дидактические игры март. Картотека дидактических игр Ласковое слово для мамы
Скачать 28.87 Kb.
|
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «Ласковое слово для мамы» Цель: Воспитывать внимание, любовь и уважение, заботливое отношение к родным. Дети –игроки встают парами друг против друга и делают шаги друг другу навстречу. Условия игры такие: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. Задача игроков- поочередно произносить вежливые слова. Называя слово правильно, игрок делает первый шаг вперед. Тот, кто затрудняется с ответом, пропуская ход. «Кем работает моя мама» Цель. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление форм творительного падежа имен существительных, притяжательных прилагательных). Оборудование. Мяч. Ход игры. Игра может проводиться в старшей или подготовительной группе. Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им образовать круг. Он бросает мяч детям по очереди и называет профессию мамы одного из них. Дети ловят мяч и, говоря, кем работает мама названного ребенка, бросают его обратно педагогу. — Мама Вовы — врач. — Вовина мама работает врачом. — Мама Сережи — учитель. — Сережина мама работает учителем. И т.п. «Найди маму» Мамы всем-всем-всем нужны, мамы разные важны. Помоги детенышам найти свою маму. (Картинки с изображением детенышей. Ребёнок находит картинку с подходящей мамой.) Послушай, как зверята будут поздравлять своих мам. Каждый по — своему Маму поздравит, Слушайте, слушайте, как: Му-у — телята, Пи- и – мышата, А поросята вот так: хрю – хрю! Каждый по – своему Маму поздравит, Слушайте, слушайте, как: Бе- бе – барашки, Чив-чирик – пташки, А медвежата вот так: у-у-ух! Каждый по – своему Маму поздравит, Слушайте, слушайте, как: Мяу – котята, Вау – щенята, А жеребята вот так: и-го-го! «Мамы всякие нужны» Цели. Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы дательного падежа имен существительных, составление сложноподчиненных предложений). Оборудование. Картины «Мамы всякие нужны», предметные картинки с изображением орудий труда, инструментов, оборудования (шприц, пузырек с йодом, пипетка; стоматологическое кресло, стоматологическое зеркало, пинцет; стеллаж, компьютер, книги; кассовый аппарат, компьютер, чековая лента; зеркало, ножницы, расчески; классная доска, мел, указка; манекен, вешалка, портновский метр; рояль, ноты, металлофон). Ход игры. Игра может быть проведена в старшей или подготовительной к школе группе. Педагог размещает на полу или ковре картины «Мамы всякие нужны», а на столе — карточки с изображением инструментов, орудий труда, оборудования. Детям предлагается выбирать карточки по одной и размешать их на картине рядом с изображением того специалиста, которому нужен для работы этот предмет, комментируя свои действия: — Рояль нужен музыкальному руководителю, для того чтобы играть на нем. — Ножницы нужны парикмахеру, для того чтобы делать стрижки. — Зеркальце нужно стоматологу, для того чтобы видеть зубы пациента. — Кассовый аппарат нужен кассиру, для того чтобы выбивать чеки. — Шприц нужен медсестре, для того чтобы делать уколы. И т.п. «Природа и человек» Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа. Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу.После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру. «Наоборот». Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.) «Мое облако» Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы). Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза. Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем. «Закончи предложение» Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…» «Летает – не летает» Цель: развивать слуховое внимание. Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой». «Лесник» Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена). Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник»говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей, давайте наберем семян». Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся. «Расскажи без слов» Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями. Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы. Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники. «Вспомни разные слова» Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его следующему, как бы передать его, следующий говорит то же одно слово, повернувшись к третьему ребенку. По очереди все дети должны произнести по одному слову. Через 3 круга игра останавливается. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга. Правила игры. Нельзя повторять одно слово дважды. «Какая? какой? какое?» Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая… Пальто – теплое, зимнее, новое, старое… Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая… Дом – деревянный, каменный, новый, панельный… «Какое время года?» Цели: учить слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатель и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года, затем читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года. «И я» Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора. Ход игры. Воспитатель говорит детям, что будет рассказывать историю. Когда он остановится,дети должны сказать: «И я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, то говорить их не надо. Иду я однажды к реке… (и я). Рву цветы и ягоды… По дороге попадается мне наседка с цыплятами… Они клюют зернышки… Гуляют по зеленой травке… Вдруг налетел коршун. Цыплята и наседка испугались… И убежали… Когда дети поймут правила игры, они сами смогут придумывать короткие рассказы. «Это правда или нет?». Цель: находить неточности в тексте. Ход игры.Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле». Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей. Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно. ели. Формирование интереса и потребности в чтении Задачи. 1. Формировать знания о писателях. 2. Закрепить знания о знакомых произведениях. 3. Развивать литературную речь. 4. Приобщать к словесному искусству, в том числе развить художественное восприятие и эстетический вкус. Материал. Игровое поле с изображением писателей, или народов мира. Карточки с изображением героев, сюжеты произведений. од. 1. Назвать имя писателя. Ведущий называет произведение, показывает соответствующую карточку, ее могут взять дети только назвав правильно автора. Назвать героя произведения. Дети отгадывают загадки, о героях произведения, вспоминают название и имя автора. «Сказочные клубочки». Задачи: развитие памяти, речи. Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?» «Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»). - Угадай сказку по трём словам: 1) Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят») 2) Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами решает задачи: - развитие памяти, внимания, образного мышления - перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы Работа с мнемотаблицей ведётся поэтапно: Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано. Этап 2. Осуществление перекодировки информации (домик – крыша, волк – зубами щёлк и т.д.). Этап 3. Пересказ. Волшебные предметы» А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались: - волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце) - головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка) - длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка) - волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец) Полетушки Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает». - Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает! Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз , когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков. Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель. «Волшебная корзинка» Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги. Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись. 1. Буратино (ключик) 2. Оле -Лукойле (зонтик) 3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик) 4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр) 5. Аладдина (лампа) 6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво) 7. Элли (серебряные башмачки) 8. Маленького мука (туфли) 9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая) 10. Баба Яга (ступа, помело) 11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет) После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи: В нашей волшебной корзинке Лежат расписные картинки Ну-ка, ну-ка, ты давай Быстро сказку угадай. Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал. «Отгадай сказочного героя» Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? - Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да». Вариант. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы |