ИЗО в начальных классах. ПП 2 класс ИЗО. Урок 1 Рисование с натуры. Красота осенних деревьев
Скачать 0.5 Mb.
|
V. Изучение нового материала (беседа учителя). 1. Анатомическое строение гуся. Учитель. Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемой птицы. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от среды обитания. Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полета. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловящих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для увеличения воронки рта, чтобы было легче поймать жертву; у цапли длинный клюв позволяет ловить лягушек. Так как у многих птиц линия рта заходит за линию глаз, создается обманчивое впечатление, что они всегда улыбаются. Знание анатомического строения и образа жизни птиц помогает рисовальщику найти индивидуальные особенности и запечатлеть их. Рассмотрим форму тела гуся. На какую геометрическую фигуру похоже туловище? (Ответы детей.) – Верно, на овал, зауженный около шеи. А на что похожа форма сложенных крыльев? (Ответы детей.) – Правильно, у спокойно стоящего гуся форма крыльев похожа на треугольник. И какова форма хвоста? (Ответы детей.) – Хвост у гуся похож на треугольник. Голова у гуся похожа по форме на туловище, только значительно меньшая по размеру. Обратите внимание на конечности – красные лапки с перепонками, они похожи на веер. Шея у гуся длиннее, чем у утки, но все же короче, чем у лебедя. 2. Пространственное расположение гуся. Учитель. Посмотрите, как можно в пространстве расположить туловище гуся (см. Приложение «Схематическое расположение туловища гуся»). С помощью осевых линий видно, как в пространстве схематично можно располагать туловище, голову и конечности гуся. VI. Педагогический рисунок. Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах. Урок 1 Образец рисунка «Гусь» (в карандаше). 1. Сначала надо расположить лист по вертикали и определить место, где будет расположен гусь. Для правильной передачи движения провожу вспомогательные линии вдоль большой формы и намечаю на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и ее частей. Определяю соотношения туловища и остальных частей. Туловище в четыре раза больше, чем голова, и его рисую в первую очередь. Определяю, где будет расположено туловище, потом намечаю расположение головы и шеи, хвоста. 2. Уточняю расположение хвоста, головы и крыльев, рисую геометрические формы, в которые можно вписать эти части птицы. Сравниваю по размеру все части между собой. Что больше: крылья или хвост? (Ответы детей.) – Верно, крылья больше хвоста. Во сколько раз конечности меньше туловища? Где в пространстве находится шея? – Линия шеи плавно изгибается, сначала вправо, а потом влево. 3. Нарисую конечности, характерные для гуся, – лапки, сначала узкие и сильно расширяющиеся к концу. Конкретизирую расположение крыльев и хвоста. Какая форма клюва у гуся? – Клюв прямой и только кончик чуть поднят вверх. Где располагается глаз? – Верно, глаз расположен близко к клюву. На какую форму он похож? – Правильно, глаз похож на круг. 4. Обобщим детали – плавно соединим все части тела гуся. Нарисую крылья, разделю клюв на верхнюю и нижнюю часть. Подчеркну характерные особенности гуся. Рисунок закончен (см. Приложение). Урок 2 Образец рисунка «Гусь» (в цвете). Учитель. Мы с вами уже говорили, что рисунок – изображение, которое выполняется графическим карандашом или углем, пером, кистью. Живопись – изображение, выполненное в цвете. Про рисунок же говорят, что это работа, выполненная в тоне, то есть заштрихована. Штриховку надо выполнять грамотно. Каждый штрих надо класть по форме. Если заштриховываем голову или туловище, то надо выполнять закругленные штрихи, соответствующие округлой форме этих частей птицы. Если работаем над конечностями или клювом, то здесь подойдут короткие прямые штрихи. Кроме того, надо помнить о том, что гусь не может иметь одинаковую окраску со всех сторон, ведь свет на него падает только из окна. Значит, со стороны света птица освещена хорошо и выглядит оперение более светлым. А с какой стороны гусь будет темнее и почему? (Ответы детей.) – Верно, справа на птицу свет совсем не попадает, и эта часть гуся выглядит наиболее темной. А как же выглядит цвет птицы в центре? – Правильно, центр является промежутком между освященной левой стороной и темной правой. Как же его будем заштриховывать? – Конечно, тон в центре птицы будет темнее, чем слева, но светлее, чем справа. 