ИЗО в начальных классах. ПП 2 класс ИЗО. Урок 1 Рисование с натуры. Красота осенних деревьев
Скачать 0.5 Mb.
|
Урок 1 Рисование с натуры. «Красота осенних деревьев» Цели: обучить выполнению изображений с натуры; развивать умение анализировать специфические свойства акварели и гуаши; воспитывать желание передавать в работе эмоции и эстетические чувства. Оборудование: Изобразительный ряд: коллекция осенних листьев деревьев разных пород; образец педагогического рисунка «Осенние листья; репродукция картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Литературный ряд: Ю. Щербаков. «Осень». Ход урока I. Организация класса. 1. Приветствие учителя. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Смачивание красок. II. Постановка темы урока. Учитель. Посмотрите, какой красивый у нас сегодня класс! Что его так украсило? (Ответы детей.) Конечно, наш кабинет преобразился после того, как вы принесли букеты из осенних листьев. Сейчас мы будем учиться передавать красоту осенних листьев в своих работах. III. Вводная беседа. 1. Анализ репродукции: В. Д. Поленов. «Золотая осень». Учитель. Посмотрите, как это сделал замечательный русский художник Василий Дмитриевич Поленов в картине «Золотая осень». На картине мы видим излучину реки, Высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план – поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным ровным светом. В пейзаже В. Д. Поленова мы как бы идем по тропинке над рекой. В картине изображен уголок Подмосковья, знаменитые своей красотой места под Тарусой, близ Серпухова, где Поленов жил и работал многие годы. Его пейзаж написан с высокого берега реки; внимательно и любовно всматривался художник в жизнь осенней природы. Цвет является главным помощником художника в передаче эмоций и эстетических чувств рисующего. 2. Литературный ряд. Учитель. Послушайте, как поэт Юрий Щербаков передал свое восхищение красотой осенних листьев в стихотворении: ОСЕНЬ Карусели, карусели! Всюду листья полетели. С крепких веток сорвались – Закружились, понеслись. Желтые… Розовые… Кленовые… Березовые… И в мое влетел окошко, Опустился на тетрадь Листик дуба, Как ладошка – Мне Здоровья Пожелать! С праздником Осенним! С ярким, Карусельным! IV. Актуализация знаний учащихся. Учитель. Сегодня работаем с натуры, то есть изображаем предмет так, как его видим. Вы умеете работать акварелью и гуашью. Вспомним правила работы этими красками. Акварель – краска, которая предполагает использование большого количества воды. Работы, выполненные акварелью, выразительны. Гуашь – краска, используемая для декоративных работ. Как вы считаете, акварель или гуашь больше подходят для выполнения осенних листьев? Работу начинаем с определения общих размеров рисунка. Так как мы рисуем несколько листьев, то сначала надо определить общие размеры рисунка. Помните, что между листьями будет небольшой промежуток, а вот вокруг поле будет намного больше. V. Педагогический рисунок. Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах. Образец рисунка «Осенние листья». 1. Компоновка. Размещаю листья на плоскости бумаги. Отмечаю высоту листьев и ширину. Сверяю пропорции листьев в натуре и нарисованных. Проверяю композиционное расположение – вокруг группы листьев места оставлено больше, чем между ними. 2. Определение пропорций. Определяю форму, в которую можно вписать каждый лист. На что похож лист ивы? (Ответы детей.) – Верно, лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.) – Правильно, лист сирени похож на треугольник. Лист груши состоит из двух форм – большого овала и маленького треугольника. Чтобы листья получились красивыми, проведу осевую линию – посередине каждой геометрической формы. Теперь проверяю, чтобы с каждой стороны от осевой линии были одинаковые расстояния. 3. Работа цветом. Окрашиваю листья в локальные цвета – те, которые имеются в наибольшем количестве. Зеленый цвет – для сирени, желтый – для ивы, красный – для груши. 