Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Основные черты и характер цивилизаций Древнего Востока особенности хозяйства и экономики древневосточных цивилизаций

  • 3. Культура и религия Древнего Востока

  • 2. Древние цивилизации Востока


    Скачать 232.56 Kb.
    Название2. Древние цивилизации Востока
    Дата01.03.2023
    Размер232.56 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаtema 2. lekcija.pdf
    ТипЛекции
    #961999
    Тема 2. Древние цивилизации Востока
    1. Переход от первобытного общества к цивилизации. Основные очаги первых цивилизаций
    2. Основные черты и характер цивилизаций Древнего Востока особенности хозяйства и экономики древневосточных цивилизаций
    3. Культура и религия Древнего Востока Краткая аннотация В лекции по теме Древние цивилизации Востока прослеживается процесс формирования цивилизаций Древнего Востока, раскрывается их характер и значение для развития мировой цивилизации, анализируются конкретные цивилизационные достижения государств Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая, дается характеристика развития духовной культуры на примере Древнего Египта.
    1. Переход от первобытного общества к цивилизации. Основные очаги первых цивилизаций Неолитическая революция, приведшая к переходу от присваивающего к производящему хозяйству, одна из величайших перемен древности. На место охоты и собирательства пришло земледелие и скотоводство. Это в свою очередь повлекло дальнейшие изменения. Произошло отделение земледелия от скотоводства, что стало значительным шагом в общественном разделении труда и привело к более устойчивому обеспечению продуктами. Человек выделился из природы и стал целенаправленно изменять ее. Развитие земледелия требовало оседлости части населения, произошел демографический скачок. Развивались ремесла, улучшались условия жизни. Именно раннеземледельческие общества стали основой для появления цивилизаций. Все первые цивилизации – речные, что показывает необходимость поливного земледелия для стабильного получения
    прибавочного продукта. При этом первые цивилизации создавались в районах с благоприятным климатом, где было достаточно тепло. Традиционно выделяют древние цивилизации Египта, Месопотамии, Китая и Индии. Плодородный ил вовремя разлива удобрял поля, что позволяло получать достаточно прибавочного продукта для значительного количества населения с использованием простейших орудий труда. Революционным событием стало освоение выплавки металлов. В конце IV – начале III тысячелетия до н.э. люди научились изготавливать медь. Однако медные орудия труда небыли прочными и не получили широкого распространения. В конце III – начале II тысячелетия до н.э. на основе сплава меди соловом была получена бронза. В I тысячелетии до н.э. на смену бронзе пришло железо. Это дало возможность создавать новые, более сложные орудия, которые не только позволили увеличить производительность, но и способствовали развитию специализации, что в свою очередь повлекло второе общественное разделению труда – отделение ремесла от земледелия. Появление металла привело к окончанию каменного века, ускорилось дальнейшее развитие. Новые формы хозяйствования вызвали изменения во всех сферах жизни общества. Появились города, в которых были сосредоточены ремесленники. Ремесленная специализация привела к развитию товарообмена. Более совершенные орудия не требовали коллективного труда. Возрастает роль семьи в хозяйственной деятельности. Товарообмен, возросшая производительность труда привели к имущественному расслоению, появлению родовой аристократии, усилению роли военных вождей. В исторической науке данный период получил название военная демократия, для которого характерно сохранение пережитков первобытного общества. Концентрация населения в долинах рек требовала строительства оросительных каналов. Однако, прежней, общинной организации общества выполнение этой задачи не было под силу. Возникла необходимость виной организации общества, что привело к формированию государства. Первые
    государства появляются в Двуречье (в долине рек Тигр и Евфрат) ив Египте в конце неолитической революции на рубеже IV – III тысячелетий до н.э. В Древней Индии государство возникло в середине III тысячелетия до н.э., в Древнем Китае – на рубеже III – II тысячелетий до н.э. Особое место занимало Двуречье, находившееся на пересечении путей, в противовес иным, более замкнутым цивилизациям. Стремление к закрытости коллективистские формы труда, господство традиционализма, иерархическое сознание – характерные черты речных (ирригационных) цивилизаций.
    <…> Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. … Здесь в середине IV тысячелетия дон. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Нов в. дон. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в дон. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Затем усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. дон. э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падения Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововавилонское царство. Персы — выходцы с территории современного Ирана — сумели завоевать
    Вавилонию ив в. дон. э. основать огромное Персидское царство. Цивилизация древнего Египта обязана своим появлением крупнейшей в мире реке Нил и ее ежегодным разливам. Египет делился на Верхний (долина Нила) и Нижний (дельта Нила. Вдоль Нила возникали первые государственные объединения — номы, центром которых становились храмы. В результате долгой борьбы номы Верхнего Египта объединились и присоединили Нижний Египет.