1. Выполним гуся в тоне. Сначала заштрихуем центральную и правую части одним тоном. 2. Теперь еще раз проработаем теневую сторону. 3. Очень аккуратно, еле касаясь карандашом бумаги, заштрихуйте левую часть птицы. 4. Теперь ярко прорисуйте глаз, лапки, отдельные перышки на крыле гуся. Под крылом еще раз затемните туловище. Проработайте клюв гуся. Наметьте горизонтальными штрихами поверхность, на которой стоит гусь. Рисунок закончен (см. Приложение). VII. Самостоятельная работа учащихся. Задания: 1. Выполните тоновый рисунок гуся, используя схематическое изображение осевых линий туловища и головы птицы. 2. С помощью штриховки выполните тональный рисунок гуся. VIII. Итог уроков. 1. Выставка работ учащихся. На доске выставлены лучшие работы, в которых гусь хорошо расположен в пространстве, переданы пропорции птицы. 2. Обобщение материала, изученного на уроке. Вопросы классу: А как называется жанр изобразительного искусства, произведения которого посвящены животным и птицам? – Верно, это анималистический жанр. С творчеством, какого художника-анималиста вы познакомились? – Да, это В. А. Ватагин – известный русский художник-анималист. Уроки 13–14 Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; обучать передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии; развивать эмоциональную отзывчивость на красоту мира сказок; воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок; формировать нравственные начала в личности ребенка. Оборудование: Изобразительный ряд: репродукция картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»; образцы педагогического рисунка «Гуси-лебеди» (карандаш, гуашь). Литературный ряд: сказка русская народная «Гуси-лебеди». Ход уроков I. Организация класса. 1. Приветствие класса. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Смачивание красок. II. Постановка темы урока. Учитель. Сегодня на уроке мы побываем в мире сказок. III. Актуализация знаний учащихся. Учитель. Я сейчас узнаю, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. Я зачитываю отрывок из сказки, а вы поднимаете руку и говорите ее название, если угадали сказку. 1. «Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул и ввалился в горячую яму. Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да – прыг к матери!» Как называется эта сказка? (Ответы детей.) – Верно, называется эта сказка… («Волк и семеро козлят».) А теперь отгадайте эту сказку. 2. «Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу – пускай пропадает». Как называется эта сказка? (Ответы детей.) – Верно, это сказка «Кот и лиса». А эту сказку вы знаете? 3. «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!» Как называется эта сказка? (Ответы детей.) – Правильно, это сказка «Гуси-лебеди», ее мы сегодня будем иллюстрировать. IV. Вводная беседа. 1. Мифологический жанр. Учитель. Особое внимание в сказках уделяется прославлению положительных героев. Картины каких художников на темы сказок вы видели? (Ответы детей.) – Молодцы, вы видели много картин, посвященных сказочным сюжетам. Картины, написанные на сюжеты мифов, сказок и былин, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. 2. Творчество В. М. Васнецова. В развитии русской культуры очень значима была роль Виктора Михайловича Васнецова. Его называют певцом русской сказки. Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Перед вами репродукции картин Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» и «Аленушка». Рассмотрите их. Что вы чувствуете, глядя на эти картины? 3. Анализ репродукции «Аленушка». Самой большой удачей художника В. Васнецова в его работе над сказочными сюжетами, безусловно, стала знаменитая картина «Аленушка». Работая над ней, Васнецов не ставил перед собой цель создать произведение, иллюстрирующее какую-нибудь определенную сказку, например широко известную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Крестьянская девочка сидит, пригорюнившись на белом камне, над темным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с ее сумраком, тишиной, темной гладью поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Под воздействием этого очарования и сама Аленушка как бы преображается, превращаясь из простой деревенской сироты в поэтическое существо, отражающее в своем внутреннем мире таинственную жизнь леса и сливающееся с этой жизнью в своих мыслях и чувствах. На этом полотне образ девочки сливается с поэтическим образом природы. Одухотворенный уголок русского пейзажа играет роль зачина рус- ской сказки и переносит девочку из мира одиночества и страданий в волшебный мир сочувствия и добра. 4. Анализ репродукции «Иван-царевич на Сером Волке». Также прекрасна картина «Иван-царевич на Сером Волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Иван-царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером Волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса. Пейзажу в этом произведении, как и в картине «Аленушка», придается большое значение. Но как различно его звучание! Ивана-царевича и Елену Прекрасную окружают недобрые силы. Непроходимой преградой к счастью встает перед ними дремучий лес, зловеще сплелись причудливые ветки, напоминая костлявые руки Бабы Яги. Вековые деревья-великаны готовы вырвать у царевича его драгоценную ношу. Цветы в этой хмурой, таинственной чаще создают удивительный контраст между светлым и темным, нежным и мрачным. Художнику удалось придать реальному пейзажу черты фантастичности, создать ту особую атмосферу торжественной таинственности, которая присуща сказке. Действительно, рассматривая эти произведения, чувствуешь и понимаешь всю прелесть, красоту сказки, убеждаешься в том, что с помощью рисунка и красок можно изобразить любую фантастическую картину. V. Изучение нового материала. 1. Выбор композиции. Учитель. Художник начинает работу с сочинения композиции. Для этого надо вспомнить произведение. Учитель вместе с детьми вспоминают русскую народную сказку «Гуси-лебеди». С чего начинается сказка? Что наказывали родители дочке? Выполнила ли девочка то, что просили отец с матерью? Что произошло потом? Кого встретила на своем пути девочка, как они ей помогали? Почему печка, яблоня и речка помогали девочке? Чем вам нравится главная героиня? Какой конец у сказки? Зрительно представьте себе самый интересный, на ваш взгляд, эпизод. Что вы представили? «Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: – Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девица дала ей кашки. Мышка ей сказала: – Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду». 2. Логическая связь изображаемых объектов. Учитель. В своих работах вам надо так выполнить рисунок, чтобы была видна связь между изображаемыми объектами композиции. Кроме того, вы рисуете сказку, а значит, надо проявить фантазию. Я выбрала сюжет, когда девочка в поисках брата пришла к избушке в лесу, над которой летают гуси-лебеди. Ребята, помните, что надо обязательно нарисовать гусей-лебедей, тогда будет понятно, какую сказку вы сегодня иллюстрируете. Надо гусей-лебедей изображать разного размера, потому что одни находятся к нам ближе, а другие дальше. VI. Педагогический рисунок. Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах. Урок 1 Образец рисунка «Гуси-лебеди» (в карандаше). 1. Сначала надо расположить лист в зависимости от вашего сюжета. Я располагаю лист по вертикали и отмечаю линию горизонта. Отмечаю место, где будут расположены главные герои и их приблизительный размер. 2. Определяю более точно размер героев. Помните, что их надо расположить на первом плане, а поэтому нарисовать крупно. Внимательно изображайте фигуру человека. Голова укладывается во всем человеке шесть или семь раз, смотря, кого вы будете рисовать: взрослого или ребенка. Я рисую девочку. Всю высоту человека разделю пополам, а потом каждую половину еще разделю на три равные части. Верхняя часть – голова, она похожа на овал. Чуть ниже отмечу ширину плеч. Выполню платье, из под которого видны лапти. На голове нарисую платок. Вдалеке нарисую избушку; хоть она и больше девочки, но находится дальше, поэтому и рисую ее меньше. 