Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Структура ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

  • Так что же входит в содержание самого образа

  • 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБРАЗОВ

  • 4. Вечные Образы

  • 6.СЛОВО ОБРАЗ

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

  • Слово-образ в художественном тексте

  • 7.Лексические средства

  • НЕЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

  • Художественный образ и средства выразительности. Худ образ и средства выразительности. 1Художественный образ


    Скачать 159.08 Kb.
    Название1Художественный образ
    АнкорХудожественный образ и средства выразительности
    Дата26.10.2022
    Размер159.08 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаХуд образ и средства выразительности .pdf
    ТипДокументы
    #755658

    1Художественный образ
    является неотъемлемой частью понимания эстетики. Образное мышление часто противопоставляется концептуальному мышлению. Считается, что первым появилось образное мышление, а мышление, основанное на концептах, возникло на более позднем этапе развития человека. Эту идею развивал Дж. Вико в своей работе
    «Основания новой науки об общей природе наций» 1725 года. До настоящего времени в художественном творчестве основным является образное мышление и архаическое моделирование действительности. Когда мы читаем некое поэтическое произведение,
    где обязательно фигурируют художественные образы, мы сами того не замечая,
    вносим в представляемую поэтом картину мира долю своего воображения. Это не удивительно, так как известные исследователи психологии человека указывали на близость сновидений и художественных произведений. Художественный образ является категорией многосоставной и многогранной. Он соединяет в себе органическое взаимодействие материального и духовного. Образ соединяет в себе противостоящие друг другу сферы. Образ соединяет субъективное и объективное,
    существующие с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, в результате этого взаимодействия вырабатывается согласите и гармония. Когда мы говорим о художественном образе, в первую очередь мы имеем ввиду образа человека, героя произведения, действующих лиц. Художественный образ может включать в себя и образ предметов и явлений. Однако не все ученые согласны с такое трактовой. Многие критикуют столь широкое понимание художественного образа, например, «образ народа». В подобных случаях следует говорить об идее, теме или проблеме народа.
    Еще более сложно стоит вопрос в тех случаях, когда центральным персонажем произведения является животное, например, в таких произведениях как «Каштанка»,
    «Белолобый», «Холстомер». В подобных работах психология и мировоззрение живого существа воспринимаются опосредованно. Однако нельзя воспринимать образ животного так же, как и образ человека, так или иначе образ животного будет подвергнут анализу посредством понятий, относящихся к человеческой психологии.
    ЗАМЕЧАНИЕ 1 Таким образом, можно сделать вывод, что в концепт «художественный образ» могут быть включены только человеческие персонажи. Классификация художественных образов Художественные образы можно классифицировать на:
    индивидуальные хара́ктерные типические образы-мотивы топосы архетипы
    Отличительной особенностью индивидуального художественного образа является его самобытность и необычность. Чаще всего такие образы представляют собой плод воображения самого автора. Индивидуальные художественные образы в большей степени характерны для творчества писателей романтиков и писателей фантастов,
    например, Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" В. Гюго, Воланд в "Мастере и
    Маргарите" М. Булгакова.
    2. Структура ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
    представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал:
    -познания и оценки,
    -объективного и субъективного,

    -рационального и эмоционального,
    -изображения и выражения,
    -реального и вымышленного,
    -жизнеподобия и условности,
    -конкретности и обощённости.

    Так что же входит в содержание самого образа?
    1. Объективное содержание художественного произведения. Это историческая действительность, обуславливающая ту жизненную обстановку, в которой находится сам художник и которую отражает в своём творчестве, как бы сам он к ней ни относился.
    2. Субъективное содержание. Это та оценка в том освещении, которую даёт сам писатель в изображаемом им явлении жизни.
    3. Непосредственное, конкретное содержание произведения - история данных характеров и событий, о которых в нём рассказывается.
    4. Эстетическое значение образа - конкретное воплощение человеческих идеалов.
    Итак, любое художественное произведение - прежде всего выражение писателем его отношения к действительности. А своё отношение писатель выражает, показывая интересующие его проявления жизни образно, то есть в картинах человеческой жизни,
    со всеми присущими ей свойствами, сохраняя внутреннюю логику изображаемых им отношений.
    Ещё под понятием образ понимают характер человека, хотя понятие образ много шире, чем характер. Например, образ Печорина, Образ Петра Гринёва. В данном понятии говорят о характерах этих персонажей в изображении окружающего их мира.
    3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБРАЗОВ:
    1. Классификация по предметности:
    - образы-детали (статичные описательные фрагментарные образы): пейзаж, портрет,
    интерьер;
    - образы-события (динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности);
    - образы характеров и обстоятельств (герои в коллизиях и конфликтах);

