Гиппократ-выдающийся врач древности. 2. Изложение точек зрения античных авторов (Платон, Гален и др.)
Скачать 22.36 Kb.
|
1. Краткие биографические сведения Биографические данные о Гиппократе, а точнее - Гиппократе II Великом, крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают его жизнь и происхождение. К ним относятся: 1) Труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после его смерти 2) Византийский энциклопедический словарь Суда X века 3) Произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца. Предположительно, Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря и, согласно легендам, по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери - Геракла. Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов, которые являлись династией врачей, притязающей на происхождение от самого бога медицины. Эпитет "отец медицины", на мой взгляд, не совсем верен. Ведь медицина существовала задолго до Гиппократа и была намного более развита, например, в Древней Индии - древнеиндийские врачи обладали более широкими знаниями в области анатомии: их религия, в отличие от греческой, не запрещала вскрытие и изучение трупов. Медики Древней Индии проводили более сложные хирургические операции, чем греки - например, восстановление утраченного носа, другие пластические операции. Но "отцом медицины" был назван именно Гиппократ II. Стоит задуматься, почему. 2. Изложение точек зрения античных авторов (Платон, Гален и др.) Даже гиперкритицист, французский историк медицины Ж. М. Гардиа, считавший приведенный эпитет "избитой метафорой", тем не менее признает: "Гиппократу выпала честь вырвать медицину из святилища и вывести ее на ясный путь". Между тем пристальное исследование личности великого греческого врача сразу же наводит на некоторые размышления, заставляющие усомниться во многих, казалось бы, незыблемых положениях. Прежде всего, когда мы изучаем того или иного античного автора, нас интересует реакция на него современников. Сюда относятся, прежде всего, два места из диалогов Платона "Протагор" и "Федр". В первом из них рассказ ведётся от лица Сократа, передающего свой разговор с молодым человеком Гиппократом (имя это - в буквальном переводе "укротитель коней" - было довольно распространено в то время, особенно в сословии всадников). Согласно этому месту во времена Платона, который был приблизительно на 32 года моложе Гиппократа, последний пользовался широкой известностью и Платон ставит его наряду с такими знаменитыми скульпторами, как Поликлет и Фидий. Это мнение немецкого историка медицины М. Нейбургера, а также В. Йегера. Но что, собственно, мы находим у Платона? В обычной пытливой манере Сократ доказывает, что если бы молодой человек поступил в учение к своему знаменитому тезке "из семьи Асклепиадов", то в лице последнего он платил бы врачу, если же отправился бы к Поликлету и Фидию, то в их лице платил бы ваятелям. Ничего глобального в этом сопоставлении нет, однако на его основании даже такой авторитетный исследователь, как В. Йегер, почему-то делает вывод о том, что для Платона Гиппократ "казался… воплощением самой медицины, подобно тому, как Поликлет и Фидий были для него воплощением пластических искусств". Рассмотрим вторую ссылку у Платона в диалоге "Федр". На вопрос Сократа, можно ли постичь природу души без понимания природы всеобщего, юноша Федр отвечает, что, по Гиппократу, даже природу тела нельзя постичь каким-либо иным способом, кроме этого. Сократ предлагает проверить разумом утверждение Гиппократа: "Не следует ли вот таким образом мыслить о всяческой природе: во-первых, проста ли она или имеет много видов… если проста, надо рассмотреть силу ее воздействия…" То есть, по большому счету, Гиппократ здесь ни при чем, Сократу он и вовсе не интересен, Федр же ссылается на него скорее ассоциативно, хватаясь за понятие "природа", которое действительно много раз фиксируется в "Гиппократовом сборнике". Хорошо известно, что Платон медицину знал и понимал, по крайней мере на уровне физиологических обобщений, о чем свидетельствуют пассажи в диалогах "Тимей" и "Хармид". Но то, что изложил Платон, категорически не