кроссвод. Документ. Вопросы 27,28
Скачать 20.55 Kb.
|
Вопросы 27,28 Понятие чередования. Интерпретация понятия «чередование» в фонетических концепциях разных ученых. Позиционные и непозиционные чередования. 2. Предмет графики. Русский алфавит (общая характеристика). Соотношения между буквами алфавита и фонемами русского языка. Чередование - парадигматическое отношение между единицами одного уровня языка, состоящее в их способности заменять друг друга на одном и том же месте в структуре единицы более высокого уровня в определённых синтагматических или парадигматических условиях. Прежде чем сформулировать определение фонемы, как ее понимает Московская фонологическая школа, необходимо разобраться с таким важным фонетическим явлением, как чередование звуков. Чередованием (или альтернацией) может быть признано только такое изменение сегментного состава языковой единицы, которое происходит на строго определенном месте конкретной единицы. Для Московской фонологической школы такой единицей является морфема (часть слова), минимальная значимая единица языка, состоящая из фонем — единиц незначимых. Например, в русском языке имеется корень -вод-, его значение выражается в конкретной лексеме вода, где он соединен с окончанием -а, но даже в составе этой лексемы он принимает различный фонетический облик: [ваъд] в форме вода, [вод] в форме воды, [въд] — в сочетании с предлогом по воду или в производном слове водовоз; кроме того, он представлен последовательностями звуков [ваъд’] и [вот] — в формах воде и вод, [вод’] и [вож] — в производных словах обезводить и обезвоженный, [въд’| и |водн| — в производных водяной и водный. Если суммировать все это фонетическое разнообразие в пределах одной морфемы, то окажется что на первом месте корня -вод- может быть только согласный звук |в] (если не считать существенными различия между «чистым» [в] и лабиализованным [в] перед [о]), на втором месте — четыре гласных звука [6], [б], [аъ] и [ъ], на третьем — пять согласных: [д], [т], [д’], [Ян] и I ж]. Все эти звуки в разных словах и словоформах чередуются друг с другом, и здесь важно выделять: а) позиционные чередования, возникающие в силу действия определенных фонетических законов, причем в строго определенном круге позиций; б) ненозиционные чередования, обусловленные действием уже не фонетических законов, а правилами сочетания морфем друг с другом, т.е. не фонетическими, а словообразовательными и словоизменительными позициями. Позиционные чередования не зависят от конкретных морфем и лексем, а непозиционные зависят. В приведенном примере чередования гласных [о||6||аъ||ъ] — позиционные, поскольку появление каждого из этих звуков зависит не от корня -вод-, а от положения гласного относительно ударения и последующего согласного. Таким образом, для гласных позиционными будут только те чередования, которые определяются правилами редукции и аккомодации. Среди чередующихся согласных в третьем сегменте этого корня позиционными будут лишь чередования [д], [т] и [дн], так как только они определяются действием фонетической позиции — перед гласным или перед носовым того же места образования. Для согласных позиционными признаются чередования, обусловленные ассимиляциями и диссимиляциями, действующими на синхронном уровне, а также оглушением на конце слова. Появление в конце корня -вод- звуков [д’] и [ж] на месте [д], [т] и [дн] не может быть объяснено ни одним фонетическим законом, поскольку и [д’], и [ж] находятся перед гласными, которые могут воздействовать на согласные разве что лабиализацией, но ни мягкость, ни изменение места и способа образования не связаны с качеством последующего гласного. Таким образом, данные чередования непозиционные и обусловлены не фонетическими, а иными причинами: [д’] вместо [д] появился потому, что так ведут себя все основы на твердый согласный в дательном или предложном падеже существительных «-склонения (не только во[д]а || во[д!]е, но и красо[т]а || красо[т'е, дос[к]а || дос[к’]е и т.д.); [ж] вместо [д] появился потому, что так от ряда глаголов с согласным [д’] в основе (типа обезводить) образуются страдательные причастия (ср. глац'ить || глажепый, поса[д!]итъ || поса[женный и т.п.). Непозиционными чередованиями, а все они исторические и возможны только внутри слова — на морфемных швах, занимается отдельная дисциплина — морфонология. 2. Любой литературный язык выступает в двух формах – устной и письменной. Письменная речь имеет определенные преимущества перед устной: она характеризуется беспредельностью во времени и пространстве; информация в письменной форме воспринимается быстрее, чем в устной; письменная речь допускает повторное восприятие, следовательно, обеспечивает более точное, более подробное восприятие любой информации. Письмо прошло длительный путь развития, измеряющийся тысячелетиями. В мире существуют разные виды письма, которые традиционно сводят к трем основным типам. Это, во-первых, картинное письмо (пиктография) – письмо простых, схематических рисунков, передающих общий смысл высказывания; во-вторых, иероглифическое (идеографическое) письмо, в котором письменные знаки передают смысл слова; в третьих – фонетическое (звуковое) письмо (фонография), в котором буквами передается звуковой облик речи. Из трех традиционных различных типов письма очевидным преимуществом обладает фонетический, принятый во многих современных языках, в том числе и в русском. Звуковое письмо является наиболее экономным, удобным и доступным видом письма, так как при нем