    - образы судьбы и мира (глобальные образы бытия вообще в понимании художника)
    2. Классификация по смысловой обобщенности
    - Индивидуальные (неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника);
    - Характерные (отражающие закономерности общественно-исторической жизни,
    запечатлевают нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде);
    - Типические (это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты).
    - Мотив (образ, повторяющийся в произведениях одного или многих авторов);
    - Топос (образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации);
    - Архетип (образ, заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития).
    3. Классификация по структуре
    - автологические (самозначимые, ПС=ПВ);
    - металогические (метафоры и тропы, ПС>ПВ);
    - аллегорические и символические (суперлогические, ПС>ПВ по всеобщности,
    отвлеченности)
    Образ-деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи.
    Художественный характер – образ человека в литературном произведении,
    очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью. Характер раскрывает исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли,
    переживания, речь) и авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования.
    Тип в литературе и искусстве – обобщенный образ человеческой индивидуальности,
    наиболее характерный для определенной общественной среды.
    Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста.
    Мотив может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило,
    объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а
    также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.
    Топос (“общее место”) – образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации.
    Таковы топосы “мир как книга” в культуре европейского Средневековья, “мир как театр”
    – в культуре Возрождения; таковы топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.).
    Архетипы (термин “аналитической” психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г.
    Юнга) – мотивы и их комбинации, наделенные свойством “вездесущности”,
    универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе,
    верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т.п.), а также художественном творчестве вплоть до современности.
    В современном литературоведении архетипами называют также неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы (“преображение” как смена одежд или насыщение, “битва” как жатва и др. в метафорическом строе русской поэзии 20 в.) или универсально распространенные сюжеты (мифы о потопе, представления о “мировом древе” и их отражения в литературе).
    14. Классификация художественных образов по структуре ( по соотношению предметного и смыслового планов).
    Структура образа включает в себя соотношение двух планов: предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, и поэтому подразделяется на две большие группы.
    - Первая группа состоит из автологических,"самозначимых" образов, в которых оба плана совпадают.
    Вообще, “автологией” (от гр. α?τ?ς– “сам” иλ?γος – “слово”, “смысл”) называют употребление слов в их прямом значении. С языковой точки зрения, автологичный образ – это образ, который передан обычными словами, без тропов.
    Еще такие образы часто называют “образ-тип”, они могут радовать нас узнаванием –
    “точно”, “да, я такое видел”, “ну как будто он с натуры записывал”, но при этом это не просто набросок с натуры, для того, чтобы побаловать нас таким вот эффектом, автор берет из “ряда похожих предметов один и наделяет его чертами, которые были собраны с большого числа отдельных представителей этой группы”. Типично можно изобразить людей и предметы, местность, обстоятельства, отношения – да что угодно!
    Этот вид образности очень распространен сейчас.
    - Вторая группа - это металогические образы, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т.п. Такие образы – не самодостаточны, значение их всегда лежит где-то в
    иной плоскости. Они не лучше и не хуже автологичных образов. Просто другие Это всё
    образы-тропы: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия,
    синекдоха. К группе металогичных образов относят символ, аллегорию, подтекст.
    Символ - часто символ называют высшей ступенью образности; его “чувственная основа” помимо своего собственного значения указывает еще на другие значения и идеи, которые непосредственно изображенным предметом не обозначаются.
    Например, “алые паруса”: паруса необычного цвета – примета, по которой герои узнают друг друга – символ любви как рукотворного чуда. Образ-символ может родиться из конкретной образности произведения или цикла произведений. Образ первоначально символом не является, а символическое значение приобретает уже в произведении.
    Аллегория (гр. ?λληγορ?α – иносказание) – вид образности, где предмет становится знаком идеи, которая полностью абстрагирована от его прямого значения; а значит,
    чувственный образ и идея связаны формально, а не по сути. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках (изображение Фемиды)– аллегория абстрактной идеи правосудия. Аллегория возникла на почве мифологии, прижилась в фольклоре. Использовалась в изобразительных искусствах. Из литературных жанров аллегорией пользуются басни, притчи, моралите; аллегорический тип образности был основным для литератур средневековья и классицизма.
    От символа аллегорию отличает еще и то, что идея в ней – рациональна и однозначна,
    а в символе – эмоциональна и многозначна.
    В широком смысле аллегорией иногда называют любое иносказательное выражение мыслей, имея ввиду то, что любой образ так или иначе выражает какую-то идею.
    Подтекст (буквально – то, что лежит под текстом) – глубинное значение, не то, которое лежит на поверхности. Это вид образности, в котором конкретно-чувственный образ кроме собственного значения содержит еще и припрятанный намек (“фигу в кармане”,
    как у Горалик). Эта дополнительная идея не называется прямо, но она может существенно менять весь смысл сказанного.
    Таким образом, в литературоведении можно найти все разновидности образов.
    Конечно, в ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию.
    4. Вечные Образы
    Вечные образы — это художественные образы персонажей, которые будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую, внеисторическую значимость, что впоследствии, превращаясь в своеобразные символы, вновь и вновь возникают в творчестве писателей последующих эпох.

