Главная страница
Навигация по странице:

  • II. Постановка темы урока.

  • III. Актуализация знаний учащихся.

  • В картине Ю. Подлясского «С колхозных полей»

  • V. Изучение нового материала

  • VI. Педагогический рисунок.

  • VII. Самостоятельная работа учащихся.

  • Уроки

  • Оборудование

  • Ход уроков I. Организация класса.

  • Евгений Иванович Чарушин

  • V. Изучение нового материала.

  • ИЗО в начальных классах. ПП 2 класс ИЗО. Урок 1 Рисование с натуры. Красота осенних деревьев


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеУрок 1 Рисование с натуры. Красота осенних деревьев
    АнкорИЗО в начальных классах
    Дата29.07.2021
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПП 2 класс ИЗО.doc
    ТипУрок
    #225696
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Ход урока

    I. Организация класса.

    1. Приветствие класса.

    2. Проверка готовности к уроку.

    3. Смачивание красок.

    II. Постановка темы урока.

    Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим тему осени и рассмотрим труд людей в эту пору года.

     Чем занимаются сельские труженики осенью? (Ответы детей.)

    III. Актуализация знаний учащихся.

    Учитель. Правильно, осенью труд колхозников в основном состоит в уборке урожая.

     Почему мы сегодня говорим о труде сельских тружеников?

    Конечно, сейчас, осенью, от труда этих людей зависит то, что мы увидим на наших столах зимой.

    IV. Вводная беседа.

    1. Анализ репродукции: Ю. Подлясский. «С колхозных полей».

    Учитель. Перед вами работа, посвященная созидательному труду нашего народа. Изображение труда, создание образа труженика, рабочего в русском искусстве имеет давнюю и хорошую традицию. Этой теме посвятили свои лучшие произведения многие выдающиеся мастера русской живописи XIX века. Русские художники изображали своих героев жертвами нелегкого, подневольного труда, но вместе с тем они видели в них главную движущую силу истории. Вот почему им не только сочувствовали, но и восхищались. В картине Ю. Подлясского «С колхозных полей» все пронизано верой в человека труда, горячей любовью и уважением к нему. По дороге мчится машина с богатым урожаем. Скромным труженикам, подлинным героям автор уделил главное внимание. Художник с искренней любовью и большой жизненной убедительностью показал людей – творцов новой жизни. Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников.

    2. Характеристика труда осенью.

    Вопросы классу:

     Чем занимаются сельские труженики осенью в саду?

     Какие работы ведутся в это время в поле?

     Чем вы помогаете своим родителям и бабушкам с дедушками в уборке урожая?

     Кто из вас работал на пришкольном участке?

    3. Музыкальный ряд.

    Учитель. Послушайте песню «Что нам осень принесла».

     Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Ответы детей.)

    V. Изучение нового материала (беседа учителя).

     Какие сюжеты вы придумали на тему «Богатый урожай»?

    – Возможны различные варианты композиции. Можно нарисовать, как люди убирают в поле капусту, хлеб, картофель. Также интересным будет рисунок с изображением сбора яблок в саду. А, возможно, вы изобразите себя, убирающим в огороде морковку или арбузы. Возможны и другие сюжеты: сбор урожая на пришкольном участке, перевозка капусты и картофеля на машинах в город, продажа овощей и фруктов в магазине.

     А вы видели в жизни или по телевизору, на картинках или в книгах, журналах, как собирают в конце лета и осенью богатый урожай в поле, в садах и огородах? (Ответы детей.)

     Как лучше скомпоновать рисунок, ведь главное в нем – труд людей? (Ответы детей.)

    – Верно, лучше лист располагать по горизонтали и крупно выполнять рисунок человека на первом плане.

    VI. Педагогический рисунок.

    Учитель объясняет этапы выполнения работы и показывает на образцах.

    Урок 1

    Образец рисунка «Богатый урожай» (в карандаше).

    1. Сначало надо расположить лист по вертикали. Определим линию горизонта. Наметим место расположения главных героев – одного или нескольких людей.

    2. Теперь, чтобы композиция смотрелась красиво, грамотно расположим деревья, находящиеся за героем. Сначала деревья крупные, при удалении они уменьшаются.

    3. Выполним фигуру человека. Он расположен на первом плане, рисую его крупно. Определяю размер головы, ширину плеч, длину рук, их движение. Намечаю одежду – куртку и брюки. На голове нарисую кепку. Мальчик в моем рисунке срывает яблоко с ветки дерева. Нарисую корзины с яблоками, лестницу около дерева.

