлексия: составить синквейн по теме урока. |