    В вечных образах запечатлены главные качества и свойства человеческой личности
    (готовность к самопожертвованию, стремление обрести истину, тяга к идеалу, поиски смысла жизни) и широта типизации их так велики, что меняющаяся историческая обстановка позволяет развивать заложенный в них универсальный смысл, усиливая те или иные оттенки. К вечным образам относятся Прометей, Фауст, Гамлет, Дон Жуан,
    Дон Кихот и другие.
    Емкость и содержательность вечных образов настолько значительны, что они приобрели непреходящую эстетическую ценность.
    Неутолимость творческих запросов человека нашла отражение в вечном образе
    Фауста. Но характер искателя истины, готового во имя нее на серьезные жертвы, со временем существенно менялся.
    Древние легенды о докторе Фаусте считали само познание тяжким грехом, а тяжелую расплату за познание неизбежной. Герой «Трагической истории доктора Фауста»
    (1589) английского драматурга Кристофера Марло, прозрев, уже протестует против уготованной ему за познание казни. Хотя раньше сам был на нее согласен. Еще более очевидно идеал счастья, доставляемого человеку знанием и трудом, торжествует над угрозой расплаты в «Фаусте» Гете.
    Однако и здесь художественные возможности, заложенные в вечных образах не были исчерпаны. Немецкий писатель ХХ века Томас Манн продолжил их в своем романе
    «Доктор Фаустус».
    То же самое в вечном образе, пришедшем из испанских легенд XIV-XVII веков дон
    Жуане, о Гамлете. Но вечные образы не следует смешивать с образами, которые стали нарицательными (Тартюф, Обломов, Манилов), они не имеют такого обобщающего общечеловеческого значения.
    Нередко образ литературного героя строится в соответствии с замыслом автора как сознательная ретроспекция вечного образа: образ Прометея в поэзии Байрона.
    Потенциально всякий образ, воспринимаемый как современный читателями разных эпох, может расцениваться в качестве «вечного». Однако по традиции,
    установившейся в литературоведении, к вечным относятся прежде всего такие образы,
    которые дают возможность их многозначной философской интерпретации.
    5. Образы–мотивыи топосы выходят за рамки индивидуальных образов героев.
    Образ–мотив – это устойчиво повторяющаяся в творчестве какого–либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов («деревенская Русь» у С.Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока).
    Топос обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи,
    нации, а не в творчестве отдельного автора. Примером может служить образ
    «маленького человека» в творчестве русских писателей – от Пушкина и Гоголя до М.
    Зощенко и А. Платонова.

