ИЗО в начальных классах. ПП 2 класс ИЗО. Урок 1 Рисование с натуры. Красота осенних деревьев
Скачать 0.5 Mb.
|
VI. Педагогический рисунок. Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах. Урок 1 Образец рисунка «Мои любимые игрушечные животные» (в карандаше). 1. Сначала надо расположить лист по горизонтали и разделить на три равные части по высоте каждой из сторон листа. Через полученные точки проведем две горизонтальные линии, получилась полоса. Ограничим ее справа и слева от края листа. Разделим полосу пополам линией симметрии. Каждую из половин также разделим на две равные части. Получилось четыре одинаковых прямоугольника. 2. Теперь в каждый из четырех прямоугольников впишем одинаковые элементы – медведя и зайца. Чтобы узор смотрелся красиво, все элементы должны быть одинакового размера. Для этого, прежде чем рисовать медведя, определим, на какую геометрическую форму похожи его голова, туловище и конечности. Правильно, голова похожа на круг, а туловище на прямоугольник, конечности на треугольники. Нарисую одинаковые по размеру и месторасположению круги, прямоугольник и треугольники. 3. Теперь выполню зайцев. Голова у зайца похожа на круг, туловище на овал, уши на ромбы, а конечности – на треугольники. 4. Прорисую мелкие детали – манишки на груди, глаза и нос у героев. Рисунок закончен (см. Приложение). Урок 2 Образец рисунка «Мои любимые игрушечные животные» (в цвете). Учитель. Выполним все элементы в цвете. Какие сочетания цветов можно использовать? Учитель (обращаясь к ученику). Выбери три листа цветной бумаги, которые будут хорошо гармонировать по цвету. Гармоничными являются такие сочетания цветов, как: џ желтый, оранжевый, красный; џ синий, голубой, фиолетовый; џ зеленый, желтый, коричневый. Но так же красиво будут смотреться в узоре и контрастные сочетания цветов. Например, сочетание красного, черного, желтого цветов. А вы какие сочетания выберете? Помните, что вы рисуете игрушечных животных, значит, для их окраски можно использовать такие цвета, которых в реальной жизни нет. 1. Медведя я выполню коричневым цветом. Закрашу сначала одного медведя, а потом другого. 2. Для зайца беру желтый цвет, хотя, конечно, таких животных нет. 3. Красиво будет сочетаться с коричневым и желтым цветом зеленый цвет. Поэтому фон выполню зеленым цветом. 4. Детально прорабатываю тонкой кистью все мелкие детали. Рисунок закончен (см. Приложение). VII. Самостоятельная работа учащихся. Задание. Выполните декоративную полосу «Мои любимые игрушечные животные», используя при окрашивании узора гармоничные цвета. VIII. Итог уроков. 1. Выставка работ учащихся. Учитель. На доске представлены работы, авторы которых выполнили узоры аккуратно, не выходя за контуры рисунка. При этом вдумчиво выбирали красивое сочетание цветов. (Назвать имена и фамилии детей.) 2. Обобщение материала, изученного на уроке. Вопросы классу: А какие цвета любят использовать в работе дымковские мастерицы? – Правильно, дымковские мастера любят красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный. Эти насыщенные, яркие цвета празднично сияют на белом фоне игрушек. Какие цвета используют мастера филимоновской игрушки? – В росписи филимоновской игрушки сочетаются малиновый, зеленый, лимонно-желтый цвета на светло-розовом фоне глины. Уроки 23–24 Рисование на тему «Мои друзья на границе» Цели: обучить умению простейшими средствами передавать смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали и по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе; ознакомить с произведениями изобразительного искусства; воспитывать желание точно передавать свое отношение к изображаемому. Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картины П. А. Кривоногова «Брестская крепость», памятника Е. В. Вучетича «Советский воин-освободитель»; образцы педагогического рисунка «Мои друзья на границе» (карандаш, акварель). Литературный ряд: отрывок из поэмы Л. Кривошеенко «Живет на заставе Сережа». Ход уроков I. Организация класса. 1. Приветствие класса. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Смачивание красок. II. Постановка темы урока. Учитель. Сегодня на уроке мы будем выполнять рисунки на тему «Мои друзья на границе». III. Актуализация знаний учащихся. Вопрос классу: Ребята, а что называют границей? Учитель. Оставаясь самой крупной страной в мире (более 11 % всей суши), Россия граничит с 14 государствами и омывается водами трех океанов, обладая самой протяженной береговой линией (37653 км). Послушайте отрывок из поэмы Л. Кривошеенко: ЖИВЕТ НА ЗАСТАВЕ СЕРЕЖА Я сказал бы вам, где та застава, И на карте ее показал, Но туда добираясь, устал я, Да и «газик» наш – Тоже устал. Под обрывом, На вздыбленных скалах, Синей ниточкой Билась река. Сквозь ущелье, В туманных завалах, Мы вскарабкались – За облака!.. Вот и домик, снежком побеленный. У ворот – с автоматом Солдат. Он в плаще и фуражке зеленой… Мне сказал: «Предъявите мандат!» Так положено. Так по уставу. Снова занят он делом своим. На крыльце – Сам начальник заставы! Только кто притаился за ним? За спиною отца – симпатичный, Круглолицый стоял мальчуган. На зеленых погонах – По лычке. На ремне – деревянный наган. Отдал честь нам. «Ефрейтор Сережа», – Деловито представился он. «Да, – сказал мне отец его позже, – Сын в военную службу Влюблен». Над кроваткой его – честь по чести: Патронташ, Автомат, Пистолет. Целый день он С солдатами вместе, Так живет в стороне необычной, Видит горы, Лишь горы в окне Самый юный в стране Пограничник. Может быть, самый грозный В стране. IV. Вводная беседа. Учитель. В годы Великой Отечественной войны художники внесли значительный вклад в дело разгрома фашистских полчищ. Одним из таких произведений является живописная работа П. Кривоногова «Брестская крепость». 1. Анализ репродукции: П. А. Кривоногов. «Брестская крепость». Память о Великой Отечественной войне неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века. В ходе войны советские воины проявили беспримерные морально-боевые качества, беззаветную преданность Родине, народу, непреклонную волю к победе, массовый героизм. Первыми удар войны приняли на себя пограничники. Несмотря на многократный перевес врага в живой силе и технике, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли. Неувядаемой славой покрыли себя воины Брестской крепости, им посвятил свою картину «Брестская крепость» художник Петр Александрович Кривоногов. Ни жестокие бомбежки, ни артиллерийские обстрелы, ни яростные атаки не вынудили героев отступить. Воины 9-й заставы под командованием отважного сына мордовского народа лейтенанта А. М. Кижеватова героически обороняли пограничные рубежи, а затем показали образцы стойкости и мужества при обороне Брестской крепости. Эта работа звала народ на борьбу с фашизмом, будила гнев и ненависть к оккупантам. Что изобразил в произведении художник? Как картина раскрывала подвиг и несгибаемую волю советских людей, вставших на защиту своей Родины? В этом произведении правдиво и с огромной выразительной силой передан героизм русских солдат, грудью вставших на защиту своей Отчизны. 2. Анализ репродукции: Е. В. Вучетич. «Советский воин-освободитель». На немецкой земле, в ознаменование героического подвига советских воинов-освободителей, павших в боях против фашизма, созданы памятники. Один из них находится в Берлине, в Трептов-парке. Здесь возведен величественный мемориальный комплекс. Центром его является 13-метровая бронзовая фигура воина-освободителя, созданная известным художником-скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем. Солдат стоит на насыпном высоком холме, левой рукой бережно прижимает к себе девочку, а правой – держит опущенный меч, разрубивший фашистскую свастику. Статуя воина-освободителя в памятнике-ансамбле воинам Советской армии, погибшим в боях с фашистской Германией, стала классической в отечественном современном изобразительном искусстве. 