1)Иван Михайлыч никогда не отдыхал. (2)Всю жизнь работал.
(10)Сначала не думал, а потом стал думать о том, как жил, что повидал за прожитые годы, и, перебирая в памяти многое, пришёл к выводу, что ничего особенного не повидал. (11)Всё работал и работал, махал топором и махал. (12)Тюк, тюк! (14)И всё радовался, что деньга идёт.
(22)Иван Михайлыч снова стал думать о том, что за работой не видал жизни. (23)А жизнь, она ведь не только в работе. (24)Вон сколько всего на земле: и леса, и горы, и реки, и моря, и степи. (27)А он-то ничего и не повидал. (28)Всё с топором, тюк да тюк.
(29)Иван Михайлыч перевёл взгляд за крыши домов, в сторону далёкого лесистого холма. (30)И ему представилось, как он шагает по дороге.
( (34)Можно куда хошь уйти. (35)На Урал или Волгу.
(41)Можно шалаш сделать и пожить сколь захочется. (43)От таких непривычных дум Иван Михайлыч разволновался.
(44)Почувствовал, как в груди защемило, от радости ли или от тревоги, но стало приятно.
(55)Ему нравилось пребывать в своём только что им самим созданном мире. (56)Он уже видел степи – они медленно проплывали перед его взором, видел дремучие леса, быстрые, широкие реки, высокие до неба горы – но, что бы он ни видел, ничто не заслоняло дороги.
(58)Видя всё это, он не задумывался, откуда оно приходит, но видения природы всё чётче и чётче и всё заманчивее вставали перед ним, и он, уже не замечая, погружённый в свои мечтания, улыбался, негромко разговаривал сам с собой, шевелил руками.
(70)И тут Иван Михайлыч повёл рукой и вправо и влево, как бы показывая этот простор, и неожиданно увидал перед собой плачущую Пелагею и за нею перепуганную Настасью.
(72)Пелагея всхлипнула, а Настасья, сложив на груди руки комочком, жалостиво сказала:
-А ведь ты больной, Иван Михайлыч… как есть больной.
(77)Иван Михайлыч плюнул с досады и попытался снова войти в прежнее мечтательное состояние, но оно, как сон, уже не вернулось. (78)Его словно тряпкой стёрли. (79)Посидев ещё немного, он встал и направился в сарай.
(80)Через некоторое время оттуда стало доноситься: «Тюк-тюк!»
(По С. А. Воронину)
Вступление (или формулировка проблемы)
| Какие ценности в жизни человека являются подлинными? Об этом задумывается советский прозаик Сергей Алексеевич Воронин.
|
Обязательно нужно указать фамилию, имя и отчество автора, сказать, кем он является.
Вот мы и сделали первый шаг.
Шаг 2.
Пишем комментарий. Он состоит из нескольких содержательных частей. Чтобы написать первую из них, из текста С.А. Воронина выберем пример, отражающий сформулированную нами выше проблему, и оформим его следующим образом:
1 пример
| В центре внимания писателя сельский житель Иван Михайлыч, который на протяжении всей жизни «работал и работал», «никогда не отдыхал» и «радовался, что деньга идёт». Дни этого человека проходили в заботах о материальном благополучии: он приобрел гарнитур, телевизор, холодильник, «одежонку». Но разве такое представление о жизни считается истинным, исчерпывает всё ее многообразие, является по-настоящему значимым?
|
Шаг 3.
Поясним подобранную иллюстрацию:
Пояснение
к 1 примеру
| Действительно, будням Ивана Михайлыча не хватает незабываемых красок, в них отсутствует свободный, не стесненный тяжелым трудом полет мысли. Главный герой текста лишен ярких впечатлений, наскучившая обыденность довлеет над ним, подавляя непреодолимое желание «повидать» что-либо в жизни.
|
Для связи предложений логично использовать вводное слово «действительно».
Шаг 4.
Теперь запишем второй пример:
2 пример
| Но однажды этот обычный деревенский труженик понимает, что жил неправильно, шел не той дорогой, которая сможет вывести его к истине. Иван Михайлыч вдруг осознает, что так много всего на земле: «и леса, и горы, и реки, и моря, и степи» - «и всё человеку».
|
Уместно брать цитаты из исходного текста, однако они не должны быть очень длинными.
Шаг 5.
Вторую иллюстрацию тоже необходимо пояснить:
Пояснение
ко 2 примеру
| Этот пример из текста доказывает: «жизнь, она ведь не только в работе», она шире, и поэтому каждый может наслаждаться красотой окружающего мира, необыкновенными пейзажами, необъятностью нашей Родины. Путешествуя, даже мысленно, Иван Михайлыч исполняет свои заветные мечты, расширяя границы своих представлений о прекрасном. Заботясь же только о «вещном», внешнем, он оскудевает внутренне.
|
Комментируя, опираемся на формулировку проблемы, держим ее в уме все время, выполняя задание 27, содержательно не отклоняемся от заявленной мысли.
Шаг 6.