    В последнее время в науке о литературе очень широко используется понятие
    «архетип». Впервые этот термин встречается у немецких романтиков в начале XIX
    века, однако подлинную жизнь в различных сферах знания дали ему работы швейцарского психолога К. Юнга (1875–1961). Юнг понимал «архетип» как общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение.
    Чаще всего архетипами являются мифологические образы. Последними, по Юнгу,
    буквально «нашпиговано» все человечество, причем архетипы гнездятся в подсознании человека, независимо от его национальности, образования или вкусов.
    Юнг писал: «Мне как врачу приходилось выявлять образы греческой мифологии в бреду чистокровных негров».Много внимания в литературоведении уделяется проблеме соотношения образа и символа. Проблема эта осваивалась еще в Средние века, в частности, Фомой Аквинским (XIII в.). Он считал, что художественный образ должен отражать не столько видимый мир, сколько выражать то, что нельзя воспринять органами чувств. Так понятый образ фактически превращался в символ. В
    понимании Фомы Аквинского этот символ был призван выражать, прежде всего,
    божественную сущность. Позже, у поэтов–символистов XIX –XX вв., образы–символы могли нести и земное содержание («глаза бедняков» у Ш.Бодлера, «жолтые окна» у
    А.Блока). Художественный образ не обязательно должен быть оторванным от предметной, чувственной реальности, как считал Фома Аквинский. Блоковская
    Незнакомка – пример великолепного символа и одновременно полнокровный живой образ, отлично вписанный в «предметную», земную реальность.
    Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.
    По определению литературоведа А. Ю. Большаковой, литературный архетип — это
    «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.
    Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как «вещную»,
    так и «личностную».
    6.СЛОВО ОБРАЗ
    Согласно гипотезе, выдвинутой и развитой выдающимся русским филологом A.A.
    Потебней, образ живет в са мом слове, состоящем из содержания (значения), внешней
    (звучание и начертание) и внутренней формы (образное пред ставление). Каждое слово, по мнению ученого, возникало в древ ности как естественный образ того или иного явления, предме та, свойства... Одни слова сохранили свою «внутреннюю образ ную форму»: защитить (т.е. буквально заслонить щитом), ошеломить (ударить по шелому), медведь (ведающий, знающий мед), преступление (переступить что-то,
    например, закон, или кого-то); у других она за давностью времени утратилась,
    стерлась и филология призвана ее восстановить, реконструи ровать. Лингвисты
    называют это явление, равно как и зани мающуюся им дисциплину,
    этимологией.(Федотов)
    Дело в том, что слово несет в себе не просто элементы знака, символа явления, но является его изображением. Говоря «стол» или «дом», мы представляем себе явления,обозначаемые этими словами. Однако в этом изображении еще нет элементов художественности. О художественной функции слова можно говорить лишь тогда,когда в системе других приемов изображения оно служит средством создания художественного образа.Так, в известной строке из М. Горького:«Над седой равниной моря ветер тучи собирает» — слово «седой» само по себене обладает эстетической функцией. Оно приобретает ее только в сочетании сословами «равниной моря».
    «Седая равнина моря» — комплексный словесныйобраз, в системе которого слово
    «седой» начинает обладать эстетическойфункцией тропа. Но и сам этот троп становится эстетически значимым вцелостной структуре произведения.в художественном произведении все языковые средства, так сказать, эстетически заряжены.«Любое языковое явление при специальных функционально-творческих условияхможет стать поэтическим», — справедливо утверждает акад. В.
    Виноградов.Некоторые ученые полагают, что ядро образа — это представление,картина, фиксируемая в формах языка, другие исследователи,
    развивая положение о языковом ядре образа, рассматривают процесс «поэтизации речи как акт приращения» к слову дополнительного качества или смысла. В
    соответствии с данной точкой зрения слово становится явлением искусства(образным)
    не потому, что оно выражает образ, а потому, что в силу присущихему имманентных свойств оно меняет качество.Нет сомнения в том, однако, что художественный образ в его словесном выражении представляет собой целостное единство.Слово прочно связано с мыслью, с понятием, и поэтому по сравнению с другими средствами создания образа оно более емко и более активно. Словесный образ, обладающий целым рядом достоинств, может быть охарактеризован как «синтетический»
    художественный образ. Но все этикачества словесного образа может выявить и реализовать только художник.Слово рождает разные ассоциации,так проявляется эстетическая функция слова. Г. А. Гуковский писал: «Слово используется в качестве знака, символа, вызывающего в сознании читателя ряд ассоциаций с собственными переживаниями, с образом души поэта...» (наверняка Крупчанов)
    ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
    § 6. Поскольку стилистика изучает дополнительные свойства языковых единиц,
    связанные с их экспрессивно-эмоционально-оценочными значениями, стилистические средства языка обычно подразделяют на выразительные и изобразительные. Такое деление средств языка широко используется при стилистическом анализе речевых произведений.
    Выразительные средства языка употребляются в прямом значении. Они не связаны с переносным, метафорическим использованием единиц языка, не создают образов.
    Употребление выразительных средств в прямом значении позволяет им, тем не менее,
    выражать разнообразные дополнительные (коннотативные) значения. В силу этой
    особенности они нередко содержат субъективную оценку, бывают эмоционально окрашены, обладают высокой степенью экспрессивности.
    К выразительным средствам относятся слова и фразеологизмы с эмоционально-оценочным значением, а также различные средства синтаксической выразительности, обычно называемые фигурами речи (антитеза, параллелизм,
    повторы, градация, риторический вопрос и др.)
    Изобразительные средства языка употребляются в переносном значении. Они связаны с фигуральным, метафорическим использованием языковых единиц, относятся к сфере их образного употребления.
    Метафоризация расширяет семантический объем слов и фразеологизмов.
    Расширение смыслового объема языковых единиц происходит в результате появления у них добавочных экспрессивных и эмоционально-оценочных значений. Вместе с тем изобразительные средства обладают способностью вызывать конкретное представление о предмете мысли, создают зрительный образ.
    К изобразительным средствам следует отнести различные виды переносного употребления слов, именуемые тропами (образное сравнение, метафора, метонимия,
    олицетворение и др.), а также такие классы фразеологизмов, как идиомы, пословицы,
    поговорки. Коль скоро изобразительные средства не только создают образы, но и выполняют экспрессивно-выразительную функцию, их можно в отличие от собственно выразительных средств назвать изобразительно-выразительными.
    6. Слово-образ в художественном тексте
    перевод слова-понятия в слово-образ, Образность может создаваться за счёт тропов.
    Тропы - необходимый конструктивный элемент текста. Образ может создаваться и за счёт синтаксических средств, и за счёт морфологии и за счёт семантики слова.
    Для создания образности используются два вида языковых средств: во-первых, это собственно образные средства самого языка -- лексические, семантические,
    фразеологические поэтизмы, тропы, фигуры; во-вторых, это нейтральные в общем,
    языке элементы, которые в структуре художественного произведения становятся образными.
    Отличается образностью, яркой эмоциональностью и эстетически направленной экспрессией
    Образная система, художественное познание, освоение, воссоздание мира действительности в форму образов
    Образ - неязыковое явление, но материальной оболочкой является слово.
    Наибольшей трансформации подвергается слово, его лексический состав.

