Пояснения к терминам. 2. Агностицизм философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей. Аксиология
Скачать 25.5 Kb.
|
1. Абсолют — первооснова мира, первоначало всего Сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и в свою очередь противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. 2. Агностицизм — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей. 3. Аксиология — это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни. 4. Философская антропология в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека. 5. Апория — это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. 6. Аскет - человек, избравший путь воздержания и строгий образ жизни, предполагающий ограничения в получении удовольствий и использовании материальных благ. 7. Атеизм в широком смысле — отвержение веры в существование любого божества/бога. В более широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование богов. 8. Атрибут — существенный, неотъемлемый признак предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний) — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство, необходимый для её существования предикат. 9. Бог — могущественное сверхъестественное высшее существо в теистических и деистических религиях. 10. Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). 11. Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом) частей христианской Библии, состоящая из книг Танаха (еврейского Священного Писания) и в православии и католицизме из других еврейских религиозных книг. 12. Гедонизм — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни. 13. Гилозоизм— представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом. 14. Гносеология – теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности. 15. Гуманизм – воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей. 16. Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. 17. Дедукция – логическая операция и метод познания, в ходе которого частное, конкретное знание выводится из общего, из универсальной теории путем логических построений и знания общих характеристик и закономерностей данного класса явлений. 18. Деизм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в полагание событий; другие деисты считают, что Бог всё же влияет на события, но не управляет ими полностью. 19. Досократики — условное, принятое уже в Новейшее время, название древнегреческих философов раннего периода (VII—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций. 20. Догма — это положение вероучения, которое церковь считает истинным, не подлежащим критике и неизменным, поскольку оно дается путем божественного откровения. 21. Дуализм — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные. 22. Идеализм — это направление в философии, объединяющее множество учений, которые так или иначе утверждают, что сознание первично, а материя вторична. 23. Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. 24. Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения. 25. Концептуализм — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом. 26. Космогония — наука, изучающая происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы, включая Солнце, планет со спутниками, астероидов, комет, метеоритов. 27. Космология — раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. 28. Креационизм — религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. 29. Критицизм - название, которое Кант дал своей идеалистической философии, отрицающей познаваемость объективного мира, считая основной ее целью критику познавательной способности человека; критическая философия. Направление в философии, предполагающее предварительное исследование форм мышления и границ познания для построения обязательного для всякого знания категорий. 30. Логика – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания. 31. Логос — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). 32. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, а также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов. 33. Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). 34. Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. 35. Детерминизм — «ограничивать, очерчивать, определять» — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. 36. Микромир — это мир атомов, ядер, элементарных частиц. 37. Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. 38. Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления. 39. Монизм — философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции. 40. Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. 41. Мудрость - свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учетом конкретной ситуации. 42. Натурфилософия — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. 43. Новый Завет — собрание книг, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии. С христианской точки зрения, Новый Завет является Божьим откровением и представляет собой центральное открытие Богом Самого Себя и Своей воли людям. 44. Номинализм — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). 45. Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование не зависящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. 46. Онтология — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. 47. Панпсихизм — представление о всеобщей одушевлённости природы. 48. Пантеизм — философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее божество/бога и мир. 49. Патристика — философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. 50. Политеизм — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. 51. Провиденциализм — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. 52. Протестантизм — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. 53. Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. 54. Рациональность — термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. 55. Реализм – это направление философской мысли, которое признает реальность, находящуюся за пределами сознания. 56. Религиозная метафизика, как правило, является достоянием развитых религий на стадии философского осмысления и обоснования вероучительской догматики и культовой практики, выступая в форме религиозной философии, приобретающей в тенденции самостоятельное значение и направление развития на основе исходных религиозно-мировоззренческих представлений. 57. Религия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община). 58. Релятивизм — методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм происходит из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. 59. Рефлексия – понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований. 60. Реформация — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви. 61. Ригоризм — строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного. 62. Сакрализация - наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и обществ. институтов, социальной и науч. мысли, культуры и иск-ва, бытовых отношений религ. влиянию. 63. Самореализация — реализация потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения, призвания. 64. Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. 65. Синкретизм — сочетание разнородных философских начал в одну систему. В отличие от эклектизма, синкретизм сочетает эти начала без их объединения. Слитность, нерасчлененность, характеризуемая для первоначального состояния в развитии чего-нибудь. 66. Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. 67. Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. 68. Софисты — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. 69. Стоицизм – это древнее философское течение, являющееся своеобразной данью добродетели, учащей всех и каждого ответственности, порядку и нравственности. 70. Субстанция — то, что существует автономно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое. 71. Субъективный идеализм – философское направление, представители которого отрицают наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью. 72. Схоластика — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. 73. Теизм — в широком значении — вера в существование бога или богов; в узком значении — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность. 74. Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. 75. |