Главная страница
Навигация по странице:

  • Пропагандистское направлению революционного народничества

  • цель не поднять народ на революцию, а подготовить народ к ее проведению.

  • Бунтарское или анархистское направление

  • движущей силой революции является интеллигенция.

  • Заговорщическое направление

  • заговорщики легко смогут захватить власть без опасения возмущения со стороны народа.

  • 70

  • политология. 1861 общественное движение разделилось на несколько направлений. Были консерваторы


    Скачать 21.02 Kb.
    Название1861 общественное движение разделилось на несколько направлений. Были консерваторы
    Дата19.09.2022
    Размер21.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаполитология.docx
    ТипДокументы
    #685317

    После 1861 общественное движение разделилось на несколько направлений. Были консерваторы, которые хотели сохранения старых порядков.Либералы решили легально бороться за изменения в странеза реформы. И наконец, появилось революционное народничество, которое разделилось на три направления. Революционеры выбрали путь борьбы против власти. Основой взглядов все народников было представление об особом историческом пути России. Они были уверены, что к социализму можно прийти, минуя капитализм.
    Пропагандистское направлению революционного народничества. Идеологом пропагандистского направления был П.Л. Лавров. Ведущей силой, которая способна привести к революции это интеллигенция, которая должна сделать все для того, чтобы нести революционные идею в народ, просвещать необразованных крестьян. Лавров считал, что народ не готов к революции и его нужно подготовить и объяснить, что такое революция и зачем она нужна. Пропагандисты ставили цель не поднять народ на революцию, а подготовить народ к ее проведению. Лавров изложил свои идеи в следующих произведениях: «Исторические письма», «Очерки вопросов практической философии». Вдохновили Лаврова такие авторы социализма как Карл Маркс, Г.Спенсер.
    Бунтарское или анархистское направление революционного народничества представлял М.А.Бакунин. Он выступал за полное уничтожение государства и государственной власти. Революцию, по его мнению, должен совершить русский крестьянин, который по своему менталитету по своей природе является бунтарем и только он способен совершить революцию, свергнуть власть. Предполагался переход к социализму. Основой управления должна стать община. Бакунин также как Лавров считал, что движущей силой революции является интеллигенция. Но если Лавров считал, что крестьяне не готовы к революции, их надо подготавливать путем пропаганды, то Бакунин был уверен, что интеллигенция должна сразу же поднимать народ на революцию, народ уже готов.
    Заговорщическое направление революционного народничества. Представителем заговорщиков был Петр Никитич Ткачев. Он считал, что государство давно лишилось опоры в лице крестьян. Революцию должна совершить группа заговорщиков-интеллигентов. Он считал, что заговорщики легко смогут захватить власть без опасения возмущения со стороны народа.
    Стоит отметить, что ни одно выше названных направлений революционного народничества не получила широкого распространения. В основном деятельность революционеров сочетала в себе методы все трех направлений революционного народничества: бунтарского, заговорщического и пропагандистcкого. С 70-х годов народники начали создавать свои кружки. С 1874 года практиковалось «хождение в народ». Эта практика заключалась в том, что представители интеллигенции (чаще всего студенты университетов) переодевались в обычных крестьян и шли группами в деревню, они пытались объяснить простому люду, что их эксплуатируют, нужно подняться на бунт, крестьянам объясняли революционные идеи. Однако этот план народников не увенчался успехом. Крестьяне были необразованными, они не понимали смысла речей народников и чаще всего просто считали их сумасшедшими и сдавали их полиции. Позже народники Плеханов, Желябов, Фигнер, Перовская создали революционную организацию «Земля и воля». Пропаганда, которую веля организация опять же не дала никаких результатов, поэтому народники решили перейти к террору. Были совершены покушения на чиновников и царя. После убийства Александра II народники перешли к более мирным действиям.

    Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.

    Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А. И. Герценом.

    Поражение революций 1848-1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

    «Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны.

    «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции», — писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей», народничества.

    Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.


    Возникнув в 1870-х гг., этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х гг., когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы.

    Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу. Так, в обзорах русской литературы обыкновенно выделяли в одну общую группу «беллетристов-народников» и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они — представители весьма различных взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей и публицистов за собой не признавал.

    Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещё более отталкивали грубые нападки на интеллигенцию, обзывание таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными будочниками» и т. д.
    Петр Лаврович Лавров (1823-1900) происходил из семьи дво­рян. Он получил хорошее образование, преподавал математику в высших военных учебных заведениях, в 35 лет стал полковником. Этот мыслитель вошел в историю как лидер пропагандистского направления в революционном народничестве.

    Его публикации, из которых наиболее известны "Исторические письма", содержат скру­пулезный анализ текущей ситуации в России. Лавров считал, что для установления нового, справедливого строя в России нужны критически мыслящие личности, революционеры, и видел только один путь построения справедливого общества — революцию. Со­циальная революция, по Лаврову, должна была произойти в форме полного экономического переворота и полного уничтожения ста­рых государственных структур.

    Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) — потомственный дворянин. Он получил прекрасное военное образование, в 1840 г. уехал в Западную Европу, где и прошла вся его последующая жизнь. Бакунин был основателем и главой анархистского направления в российском народничестве.

    Его книга "Государственность и анар­хия" оказала значительное влияние на воззрения современников. Экономической основой будущего идеального строя, считал Баку­нин, должна стать передача всей земли в государстве крестьянским земледельческим общинам. Что касается рабочих, то рабочие ассо­циации, а не отдельные рабочие, должны были, по идее Бакуни­на, получить в свое полное распоряжение все средства промыш­ленного производства.

    Лидером так называемого "заговорческого" направления стал Петр Никитич Ткачев (1844-1885). Дворянин, получивший на ро­дине хорошее образование, он большую часть сознательной жизни провел на Западе. Основным стержнем преобразованной России Ткачев называл крестьянскую общину — социалистическую по сво­ему духу. Он был убежден во "врожденности" коммунистических институтов у русского крестьянина. Ткачев проявлял интерес к со­временным ему западным экономическим теориям, в частности к марксизму, учению Мальтуса и др., и считал, что изучение соци­альных и экономических процессов общественной жизни чрезвы­чайно важно17.

    Основная социально-экономическая идея раннего народниче­ства заключается в том, чтобы "избежать" капитализма при опоре на стихийно-социалистические тенденции в среде крестьянства. Представители позднего, либерального, народничества 80-90-х го­дов (В.П. Воронцов, С.Н. Южаков, Н.Ф. Даниельсон, С.Н. Кривенко и др.) также утверждали, что капитализм для России означает регресс, что он приведет ее к упадку. Отсюда идея задержать разви­тие капитализма. Поздние народники считали российское эконо­мическое устройство принципиально отличным от западноевропей­ского. При этом они отрицали объективные законы общественного развития и полагали, что сознательные действия узких групп лю­дей могут изменить само направление этого развития.

    Народники утверждали, что необходимость внешнего рынка обусловлена законами реализации общественного продукта и при­бавочной стоимости. Вслед за Сисмонди, повторяя "догму Смита", они полагали, что стоимость всего общественного продукта состо­ит только из доходов — заработной платы, прибыли и ренты. Рас­сматривая составные части стоимости, они игнорировали постоян­ный капитал. Из этой ошибочной теории народники делали столь же ошибочные выводы: они считали, что производство должно соответствовать потреблению, т.е. определяться доходами. Они ут­верждали, что внутри страны невозможно реализовать прибавочную стоимость и что поэтому только и необходимы внешние рынки.

    В либеральном направлении выделялись профессиональные эко­номисты — представители университетской науки — профессора А.С. Посников, А.И. Чупров, Н.А. Каблуков, И.В. Вернадский. Ос­тановимся на воззрениях Чупрова и Вернадского. Оба они были известнейшими профессорами российских университетов, страст­ными публицистами, прекрасными историками экономической мысли. Оба были правоверными рикардианцами, но во многом их взгляды и различались.


    написать администратору сайта