Главная страница

Философия:ответы на основные вопросы. философия. 2. От каких слов происходит название этой дисциплины


Скачать 36.08 Kb.
Название2. От каких слов происходит название этой дисциплины
АнкорФилософия:ответы на основные вопросы
Дата13.05.2021
Размер36.08 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлафилософия.doc
ТипДокументы
#204451

1. Что такое философия?

Это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём.

2. От каких слов происходит название этой дисциплины?

Философия (греческое слово: φιλοσοφία; образовано от греческих слов: φιλία — влечение, любовь, стремление; σοφία — мудрость).

3. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией, в которой она определялась как познание и осмысление первопричин и начал всего сущего. Древнегреческое слово «φιλία» широко использовалось с VIII века до новой эры в сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, стремление к чему-либо. Слово «σοφία» с V века до новой эры применялось для обозначения знания, умения, преданности делу, способности к рассуждению, а также понималось в обобщённом смысле как обозначение высокой степени ума, мудрости и любознательности.

4. В чем причины и каковы обстоятельства смерти Сократа?

1. Сократа обвиняли в развращении молодежи. Считалось, что он учит молодежь ложным знаниям. Молодежь начинала думать самостоятельно, критиковать то, что критиковать нельзя. Но философ никого ничему не учил, люди за ним сами шли.

2. Сократ не признавал богов, в которых верил весь город. Это мы бы сейчас назвали "оскорблением религиозных чувств верующих" или богохульством. Для греков боги - святая святынь, поэтому к ним нельзя обращаться плохо.

3. Самой существенной причиной является то, что Сократ выступал против сильных мира сего - политиков, софистов, поэтов. Многие софисты (учителя риторики для детей богатых граждан) были сильно посрамлены в учении Сократа. Философ разоблачал их деятельность, которая пыталась обмануть людей, а не привести их к истине.

5. Что такое рациональность?

Рациона́льность (от лат. ratio — разум) — термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления.

6. Из чего Она складывается?

В рациональность входят понятие, суждение, умозаключение.

7.Каковы требования к определению понятий?

В формировании понятия используются такие методы, как абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, сравнение.

Понятие как форма (вид) мысли или как мысленное образование есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса — ив совокупности отличительных для них — признаков.

Наряду с понятиями в рациональном познании выделяют также суждение и умозаключение.

«Суждение — это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств, о состоянии, виде деятельности или об отношениях между предметами».Элементами суждений являются понятия.

На базе понятий и суждений формируются умозаключения.

«Умозаключение — это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью достоверности следующее из них».

Умозаключение состоит из посылок, заключения и логической связи между посылками и заключением. Логический переход от посылок к заключению называется выводом. При этом, если посылки истинны, заключение не может быть ложным.

8.Что такое логичность и дискурсивность?

Логичность – использование законов формальной логики. Дискурсивность – способность разделять научные утверждения на составные части (противоположность – интуитивное познание, когда с помощью фантазии и образов осуществляет познание отдельных, индивидуальных вещей и в этом своем качестве является ведущей формой познания).

9.Каков предмет философии?

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания.

10. Каково определение философии?

Философия – это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.

11. Каковы основные черты философии XIX в. ?

В творчестве Гегеля западноевропейская классическая философия достигла пика своего развития. Этому немецкому мыслителю удалось решить фундаментальную проблему, стоящую перед философией со времен Платона - проблему тождества субъекта и объекта. После того, как неогегельянцы осмыслили факт исчерпанности классического рационального дискурса, им и их оппонентам стало очевидно, что у философии осталось два возможных направления развития: или двигаться по пути уточнения классической философии, критиковать её отдельные стороны, моменты, уточнять нюансы, второстепенные аспекты, или же создавать новую парадигму. До середины девятнадцатого века западная философия пребывала в состоянии растерянности, пыталась "улучшить" Гегеля, сознавая постепенно бесперспективность этой задачи. Но одновременно шел поиск и новых, альтернативных классической философии форм и способов философствования. В результате этих творческих исканий к концу XIX столетия появилось множество философских направлений, школ и отдельных учений, объединенных в философской историографии названием "постклассической философии".