    Слово в художественном тексте выполняют не только номинативную функцию, но и изобразительно-выразительную функцию и в тексте происходит трансформация.
    Слово-образ в художественном тексте
    Образность может создаваться за счёт тропов. Тропы - необходимый конструктивный элемент текста.
    Но деление слов на образные и безобразные в художественном тексте условно, так как в литературном произведении дело не образности отдельных выражений, а в неизбежной образности каждого слова, так как это слово преподносится в художественных целях, даётся в плане общей образности. Худож образ складывается из всех слов произведения. Все слова работают на образ.
    Образ может создаваться и за счёт синтаксических средств, и за счёт морфологии и за счёт семантики слова. Но всё вместе - отбор слов, их организация, которое соответствует идее пр-я, тональности и создаёт образ. Образ создаётся за счёт самых обычных слов.
    Для худож текста хар-но:
    Значение слова изменяется. Происходит своеобразное углубление семантической перспективы слова. Т.е. в микроконтексте слово приобретает многоплановость,
    объёмность. Можно использовать разные терминологические сочетания. Ларин писал,
    что слово приобретает обертоны смысла, Виноградов говорил о коннатативных значениях, но всегда речь идёт о дополнительных значениях, к-рые слово приобретает только в данном контексте, данного произведения. Иногда в творчестве данного писателя.
    Слово становится многоплановым. Слово обрастает значениями контекстуальными.
    Символическими, начинает вызывать ассоциации, аллюзии. Мы по-разному воспринимаем одно и то же пр-е в разные периоды жизни или в разных эмоциональных состояниях.
    Читатель не просто воспринимает пр-е, но творит вместе с автором, подставляя в его произведение всё новое и новое содержание (Виноградов).
    Поэтическое слово обладает многоплановостью своей семантики. У поэтического слова ярко выражена его внутренняя форма. Это образ, к-рый положен в основу номинации и в худож. тексте происходит оживление внутренней формы слова. Слово в худож тексте несёт эстетическую информацию. Слово воздействует на читателя или слушателя. Специфика слова-образа связана с тем, что оно творчески создаётся писателем и творчески воспринимается, воссоздаётся читателем. Слово в худож тексте не только понимается, но и переживается.
    Поэтический образ досоздаётся читателем, следовательно можно говорить о сотворчестве.

    Слово, вынесенное в заглавие можно считать опорным. Оно в максимальной степени будет трансформировать свою семантику.
    «Чайка» Чехов. Основное значение - языковое. Чайка - птица с белым оперением. Это красивая птица. Уже в 1-м действии ассоциативный ряд начинает преобразовываться.
    "Девушка как чайка. Счастлива и свободна, как чайка. " - символическая метафора.
    Нина подписывала свои письма "Чайка". Возникают новые контекстуальные,
    ситуативные, метафорические значения. Слово вступает в синонимические,
    антонимические ряды с другими словами пр-я.
    ("Я чайка. Нет, не то. Я актриса." - употребляет антонимы. Должно быть что-то что должно дать противопоставить «чайка» и «актриса».
    Слово чайка приобретает новое контекстуальное значение. "Да поможет Господь всем бесприютным скитальцем." Героиня как чайка должна либо преодолеть все жизненные невзгоды, либо погибнуть. Бесприютность, одиночество - становится основой для противопоставления «чайка» и «актриса». Чайка - слабая в бесприютстве, актриса - сильная в том, что нашла своё призвание)
    Слово-образ обладает эффектом скольжения семантики. Одно значение связано с другим. От словарного к текстовому, индивидуально-авторскому, неповторимому. При этом одно значение слова просвечивает через другое, накладывается на другое. В
    рез-те в объекте .изображения, в том что хар-ся, выделяется разные стороны и образ становится многоплановым. Появляются текст и подтекст. Эти планы взаимодействуют друг с другом. Благодаря подвижности своей семантики слово-образ входит в связи с различными рядами слов. Контекстуальная синонимия, антонимия. В рез-те образуются определённые семантические поля, лексико-семантические цепочки слов.
    Возглавляет цепочку ключевое слово. Эти ключевые слова-образы являются текстовыми доминантами.
    Эти тематические цепочки могут рассматриваться и в более широком контексте - всего творчества данного автора. Полное значение может раскрываться только в макроконтексте пр-я, Тв-ве писателя. Эти образы показывают как писатель видит и как художественно воспроизводит мир. Можно говорить о грамматике худож текста, как о системе авторских приёмов, которые реализуются в конкретном тексте.
    (Пушкин «телега жизни». Раскрывается образ жизненного пути. Образ предельно бытово снижен. Противопоставлен книжному колесница жизни. Возникает ассоц-й ряд:
    некомфортность, неудобство езды, трудности связанные с ездой. Значимым для ст-я П
    являются конкретные сущ-е: овраг, косогор, гл: порастрясло нас, рады голову сломать,
    презирая, привыкли. Актуализируется тема о конечности пути. Градация ощущений,
    к-рые испытывает ездок. Обрастает рядом бытовых реалий)
    Художественная речь отличается ощутимостью своей формы: звуковой строй речи,
    использование словесного материала, синтаксический строй. Эти средства определяют стилевую черту как художественно-образная речевая конкретизация. Это специфическое свойство художественной речи, отличающая её от других
    разновидностей литературного языка. Проявляется это св-во в особой организации языковых средств в ткани художественного произведения. Именно благодаря этой особой организации слово-понятие переводится, трансформируется в слово-образ. И
    становится выражением индивидуально-неповторимых, как бы видимых внутренним зрением читателя художественных образов. Т.е. для художественного текста характерна такая организация языков средств, которая направлена на то, чтобы текст,
    восприятие текста вызывало работу фантазии читателя.
    Художественно-образная речевая конкретизация - понятие комплексное. Это использование всех языковых средств, особое построение текста, особый отбор слов,
    детализация. Это такое сочетание слов, благодаря которому читатель видит, ощущает то, что говорит автор. Это образная детализация изображения.
    Образ конкретизируется не только за счет семантики (гул моря, сумрак ночи), но и за счет цветовых прилагательных. С помощью деепричастий, которые конкретизируют де йствие, создается зримый образ. Важную роль играют наречия, характеризующие действие.
    Для создания образности используются два вида языковых средств: во-первых, это собственно образные средства самого языка -- лексические, семантические,
    фразеологические поэтизмы, тропы, фигуры; во-вторых, это нейтральные в общем,
    языке элементы, которые в структуре художественного произведения становятся образными.
    Виды изобразительно-выразительных средств
    Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора,
    метонимия, оксюморон,
    олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.
    Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие,
    многосоюзие,
    градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.
    Звукопись: аллитерация, ассонанс.
    Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы,
    варваризмы, экзотизмы и др.
    Строфика, размер, ритм.
    В этой статье мы расскажем Вам о тропах и о том, какие задания могут быть с ними связаны.
    Аллегория
    Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.