3. Теперь можно выполнить второстепенные объекты – сосновый лес, дорожку к избушке и, конечно, гусей-лебедей, летающих над лесом. Крылья летающих лебедей по размеру больше туловища. 4. Прорисую мелкие детали – окошко и ноги у избушки, крылья у гусей-лебедей, дорожку, ведущую к избушке. Рисунок закончен (см. Приложение). Урок 2 Образец рисунка «Гуси-лебеди» (в цвете). Учитель. На предыдущем уроке при выполнении рисунка многими была допущена следующая ошибка… (Назвать имена и фамилии детей.) Удачно выполнена композиция… (Назвать имена и фамилии детей.) Посмотрите еще раз внимательно произведения В. М. Васнецова «Аленушка» и «Иван-царевич на Сером Волке». Сравните цветовые тона этих картин. Верно, вы начали различать насыщенные, густые, сочные и вместе с тем нежные переливы красок картин Васнецова, выразительно передающих состояния природы, ее настроение. Попробуйте цветом выразить свои чувства, переживания. 1. Сначала закрашиваю небо, которое книзу будет светлее, голубым цветом с добавлением фиолетового цвета. Это злое место, а значит, цвета всех предметов будут иметь темный оттенок. 2. Теперь выполняю в цвете землю. Вдалеке трава не просто зеленая, а с голубым оттенком. За счет голубого цвета земля будет казаться дальше. А вблизи добавлю в зеленый цвет чуть желтого цвета, чтобы земля казалась ближе. 3. Яркими цветами выполню главную героиню. Сарафан выполню красным цветом, а платок – желтым, с красными горошинками. Избушку закрашу светло-коричневым цветом. 4. Для окрашивания елей в зеленый цвет добавляю коричневый и темно-синий цвета. Прорисую тонкой кистью мелкие детали – у гусей-лебедей, украшения на крыше и окнах избушки. Рисунок закончен (см. Приложение). VII. Самостоятельная работа учащихся. Задание. Выполните иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди», используя умение изображать гуся и помня, что сегодня можно пофантазировать над обликом героев. Попробуйте придумать свою, не похожую на чью-то, композицию. Возможно, кто-то из вас нарисует момент, когда гуси украли мальчика или когда девочка бежит через лес в поисках братца. А может быть, вы изобразите встречу девочки с яблоней или с печкой, молочной речкой. В любом случае помните, что лист располагается в зависимости от вашей композиции и надо сразу продумывать величину изображения героев. Конечно, так как вы рисуете иллюстрацию к сказке, то можно пофантазировать над обликом сказочных птиц. VIII. Итог урока. 1. Выставка работ учащихся. Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Чтобы получились такие красивые работы, вы красочно изобразили сказку, кроме того, вы хорошо знали приемы работы красками, чувствовали наиболее выразительные сочетания цветов. 2. Обобщение материала, изученного на уроке. Вопросы классу: С творчеством, какого художника вы познакомились? А как называются рассмотренные нами на уроках репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова? Как называется жанр изобразительного искусства, к которому относятся работы на былинные и сказочные темы? Учитель. Верно, это мифологический жанр. Изображая по-своему тот или иной сюжет, вы непроизвольно проникались уважением к героям сказки, к их смелости и доброте. Великая народная мудрость, заложенная в сказке, становится близкой и доступной вам, служит примером в жизни. Уроки 15–16 Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» Цели: ознакомить с произведениями и историей развития городецкой росписи, творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова; развивать эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров; воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству. Оборудование: Изобразительный ряд: произведения городецких мастеров (репродукции или фотографии изделий); образцы работ учителя «Городец» (гуашь), «Сказочная ветка» (гуашь); фотографии цветов, растущих в России; книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Литературный ряд: народное творчество. Музыкальный ряд: русские народные песни. |