    4. Теперь выполняю детальную прорисовку всех предметов. Рисунок закончен (см. Приложение).

    Урок 2

    Образец рисунка «Богатый урожай» (в цвете).

    1. Выполняю небо – широкими горизонтальными мазками голубого цвета. Чем ближе к земле, тем больше в краске воды. Главное – не закрасить другие объекты. Но и белых мест не должно оставаться.

    2. Теперь выполняю в цвете землю. Чем ближе к нам земля, тем более яркой и более теплого цвета она должна быть. Вы должны помнить, как этого добиться с помощью добавления в зеленый цвет сначала чуть синего цвета для написания дальнего плана, а потом цвета охры для выполнения переднего плана.

    3. Главного героя выполню яркими цветами – он в центре картины. Красная курточка и синие брюки на моем герое будут видны издалека, а кепку выполню коричневым цветом. В работе использую дополнительные оттенки – для курточки и брюк это коричневый цвет, а для кепки – синий цвет. С помощью дополнительных оттенков напишу тень по контуру фигуры мальчика, и тогда она будет казаться объемной.

    4. Выполню в цвете деревья – зелень листвы должна отличаться от цвета земли. Поэтому в зеленый цвет добавлю чуть желтого цвета. Прорисую тонкой кистью все детали. Яблоки, корзину с фруктами, лестницу можно чуть подчеркнуть коричневым цветом. Рисунок закончен (см. Приложение).

    VII. Самостоятельная работа учащихся.

    Задание. Выполните рисунок на тему «Богатый урожай», используя один из сюжетов придуманных нами картин.

    VIII. Итог уроков.

    1. Выставка работ учащихся.

    Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Очень хорошо, что вы нарисовали картины с разными сюжетами.

    2. Обобщение материала, изученного на уроке.

    Вопросы классу:

     С каким произведением вы сегодня познакомились?

    – Верно, это произведение Ю. Подлясского «С колхозных полей». Художник воспел в нем раздолье русской земли, силу и красоту человека труда.

     А вам удалось передать в ваших работах красоту труда селян?

    – Вы очень старались и у многих работы действительно отражают уважение к труду сельских тружеников.

    Уроки 9–10
    Декоративная работа
    «Мы рисуем сказочную птицу»


    Цели: ознакомить с произведениями иллюстратора детских книг Е. Чарушина; развивать фантазию и умение творчески стилизовать формы животного мира в декоративные; воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

    Оборудование:

    Изобразительный ряд: Е. Чарушин. «Детки в клетке»; образцы педагогического рисунка «Сказочная птица» (карандаш, гуашь); образцы птиц-свистулек из Полхов-Майдана.

    Ход уроков

    I. Организация класса.

    1. Приветствие класса.

    2. Проверка готовности к уроку.

    3. Смачивание красок.

    II. Постановка темы урока.

    Учитель. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в сказку и выполним рисунки, посвященные сказочным героям.

    III. Актуализация знаний учащихся.

    Учитель. Человека издавна окружали животные и птицы. Многие из братьев наших меньших приносят человеку большую пользу.

     Какую пользу приносят животные и птицы?

    Верно, птицы уничтожают различных вредных насекомых, приносящих большой урон урожаю на огороде и в саду. Вот почему человек должен бережно относиться к птицам, любить их. Красота движений, линий, форм, цветовой окраски животных постоянно привлекает глаз человека, и поэтому птицы часто являются объектами изображения художников и народных мастеров. В сказках птица – символ радости, света, счастья. Некоторые художники посвящают все свое творчество изображению только животных.

     Вы знаете таких художников? (Ответы детей.)

    IV. Вводная беседа.

    1. Творчество Е. И. Чарушина.

    Учитель. Одним из замечательных художников, изображающих животных, является известный иллюстратор детских книг Евгений Иванович Чарушин, который, кроме того, еще и писал для детей книги. Послушайте отрывок из его рассказа «Кабан».

    «Я рисую животных.

    Рано…Часов в семь-восемь в зоосаду никого не бывает. Рисовать удобно. Никто через плечо не заглядывает, не расспрашивает. Хорошо!

    Только звери в клетках да я».

    Посмотрите на иллюстрации, выполненные художником для детских книг. В его работах мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои и реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится выразить через художественные средства характер каждого зверя, передать радость общения с животными.

    Чарушин настолько хорошо изучил животных, что, создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорций. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой выразительный образ – определенный характер в определенном состоянии. Герои Е. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей – пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.

    Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует необычайно искусно, не контурно, а пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым» пятном, но в нем ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры – упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка. Главным художник считал создание образа.

    2. Сказочные птицы.

    Учитель. К изображению животных и птиц обращаются и народные мастера. Известные художники из Полхов-Майдана вытачивают из дерева и расписывают свистульки. Для цветочной росписи они используют такие элементы, как ягодки, листочки, травинки. Рассмотрите их на птицах-свистульках.

    Показ птиц-свистулек.

    – В искусстве разных народов поклонение природе воплотилось в использовании символов – коня, птицы.

     Каких сказочных животных вы знаете? (Ответы детей.)

    – Молодцы, это Сивка-Бурка или Конек-Горбунок, Чудо-юдо-рыба-кит, Серый Волк.

     А какие сказочные птицы вам известны? (Ответы детей.)

    – Верно, это Жар-птица, птица Феникс, Петушок – Золотой гребешок.

     Какая из этих птиц вам больше нравится и почему? (Ответы детей.)

    V. Изучение нового материала.

    Учитель. На предыдущих уроках вы узнали, как много значит цвет при изображении и восприятии предмета.

     Как вы считаете, какие цвета надо использовать при изображении волшебных птиц?

    В русском искусстве часто использовали всевозможные орнаменты, где были искусно вплетены фигурки птиц и животных. Но эти фигурки были более простыми или сложными по форме, цвету и деталям предмета, чем в реальной жизни. В изобразительном искусстве есть такое понятие, как стилизация.

    Стилизация – это декоративная обработка форм растительного и животного мира в декоративные.

    В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет. Он может изменить форму изображаемой птицы или выполнить ее совсем другого цвета, чем в реальной жизни. Вы также, придумывая сказочную птицу, можете изменить и форму, и цветовую гамму изображаемой птицы. Главной задачей для вас сегодня является выполнение красочной волшебной птицы, которой до вас еще никто не создавал.

    VI. Педагогический рисунок.

    Учитель объясняет выполнение работы и показывает на образцах.

    Урок 1

    Образец рисунка «Сказочная птица» (в карандаше).

    1. Сначала надо расположить лист по вертикали и наметить на листе место, где будет нарисована птица.

    2. Определяю общие пропорции. Любая птица состоит из головы, туловища, хвоста и крыльев.

     На какую геометрическую форму похожа голова?

    – Верно, голову птицы можно вписать в овал.

     На что похоже туловище?

    – Туловище похоже также на овал, но его размер будет намного больше.

    У моей птицы туловище будет в два раза больше головы. Определим форму крыльев. Она зависит от того, летит птица или находится в состоянии покоя, сидя на ветке. Я выполню птицу, сидящей на ветке, и поэтому ее крылья сделаю похожими на треугольник.

     А на что похож хвост сидящей птицы?

    – Правильно, у сидящей птицы хвост похож на треугольник.

    3. Уточняю расположение и пропорции птицы. Намечаю ветку, на которой она сидит.

    4. Прорисовываю все детали. Если вы хотите нарисовать на туловище, хвосте или крыльях узор, то наметьте его форму и размеры. Плавно соединяю отдельные части. Рисунок закончен (см. Приложение).

    Урок 2

    Образец рисунка «Сказочная птица» (в цвете).

    1. Определяю общую цветовую гамму работы. Вы уже знаете, какие сочетания цветов являются наиболее красивыми. Это может быть контрастное сочетание, например, красный, черный и зеленый цвета. А может быть, вы выберете определенную цветовую гамму – теплую или холодную. Я решила выполнить свою сказочную гамму в теплом колорите, с последующей ее обводкой черным цветом.

     Какие цвета относятся к холодной гамме?

    – Верно, к холодной гамме относятся синий, голубой, бирюзовый
    и фиолетовый цвета.

     А какие цвета относятся к теплой гамме?

    – Правильно, красный, желтый, оранжевый цвета составляют теплую гамму. Этими цветами я выполню свою птицу. Красный цвет самый яркий, поэтому я буду его использовать лишь для отдельных мелких деталей, которые мне надо будет выделить. Самую крупную часть – туловище – закрашу в желтый цвет.

    2. Теперь туловище и хвост выполню оранжевым цветом.

    3. Мелкие детали – лапки, хохолок, кончики крыльев и хвоста – закрашу красным цветом. Оранжевым цветом выполню крылья птицы. Окрашу ветку коричневым цветом.

    4. Дополнительно прописываю рисунок.

     Как еще я могу украсить свою птицу?