возможна передача любого содержания человеческой речи независимо от того, имеем ли мы конкретное или абстрактное, простое или сложное содержание. Это письмо в большей степени связано с определенным национальным языком и отражает его специфику. Оно представляет собой систему зрительно воспринимаемых знаков, передающих в различных сочетаниях друг с другом звуковой облик значимых единиц. Набор этих знаков в их отношении к звуковой стороне речи и составляет область графики. Термин «графика» (от греч.graphikos - письменный) употребляется в двух значениях. Им называют как совокупность средств письменной фиксации элементов звучащей речи, так и специальный раздел науки, характеризующей взаимоотношение между графическими знаками и звуками. К графическим средствам относятся буквы, знаки препинания и различные надстрочные знаки – ударение, точка над ё, дуга над й и в печатных текстах апострофы (знак в виде запятой над строкой, заменяющий пропущенную гласную). Каждое фонетическое письмо располагает определенным алфавитом (от греческих названий букв – альфа и вита), или азбукой, перечнем букв, расположенных в определенном порядке. Алфавит имеет большое практическое значение, в частности, он предопределяет расположение слов в словарях и справочниках. Русский алфавит имеет 33 буквы. Большинство из них выступает в двух разновидностях – строчной и прописной (за исключением ъ и ь, которые употребляются только в виде строчных букв). Происхождение алфавита связано с одной из форм славянских азбук – кириллицей. Такое название эта азбука получила в честь первого просветителя славян, создателя славянской письменности Константина Философа, получившего при пострижении в монахи второе имя – Кирилл. В первоначальном виде эта азбука включала сорок три (43) буквы, из которых 24 были заимствованы из греческого унциального письма (применявшегося главным образом в ранних священных текстах). 19 остальных букв были специально созданы с учетом особенностей звукового строя славянских языков. Славянская азбука, принятая в X в., уже с самого начала не вполне соответствовала звуковому строю русской речи. Она включала ряд таких букв, которые применительно к русской фонетической системе были ненужными. Так, наряду с Ө (он) были w (омега), наряду с «земля» - «зело», хотя различия в их реальном звучании исчезли уже в X в. Кроме того ненужными были Ѫ (юс большой) и Ạ (юс малый), обозначавшие носовые гласные, которые вышли из употребления также к X в. Последующие изменения в звуковом строе еще более усложнили отношения между буквами и звуками. В настоящее время эти отношения в русском языке таковы: 1. Большинство букв нашей графики в каждый данный момент передает или обозначает один вполне определенный звук. 2. Имеются буквы, не обозначающие никаких звуков. 3. Некоторые буквы способны одновременно обозначать два звука. Это я, е, ё, ю, иногда и. 4. Ряд букв характеризуется потенциальной звуковой многозначностью (ср., например, звучание буквы с в следующих позициях: а) [с] -[са́т], [су́т]; б) [с'], [с'а́ду], [ с'иэлу́]; в) [з], [з'д'э́лът'], г) [з'] -[про́з'бъ]; д) [ш̅], [ш̅ы́т'], е) [ж̅] - [ж̅э́ч']. Однозначными являются только буквы у, ц, ч, ш, й. В связи с возможностью использования одних букв для обозначения разных звуков, принято различать основные и второстепенные их значения. В основном значении буква выступает тогда, когда соответствующий звук не может быть обозначен никакой другой буквой. Следовательно, во второстепенном значении данная буква выступает тогда, когда соответствующий звук может быть обозначен какой – либо другой буквой. Ряд букв может иметь не одно, а два основных значения. Так, для с основными значениями являются значения [с] и [с'], для Т - [т], [т']. Два основных значения имеют буквы я, е, ё, ю (они фиксируют либо сочетания [ĵ] с гласными [а], [э], [о], [у], либо мягкость согласного, предшествующего указанным гласным). Наличие двузначных букв обусловливается слоговым принципом русской графики. Сущность этого принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Так, в словах мал и мял буква м читается по-разному (мягко и твердо), что зависит от следующих за ней букв –а или я. Получается, что согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы. Слоговой принцип русской графики сложился исторически в результате закономерного смягчения большинства согласных в строго определенных позициях (перед гласными переднего ряда [ и], [э]). Слоговой принцип нарушается только при обозначении согласных, не входящих в коррелятивный ряд по твердости и мягкости. Это относится к всегда твердым согласным ж, ш, ц и всегда мягким согласным ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему: 1. После твердых согласных ж, ш, ц пишутся гласные и, е, вместо требуемых слоговым принципом гласных ы, э: цирк (вместо цырк), шить (вместо шыть), шесть (вместо шэсть) и т.д. 2. После мягких согласных ч, щ пишутся гласные а, у, о вместо требуемых я, ю, ё: чай (вместо чяй), щука (вместо щюка), мячом (вместо мячем). Одним из существенных преимуществ слогового принципа является то, что он сокращает количество необходимых букв на 15 единиц. Важно подчеркнуть, что правила графики устанавливают только возможные соотношения между буквами и звуками. Овладев этими навыками, мы не научимся вполне правильному письму, так как с точки зрения графики вполне возможны написания вход и фхот. Правила, согласно которым из всех возможных написаний узаконивается и выбирается только одно, устанавливает орфография. |