    Функции аллегории усиление образности;
    создание особой выразительности.
    Примеры:
    Аллегории могут вводиться автором из старых басен и сказок, поскольку они возникли на основе мифов.
    Лиса коварство
    Волк жадность
    Змея коварство
    Птица свобода, освобождение
    Весы, Фемида справедливость, беспристрастность
    Коса, Аид смерть
    Гипербола
    Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.
    Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.
    Функции гиперболы достижение комического или сатирического эффекта;
    акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;
    создание особой выразительности.
    Примеры:

    "Я без тебя сто жизней прожил,
    И лишь мгновенье был с тобой.";
    "У меня да и у вас,
    в запасе вечность...";
    "В сто сорок солнц закат пылал";
    "Коли проснусь до солнышка
    Да разогнусь о полночи,
    Так гору сокрушу"
    Литота
    Литота — троп; образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления.
    Функции литоты акцентирование на незначительности какого-то явления;
    создание особой выразительности;
    достижение комического или сатирического эффекта.
    Примеры:
    "Я без тебя сто жизней прожил,
    И лишь мгновенье был с тобой";
    "Я иду отверженный, бездомный
    И бедней последних бедняков"
    Метафора
    Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.
    Обычно выражается через существительное или глагол.
    Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается,
    значит Вы ошиблись.
    Функции метафоры усиление образности;
    создание особой выразительности.

    Примеры:
    "Бурлящий котел мироздания" (мироздание как бурлящий котел);
    "И солнца желтые мечи
    Пронзали полдня первый час" (лучи солнца как желтые мечи);
    "Лес полон тишины.
    И желтых листьев.
    Покинули природу птичьи стаи:
    концертный зал остался без артистов" (лес как концертный зал);
    "Сегодня прошёл замечательный дождик –
    Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой" (дождик как гвоздик)
    Метонимия
    Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
    Функции метонимии заметное укорочение авторской мысли;
    усиление выразительности.
    Примеры:
    "Египет по домам пошел" (не Египет, а жители Египта);
    "Измученный безумством Мельпомены,
    Я в этой жизни жажду только мира..." ( не самой Мельпоменой, а трагедией, играемой в театре (Мельпомена - муза трагедии)).
    "Поле Геи никто не оскорбит" (поле Геи - сама Земля (Гея - богиня Земли));
    "Не то на серебре, – на золоте едал" (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота);
    "Акварель в тисках старинного багета казалась тусклой" (багет - рама из багета);
    "Послышав запах пенного" (пенное - спиртное).
    Оксюморон
    Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.

