Главная страница

Белорусский орнамент. белорусский орнамент. Геометрический орнамент в белорусской вышевки


Скачать 40.89 Kb.
НазваниеГеометрический орнамент в белорусской вышевки
АнкорБелорусский орнамент
Дата07.10.2020
Размер40.89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлабелорусский орнамент.docx
ТипДокументы
#141443



Геометрический орнамент в белорусской вышевки
Введение
Орнамент это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа». Термин «орнамент» связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней» [1, с. 29].

Основное место в белорусском народном изобразительном искусстве принадлежит художественному орнаменту, глубоко вошедшему в быт народа. Богатством колорита и форм орнамента особенно отличались изделия ткачества, вышивки и резьба по дереву. Особенностью белорусских орнаментальных форм было использование преимущественно геометрических фигур – четырехугольника, квадрата, ромба («круга»), полоски и их частей.
1. Структура белорусского орнамента

орнамент белорусский узор творчество

Термин «орнамент» (от латинского «ornemantum» украшение) узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, например, у первобытных народов также самого человеческого тела. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесен. Орнамент либо оперирует отвлеченными формами, либо стилизует реальные мотивы [4, с. 16].

Существует несколько видов орнамента:

1) геометрический – состоит из различных геометрических фигур и абстрактных форм: точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, пересекающиеся линии, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, спирали;

2) растительный – стилизованные изображения растений, цветов, листьев, ягод;

3) изобразительный – его еще называют «зооморфный», так как он изображает стилизованных животных, птиц, людей;

4) сюжетный, или стилизованный, орнамент может объединять несколько вариантов [12, с. 59].

В прошлом белорусский орнамент нес в себе обрядовый смысл. Но с течением времени он утратил свой первоначальный смысл, сохраняя лишь декоративность, но самый древний орнамент – геометрический. Академик Б.А. Рыбаков отмечает: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы» [7, с. 57].

По характеру композиции, белорусский геометрический орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета. [10, с. 50].

Если рассматривать орнамент как явление искусства, а не только как геометрическую форму, в его анализе необходимо учитывать и обстоятельства, лежащие за пределами этой формы: отношения орнамента к традиции и современные тенденции художественного развития, меры оригинальности решения (цветового и масштабного) [9, с. 112]. Чтобы разобраться в художественном смысле орнамента, необходимо систематизировать все уровни этой сложной структуры. Прежде всего, уровень порядка, разбиения и организации поверхности при помощи закономерного расписания и соотношения одного с другим тех или иных орнаментальных мотивов. Упорядоченность этих мотивов определяется законами симметрии. Группы симметрии играют в построении орнамента роль, которая аналогична роли «вершатворных» размеров в поэзии. Симметрия нередко осуществляется в орнаменте со строгой математической полнотой. Только в отдельных случаях орнаментальное искусство позволяет вариации [10, с. 65].

Следовательно, математически «правильный» геометрический орнамент развивается из его элементарной клеточки, и может быть восстановлен по небольшому фрагменту, сразу прослеживается неизменный закон его строения. Например, для белорусского орнамента характерный тип орнаментальной поверхности – плетенка, структура, расчлененная и связанная, сцепленная попеременным взаимным наложением полос или лент, которые пересекаются. Применяя полосы разной ширины, разнообразной фактуры и цвета, усложняя порядок плетения, легко получить образцы, которые органично слиты с поверхностью и внедрены в ее материале и конструкции. Плетение очень хорошо проявляет свой метрический состав – поверхность его разбита на элементарные прямоугольники – основу орнаментального ритма. Всякая ткань есть также вариант плетенки, и тканый узор образуется по законам плетения, с той лишь разницей, что малый диаметр нитей делает почти незаметной метрическую основу, «шаг» плетения. Поэтому и поверхность ткани воспринимается как слитная [5, с. 43].
2. Колористические особенности геометрического белорусского орнамента и символизм его узора
Необходимо отметить, что геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, в прошлом несли большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом. Так, в ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа – это элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 – образ божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 – сакральное число – 4 стороны + центр – равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 – 12 месяцев [2, с. 36].

Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, то есть символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Один из примеров могут служить браслеты из Червеня XII-XIII веков. Расположенные в центральной части браслетов треугольники символизируют семена, волнистая плетенка – вода, На боковых частях изображено пробуждение семян, зашифрованное тремя точками в треугольнике. Третий этап представляет молодые ростки – всходы. Вместо ростка мог изображаться и ромб с точками, что являлось символом вспаханного поля. Косой крест на фрагменте браслета – символ солнца. Введение в систему солнце-вода-земля «вечного» узла, образованного двумя зигзагами – антиподами, имеет смысл заклинания вечной идеи плодородия.

Взаимовлияние стихий и связь их с человеком также отразились в орнаменте. Причем чаще стихии изображаются в правильном своем сочетании: огонь – воздух, земля – вода. Земные образы размещались ниже, небесные – выше. Законы отразились и в соблюдении цвета (в вышивке, живописи). Не было выдуманных и неестественных оттенков, только цвета природы, и расстановка их в народном костюме соответствовала триединству мира (низ от земли – темнее, и чем выше, тем цветность ярче) [1, с. 102].

В белорусском декоративно-прикладном искусстве часто встречается крест. Прямой равноконечный крест – образ солнца. Наконечный крест связывается с «огнем земным», который представлялся разновидностью огня небесного. Если крестообразные узоры в центре круга и квадрата еще могут означать и освещенные четыре стороны света, то свастика 4-6-8-12 лучами всегда является знаком вращающегося солнца. И называют его до сих пор коловоротом. Коловорот – древнеславянский знак солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово «коло» в белорусском языке означает «круг», «колесо», «сворот» – вращение. Равносторонний крест является знаком справедливости, добра, равновесия. Чаще в белорусском орнаменте его изображали с наконечниками, вращающимися в правую сторону, – это знак справедливости.

В большинстве случаев в узорах преобладает тема плодородия земли. Прежде всего это образы Рожаниц, дающих урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком [6, с. 92].

В белорусской вышивке и ткачестве преобладает геометрический орнамент красного цвета (иногда с добавлением черного) на белом фоне: ромбы (круги) и их разнообразные варианты, многолепестковые розетки, крестики разной формы, квадраты, прямоугольники. Каждый орнамент состоит из отдельных повторяющихся элементов, простейший прием создания орнаментального ряда – переносы: копирование исходного элемента и сдвиг его по горизонтали либо чередование двух элементов по горизонтали. Отметим, что преобладающим и повсеместно распространенным материалом для вышивания являлись хлопчатобумажные нити белого, красного, черного (синего) цветов. Это разнообразие связано с определенными районами бытования, обусловлено этнокультурными связями, а также путями проникновения хлопчатобумажных изделий на территорию Беларуси [8, с. 64].

Например, изысканность колористики и орнаментики свойственны тканым изделиям, среди которых особое место занимают полотенца («рушники»), издавна выполнявшие в народном быту белорусов не только утилитарно-декоративные, но и важные обрядовые функции. Традиционная колористика этих изделий создавалась сочетанием отбеленных и неотбеленных льняных нитей основы и утка, образующих деликатный серебристый бело-серый рисунок геометрического характера. Белый цвет символизирует чистоту свет, благо; красный (или золотой) – цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты; черный – связан с пониманием краткости человеческой жизни (чаще использовался в одежде пожилых людей) [11, с. 71].

Древние ромбогеометрические мотивы преобладают в тканом или вышитом орнаменте символического красного цвета. Замечательные образцы белорусского орнамента представляли пояса, издавна являвшиеся необходимой частью белорусского национального костюма – мужского и женского. Кроме того, пояс занимал немаловажное место в обычаях и обрядах белорусов, особенно в свадебном ритуале. Мировую славу в свое время снискали знаменитые слуцкие пояса. Кроме Белоруссии, они часто встречались в Польше и ряде русских губерний. Многоцветные шелковые пояса, протканные золотыми и серебряными нитями, являются выдающимися памятниками белорусского прикладного искусства XVIII века [13, с. 98].

В своей работе мы представим фотографии узоров наиболее часто представленных в геометрическом орнаменте белорусского народного творчества.