3. Беседа о Дне защитника Отечества и Дне военно-морского флота. Этот праздник посвящен героизму советских войск, которые разгромили фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне, а также верным Родине пограничникам. Кто в вашей семье был на фронте или помогал в тылу защитникам Родины? Расскажите о них. (Ответы детей.) V. Изучение нового материала. Учитель. Главное в ваших работах должно быть отражение мужества советских воинов, их подвигов, показ любви к воинам Советской армии – защитникам нашей Родины. Сейчас, в мирное время, российские воины на севере, юге, востоке и западе охраняют границы нашей Отчизны. Им помогают ребята из сел и городов, расположенных рядом с границей. Выбор сюжета рисунка. Сюжетами ваших работ могут быть следующие темы: «В дозоре», «Верные друзья пограничников». Как вы думаете, кто являются верными друзьями пограничников? Да, это умные, бесстрашные служебные собаки. Нам надо простейшими средствами передать смысловую связь между предметами и героями в рисунке. Для этого героев надо нарисовать крупно и расположить их в центре листа. Располагать лист бумаги надо грамотно. Если вы хотите изобразить одного героя, минимум пейзажа, то лучше лист располагать по вертикали. Расположение листа бумаги по горизонтали подойдет к сюжету, где важны не только герои, но и окружение. Помните, что в зависимости от замысла, надо правильно выбирать размер изображения на листе бумаги. Кроме того, необходимо и цветом выделять главных действующих лиц. VI. Педагогический рисунок. Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах. Урок 1 Образец рисунка «Мои друзья на границе» (карандаш). 1. Линейное построение композиции на выбранный сюжет надо начинать с определения расположения листа бумаги – по вертикали или по горизонтали. Так как я рисую двух героев – мальчика и собачку, то лист располагаю по вертикали. Отмечаю высоту героев. 2. Определяю схематическое расположение основных частей фигуры мальчика и собаки. 3. Определяю геометрические фигуры, в которые можно вписать голову, туловище и руки, ноги мальчика. Голова похожа на овал, туловище на прямоугольник, а ноги и руки – на вытянутые прямоугольники. У собаки голова похожа на прямоугольник, а туловище с ногами – на треугольник. Рисунок закончен (см. Приложение). Урок 2 Образец рисунка «Мои друзья на границе» (акварель). 1. Выполним в цвете сначала небо. Помните, что в верхней части оно более насыщенное по цвету, чем внизу. Поэтому постепенно надо высветлить краску, добавляя немного воды. 2. Теперь выполняю землю. Чем ближе к нам поверхность, тем более насыщенные и теплые цвета надо использовать в работе. 3. Можно приступить к работе над героями. Мальчик одет в темную одежду, поэтому фон вокруг него более светлый. Тогда при помощи такого цветового контраста он смотрится более ярко. 4. Осталось выполнить собаку и мелкие детали. Во время работы над композицией для более точной передачи изображаемого и выражения своего отношения к нему используйте различные оттенки цветов: то более насыщенные, яркие, то нежные, светлые. Рисунок закончен (см. Приложение). VII. Самостоятельная работа учащихся. Задание. Выполните композицию на выбранные сюжеты. VIII. Итог уроков. 1. Выставка работ учащихся. Учитель. Перед вами работы, в которых дети изобразили самые интересные сюжеты. При этом они смогли выразить свое отношение к изображаемому. 2. Обобщение материала, изученного на уроке. Вопросы классу: С произведениями каких художников вы сегодня познакомились? Чем запомнились произведения П. Кривоногова «Брестская крепость» и Е. Вучетича «Советский воин-освободитель»? Уроки 25–26 Декоративная работа «Мы любим родную природу» Цели: ознакомить с произведениями и историей развития павловопосадских платков; развивать эмоциональную отзывчивость на народный орнамент, роспись мастеров; воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, эстетическое отношение к красоте природы родного края; формировать навыки коллективной работы, чувство товарищества и взаимопомощи в труде. Оборудование: Изобразительный ряд: образцы работы учителя «Мы любим родную природу» (карандаш, гуашь); образцы декоративно-прикладного искусства: – народная вышивка Архангельской области; – птички-свистульки из Полхов-Майдана; – игрушечные дымковские и филимоновские птицы; – павловопосадские платки. Музыкальный ряд: мелодия на темы весеннего пробуждения природы. Ход уроков I. Организация класса. 1. Приветствие класса. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Смачивание красок. II. Постановка темы урока. Учитель. Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную работу – рисовать узор, составленный из декоративных цветов, листьев и птиц. Эта декоративная композиция посвящена празднику встречи весны. III. Актуализация знаний учащихся. Учитель. Посмотрите на предметы, которые я принесла на урок. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас мира. IV. Вводная беседа. Учитель. Я думаю, что многие из вас восхищаются красотой природы родного края. Народные мастера свое восхищение выразили в народном орнаменте. Вы уже видели много узоров и обратили внимание на то, какое влияние оказывает характер природы, в окружении которой живет народ, на выполняемые им узоры. Например, в узорах народов, живущих на юге, нас привлекает их красочность, яркость. В декоративных элементах преобладают цветы, обилие которых характерно для южных местностей. В узорах, которыми украшены предметы прикладного искусства, созданные народами Севера и средней полосы, часто встречаются ягоды и листья рябины, клюквы, еловые ветки и шишки. Узоры эти мягче, нежнее по колориту, сочетания красок в них в большинстве случаев менее яркие. Узоры киргизского и казахского национального декоративного искусства могут служить примерами влияния на них трудовой деятельности народа. В традиционных узорах этих народов разнообразные завитки являются почти преобладающими декоративными элементами. Эти завитки передают формы рогов животных. В узорах Узбекистана, богатого хлопком, часто мы наблюдаем цветы и листья этого растения. Кроме того, обилие гончарной глины дает возможность выделывать глиняную посуду, которую так красиво расписывают на Украине, в Прибалтике, в Белоруссии. В лесном окружении создаются художественные изделия из дерева и бересты. Изделия из кости, украшенные изображениями северных животных, дает приморский Север. Ковры и кошмы выделываются там, где разводят много скота. А для чего люди выполняют узоры? (Ответы детей.) – Верно, узор используют для украшения вещи. Обратите внимание на ритмичное чередование элементов в узорах и на их повторение. V. Изучение нового материала. 1. Орнамент. Узор иначе называется орнаментом. Орнамент – в переводе с латинского означает «украшение». Большинство предметов быта украшено узорами, орнаментировано. Художник декоративного (прикладного) искусства никогда не компонует просто узор. Он всегда учитывает, какое место на предмете узор будет занимать, какую его часть он должен украшать. Художник думает о членениях предмета, о взаимосвязи его частей, помнит о бытовом назначении вещи, о материале, из которого она сделана. Надо помнить и о значении симметрии в композиции. Применяйте в работе и ось симметрии, и другие вспомогательные линии – горизонтали и вертикали, помогающие найти место противолежащих элементов узора и его частей. Вы раньше узнали о таких народных промыслах, как Хохлома, Дымково, Городец, Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России народного промысла – Павловопосадские платки. Посмотрите, какие красочные, нарядные вещи создают мастера в Павловском Посаде. 2. Павловопосадские платки. На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Их одежда соответствовала особенностям климата, в ней ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус русского народа. В каждой местности веками бытовали свои собственные традиции, поэтому по форме, расцветке и узорам одежды можно было узнать, откуда человек родом. В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. В этом дивном наряде крестьянка выступала павой с гордо поднятой головой. С глубокой древности для покрывания головы использовали большие куски ткани – платы. Сначала платки ткали на простых домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками цветным шелком и шерстью или золотой и серебряной нитью. Широкой популярностью и в городе, и в деревне пользовались набивные ситцевые платки, особенно кумачовые, они не выгорали, не линяли, яркость красного цвета сохранялась. Большим спросом пользовались так называемые кубовые платки – узор набивался красной краской по темно-синему фону. Наиболее массовым в XIX веке было производство набивных