    Функции оксюморона акцентирование внимания читателей;
    необычное отражение чувств;
    выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении
    Примеры:
    "Он так богато врет тебе и так бедно!";
    "Наступило вечное мгновенье";
    "У нищего прошу на хлеб,
    Богатому даю на бедность,
    Грабителю вручаю - ключ,
    Белилами румяню бледность.";
    "Мне и тогда на земле
    Не было места!
    Мне и тогда на земле
    Всюду был дом.";
    "А у меня в глазах навек
    Горячий снег, кровавый снег"
    Олицетворение
    Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).
    Функции олицетворения усиление образности;
    создание выразительности;
    отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
    Примеры:
    "Впервые луна эти цепи и трепет
    Лепит никем не лепленный бюст";

    "Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
    Где даль пугается, где дом упасть боится,";
    "И улицы старинной Праги
    Молчат, одна другой извилистей,
    Но заиграют, как овраги."
    "Лицом поворотясь на юг,
    Сосна на солнце жмурится".
    Перифраз
    Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
    Функции перифраза обозначение лица, явления, предмета;
    выражение авторской позиции;
    насыщенность речи путем избежания повтора.
    Примеры:
    "Здесь за ордою шла орда.
    Неся на Русь пожар и цепи!" (пожар и цепи - война);
    "Так сказать,
    невольник чести...
    пулею сражен..." (невольник чести - Пушкин);
    "Плачет вьюгой Волжская Твердыня,
    Но ослепшим избам не помочь" (Волжская Твердыня - Волгоград)
    Повтор
    Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова,
    выражения, строки.
    Функции повтора усиление звукописи;
    усиление качества предмета, явления;
    акцентирование на количестве, длительности;
    достижение эмоционального воздействия.
    Примеры:

    "Спят на борту грузовики,
    спят краны.";
    "И тихо кружится корабль,
    мы,
    звезды,
    и кружится весь океан круг за кругом.";
    "Но не сердитесь на меня вы,
    Надя,
    и не сердитесь на меня вы,
    Марта.";
    "Мы русские. Мы дети Волги."
    Синекдоха
    Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.
    Синекдоха — разновидность метонимии.
    Функции синекдохи насыщенность речи путем избежания повтора;
    усиление образности;
    демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
    Примеры:
    "Работая локтем, мы бежали" (локтем вместо локтями);
    "Мы все глядим в Наполеоны" (все хотим быть известны, как Наполеон);
    "Воды
    Струились тихо. Жук жужжал.." (жук вместо жуки);
    "И слышно было до рассвета,
    Как ликовал француз" (ликовали французы, а не один француз).
    Сравнение

    Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.
    Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно,
    что, словно и т. д.
    Функции сравнения создание насыщенности речи;
    создание особой выразительности.
    Примеры:
    "Я уезжаю от бездонности,
    как будто есть чему-то дно":
    "Еще мои воспринимания меня, как струи, обдают";
    "На меня ты, подбодряя словно, глянула";
    "Я жил подобно глупому щенку";
    "И плывут, серебрясь,
    по топору струги,
    струги,
    будто чайки поутру...".
    Эпитет
    Эпитет — троп; образное выражение; образное определение.
    Функции эпитета акцентирование на каком-либо свойстве предмета/явления;
    усиление образности;
    создание особой выразительности.
    Примеры:
    "Оперенный стих";
    "Раскаленный слог";
    "Гремучая доблесть";
    "Чопорная вдова";
    "Бренная пена";
    "Гранитные колена".

    7.Лексические средства
    Лексика, несомненно, занимает центральное место в системе образных средств языка.
    Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом. Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях.
    Это их свойство называется многозначностью, или полисемией. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи. Например, в тексте может быть повторено многозначное слово, которое, однако, выступает в разных значениях: Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь.
    Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания с переносным значением. Роль в тексте: оживляя язык, позволяют кратко и точно выразить мысль и чувство. Примеры:
    дать маху.
    Неологизмы - это слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами. Причиной появления неологизмов является общественный и научно-технический прогресс. Главным признаком неологизма является абсолютная новизна слова для большинства носителей языка. Примеры: молоткастый паспорт.
    Антонимы - слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению:
    добрый – злой, могучая – бессильная . Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи. Контекстуальные антонимы – это антонимы, противоположные значения которых проявляются только в данном отрывке текста. Примеры: Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность –
    любовь, приятель – друг. Синонимы служат для уточнения мысли, помогает дать оценку героям , подчеркивают отношения автора к описываемому. Контекстуальные синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов –
    гений – любимое дитя природы Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся.
    Омонимы - слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения:
    ключ - 'родник' ( студеный ключ ) и ключ - 'металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка' ( стальной ключ ). Наряду с омонимией обычно рассматривают смежные с ней явления, относящиеся к грамматическому,
    фонетическому и графическому уровням языка. О м о ф о р м ы - слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме (реже - в нескольких): три -три. О м о ф о н ы – это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному: лук – луг,
    молод – молот. О м о г р а ф а м и - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: кружки – кружки.
    8 НЕЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