    Китай как государство сформировался в долине реки Хуанхэ. Другая великая китайская река — Янцзы, протекающая южнее, была освоена позже. Хуанхэ очень часто меняла свое русло, затопляя обширные местности. Для обуздания реки требовался упорный труд по возведению дамб и плотин. В Индии в долине реки Инд, сложилась протоиндийская цивилизация. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и построены большие города. Во второй половине II тыс. дон. э. в Индию вторглись племена ариев. Язык ариев относится к индоевропейской языковой семье и близок славянским языкам. Арии заселили долину реки Ганг, подчинив себе местное население. Пришедшие арии жили преимущественно родовым строем. Во главе племен стояли вожди — раджи, которые опирались на прослойку воинов-кшатриев. Жрецы-брахманы боролись с кшатриями за первое место в обществе и государстве. Арии, не желая раствориться среди многочисленного местного населения, были вынуждены установить систему варн. Согласно данной системе, население распределялось на четыре варны — жрецы-брахманы, воины- кшатрии, производители-вайшьи, а также шудры — покоренное местное население. Принадлежность к варне наследовалась, и изменить ее было невозможно. Браки всегда происходили между членами одной варны. Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал таким сильными влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока, с. 31 - 33].
    <…> Ирригационные цивилизации были доминантными в V—II тыс. до н.э. Но параллельно сними жили народы — носители других цивилизационных трендов. Те сообщества, которые не вступили в неолитическую революцию или не завершили переход к производящему хозяйству, сохраняли все элементы природной иивилизации. Это народы Африки (за исключением
    Средиземноморского побережья, большей части Евразии, Австралии, Америки (севернее Мексики в бассейне реки Амазонки. Те же, кто входе неолитической революции сориентировался на разведение скота, создали несколько разновидностей кочевой цивилизации. Кочевники жили на Аравийском полуострове между Египтом и Месопотамией. Кочевниками были племена гиксосов, завоевавшие Египет в середине II тыс. до н.э.; иранские народы Причерноморья народ хунну, освоивший степи к северу от Китая. Кочевые цивилизации — еще один вариант общей — традиционной - парадигмы цивилизационного развития, отличающийся от цивилизаций земледельцев (помимо базового способа вести хозяйство) большей нацеленностью на внешнюю экспансию, на захват благ, создаваемых другим народами, ив первую очередь земледельческими цивилизациями. И только один народ в эту эпоху — финикийцы — вступили на путь формирования так называемой открытой цивилизации … Финикийцы стали первыми мореплавателями. Сначала они занялись транзитной торговлей между Месопотамией и Египтом, затем стали основывать свои колонии на островах Средиземного моря, в Северной Африке, на территории современных Италии, Франции, Испании и Португалии. Их собственное производство ткани, окрашенные в красный цвет, изделия из стекла и драгоценных металлов, лес из Ливана, белые шерстяные ткани и оружие из Сирии, а также пиратство и работорговля позволили им сформировать уникальное сообщество ремесленников и торговцев, со слабой царской властью и сильной городской общиной. Именно в финикийском сообществе появились первые черты индивидуального сознания, стремление к нарушению канона, расширению границ обитания и познания Финикийцы совершили один из главных культурных прорывов в истории человечества, создав (в качестве шифра, защиты от пиратов) первый алфавит, состоящий из обозначений 22 согласных звуков.
    Созданная финикийцами колония в Северной Африке — Карфаген — стала в
    I тыс. до н.э. главным соперником Рима в борьбе за господство над средиземноморским миром. Но главное достижение финикийцев состояло в том, что они обозначили альтернативный путь цивилизационного развития И эта альтернатива цивилизационной закрытости, коллективизму, иерархическому сознанию и ритуальной жизни была реализована в полной мере уже в I тыс. до н.э. античными сообществами Древней Греции и Древнего Рима [2, с. 46 - 47].
    2. Основные черты и характер цивилизаций Древнего Востока особенности хозяйства и экономики древневосточных цивилизаций
    <…> Каковы особенности древней восточной цивилизации Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство. В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно- мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах все водном или все во всем. Сточки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно- волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры человек в лодке без весел.
    Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, те. природа, общество, государство — поэтому человеку весла ненужны. Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги свояк своему извечному порядку. Восточная цивилизация сориентирована, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могли существовать существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение копыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы отцов и детей. Там существовало полное взаимопонимание поколений. Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма Личностное начало неразвито. Личные интересы подчинены общим общинным, государственным. Коллектив общины определяли контролировал все стороны жизнедеятельности человека нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда [1, с - 53]. В истории древневосточных цивилизаций большую роль играло государство с монархической формой правления. Монарху принадлежала единоличная власть. Часто он объявлялся сыном бога или самим богом. Неограниченная власть монарха осуществлялась жестокими методами. Регулировались отношения не только в государстве, но ив семье, обществе. Характерной
    чертой была политика принуждения, нагнетание в обществе страха перед верховной властью. Такие государства получили название древневосточных деспотий. В государствах Древнего Востока существовала сложная иерархическая структура, в соответствии с которой определялись его статус и вознаграждение. К элите древневосточных обществ относились чиновники, воины и жрецы. На высшие административные посты назначались родственники правителя. В обязанности чиновников входило беспрекословное подчинение монарху, который вершил суд как по закону, таки по собственному произволу. В обязанности жрецов входило руководство духовно-религиозной стороной жизни общества. Верховная собственность принадлежала монарху, земля в том числе. Основными экономическим единицами являлись крупные царские и храмовые хозяйства. Крестьяне, объединявшиеся в общины, наделялись землей в пользование.
    Крестьяне-общинники выплачивали налог в пользу государства и выполняли государственные повинности, выполняли общественные работы, участвуя в строительстве дворцов, дорог, ирригационных сооружений, пирамид и т.д. Входе военных действий их могли призвать в армию. В основном существовал натуральный оброк, так как деньги еще не получили широкого распространения. Со II тыс. до н.э. землю начали передавать частным лицам на правах аренды или в качестве платы за военную службу. Ремесленники, жившие в городах, работали не на рынок, а на заказ. Их деятельность регламентировалась государством. Формировалось патриархальное рабство. Основными источниками рабства были войны и долговая кабала. Должник становился свободным после уплаты долга, пленник мог стать членом семьи. Рабы принадлежали не только частным лицам, но и храмам, государству в целом. Хотя формировалось социальное неравенство и появилось зависимое и полузависимое население, основными производителями материальных ценностей оставались свободные люди.
    С образованием государства появилось право как государственный регулятор общественных отношений. Наибольшую известность получили законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего приблизительно в 1793-1750 годах дон. э. Свод законов не только стал образцом для разработки законодательства ряда странно и послужил источником по истории Вавилона. Законы содержали 282 параграфа и регулировали вопросы собственности, судопроизводства, уголовного и семейного права. Свод Законов – документ обычного права, в основе которого лежала шумерская правовая традиция. Санкционировался контроль государства над хозяйственной жизнью, регламентировались отношения собственности. Государству, фактически царю, принадлежали дворцовые и храмовые земли, тогда как знать и общины являлись ее пользователями. Развивалось частное землевладение. Был установлен принцип «талиона», согласно которому наказание должно соответствовать преступлению (око за око, однако высокий социальный статус являлся фактором для установления более мягкого наказания.
    3. Культура и религия Древнего Востока
    Древневосточные общества были религиозными по своему мировоззрению. Религиозные верования в Месопотамии формировались в результате взаимовлияния и взаимопроникновения религиозных верований народов и цивилизаций Двуречья. Жрецы стали основой государственности, поскольку они выполняли не только религиозные функции, но и осуществляли руководство по организации коллективных работ, хранению и распределению продукции.
    В Египте произошла первая из известных попыток проведения религиозной реформы. Жрецы, занимавшие привилегированное положение в обществе, накопили большие богатства в храмах. Это позволило им претендовать на власть, что приводило к столкновению с монархом. Фараон Аменхотеп IV, стремясь ослабить жрецов бога Амона, ввел культ бога Атона. Для Египта
    было характерно изображение богов в зооантропоморфном виде, тогда как
    Атон представлялся в виде солнца с отходящими от него лучами. Фараон изменил свое имя Аменхотеп IV на Эхнатон, те. угодный Атону, и построил столицу город Ахетатон. Реформа Эхнатона привела к большим изменениям в искусстве, где господствовал строгий канон. Появились портретные изображения, в том числе всемирно известный бюст его жены – царицы
    Нефертити, светские мотивы, изображения домашних сцен, где фараон проводит время с женой и детьми. Этот период в истории Египта получил название Амарнский, по названию места, где когда-то располагался
    Ахетатон. При жизни фараона прежде всесильные жрецы бога Амона не могли открыто противиться ему, однако после смерти Эхнатона попытка установления монотеистической религии потерпела поражение. Прежний культ был восстановлен, столица Ахетатон заброшена, а имя юного наследника Тутанхатона было изменено на Тутанхамон. В Древнем Египте существовал заупокойный культ. Согласно мифологии душа-двойник после смерти человека отправлялась на суд к богу Осирису, где она отвечала на 43 отрицания Книги мертвых. Если душа не была отягощена грехами, то человек получал пропуск в вечную жизнь на полях
    Иалу. Возможность сохранения вечной жизни требовала сохранения тела, что привело к появлению обряда мумификации. Мумии фараонов помещались в пирамиды, про которых строился заупокойный храм и помещался сфинкс – страж при пирамиде. Пирамида Хеопса, высотой 146,7 м, – это единственное из семи чудес света, сохранившееся до наших дней. Ученые отмечают общие черты в религиозных верованиях Древнего Египта и Древнего Китая. Как ив Египте, китайские императоры считались сыновьями бога. Верховным божеством было Великое Небо, отсюда название – Поднебесная империя. Однако мировоззрение китайцев было сконцентрировано в большей степени на правилах поведения в земной жизни человека. В дальнейшем это привело к появлению религиозного философски
    этического учения Конфуция, содержащего идеи самосовершенствования, дисциплины, уважения к власти и к старшим, верности традициям, признанию своего места в социальной иерархии.