4. Детальная проработка цветом. Как вы считаете, рисунок уже закончен? (Ответы детей.) – Верно, чтобы передать красоту осенних листьев, надо в каждый листочек добавить дополнительные оттенки. Какие цвета можно влить в желтый цвет ивы? – Для листа ивы можно добавить оттенки темно-зеленого, а по краю подчеркнуть и коричневым цветом. А какие оттенки вы увидели в листиках сирени? Как украсить лист груши? – Молодцы! Лист груши самый нарядный. Чтобы он получился таким, как в натуре, надо добавить коричневые, бордовые, малиновые оттенки. Итак, для создания более реалистического впечатления от рисунка выполненных листьев, надо каждый из них детально проработать цветом. В зеленый лист сирени добавляю желтоватые и коричневые оттенки. А вот для листа ивы характерен кроме зеленого цвета еще цвет под названием «охра». Посмотрите на эту краску. Охра бывает золотой – цвет, являющийся промежуточным между желтым и оранжевым. А еще есть светлая охра – промежуточный оттенок между желтым и коричневым цветом. Так вот для листа ивы характерен оттенок светлой охры. При прорисовке листа груши используем не только красный цвет, но и коричневый, бордовый, а прожилки можно сделать желтым цветом. Теперь коричневым цветом прорисую черенки и прожилки на других листиках. Рисунок закончен (см. Приложение). VI. Практическая работа. Задание. Выполните красивые осенние листочки, постарайтесь при этом использовать все возможности цвета. VII. Итог урока. 1. Выставка работ учащихся. Учитель. Перед вами лучшие работы. Красивые листья получились потому, что вы учитывали особенности работы акварелью. 2. Обобщение изученного материала. Учитель подводит итоги изученного и выполненного на уроке. Какими возможностями обладает акварель? – Верно, акварельные краски предполагают использование большого количества воды. Работы, выполненные акварелью, прозрачны – через красочный слой просвечивается белизна бумаги. А какими возможностями обладают гуашевые краски? – Правильно. Гуашь – краска, которую используют при украшении каких-либо поверхностей, при выполнении декоративной работы. Гуашь меньше подходит для рисования с натуры. Поэтому сегодня на уроке мы выполняли работу акварельными красками. Урок 2 Рисование с натуры. «Дары осени» Цели: познакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; изучить формы овощей и фруктов, их локальный (общий) цвет; развивать наблюдательность, умение видеть характерный цвет изображаемых предметов; воспитывать у детей уважение к труду сельских тружеников. Оборудование: Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка «Фрукты и овощи»; репродукция картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»; фрукты и овощи, вылепленные учащимися на уроках технологии (муляжи). Литературный ряд: русские народные загадки о фруктах и овощах. Ход урока I. Организация класса. 1. Приветствие класса. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Смачивание красок. II. Постановка темы урока. Учитель. Сегодня нам предстоит выполнить рисунок с натуры овощей и фруктов. Отгадайте, что мы будем изображать. III. Актуализация знаний учащихся. Учитель предлагает детям послушать загадки: Ему нет равных, вроде, Ни в саду, ни в огороде! Так красиво и вкусно, Как награда нам оно! Так что это? (Ответы детей.) – Верно, это яблоко. Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней … (помидора). А вот третий предмет угадайте на ощупь. – Правильно, только у груши вытянутая кверху вершина. IV. Вводная беседа. Учитель. Вы обратили внимание на красоту формы и цветовой окраски овощей и фруктов. Чтобы вырастить эти фрукты и овощи, люди много работают. Труд сельских тружеников надо ценить и уважать. А как вы помогаете своим родителям, бабушкам в работе на даче, огороде? (Ответы детей.) 1. Анализ формы овощей и фруктов. Учитель. На уроках труда вы лепили овощи и фрукты. Рассмотрим их форму. Чем форма груши отличается от формы яблока? Правильно, у яблока округлая форма, а у груши вытянутая кверху. В чем сходство между помидором и яблоком? Помидор более приплюснутый по форме, нежели яблоко. 2. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Учитель. Многие художники обращались к такому жанру изобразительного искусства, как натюрморт. Натюрморт – картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы. Сам термин, обозначающий такие произведения, происходит от французского nature morte, что буквально означает «мертвая натура». 