    Тропы в стилистике и поэтике – это употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному.
    На соотношении прямого и переносного значений слова строятся три типа тропов:
    соотношение по сходству (метафора), по контрасту (оксиморон), по смежности(метонимия). В художественных текстах тропы - различные способы слово преобразований (от слова к образу) и соотношений между ними. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности и являются важным элементом художественного мышления.
    Эпитет – это слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства,
    качества или признаки. Роль в тексте: 1. Позволяет ярко, одним словом охарактеризовать предмет. 2. Помогает увидеть предмет таким, каким его увидел автор. 3. Сила эпитета в его точности свежести выразительности. 4. Придает предмету особую красочность. Примеры: вялый лист; золотая буря; жадно ловит взгляд .
    Сравнение – это одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. Виды: 1. С помощью сравнительных союзов – Как дым разлетелись облака. 2. Со словами «подобен», «похож» - Щенок похож на пушистый клубок. 3. Степени сравнения наречия и прилагательного – Громче ворона он закричал. 4. Творительные сравнения – Тревога змеею вползла в наши сердца. Роль в тексте: 1. Способствует образному описанию предметов или их признаков, действий. 2.
    Помогате дать более точное конкретное представление о свойствах описываемых предметов 3. С помощью сравнений лучше выделяется предмет или явление 4.
    Необычное оригинальное сравнение помогает наглядно представить предмет разговора.Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между различными явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. Роль в тексте: 1. Усиливается изобразительность текста. 2. Создает образ, экономно используя языковые средства.
    Примеры: закат пылает (закат сравнивается с огнем); заря жизни (юность сравнивается с зарей).
    Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку. Роль в тексте: выделяет характерный признак предмета.
    Примеры: д ождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада; деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
    Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет,
    явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления. Роль в тексте: подчеркивает высокую, предельную степень признака или явления. Примеры:
    на краю Земли; говорил тысячу раз.
    Литота - художественное непомерное преуменьшение. Роль в тексте: подчеркивает низкую предельную степень признака или явления. Примеры: рукой подать, я на секундочку.
    Гротеск - в литературе один из разновидностей комического приёма, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Как форма
    комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Роль в тексте:
    является средством создания комического и сатирического. Приметы: возьмите
    «Записки сумасшедшего», эту странную, прихотливую грезу художника.
    Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия;
    описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Роль в тексте: 1. Помогает автору точнее выразить мысль, избежать повторения; 2. Придает образу яркую эмоционально-экспрессивную окраску. Примеры: унылая пора (Осень); черное золото
    (нефть); царь зверей (лев).
    Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
    Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке; б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева; в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный
    Микеланджело! (о его скульптуре) или. Ч итая Белинского… Роль в тексте:
    используется для емкой, выразительной характеристики.
    Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее). Разновидность метонимии. Роль в тексте:
    используется для емкой, выразительной характеристики. Примеры: Все флаги в гости будут к нам; ну что ж, садись, светило.
    Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко –
    борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению. Примеры: сладкая скорбь, дикий ангел, заклятый друг.
    Аллегория – иносказание, в котором вместо отвлеченного понятия показывается конкретный образ. Роль в тексте: позволяет нагляднее представить предмет разговора.
    Примеры: весы правосудия.
    Фигуры речи – это синтаксические построения, которые используются для усиления выразительности речи. В фигурах используются либо другие элементы речи, либо другой способ их организации, и сквозь неправильный порядок как бы просвечивает правильный.
    Анафора (единоначатие) - повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом. Роль в тексте: 1. Повторяемое слово получает эмоциональную нагрузку; 2.
    Усиливается параллелизм строения отрывка. Примеры: Так улыбается мама. Так смеется дочь.

    Градация – это особое расположение слов в высказывании, при котором каждое последующее слово содержит усиление. Роль в тексте: нарастает общее впечатление,
    производимое группой слов. Примеры: это был сон, мираж, галлюцинация; реки, озера,
    океаны слез; не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам.
    Антитеза – это сравнение двух противоположных признаков или явлений. Роль в тексте: 1. используется для создания контраста 2. Это прием оценки предмета.
    Примеры: богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет; где стол был яств,
    там гроб стоит.
    Инверсия - нарушение обычного (прямого) порядка слов с целью усиления выразительности речи: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова. Роль в тексте: член предложения, оказавшись на необычном месте, получает добавочную смысловую и выразительною нагрузку. Примеры:
    отговорила роща золотая.
    Эллипсис – пропуск одного из членов предложения. Роль в тексте: интонация фразы становится более энергичной. Примеры: Завтра в театр! Стакан чаю!
    Умолчание – намеренный обрыв высказывания. Роль в тексте: 1.Передает взволнованность, эмоциональность. 2. Умолчание предполагает, что читатель догадывается, что именно осталось не досказанным. Примеры: но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею.
    Парцелляция – расчленение предложения на части. Роль в тексте: усиливает смысловые и экспрессивные оттенки слов Примеры: У Елены беда тут стряслась.
    Большая.
    Аллитерация – это повтор одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.
    Роль в тексте: используется для усиления выразительности текста. Примеры: шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
    Бессоюзие – намеренный пропуск союзов при однородных членов предложения. Роль в тексте: 1. Придает тексту динамизм, стремительность 2. Создает особый ритмический рисунок. Примеры: Гром пушек, топот, ржанье, стон…
    Многосоюзие – это намеренное повторение союзов. Роль в тексте: используется для логического интонационного подчеркивания членов предложения. Примеры: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упад.


    написать администратору сайта