    Варно-кастовая система Древней Индии ориентировала на улучшение кармы, чтобы добиться изменения в следующей жизни. Будучи устойчивой, она не нуждалась в государственной поддержке, вследствие чего Древняя Индия представляла собой множество слабых княжеств. Сиддхартха Гаутама
    Шакьямуни (623—544 гг. до н.э.) предложил свой вариант спасения от несправедливости предопределения кастовой системы, что привело появлению буддизма, одной из трех мировых религий. Новым явлением в развитии культуры Древних цивилизаций стало появление письменности. Около 4 тыс. лет до н.э. появилась древнеегипетская письменность. Первым этапом стала пиктография, где использовались рисунки, обозначавшие предметы. Следующим этапом стало более простоев написании иероглифическое (идеографическое) письмо. Древнеегипетская письменность длительное время не поддавалась расшифровке. Лишь находка в 1799 г. Розеттского камня, содержавшего надпись на трех языках, позволила французскому ученому Ж.-Ф. Шампольону подобрать ключ к дешифровке иероглифов. Сохранилось порядка 150 литературных памятников шумеров, написанных клинописью, возникшей около 3 тыс. лет до н.э. В Китае иероглифическая письменность появилась во II тыс. до н.э. В I тыс. до н.э. в Финикии сформировалось алфавитное письмо на основе согласных букв, в дальнейшем усовершенствованное греками. Цивилизации Древнего Востока обогатили мир значительными открытиями, обогатившими развитие мировой культуры. Развивались математика, астрономия, медицина, были открыты школы. В Месопотамии появились библиотеки, был составлен библиотечный каталог, словари. Хранились
    договоры об аренде земли, домовые расписки, что предвосхитило появление архивов. Здесь впервые стали строить арки, купола, сводчатые перекрытия, позаимствованными римлянами. Висячие сады Семирамиды» – одно из семи чудес света, построенное в виде зиккурата. Растения поливали с помощью водоподъемного насоса, подающего воду из Евфрата. Сложно представить, нов Новом Вавилоне проживало около 200 тыс. человек. Город был обнесен двумя крепостными стенами, между которыми был ров.
    <…> Индийская культура не только дала миру многообразные религиозно- философские учения, но и познакомили с производством сахара, тканей из хлопка, шахматами.
    Китайские мастера еще в III тыс. до н.э. освоили шелководство и хранили его секреты 2,5 тыс. лет. В I ты. до н.э. были изобретены бумага, книгопечатание, компас, порох, чай и фарфор. Для защиты северо-западных границ от кочевников в IV—II вв. до н.э. жители Поднебесной империи построили Великую китайскую стену длиной 5000 км и высотой 6—10 мА торговля со странами запада, в том числе Европы, велась по Великому шелковому пути длиной 6000 км. [4, с. 35 – 36] Выдающиеся достижения цивилизаций Древнего Востока заложили основу для дальнейшего развития материальной и духовной культуры. Вопросы для самопроверки
    1. Что такое неолитическая революция Каковы ее последствия
    2. Перечислите основные очаги первых цивилизаций.
    3. Назовите основные черты древневосточной цивилизации.
    4. Перечислите основные положения законов царя Хаммурапи.
    5. В чем состояла религиозная реформа фараона Эхнатона? Каковы ее итоги

    6. Перечислите основные достижения Древних цивилизаций Востока в области культуры.
    __________________________________________________________________
    1. История / ПС. Самыгин и др – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 490, [1] с.
    2. История мировых цивилизаций учебники практикум для академического бакалавриата / под ред. КА. Соловьева. – М Издательство Юрайт, 2016. –
    377 с.
    3. История для бакалавров учебник / ПС. Самыгин и др – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 573, [2] с.
    4. Никитин В.Н. Всеобщая история Краткое иллюстрированное пособие. – М Изд-во РУДН, 2004. – 202 сил


    написать администратору сайта