Хотя в постклассической философии нет видимого стилевого и содержательного единства, можно выделить некоторые общие черты, присущие составляющим её персоналиям, школам, течениям:

* Иррационализм - убеждение, что мир невозможно выразить только с помощью рациональных форм и способов познания.

* Разведение философии и науки, попытка показать, что это совершенно различные способы познания.

* Использование возможностей художественного дискурса для достижения целей философского знания.

* Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.

* Возрождение интереса к онтологическим исследованиям.

В последнее десятилетие девятнадцатого века начали складываться предпосылки философских направлений, ставших популярными в двадцатом веке и доминирующих в философской палитре современности вплоть до конца XX столетия. Некоторые из них перешли в новое тысячелетие. К этим направлением относятся: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм. Каждое из них выступило с претензией на замещение роли гегелевской философии, то есть стремилось выработать систематическое видение мира.

Период с 30-х по 80-е годы ХIХ столетия можно назвать переходным в истории западной философии: старые формы философствования исчерпали себя, а новые еще не сложились. Тем не менее, национальные философии этого времени выдвинули ряд имен, вошедших в историю философии и культуры и заложивших предпосылки неклассического способа философствования.

Философия в Германии, после смерти Гегеля, не представляла собой цельного в содержательном и формальном отношении образования. Младогегельянство к концу 40-х годов сошло на нет, исчерпав возможности экспликации гегелевского наследия, а Ницше, Шопенгауэр, неокантианцы стали авторитетами лишь в начале следующего столетия.

12. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Канта?

Все они являлись яркими представителями немецкого классического идеализма.

13. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля?

Основное различие между видами идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.

14. Каковы основные законы диалектики Гегеля?

Первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон отрицания отрицания

15. Что такое абсолютная идея?

Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего.

16. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?

Оба мыслителя считали диалектику необходимой частью получения истинного знания, но также никогда не сводили истинное знание к отдельным операциям по его получению. Различие в том, что для Аристотеля первая философия (метафизика) определяла вопросы второй философии (физики), тогда как у Гегеля, наоборот, вопросы, поднятые в науке, могли быть решены как общезначимые при выходе на новый уровень мышления.

17. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?

Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология.

18. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям:
1) менее связанные формы общественной жизни становятся более сцепленными, иными словами, происходит их интеграция;

2) одновременно осуществляется движение от однородности к разнородности, т.е. увеличивается дифференциация;

3) наконец, эволюция предполагает движение от неупорядоченности к порядку, от неопределенности к определенности.

Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям, как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например, сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций.

Изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит от «усредненного уровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские вмешательства в естественный ход эволюции.

Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать. При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности. Спенсер выделяет четыре типа обществ: простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности.

Для простых обществ характерна несвязность социальных реальностей (отношения между дикарями, которые по существу ничем не отличаются от отношений у животных).

Сложные общества, в которые присутствует иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда.

Двойной сложности. Здесь в политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства. Право отделяется от религии и традиций. Углубляется экономическое разделение труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д.

Тройной сложности. Это наиболее развитые современные страны мира, а также будущие общества, в которых функции государства сведены до «охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение равенства».

19. В чем своеобразие учения Ницше?

В учении Ницше можно выделить 5 основных идей: 1) Воля к власти 2) “Смерть бога” 3) Нигилизм 4) переоценка ценностей 5) Сверхчеловек