согласуется с сочинениями "Гиппократова сборника". М. Велльманн отметил здесь влияние сицилийской школы медицины. Итак, мы вынуждены признать, что гиппократовская школа прошла мимо внимания Платона. Его свидетельства, как и свидетельства других современников, не дают никаких оснований для подтверждения прижизненного высокого статуса врача с острова Кос. Другое дело, что на основании только слов Платона нельзя реконструировать историю гиппократовской медицины. Нужны профессиональные оценки, исходящие из сообщества, к которому принадлежал Гиппократ. Так или иначе, последующая античная традиция поставила Гиппократа в центр интеллектуальной жизни конца V в. до н. э. Авл Геллий, римский ритор II в., сообщает об этом так: "Тогда большая Пелопоннесская война началась в Греции… В течение того периода Софокл и позже Еврипид были известны как трагические поэты, Гиппократ как врач и как философ Демокрит…" Разумеется, на первом месте в ряду толкователей и исследователей Гиппократа стоит знаменитый Гален из Пергама. Его наследие не просто велико, но огромно. Сохранились названия свыше 400 работ по разным отраслям знания, прежде всего - по медицине. В процессе обучения медицине Гален ознакомился и основными медицинскими школами: догматиков, методиков, эмпириков, пневматиков. Ни одно из направлений его не устроило. Отсюда его неприязнь к конкретной доктрине и движение в сторону медицинской эклектики, обобщенное в трактате "Лучший врач есть также философ". Естественно, идеалом для Галена в этом смысле выступает только Гиппократ. Гален сделал очень много для увековечения памяти последнего, которого он ценил превыше всего и активно комментировал. Сохранились сочинения Галена "Об элементах по Гиппократу" в двух книгах и "О мнениях Гиппократа и Платона" в девяти книгах. Конечно, на протяжении 24 веков на долю знаменитого врача выпали не одни похвалы и удивления: испытал он и критику, доходившую до полного отрицания, и злословие. Резким противником гиппократовского подхода к болезням был знаменитый врач методической школы Асклепиад (I в. до н. э.), сказавший, между прочим, острое словцо по поводу "Эпидемий": Гиппократ, дескать, хорошо показывает, как люди умирают, но не показывает, как их вылечить. Из врачей IV в., младших современников Гиппократа, некоторые упоминают его имя в связи с критикой его воззрений. Гален в своём комментарии на книгу Гиппократа "О суставах" пишет: "Порицали Гиппократа за способ вправления сустава бедра, указывая, что оно снова выпадает…". Другое свидетельство с прямым упоминанием имени Гиппократа принадлежит Диоклу, знаменитому врачу середины IV века, которого даже называли вторым Гиппократом. Критикуя один из афоризмов Гиппократа, где утверждается, что болезни, соответствующие сезону, представляют меньшую опасность, Диокл восклицает: "Что ты говоришь, Гиппократ! Горячка, которая вследствие качеств материи сопровождается жаром, нестерпимой жаждой, бессонницей и всем тем, что наблюдается летом, будет более легко переносится в силу соответствия времени года, когда все страдания обостряются, чем зимой, когда сила движений умеряется, острота уменьшается и все заболевание становится более мягким". Таким образом, из показаний писателей IV века, ближайший по времени к Гиппократу, можно почерпнуть уверенность, что он действительно существовал, был знаменитым врачом, учителем медицины, писателем; что его писания отличаются широким диалектическим подходом к человеку и что некоторые его чисто медицинские положения уже тогда подвергались критике. Гиппократ был, несомненно, врач-периодевт, т.