    – Правильно, можно обвести рисунок черным цветом.

     О чем я должна помнить, для того чтобы не испортить работу?

    – Верно, прежде всего я должна подождать момента, пока весь рисунок не высохнет, и только после этого можно обводить детали.

     Какой кисточкой надо вести работу?

    – Весь рисунок выполняем кистью средней толщины, а мелкие детали и обводку прорабатываем тонкой кистью. Рисунок закончен (см. Приложение).

    VII. Самостоятельная работа учащихся.

    Задание. Выполните рисунок своей сказочной птицы и проявите в рисунке фантазию и свои творческие способности.

    VIII. Итог уроков.

    1. Выставка работ учащихся.

    Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Чтобы получились такие красивые необычные птицы, вы проявили не только свои творческие способности, но и фантазию, выдумку. Многие использовали контрастное сочетание цветов, а другие выполнили рисунки в определенной цветовой гамме. Все работы отличаются красочностью и декоративностью.

    2. Обобщение материала, изученного на уроке.

    Вопросы классу:

     С каким понятием вы сегодня познакомились? (Ответы детей.)

    – Верно.

     А что такое стилизация? (Ответы детей.)

    – Правильно, стилизация – это переработка форм растительного и животного мира в декоративные.

    Уроки 11–12
    Рисование с натуры или по памяти гуся.
    «Мы готовимся к рисованию сказки»


    Цели: изучить анималистический жанр; обучить анализу и сравнению формы птиц; развивать умения изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц; углублять интерес и любовь у детей к животным и птицам.

    Оборудование:

    Изобразительный ряд: репродукции работ В. Ватагина; образцы работы учителя «Гусь» (в карандаше и в цвете) и схематичного расположения туловища гуся; игрушка или чучело гуся.

    Литературный ряд: загадка о гусе.

    Ход уроков

    I. Организация класса.

    1. Приветствие класса.

    2. Проверка готовности к уроку.

    II. Постановка темы урока.

    Учитель. Сегодня на уроке мы выполним рисунок птицы. А теперь попробуйте угадать, кого мы сегодня будем рисовать.

    Я в любую непогоду

    Уважаю очень воду.

    Я от грязи берегусь –

    Чистоплотный серый … (гусь).

    III. Актуализация знаний учащихся.

    Учитель. На прошлых уроках вы выполняли рисунки сказочных птиц. На этих занятиях вы проявили свою фантазию и выдумку. Сегодня перед вами другая, очень сложная задача. Мы рисуем гуся таким, каким его видим.

     А каким вы представляете себе гуся?

    Вспомните нашу экскурсию в природу. Гусь, которого мы видели, как и все эти птицы, очень важный, с горделивой посадкой головы. И, конечно, гусь отличается от других птиц. У воробья и синицы беспокойные движения головы.

    IV. Вводная беседа.

    1. Рисование птиц в изобразительном искусстве.

    Учитель. Рисовальщиков привлекают как домашние животные, птицы, так и дикие представители животного мира. Картины, скульптуры, посвященные животным, относятся к анималистическому жанру. Художника, который специализируется на изображении животных и птиц, называют анималистом. Художник-анималист передает внешний облик животного, его повадки, среду обитания.

    Изображения животных известны с глубочайшей древности.

    Учителю целесообразно вести беседу увлекательно с целью возникновения у детей интереса к изображению птиц и зверей и воспитания у них любви и бережного отношения ко всему живому.

    2. Творчество В. А. Ватагина.

    Так, с юных лет красота зверей и птиц, их забота о потомстве покорили Василия Ватагина, ставшего известным художником-анималистом.

    В своих работах мастер стремился верно передать не только анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, образ. Ватагин рисовал животных в разных позах и поворотах, стараясь уловить характерные особенности силуэта, пропорций, его движения. Прежде чем взяться за карандаш, чтобы запечатлеть грациозность оленя, мягкость движений рыси, изящность изгибов шеи лебедя, художник их хорошо изучал. Размещение набросков на листе мастер продумывал заранее. Если животное изменяло позу, набросок он оставлял до следующего раза и приступал к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки мастер продолжал, когда движения животного повторялись. Рисунки художник выполнял графитным карандашом, фломастером, углем, мелками. У В. Ватагина огромная коллекция набросков домашних и диких животных, птиц, нарисованных в разных ракурсах. Рисуя, он стремился передать характер, индивидуальные черты, создать художественный образ. В портретах зверей и птиц добивался изысканности и выразительности, старался тщательно передать фактуру, блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта