ИМО 19 билет. 19 билет Процессы реформации и контрреформации и их влияние на развитие международных отношений
Скачать 20.96 Kb.
|
19 билет Процессы реформации и контрреформации и их влияние на развитие международных отношений. 8. Реформация и Контрреформация Критика церкви: надежды на перемены В начале XVI в. Европа оказалась в состоянии кризиса, связанного с развитием в недрах феодального общества новых, капиталистических отношений. Развивавшиеся в экономике процессы приводили к возникновению первых признаков противоречий между трудом и капиталом, между стремительным ростом цен, увеличением стоимости жизни и сокращением доходов населения. Население не только испытывало материальные затруднения, но и оказывалось охваченным настроениями упадка и депрессии, вызванными многочисленными войнами и постепенным разрушением традиционного жизненного уклада. Кризисные настроения способствовали росту недовольства политикой римско-католической церкви, игравшей весьма значительную роль в жизни европейского общества, и повседневной практикой духовенства. Папская курия постоянно вмешивалась в дела европейских государств, в их отношения друг с другом. В своей фискальной политике церковь преследовала только одну цель — увеличение доходов любой ценой: вечные христианские ценности становились предметом купли-продажи. Углублялся процесс бюрократизации церкви. Лютер и Реформация в Германии Реформация — это сложное религиозное и социальное движение, принявшее форму борьбы против всеобъемлющего господства католической церкви в духовной, политической, экономической областях. В более узком смысле под Реформацией понимаются религиозные преобразования, направленные на освобождение верующих от повседневной опеки церкви (в ее католическом понимании). Идеологи Реформации, при всех различиях между ними, сходились в убеждений, что человек для спасения своей души не нуждается в посредничестве церкви, что залог спасения — не во внешних проявлениях религиозности, а в вере каждого в искупительную жертву Христа. Осуществление этой посылки на практике вело к отказу от церковной иерархии. Единственным источником веры сторонники Реформации провозглашали Священное писание (Ветхий и Новый заветы), отрицая в качестве такового Священное предание (т. е. сочинения отцов церкви, решения церковных соборов и др.). В ходе Реформации в европейских странах возникли новые христианские конфессии, которые (наряду с католицизмом) существуют до настоящего времени. Начало Реформации было положено выступлением в Виттенберге (Германия) августинского монаха Мартина Лютера, который 31 октября 1517 г. выдвинул 95 тезисов, направленных против торговли папскими индульгенциями. К 1519 г. Лютер кардинально разошелся во взглядах с официальной католической церковью и сформулировал свою позицию в трех программных произведениях, которые благодаря развитию книгопечатания получили широкую известность. На Вормсском рейхстаге 1521 г. Лютер категорически отверг требования отречься от своего учения, за что императорским эдиктом был осужден как еретик. Годом раньше папский Рим отлучил Лютера от церкви. Учение Лютера встретило горячую поддержку в различных слоях общества, включая бюргерство, крестьянско-плебейскую массу, рыцарство, часть князей. На базе его учения формировалось мощное общественное движение народных масс в котором антиклерикальные лозунги дополнялись требованиями социально-экономического характера. Кульминационным пунктом общественного движения в Германии стала Крестьянская война (1524-1526), ее идейным вождем был Томас Мюнцер. Поднявшиеся на борьбу крестьяне требовали отмены изнурительных повинностей, устранения феодального закабаления и ликвидации сословного деления общества. Лютер не только не поддержал народное восстание, но и выступил с его резким осуждением, призвав власти к немедленному подавлению восстания. Ход Реформации в Германии оказался в зависимости от того, какую позицию занимали власти отдельных княжеств. Лютеровская Реформация, лишившись связи с народом, стала орудием княжеского сепаратизма и секуляризации церковных земель в пользу князей. Укреплению позиций протестантских князей способствовала и политика императора Карла V: стремясь к созданию мощной империи, он был вынужден вести войны с Францией, находился в состоянии постоянной конфронтации с Римом, противостоял захватническим амбициям Османской империи, расширял границы своей империи, откладывая при этом решение назревших проблем в самой Германии. В результате этого предпринятая императором на Аугсбургском рейхстаге попытка сохранить единство веры оказалась неудачной, тем более что на сторону Реформации перешли такие крупные земли империи, как Гессен, Саксония, Пруссия, Померания, Бранденбург. Аугсбургский религиозный мир (1555) закрепил сложившееся к этому времени статус-кво, а княжеский суверенитет был распространен и на религию: каждый князь определял вероисповедание своих подданных. Восторжествовал принцип: "Чья страна, того и вера". Цвингли и Кальвин: Реформация в Швейцарии Реформационное движение не ограничивалось только Германией, оно нашло своих приверженцев и последователей во многих странах Западной и Центральной Европы. Реформация была проведена здесь в 20-е гг. XVI в. в форме цвинглианства (учение священника Ульриха Цвингли). Оно отличалось от учений Лютера и других сторонников Реформации последовательным отказом от католической культовой обрядности. Убежденный республиканец, Цвингли считал, что народ имеет право на сопротивление тиранической власти, попирающей "божественные законы". В 40-е годы в Женеве зарождается новое протестантское течение — кальвинизм. Его основателем был француз Жан Кальвин, который в 1534 г., спасаясь от преследований протестантов, покинул Францию. Мероприятия, проводимые Кальвином и его сторонниками, не сразу нашли поддержку в обществе. По инициативе Кальвина женевский магистрат принял новую форму церковной организации, которая затем получила распространение и в других