платков и шалей с центром в Павловском Посаде. Платки набивались вручную. Сотканная материя после всех операций нарезалась по величине платков или прикреплялась к деревянной раме, или приклеивалась к столу. Узор наносили разными резными деревянными досками (манерами), а чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании рисунка по доске били тяжелым молотком. Так и возник термин «набойка» или «набивка». Доски резали горизонтально или углубленно. В первом случае печатается орнамент, а во втором – фон, то есть поле, как его называют в набойке. Так как доска, которой набивался узор, была по величине меньше платка, то узор разбивали на несколько частей (от четырех до двадцати четырех). Причем сначала набивался только контур узора, затем последовательно набивались все его цвета. Наиболее сложные узоры требовали до четырехсот накладок досок. Павловопосадские платки явились своеобразным откликом на привозные западные и восточные ткани, драгоценные кашмирские шали. Однако мотивы узоров переосмысливались и перерабатывались русскими мастерами и под влиянием местных традиций приобретали самобытную ценность. В то же время в качестве образцов для русской набойки служили деревянная и каменная резьба, лицевое шитье, вышивка, кружево. Красочные набивные платки из Павловского Посада Московской области известны во всем мире. Их всегда отличает традиционность и народность. Дополнительный материал Русские шали первой половины XIX века имеют свои стилевые особенности. Традиционные композиции были весьма разнообразны. Например, узкая узорная кайма по краю с фестончиками и гирляндами мелких цветочков, похожих на жемчужные бусы, подчеркивала белизну фона. Чередование красных, голубых, зеленых пятен создает четкий ритмический строй. Делали шали не только с узкой, но и с широкой каймой. В таком случае средник (середина) оставался не заполненным рисунком. Геометризированные формы орнамента были лишены сухой схематичности, а цветовая гамма была сдержанна. Широкое распространение получили шали и платки с восточными мотивами – «огурцами», «бобами», «опахалами», сочетающимися с реалистической трактовкой цветов и листьев. Однако колористическая гамма отличала русские шали от восточных и западных. В узорах русских шалей и платков мастера предпочитали использовать насыщенные, но очень чистые и нежные тона красного, розового, зеленого, синего, бирюзового, фиолетового, желтого цветов. Такая цветовая гамма отвечала вкусу русских людей и создавала праздничное настроение. Постепенно на смену турецким узорам пришли замысловатые гирлянды из пышных роз, тюльпанов и полевых цветов. Средник стали заполнять мелкими цветочками и ягодками. Благодаря применению светотени узор становится объемным и рельефным, а трактовка цветочных мотивов реалистичной, что придает особую выразительность орнаментальным композициям платков. Яркие розы и изумрудная листва как бы светятся различными цветовыми оттенками, создавая ритмическое многоцветье. Павловопосадские платки отличает законченность композиционных решений, сочность колорита, тонкий четкий контур и тщательная проработка деталей. Используют здесь как растительные, так и геометрические мотивы, а также их сочетание. На контрастном фоне яркие цветы собраны в сложные гирлянды или букеты, а иногда и свободно разбросаны по полю платка. Цвет фона может быть черным, белым, красным, зеленым, синим и других оттенков. Продумывая расположение узора на платке, художник должен учитывать бытовое назначение предмета. Например, чтобы узор мог располагаться на плечах, как бы обнимать их, середина должна оставаться свободной при широкой кайме. А для того чтобы выделить голову, необходимо узор расположить в центре платка, а кайму сделать узкой. Возможно много других вариантов. Благодаря высокому качеству исполнения, яркой декоративности павловопосадские платки и шали стали подлинными произведениями народного искусства. Набивные платки с красочными узорами носили по всей России. Традиция этих узоров сохранилась и в современных текстильных изделиях, особенно в шерстяных платках. Помните, что образный язык цветочного орнамента выразителен и доступен. |