е. он не практиковал в своём городе, где вследствие избытка врачей определённой школы нечего было делать, а объезжал разные города и острова, занимая иногда должность общественного врача по несколько лет. В книгах "Эпидемии" 1-й и 3-й, которые громадным большинством признаются подлинными, автор описывает состояние погоды в разные времена года и появление тех или иных болезней на острове Фасосе в течение 3, а может быть, и 4 лет. Среди историй болезней, приложенных к этим книгам, кроме больных в Фасосе, встречаются больные из Абдеры и ряда городов Фессалии и Пропонтиды. В книге: "О воздухах, водах и местностях" автор советует, придя в незнакомый город, подробно ознакомиться с местоположением, водой, ветрами и вообще климатом для понимания характера возникающих болезней и их лечения. Это прямо указывает на врача-периодевта. Из той же книги явствует, что Гиппократ по собственному опыту знает Малую Азию, Скифию, Восточное побережье Чёрного моря у реки Фасис, а также Ливию. В "Эпидемиях" упоминаются фамилии Алевадов, Дисериса, Сима, Гипполоха, известных из других источников, как знатные люди и князья. Фигура пытливого и сознательного врача вызвала к жизни не только апокрифические легенды, но и разнородную коллекцию медицинских трактатов, известную как "Гиппократов сборник" (более правильно было бы перевести "Сборник имени Гиппократа"). Подавляющее большинство из 60 или 62 сочинений "Сборника" было составлено между 430 и 330 гг. до н. э. Эти сочинения оказались собраны под именем Гиппократа в эллинистическое время, в середине III в. до н. э. В Александрии, уже тогда признанном центре греческого образования. Ученые врачи, работавшие в александрийском Мусейоне над трактатами в качестве комментаторов, были обеспокоены неоднородностью стиля и противоречивым содержанием и поэтому заимствовали методы критики Гомера у своих коллег-филологов. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго, возможно 109 лет (!), и, следовательно, он написал некоторые сочинения, будучи молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семь Гиппократов, членов того же семейства, писавших на протяжении нескольких поколений. Фрагмент таблицы, представляющей содержание "Сборника": № Название (русское, латинское) Этика и деонтология 1 Клятва. Jusjurandum 2 Закон. Lex 3 О враче. De medico 4 О благоприличии. De habitu decenti 5 Наставления. Praecepta 3. "Гиппократов сборник". Значение "Клятвы Гиппократа" Этические сочинения "Гиппократова сборника" по справедливости считаются вершиной медицинской профессиональной морали; можно только добавить, что существовала также древнеиндийская проповедь, которую учитель произносил по окончании обучения перед своими учениками и с которой весьма схожа "Клятва", письменно оформленная намного раньше. Для сравнения: "Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день <…> и вы должны стремиться всей душой к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни… Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей… Ваша речь должна быть приятной… Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания. Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказывать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользуясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому" ("Чарака самхита", I - II вв. н. э.) "Клянусь Аполлоном-целителем, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями и призываю их в свидетели, что эту мою клятву и обязательства, которые я беру на себя, буду исполнять по мере сил моих <…> Я, направляя режим больных к их выгоде сообразно с моими мыслями и разумением, воздерживаюсь от причинения всякого вреда и несправедливости. Никому, даже при усиленных просьбах с его стороны, я не буду давать средства, которые могли бы причинить смерть <…> точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство <…> Во все дома, куда меня позовут, я буду входить с намерением принести пользу больному и буду воздерживаться от всяких преднамеренных приносящих вред поступков <…> Обо всем, что во время лечения увижу или услышу, а также обо всем, что узнаю независимо от лечения в повседневной жизни, поскольку об этом нельзя рассказывать другим, я буду молчать, видя в этом тайну <…>" (Клятва, Jusjurandum) Однако все же первой в истории медицины врачебной присягой, наиболее четкой и емкой, является "Клятва". И начальные же ее строки обнаруживают глубокую связь с религией, заставляя усомниться в традиционном тезисе историков относительно преимущественно светского характера греческой медицины. Собственно врачевание, представленное в "Сборнике", действительно являет собой образец рационального знания. Но этические воззрения греческих врачей