странах. Была упразднена обрядность, введены строгие, а порой и жесткие нормы нравственного поведения, запрещены развлечения, яркие одежды и пр. Важнейший догмат кальвинизма — об абсолютном предопределении — основывался на убеждении, что Бог изначально (еще до Сотворения мира) предопределил одних людей к спасению, других - к погибели. "Избранность" человека, его предопределенность к спасению проявляется в успешной мирской, прежде всего профессиональной, деятельности. Учение Кальвина стало идеологическим обоснованием практики нарождавшегося социального слоя — буржуазии. Из Женевы кальвинизм распространился в страны Западной и Центральной Европы. Возникновение англиканской церкви Реформация в Англии с самого начала носила преимущественно политический, а не теологический характер. Она была начата нерелигиозными деятелями, а королем Генрихом VIII. Серия последовательно принятых законодательных актов постепенно оформила отход английской церкви от Рима. Поводом к проведению реформы церкви в Англии послужил конфликт Генриха VIII с папой римским, вызванный отказом папы признать недействительным брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской. Чтобы иметь возможность жениться на своей фаворитке Анне Болейн, Генрих VIII повелел архиепископу Кентерберийскому признать недействительным свой первый брак. Это решение было одобрено английским парламентом. Стремление Генриха VIII освободить английскую церковь от подчинения авторитету папского Рима преследовало в первую очередь цели укрепления своей абсолютной власти. В 1534 г. король был провозглашен главой английской (англиканской) церкви, в Англии были закрыты все монастыри, а их имущество и земли были конфискованы. После смерти Генриха VIII (1547) в годы правления его дочери Марии Тюдор процесс реформирования английской церкви был прекращен. Ярая католичка, Мария способствовала реставрации католицизма в Англии. Елизавета I, вступившая на престол после смерти Марии Тюдор (1558), восстановила реформированную церковь и довела до конца реформу, начатую ее отцом. Политическая заданность и непоследовательность Реформации, проведенной сверху, проявилась, в частности, в том, что в англиканстве был сохранен ряд элементов, характерных для католической церкви. Радикальные кальвинисты (пуритане) жестоко преследовались. Противостояние англиканства и пуританства стало одной из причин английской революции середины XVII b. Преследование гугенотов во Франции С середины XVI в. Реформация начинает проникать во Францию. Среди гугенотов (приверженцев кальвинизма) было немало представителей высшей аристократии. Свое понимание христианства и его обрядности они изложили на "народном синоде" в Париже в 1559 г. Борьба гугенотов за признание своей веры, а также за гражданские и политические права жестоко преследовалась правящей династией Валуа. Массовое убийство гугенотов в Васси (1562) положило начало первой из восьми войн между гугенотами и католиками. И хотя в 1563 г. в некоторых городах Франции были разрешены протестантские богослужения, положение гугенотов оставалось сложным. В 1572 г. в Париже по случаю свадьбы Генриха Наваррского собрались видные представители партии гугенотов. По приказу Екатерины Медичи они и многие рядовые гугеноты были зверски убиты в течение одной ночи. Варфоломеевская ночь привела к усилению религиозной розни и стала причиной новых религиозных войн. Король Генрих III, опираясь на поддержку Католической лиги и Испании, ликвидировал все права гугенотов, что положило начало восьмой гугенотской войне. После его убийства в 1589 г. на престол взошел Генрих IV Наваррский, положивший начало династии Бурбонов. Ради достижения национального и религиозного согласия он в 1593 г. принял католичество, но в то же время предоставил право гугенотам проводить свои богослужения в большинстве городов Франции и наделил их особыми политическими правами (Нантский эдикт 1598). Но гугеноты были вновь лишены их во время правления кардинала Ришелье (1629). Окончательно Нантский эдикт был отменен Людовиком XIV в 1685 г. Тысячи приверженцев кальвинизма были вынуждены эмигрировать в Северную Америку, Англию, Нидерланды, Швейцарию и Бранденбург. Тридцатилетняя война Религиозное противостояние в Европе в начале XVII в. переросло в крупный политико-государственный конфликт, приведший к так называемой Тридцатилетней войне. Недовольство античешской и прокатолической политикой Габсбургов привело в 1618 г. к восстанию в Чехии, которое явилось началом Тридцатилетней войны. Все последующие 30 лет Центральная Европа была полем боя, где сталкивались многие европейские державы. Чешский сейм избрал королем Чехии протестантского князя, однако Протестантская лига оказалась значительно слабее объединенных сил католического лагеря, императорские войска жестоко подавили все очаги сопротивления протестантов в Чехии и Австрии. Стремясь укрепить свои позиции и расширить владения на Балтике, в войну против императора вступил датский король Кристиан IV, но был побежден (1629). Подобно датскому королю, руководствуясь очевидными великодержавными амбициями, вступил в войну шведский король Густав II Адольф (1630). Начальный этап войны не принес Швеции значительных успехов. И только заключение союза с католической Францией (1636) позволило переломить ход войны. После изнурительных 30 лет кровопролитных битв, унесших множество человеческих жизней, в 1648 г. был наконец заключен Вестфальский мир. По Вестфальскому договору, сохранялся принцип, по которому правитель определял вероисповедание своих подданных, признавалось право на существование как католицизма, так и протестантизма. В Священной Римской империи Вестфальский мир положил конец абсолютистским тенденциям в политике императора и создал предпосылки для возникновения современных национальных государств в Европе. В годы религиозного противоборства XVI-XVII вв. была сломлена духовная диктатура католической церкви, существенно ослаблены ее экономические и политические позиции. |