Практика по теме Средства выразительности. 2. Метафора скрытое сравнение в саду горит костёр рябины красной Сравнение
Скачать 18.03 Kb.
|
1. Эпитет — красочное прилагательное, образное определение: изумрудные поля, лучезарная улыбка, мягкие руки 2. Метафора — скрытое сравнение: в саду горит костёр рябины красной 3. Сравнение — сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства, выраженное при помощи специальных слов (как, будто, словно) либо через творительный падеж: закричал петухом, упал камнем 4. Сравнительный оборот — сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.: взвизгнул, будто поросёнок 5. Литота — художественное преуменьшение: У меня во рту не было ни крошки! 6. Гипербола — художественное преувеличение: Я не видел тебя тысячу лет! 7. Олицетворение — наделение неживых предметов качествами живых: стены слушают, луна улыбается 8. Фразеологизмы — устойчивое сочетание слов: у черта на куличках, зарубить на носу, в конце концов 1.Выпишите из предложений сравнения. 1)Толик увлекался машинами: у его отца была большая «Волга», и в их гараже была оборудована глубокая бетонная яма, чтобы к машине было удобно подобраться снизу и подкрутить там гайки. 2)Мы с ним любили спускаться в подземелье гаража — там, в полутьме, можно было стоять под «Волгой» в полный рост, её брюхо было вверху, как брюхо небесной коровы, богини Нут из египетской мифологии, о которой мы читали в школе. 3)Была там и книжка с радугой на обложке: «Дорогие мои мальчишки» Льва Кассиля — про Синегорье, волшебную страну мастеров. 4)Мы жили с ним, как два благородных дона, увлекающиеся техникой: читали журнал «Юный техник», где было так много интересного, что для себя я даже переименовал этот журнал, на обложке которого стояли буквы «ЮТ», в «Юра — Толик». 5)Имея тонкий гордый нос с горбинкой, Тодик был похож на аристократа, это было связано со стилем Толикова общения — доброжелательного, неброского и высокого. 2.Выпишите гиперболы 1)Сколько удали в этом взмётывании топора над головою, сколько силы в ударе! 2)Пень показался мне ещё огромнее. 3)Доставало это дерево, наверное, до облаков, облетали его стороной самолёты, отдыхали на нём стаи перелётных птиц. 4)И потом ещё почти весь день я трудился над огромными половинами. 5)Уже гигантская гора скорченных, перекрученных смоляных поленьев лежала вокруг, а пень всё ещё был громадным. 3.Выпишите фразеологизмы. 1)Охотничьи трофеи я видел много раз, но вот так, на природе, никогда ещё не доводилось. 2)Борис Васильевич позволял мне разбирать и собирать его ружья, и засыпать мерками порох и дробь в патроны, и «запыживать» их, и чистить оружие после охоты, но стрелять он мне не давал. 3)Рыбачат на хуторе все — от мала до велика. 4)Иду я как-то по междурядью, высматриваю дозревшие на осеннем солнышке грозди, и вдруг совсем рядом, рукой подать,метрах в ста от меня: «Бах!» — раздался выстрел. 5)Я вскинул ружьё и, торопливо поймав серый комок на мушку, потянул спусковой крючок. 4.Выпишите метафоры. 1)А тут летний вечер ещё только начинал обволакивать город. 2) И в тот же миг дом вздрогнул, сотрясся от громового удара. 3)В сырой темноте мы наугад нащупывали ступени. 4)В подвале мы присели на какие-то холодные, мокроватые трубы. 5) Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. 5.Выпишите эпитеты 1)А великие мира сего и мысли записывали: незаписанная мысль подобна птице, перед которой распахнули окно. 2)И пытался представить себе, какими теперь будут её искристые, озорные глаза. 3)Не могу сказать, что летние или зимние каникулы мне когда-нибудь надоедали и я тосковал по контрольным работам и домашним заданиям... 4)Нина Филипповна изобретала для наших домашних сочинений такие коварные темы, каких, я уверен, никто до неё не придумывал. 5)Никчёмные и расчётливые люди этим не занимаются: одним нечего доверить бумаге, другим жалко времени. 6.Выпишите метафоры. 1)Слабый ветер веял с просторов ночной степи: влажные, терпкие запахи ранней осени. 2)Мы уже ехали не по дороге, а по целине, наугад, временами пересекая чьи-то огородные участки. 3)Степь приняла этот крик отчаяния и растворила его в себе. 4)И неожиданно откуда-то издалека прилетел еле слышный ответ, какой-то тоненький голос пропищал моё имя. 5)И самым счастливым в той ночной, обратной машине был, без всякого сомнения, я. 7.Выпишите фразеологизмы. 1)На фотографии стояла девушка в военной форме: в солдатских сапогах, в гимнастёрке и юбке. 2)Один раненый сделал для меня фотографию на память, и мы разъехались. 3)И вдруг я узнал в этой девушке в военном костюме мою маму: мамины глаза, мамин нос. 4)Она подняла глаза, в один миг преобразилась. 5)По дороге в магазин, пробегая мимо нашего сквера, я увидел маму: она сидела на скамейке под развесистой липой и разговаривала с какой-то старушкой. 8.Выпишите олицетворения. 1)Они смотрели через ободки платков, как в маленькие окошки, и, когда я проходила мимо них, я вспоминала каймановых черепах — тяжёлых, ороговелых. 2)Они никогда не разговаривали друг с другом, но было понятно, что за каждой из них — длинная жизнь, красота, молодость, любовь, выращенные дети. 3)Они живут сто пятьдесят лет, умеют дышать под водой и на суше, могут жить в ледяной воде, бегать по льду... 4)Ветер бесшумно играл оборками скатерти, и кругом царила тишина, она заполняла всё вокруг, как туман 5)Только волны разбегаются и бьются о берег. 9.Выпишите литоты 1) А уж ловок-то, ловок-то был, как бес, бывало, крикнет в толпу: «А ну разойдись,а то зашибу одной левой!» 2) Сюда по новым им волнам, все флаги в гости будут к нам. 3) Темнота подкралась к нам как – то неожиданно. 4) Собачонка была невзрачная, маленькая, от земли не видать, породы в ней не было. 5) В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок. 10.Выпишите олицетворения 1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. 2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. 3) Скрипка замолчала надолго. 4) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. 5) И свет фонариков погас. 11.Выпишите сравнения 1) Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. 2) Облака точно густой, чёрный дым. 3)Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода. 4) Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. 5) Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко… |