Ницше считается основателем направления “философия жизни”, реальность понимается как форма жизни, сущность которой можно постичь интуитивно. Жизнь провозглашается абсолютной ценностью. Развитие жизни определяется двумя началами: Апполонистическим (бог гармонии) и Дионистическим (бог вина, стихия, хаотичная жизненная сила) . “Воля к власти”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихристианин”, “Так говорил заратустра”. Основа всякой эволюции - воля к власти, это воля к мощи, самоутверждению. Воля человека не может быть свободной или не свободной, она может быть сильной или слабой. Воля - это аффект (инстинкт) Свобода воли - это аффект превосходства по отношению к повинующемуся. Будущее человечества - не за слабыми, а за сильными, но в истории наблюдается падение жизненной силы и измельчание человека. Подобно тому как в животном мире есть хищники и ягнята, в человеческом обществе есть люди сильные и слабые, но слабые имеют сильную волю к власти (мстительность, алчность, завистливость - торгаши) Люди превращаются в торгашей - маленьких людей, злобных завистливых и мстительных. Сила в современном мире ассоциируется с негативными последствиями (зло, агрессия) , а слабость наоборот (добро). Искажение ценностей связано с развитием христианства. Но современное христианство является варваризацией настоящего учения Христа. И. Христос, как воплощение евангелие любви, хотел дать людям образец нравственной практики поведения, но ученики исказили его учение и христианство стало той жизнью, избавление от которой проповедовал Христос. Вместо того чтобы говорить Да жизни, христианство говорит Нет, нет силе, красоте. Учение о равенстве - заблуждение великого Христа. “Не в неравенстве прав бесправие, а в претензиях на равенство прав”.Искажение подлинных ценностей означает что бог умер, “Смерть бога” - это путь к безверию и нигилизму. Единственный выход - из образовавшегося ничто, образовать нечто. “Бог умер, теперь хотим мы чтоб существовал сверхчеловек”. Сверхчеловек - это воплощенный образ человека гармонии, сильный. Предвестником сверхчеловека должны стать сильнейшие (высшие) - это познающие и созидающие.

Для того чтобы себя изменить и совершить переоценку ценностей, человеческий дух должен пройти 3 стадии:

- Стать верблюдом (взвалить все на себя)

- Львом (свобода)

– Ребенком (новое начинание, чистый холст)

Свобода - это воля к ответственности за самого себя. Ответственность - это чрезвычайная привилегия, означающая прежде всего власть над собой. Самое главное в высшем человеке это самопреодоление: “Высокостоящий должен каждое утро доказывать свое право быть наверху”. Ницше провозглашает любовь к дальнему, т. е. к будущему идеалу человека. Человек - это канат между животным и сверхчеловеком, это мост к будущему идеалу. Это смеющийся Лев. Насилие - это естественное условие эволюции. Величина прогресса, определяется тем, чем ему пришлось пожертвовать. Ницше был нигилистом, преодолевавшим свой нигилизм. Он хотел возродить этику аристократов, культ благородства и силы, и выступал против самодовольной посредственности. Человек - это мост, а не цель, т. е. то, что может превзойти.

20. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?

Бессознательное, по Гартману, является единой духовной субстанцией, общей для природы и людей и лежащей в основе их деятельности. В человеке бессознательное действует на уровне инстинкта, который никогда не ошибается. Представление о бессознательном присуще не только западной культуре. В древнеиндийской философии ему уделялось большое внимание - как подсознательным мотивам, так и сверхсознанию, под которым понималась часть человеческого существа, находящаяся в контакте с Единым.

Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том значении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, первична и более сильна.

Одно из свойств бессознательного - моментальность действия. Если мы что-то делаем, не раздумывая, по первому побуждению, это и есть проявление бессознательной воли. Она может находиться в конфликте с сознательными желаниями, и этим объясняется состояние, когда мы разумом понимаем, что нужно делать, но что-то внутри, непонятное нам самим, мешает приступить к выполнению намеченного, и делаем мы совершенно иное. С помощью представления о бессознательной воле можно объяснить, почему удовольствие часто переходит в свою противоположность. Человек отдает себя во власть инстинкта, являющегося выражением бессознательной воли. Но после его удовлетворения последняя ослабевает, зато более сильной становится сознательная воля, недовольная происшедшим; отсюда чувство неудовлетворенности собой.

21. В чем основные различия идеализма и материализма?