Узор – дрэва жыцця. Ен сімвалізуе вечнасць, бясконцае жыцце

Узор дажджу. Гэтым узорам людзі ў знойнае лета прасілі Бога даць ім дажджу

Жытняя Баба. Ў старажытных славян была багіняй урадлівасці

Сімвал дзіцяці. Заберагае ад няшчасця дзіцяці

Узор абуджэння прыроды вясною

Сімвал продкаў. Гэта сваеасаблівая малітва, просьба да Бога, каб памерлыя апынуліся ў раі, каб зямля ім была пухам і вечна грэла цёплае сонейка

Узор сонца. У старыя часы да Сонца як да бога звярталіся па дапамогу. Галоўным богам яно было ў нашых продкаў-славян. Называлі яго па-рознаму: то Сварогам, то Дажджбогам, то Хорасам

Узор Святога Дрэва і Радаўніцы. У рамбічнай фігуры - Радаўніца ў выглядзе дзвюх елачак. Паабапал - сімвалы душ нябожчыкаў-сваякоў. Гэта пашана да іх памяці, адначасова і надзея, што продкі паспрыяюць сям'і ў здароўі і дабрабыце

Яднанне сонца і зямлі. У народнай свядомасці саюз зямлі і сонца спрадвеку звязваўся з жыццём, цяплом, ураджаем

Сімвал маці

Купалле. Карагод. Атрыбут свята

Купалле. Агонь-жыжа. Атрыбут свята

Сімвал абярэга

Сімвал Берагіні


Таким образом, развитие геометрического орнамента связано с историей и культурой белорусского народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали. При этом символизм цвета, как и символизм образов в народном декоративно-прикладном искусстве тесно связан с представлениями наших предков об устройстве мироздания, о месте, роли в нем человека. Так, в белорусской вышивке наиболее часто используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов используют золотой, а также черный (или синий).
Заключение
Белорусское народное искусство развивалось преимущественно как домашнее ремесло, лишь некоторые его виды имели характер промысла с выходом на рынок. Такая особенность его бытования, слабая связь с рынком определили основные черты белорусского народного искусства: глубокую традиционность, ярко выявленную функциональную направленность изделий, обобщенность форм, сдержанный, преимущественно геометрический декор символического характера. Первоначально геометрический орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма – это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же Время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство. Характерной особенностью белорусского орнамента является композиционная законченность, точность построения, богатство и гармоничность красочной гаммы, тонкое варьирование одних и тех же мотивов в зависимости от назначения вещи, создание ограниченными средствами разнообразных цветовых и графических композиционных произведений. Это достигается умелым подбором орнаментальных мотивов, группирование различных по форме, величине и цвету фигур, ритмичным повторением одних и тех же или несколько видоизмененных деталей. Большое значение при этом имеет акцентировка определенных мест орнамента наиболее четкими геометрическими фигурами и цветовые сочетания, которые объединяют вокруг себя менее выразительные орнаментальные мотивы.
Список использованных источников


  1. Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. – М.: «Владос», 2008. – 271 с.

  2. Гасюк, Е.О., Степан, М.Г. Исторический ракурс художественного вышивания / Е.О. Гасюк // Народно-прикладное искусство. – 1998. – № 4. – С. 34-41.

  3. Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. – Минск: УИЦ БГПУ, 2004. – 202 с.

  4. Емшанова, Н.А., Ворончихин, Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы / Н.А. Емшанова, Н.С. Ворончихин. – М.: Истра, 2009. – 240 с.

  5. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 1996. – 208 с.

  6. Лобачевская, О., Зимина, З. Белорусский народный костюм декоративные швы / О. Лобачевская. – Мн.: Беларуская навука, 2009. – 279 с.

  7. Макаренко, Т.А. Народные промыслы как средство этнопедагогики / Т.А. Макаренко // Педагогический вестник. – 2006. – № 9. – С. 56-63.

  8. Минц, Н.Д. Изобразительное искусство / Н.Д. Минц. – Минск: Беларусь, 2006. – 101 с.

  9. Расинэ, О. Орнамент всех времен и стилей / О. Расинэ. – М.: Белый город, 2007. – 719 с.

  10. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М. Сахута. – Мінск: БГУК, 2001. – 182 с.

  11. Фадеева, О.Е. Белорусская народная вышивка / О.Е. Фадеева. – Минск: «Наука и техника», 1998. – 197 с.

  12. Фокина, Л.В. Орнамент / Л.В. Фокина. – М.: Феникс, 2007. – 208 с.

  13. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / Т.Я. Шпикалова. – М.: Владос, 1996. – 212 с.


написать администратору сайта