отличались глубоким смирением и искренним сознанием ограниченности этого самого знания. Глубокая вера обусловила в "Клятве" строгий запрет на любое действие, угрожающее жизни человека. Та же глубокая вера позволяет нам правильно оценить многократно декларируемый принцип невмешательства, когда в ряде сочинений "Сборника" врачу предлагалось не начинать лечения в безнадежных случаях. Нормы гиппократовской медицины рекомендовали в ряде случаев сдержанность и даже отказ от вознаграждения, если речь шла о малообеспеченных пациентах. Примеров бескорыстия греческих врачей более чем достаточно. Так, Диодор с острова Самос, практиковавший на рубеже III - II вв. до н. э., использовал даже личные средства для помощи нуждающимся и в итоге был удостоен почетного декрета от самосцев. Никандр, работавший на Делосе в начале II в. до н. э., также помогал бедным жителям собственными средствами. Апполоний на острове Тенос около 188 г. до н. э. во время эпидемии добровольно отказался от платы за свои услуги на полгода. Принимать "почетный дар" после успешной терапии было нормальным явлением, но: "Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении… ты… наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться ему… Об установлении вознаграждения не стоит заботиться… Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности". Обязанности врача, как мы можем видеть из "Клятвы", заключались в следующем: - не снабжать никого смертельными ядами; - не предоставлять абортивные средства; - не вступать в полемику с родственниками больного; - хранить в тайне сведения о больном, не подлежащие разглашению; - не заниматься самовосхвалением; - обращаться к коллегам в трудных случаях; - быть умеренным в плате за услуги, при необходимости предоставлять таковые безвозмездно; - быть чистым и порядочным в личной жизни, т. е. быть философом в высоком смысле слова; - соблюдать опрятность в одежде, не употреблять благовоний и вина при пациенте. Данные правила порядочности, разумеется, исключая врачебную специфику, были присущи всякому свободному гражданину эпохи культурного расцвета. И, на мой взгляд, должны быть присущи всякому гражданину нашего времени. Заключение Итак, в данной работе были рассмотрены мнения различных авторов о знаменитом древнегреческом враче - Гиппократе II Великом: одни превозносили его, другие - резко критиковали, третьи - относились просто как к рядовому врачу. Также и мы можем по-разному смотреть на него. Но необходимо указать, что основное ядро современной медицинской номенклатуры болезней ведёт начало от Гиппократа: плеврит, пневмония, нефрит, диарея, дизентерия, офтальмия, экзантема, тетанус, параплегия, эпилепсия, и т.д. Его "Афоризмы", считавшиеся верхом врачебной мудрости, издавались и комментировались бесчисленно число раз. И каждый раз, после вторжения в медицину новых смелых и часто опасных для больных теорий средств, медицина должна была возвращаться к Гиппократу и его основному завету: "Прежде всего - не вредить". Может ли Гиппократ и "Сборник", названный его именем в знак уважения к видному медику, главе Косской школы, представлять какой-нибудь интерес в наше время? Думаю - да. Потому что именно в "Гиппократовом сборнике", неважно, Гиппократом написаны эти слова или кем-то из его последователей, мы встречаем основные законы: "Врач-философ - богу подобен", - провозглашала косская школа, и "где любовь к человеку, там также любовь к искусству". У Гиппократа современный врач не может почерпнуть новых "патологических" доктрин, или специальных методов лечения и режима. Сущность гиппократизма лежит в его понимании врачебного призвания. И многим современным врачам стоит вспомнить об этом, заново прислушаться к словам "Клятвы", которую они произносили. Нельзя относиться к пациенту, только как к объекту изучения или дохода. Нужно всегда помнить, что перед тобой живой человек, и приложить все усилия к тому, чтобы помочь этому человеку. Дело тут не в жалости, которая зачастую лишь мешает в лечебном деле, а, повторюсь, в понимании своего призвания и ответственности. И мне хотелось бы завершить работу словами поэта Эдуарда Асадова: |