3. Анализ натюрморта: И. Т. Хруцкий. «Цветы и плоды». Учитель. В русском искусстве известен натюрморт, выполненный художником Иваном Трофимовичем Хруцким. Как бы вы назвали данную работу? (Ответы детей.) – Иван Трофимович назвал работу «Цветы и плоды». Это произведение постоянно привлекает к себе внимание зрителей и воспринимается ими с большой симпатией. Натюрморт И. Т. Хруцкого написан с подлинным мастерством, все предметы в картине подобраны очень продуманно и кропотливо прописаны. В богатом по краскам подборе явно преобладают цветы светлых тонов, особенно желтые. Желтый цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны от вазы, – в корзине с персиками и в груде плодов, среди которых выделяется большая тыква. Желтый цвет преобладает по краям и вверху, в центре. А где художник разместил фрукты? (Ответы детей.) – Верно, автор как бы случайно сгруппировал плоды в правом углу картины. С огромной тыквы красиво и небрежно свисает кисть винограда. В глубине справа чуть поблескивает стеклянный графин, слева видна корзина, полная ягод. Самым привлекательным в картине Хруцкого оказывается почти настоящее изображение фруктов: при помощи светотени ему удалось донести до зрителя ощущение их объемности, округлости. Хруцкий мастерски сумел передать нежность цветочных лепестков и шероховатость листьев, пушистую поверхность персиков, их сочный влажный излом, грубую дранку корзины. Художник великолепно сопоставил грубоватую кожуру тыквы и чуть пористую лимона, матовую поверхность груши и блестящую яблока, изобразил виноград, как бы налитый прозрачным соком. Не менее блистательно написана ваза, ее поверхность украшена рельефом с изображением животных. Красиво написан стакан, наполненный чистой прозрачной водой с плавающей в ней аппетитной долькой лимона. В произведении Хруцкого мы находим спокойную, уравновешенную композицию; художнику было важно сделать предметы прежде всего такими, какими они бывают в натуре. Цвет соответствует их природной окраске, хотя и трактуется Хруцким довольно эффектно. V. Педагогический рисунок. Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах. Образец рисунка «Фрукты и овощи». 1. Компоновка рисунка. Определим место фруктов на листе бумаги. Так как мы изображаем три предмета, то сначала проведем горизонтальные линии, ограничивающие расположение предметов по высоте листа. При этом вверху места должно быть немного меньше, чем внизу. Теперь отмечаем место центрального предмета – груши, а затем определяем положение яблока и помидора. 2. Построение формы предметов. Обозначим геометрические формы, в которые можно вписать каждый из фруктов. Для груши такой формой является треугольник, для помидора – прямоугольник, а для яблока – квадрат. Прорисуем более детально каждый из предметов. 3. Работа цветом. В работе мы передаем общий, наиболее характерный цвет изображаемых объектов. Посмотрите внимательно на фрукты и овощи. Так каков «общий цвет» яблока, груши и помидора? (Ответы детей.) – Верно, яблоко – желтое, помидор – красный, а груша – зеленая. Выполним заливку фруктов этими цветами. 4. Детальная прописка предметов. А теперь прорисуем каждый из предметов, добавляя оттенки. Какие цвета можно добавить в изображение каждого из фруктов? (Ответы детей.) – Верно, в грушу можно добавить коричневую и синюю краски. У яблока можно дописать красный бочок. А помидор украсят коричневые и бордовые оттенки. Посмотрите, фрукты получились почти такими же, как и в натуре. Рисунок закончен (см. Приложение). VI. Практическая работа. Задание. Теперь попробуйте выполнить фрукты такими же, какие находятся перед вами. VII. Итог урока. 1. Выставка работ. Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Их авторы правильно скомпоновали свои предметы на листе бумаги. Кроме того, удачно передали не только форму предметов, но и точно определили их цвет. Всего этого ребята добились благодаря своей наблюдательности. 2. Обобщение изученного материала. Вопросы классу: С каким автором вы сегодня познакомились? Как называется работа И. Т. Хруцкого? Как в изобразительном искусстве называется жанр, при котором художник изображает группу неодушевленных предметов, объединенных общей темой? Учитель. Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке. Урок 3 Декоративная работа «Веселые узоры» Цели: ознакомить с произведениями и историей развития Полхов-Майданской росписи; развивать эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров; воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству. Оборудование: Изобразительный ряд: образец работы учителя «Веселые узоры»; образцы декоративно-прикладного искусства: – расписная деревянная доска; – вязаные варежки с вышивкой; – керамическая ваза; образцы произведений Полхов-Майданской росписи (грибок-копилка, шкатулка, матрешка). Ход урока I. Организация класса. 1. Приветствие класса. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Смачивание красок. II. Постановка темы урока. Учитель. Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную работу – рисовать узор. Эти узоры вам будут служить для выполнения другого задания. На уроках технологии вы будете делать бумажные салфетки, а сегодняшние узоры будут служить их украшением. III. Актуализация знаний учащихся. Учитель. Посмотрите на предметы, которые я принесла на урок. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас мира. IV. Вводная беседа. Учитель. Все эти предметы относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни. Например, когда мне надо поставить цветы в воду, то я для этого беру красивую вазу, а не стеклянную банку. Если я вяжу для ребенка варежки, то украшу их вышивкой. А если задумаю украсить кухню, то для этого распишу деревянную доску. Рассказ сопровождается показом расписной деревянной доски, вязаных варежек с вышивкой, керамической вазы. Декоративно-прикладное искусство широко используется в нашей жизни. Посмотрите вокруг – все стенды и репродукции картин, красочная роспись на стенах нашего кабинета и в коридорах школы – это тоже относится к декоративно-прикладному искусству. Люди издавна занимались созданием красивых вещей, не только полезных, но и украшающих нашу жизнь. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно-прикладных изделий. Эти вещи, выполненные умельцами, наиболее ярко передавали национальные особенности, характеризовали быт и обычаи разных народов. V. Изучение нового материала. 1. Специфические особенности Полхов-Майдана. Учитель. В первом классе вы узнали о таких народных промыслах, как Хохлома, Дымково, Городец, Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России народного промысла – Полхов-Майдана. Посмотрите, какие красочные, нарядные вещи создают мастера Полхов-Майдана. Но эти вещи не только радуют глаз, они еще и служат нам в жизни. Как служат? (Ответы детей.) – Верно. Это – грибок-копилка, а это – шкатулка для мелких предметов. – Посмотрите, какими выразительными кажутся цвета, используемые мастерами. С помощью чего они добиваются этого? (Ответы детей.) – Правильно, художники каждый элемент росписи обводят черным контуром, и за счет этого каждый цвет кажется намного более ярким. А какие элементы чаще всего используют мастера Полхов-Майданской росписи? – Да, характерными элементами этой росписи являются цветы с пятью лепестками, ягоды смородины и яблоки. При этом у мастеров Полхов-Майдана есть свой секрет. Чтобы цвета были еще более «звучными», художники сначала все элементы росписи покрывают желтым цветом, а затем уже расписывают красным, зеленым цветом. И все-таки небольшой краешек у яблока и у цветка серединка остаются нетронутыми – желтого цвета. Я надеюсь, что вам понравились произведения умельцев из Полхов-Майдана. В этих праздничных и жизнерадостных узорах народные мастера отражают любовь к родному краю. 2. Работа над понятиями «узор», «ритм». Учитель. Сейчас мы говорили об узоре. Показывает узор. Что это? (Ответы детей.) – Верно, узор – это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета. А кто помнит, что такое ритм? (Ответы детей.) – Да, ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов. 3. Линия симметрии. Учитель. Сегодня мы выполняем очень веселый узор, и приемы для его исполнения будут необычными. Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья – приемом прикладывания кисти с дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. Помните, что вы сегодня выполняете узоры, которые будут служить украшением бумажных салфеток, которые вы изготовите на уроках технологии. Поэтому надо работу выполнить очень аккуратно. В этом нам поможет линия симметрии – это линия, которая делит ту или иную фигуру на две равные и похожие части. В декоративных работах эта линия имеет большое значение. Посмотрите, как я буду использовать линию симметрии. |