Создаем смысловую связь между примерами:
Смысловая связь между примерами
| Размышляя о проблеме подлинных и мнимых ценностей человека, С.А. Воронин противопоставляет один пример другому.
|
Кроме выделенного жирным шрифтом глагола, в сочинении можно использовать и другие слова: сравнивает, уточняет, сопоставляет, дополняет, устанавливает причинно-следственные отношения и т.д.
Шаг 7.
Далее поясняем смысловую связь между примерами:
Пояснение
к связке
| По мнению автора, человек не должен все время «махать топором», ведь мир, который его окружает, широк и богат, в нем есть место и «непривычным думам», и воображаемым путешествиям.
|
Доказываем, как две иллюстрации взаимодействуют друг с другом.
Шаг 8.
Выходим на позицию автора:
Позиция автора
| Таким образом, писатель считает, что любой из нас, приумножая лишь материальные блага, обедняет свою жизнь, ограничивает собственный кругозор. Только духовные ценности являются подлинными.
|
Это ответ на вопрос, заданный в начале сочинения.
Шаг 9.
Формулируем собственную позицию:
Собственная
позиция
| Я разделяю точку зрения прозаика: только работой и получением прибыли круг интересов человека не определяется. Недаром говорят: «Не в деньгах счастье». Не в этом соль существования. Духовные ценности - вот достояние людей. Именно они помогают открывать что-то новое в себе, учат быть лучше.
|
Высказывание должно быть развернутым.
Шаг 10. Последний.
Делаем вывод, используя слова - итак, таким образом, в заключение, подводя итог:
Вывод
| В заключение хочется отметить: всё мнимое скучно и однообразно, оно мимолетно и тускло, не доставляет истинного удовольствия, лишено воображения; подлинное же помогает понять, как верно, с достоинством, в труде и отдыхе, счастливо и гармонично прожить на земле. Никто не может отнять у нас право предаваться мечтам, ведь они окрыляют, делая жизнь настоящей - цветной и приятной.
|
Вступление (или формулировка проблемы)
| Какие ценности в жизни человека являются подлинными? Об этом задумывается советский прозаик Сергей Алексеевич Воронин.
|
1 пример
| В центре внимания писателя сельский житель Иван Михайлыч, который на протяжении всей жизни «работал и работал», «никогда не отдыхал» и «радовался, что деньга идёт». Дни этого человека проходили в заботах о материальном благополучии: он приобрел гарнитур, телевизор, холодильник, «одежонку». Но разве такое представление о жизни считается истинным, исчерпывает всё ее многообразие, является по-настоящему значимым?
|
Пояснение
к 1 примеру
| Действительно, будням Ивана Михайлыча не хватает незабываемых красок, в них отсутствует свободный, не стесненный тяжелым трудом полет мысли. Главный герой текста лишен ярких впечатлений, наскучившая обыденность довлеет над ним, подавляя непреодолимое желание «повидать» что-либо в жизни.
|
2 пример
| Но однажды этот обычный деревенский труженик понимает, что жил неправильно, шел не той дорогой, которая сможет вывести его к истине. Иван Михайлыч вдруг осознает, что так много всего на земле: «и леса, и горы, и реки, и моря, и степи» - «и всё человеку».
|
Пояснение
ко 2 примеру
| Этот пример из текста доказывает: «жизнь, она ведь не только в работе», она шире, и поэтому каждый может наслаждаться красотой окружающего мира, необыкновенными пейзажами, необъятностью нашей Родины. Путешествуя, даже мысленно, Иван Михайлыч исполняет свои заветные мечты, расширяя границы своих представлений о прекрасном. Заботясь же только о «вещном», внешнем, он оскудевает внутренне.
|
Смысловая связь между примерами
| Размышляя о проблеме подлинных и мнимых ценностей человека, С.А. Воронин противопоставляет один пример другому.
|
Пояснение
к связке
| По мнению автора, человек не должен все время «махать топором», ведь мир, который его окружает, широк и богат, в нем есть место и «непривычным думам», и воображаемым путешествиям.
|
Позиция автора
| Таким образом, писатель считает, что любой из нас, приумножая лишь материальные блага, обедняет свою жизнь, ограничивает собственный кругозор. Только духовные ценности являются подлинными.
|
Собственная
Позиция и ее аргументация
| Я разделяю точку зрения прозаика: только работой и получением прибыли круг интересов человека не определяется. Недаром говорят: «Не в деньгах счастье». Не в этом соль существования. Духовные ценности - вот достояние людей. Именно они помогают открывать что-то новое в себе, учат быть лучше.
| Вывод
| В заключение хочется отметить: всё мнимое скучно и однообразно, оно мимолетно и тускло, не доставляет истинного удовольствия, лишено воображения; подлинное же помогает понять, как верно, с достоинством, в труде и отдыхе, счастливо и гармонично прожить на земле. Никто не может отнять у нас право предаваться мечтам, ведь они окрыляют, делая жизнь настоящей - цветной и приятной.
| |