Материализм и идеализм в философии противопоставляются друг другу. Существование этих направлений основано на разном понимании соотношения материи и сознания.

Мир, по мнению материалистов, доступен для его изучения и освоения человеком. Знания о нем являются достоверными, подтвержденными практикой. Наука, с точки зрения материализма, имеет неоценимое значение. Ее достижения решающим образом влияют на успех человеческой деятельности и жизни в целом.

Идеалисты убеждены, что реальность подчинена духовному. Однако приверженцы идеалистического направления не пришли к единой позиции относительно того, какой является эта реальность. Разногласия в решении вопроса привели к формированию двух течений идеализма. Представители одного из них – субъективные идеалисты. Они полагают, что независимой от сознания субъекта реальности не существует. Каждый воспринимает все окружающее по-своему, и, следовательно, облик мира не является одинаковым для всех людей.

Представители другого течения называют себя объективными идеалистами. Они признают существование реальности как таковой, обладающей своими характеристиками и не зависящей от восприятия отдельных людей. Но первоосновой всего эти философы видят высшее духовное начало, некую могущественную силу, мировой разум.
22. В чем сходство и различия между тремя кругами в философии- античным, средневековыми новоевропейским?

Различия между тремя кругами в том, что в античном господствовал разум, в христианском – вера, в новоевропейском – наука.

Сходства:

-В пределах каждого круга уменьшалось значение этики.

-В конце круга происходило снижение творческого потанцевала.

-Завершение научного круга характеризуется пессимизмом и скептицизмом.
23. Каковы закономерности развития в пределах каждого круга?

Закономерностью в пределах каждого круга является уменьшение значения этики — от тождества знания и добродетели у Сократа и Декарта до увеличения относительной роли воли у Аристотеля и Гегеля с впадением в пессимизм и скептицизм. Завершение каждого круга (почему имеет смысл говорить о круге) близко в определенном смысле к началу его. Сократ тоже был немного скептиком, но в его скептицизме просвечивалась ирония, и он прославился страстной жаждой истины, в то время как скептики больше думали об опровержении догматиков, чем о создании конструктивной системы. В конце каждого круга наблюдается явное снижение творческих потенций философии.
24. В чем сходство и различия между философией Сократа и Декарта?

Сократ - знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела» , а «дело» — ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия) , доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели.

Декарт : - Мир делится на две реальности - объективную (физическую) и субъективную (душу) . Они онтологически различны. Душа есть нечто цельное, неделимое. Физическая же реальность, напротив, бесконечно делима, непрерывна, обладает протяжённостью в пространстве. Душа способна управлять материальным телом.
25. В чем сходство и различия между философией Платона, Августина и Канта?

Сходство в том, что всё это модели мира, созданные людьми. Различия в том, что одни ближе в чём-то к истине, другие - дальше от неё.

26. В чем сходство и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?

Фома Аквинский, наряду с Аристотелем и Гегелем, является автором одной из немногих философских систем, охватывающих целостное бытие, в том числе и психологическое.

27. В чем сходство и различия античного скептицизма, скептицизма эпохи Возрождения и скептицизма философии XX в. ?

Античный скептицизм не тождественен агностицизму. Последний отрицает возможность разумного познания объективного мира. Скептицизм борется против окончательно оформившегося, застывшего интеллектуализма; он утверждает интеллектуализм более высокого уровня - подвижный, отрицающий самого себя. Скептицизм утверждает вечный поиск, вечное недовольство разума. Он отмежевывается и от тех, кто говорит, что нельзя найти истину, и от тех, кто утверждает, что уже нашёл ее.

28. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?

О прогрессе философии можно говорить:

-Потому что идёт накопление знаний как образов мира.

-Преемственность знаний.

29. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?

Вера – это позиция разума. Те убеждения, которые мы принимаем на веру.

Философия прошла 3 круга: 1й круг прошел от мифологической веры к разуму, 2й круг – от разума к религиозной вере. 3й – был возвращением от веры к разуму.

30. Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование — обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.


написать администратору сайта