Происхождение человечества. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Периодизация и хронология первобытной истории. 2 Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
Скачать 83.31 Kb.
|
Социальная структура обществ Древнего мира. Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его располагались знать, жрецы, высшие чиновники. Многочисленный аппарат чиновников следил за управлением и функционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в государстве и его защиту от внешних врагов. Основную часть общества составляли крестьяне-общинники. Сельская община являлась основной производственной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватизации появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме долговой кабалы или арендных отношений на землю. В городах жили торговцы и ремесленники. Ремесленники часто попадали в зависимость, оказываясь в составе государственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занимающаяся транзитной торговлей с другими странами. В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военнопленных и лишь позднее долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав большой патриархальной семьи. На Востоке в качестве организующей общество структуры сложилась система корпораций. Частично этими корпорациями становились уже известные социальные институты (семьи, кланы, общины), частично — новые (касты, секты, цехи). Корпорации на Востоке представляли собой сплоченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и свои нормы поведения, отличающие их от других корпораций. Корпорация обеспечивала его члену определенные гарантии защиты от произвола, обычного в восточном обществе. Человек был тесно вовлечен в жизнь корпорации. Обратной стороной этой вовлеченности выступало своеобразное растворение человека в коллективе. Человек осознавал себя, прежде всего, как часть коллектива, а не отдельной личностью, независимой от других. Через корпорации государству было проще контролировать общество. Государственным чиновникам было достаточно обратиться к главе корпорации, чтобы добиться желаемого. В Индии сложилась структура общества, отличная от других древневосточных обществ. Индийское общество состояло из варн и каст. О четырех варнах было сказано выше. Со временем четвертая, низшая варна шудр стала повышать свой статус, сближаясь в своем положении с вайшьями, которые соответственно утратили часть своих позиций. Варны кшатриев и брахманов находились на самом верху индийского общества. Между ними происходила постоянная борьба за власть. Брахманы опирались на непререкаемый религиозный авторитет. Согласно брахманизму — древнейшей индийской религии, брахманы занимают более высокое социальное положение, чем кшатрии. В итоге данное противостояние закончилось в пользу брахманов. Попытка кшатриев заменить брахманизм буддизмом и джайнизмом завершилась неудачей. Вплоть до настоящего времени в Индии доминирует развившийся из брахманизма индуизм. Согласно представлениям жителей Древней Индии, человек в течение земной жизни не мог выйти из состава своей варны. Но, согласно закону кармы, хорошие и плохие поступки суммировались, и в итоге человек в будущей жизни мог сменить варну на лучшую. Если плохие поступки преобладали, человек перерождался в шудру или животное. Закон кармы приводил к пассивности индийцев в социальной жизни, способствуя их концентрации на нравственном совершенствовании. Со временем система варн становилась только жестче и разветвленнее. Варны делились на подразряды — касты. Все общество превратилось в строгую систему каст. Вторгавшиеся в Индию завоеватели находили в этой структуре определенное место и вливались в нее как новая каста. Ниже системы каст находились неприкасаемые, находящиеся вне общества и закона, любой контакт с ними был запрещен. Социальная структура Древней Греции. Греческий полис функционировал как государство-община. Опорой полиса были граждане — полноправные члены полиса. Граждане обладали правами и обязанностями в соответствии с законами полиса, участвовали в его управлении и защите. Все граждане в зависимости от богатства были разделены на разряды, согласно которым на них налагались соответствующие имущественные обязанности. Полис гарантировал гражданину права, в том числе, что очень важно, право на частную собственность. К неполноправным членам полиса относились зависимые крестьяне, утратившие свою землю, и иноземцы. И те, и другие не имели права на участие в управление полисом, поскольку не владели землей. Иноземцы, которых называли метеками, могли быть богатыми людьми, но политическими правами не обладали. Если гражданин полиса пользовался большей свободой, чем представитель древневосточного общества, то рабы в Греции и Риме находились в худшем положении, чем на Востоке. Стабильное восточное общество, по большому счету, не стремилось усиливать эксплуатацию рабов. При патриархальном рабстве раб считался младшим членом семьи. В Греции, а затем и Риме товарно-денежные отношения и хозяйство, ориентированные на рынок, приводили к усилению эксплуатации рабов. Рабы стали рассматриваться не как люди, обладающие какими-либо правами, а как средства получения прибыли. Хозяин относился к рабу как к своей собственности и мог делать с ним, что хотел. Обычной была ситуация, когда раба отправляли на рудники, где он быстро погибал, и его сменял новый, купленный на рынке раб. В Римской империи появилась особая категория рабов, которые сражались между собой для развлечения граждан — гладиаторы. В Греции отсутствовала могущественная жреческая прослойка. Греки относились к своим богам не так, как на Востоке. Греческие боги были похожи на людей, обладали достоинствами и недостатками и между богами и людьми не было такой огромной дистанции, как на Востоке. Социальная структура Древнего Рима. В Риме, в отличие от греческих полисов, родовые пережитки существовали дольше и оказывали более сильное влияние на общественную жизнь. Римская семья — классический пример большой патриархальной семьи. Глава семьи полностью распоряжался в своем доме, мог казнить, продать в рабство или наказать своих родственников. Также он выполнял жреческие функции в своем доме. Римские граждане назывались квиритами. Первоначально правами гражданства обладали только патриции — потомки первых жителей Рима. Плебеи — потомки поздних переселенцев — не участвовали в политической, общественной и религиозной жизни общины, несмотря на то, что были более многочисленны. После долгой борьбы плебеи вынудили патрициев уступить им часть прав. В итоге римское общество разделилось на три сословия: нобилитет (знать); всадников (представители этого сословия одно время служили в кавалерии); плебеи. Нобилитет занимал государственные должности, всадники были торговцами и финансистами, плебеи являлись непосредственными производителями. Плебеи не могли претендовать на избрание на государственные должности. Основным занятием граждан в Риме, в отличие от Греции, было земледелие, не ориентированное на рынок. Граждане-земледельцы составляли основу римской армии, призываясь на службу в случае войны. Позднее, когда римляне уже не могли одновременно вести войны по всему Средиземноморью и вести свое хозяйство, римская армия становится профессиональной. Обедневшие крестьяне стали профессиональными солдатами. Число римских граждан было невелико в сравнении с количеством жителей завоеванных Римом земель. Постепенно римляне были вынуждены разделить завоеванные земли на несколько категорий (провинций), облагая их различными податями. Жители провинций стремились стать римскими гражданами. Как правило, римское гражданство приобреталось посредством службы в римской армии. Со временем провинциальная знать обрела большое влияние и стала выдвигать из своих представителей римских императоров. Наконец, в 212 г. н. э. все жители Римской империи получили римское гражданство. Государства Древнего мира. Государство в обществах Древнего Востока. На Востоке сложилось несколько типов государственного устройства. В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая для поддержания оросительных систем. Характерна неограниченная власть правителя и разветвленный государственный аппарат, состоящий из чиновников и воинов. Это Египет, Китай, государства Двуречья. В военной монархии на первое место выступала соответствующая захватническая функция государства. Здесь постоянно совершались завоевательные войны и грабительские походы на соседние земли. Этот тип государственного устройства являлся самым распространенным на Востоке (Хеттское царство, Ассирия). Город-государство возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика такого государства была тесно связана с транзитной торговлей (государства Восточного Средиземноморья — Тир, Сидон, Угарит). Военно-административное государство отличалось от военной монархии тем, что во всех завоеванных странах устанавливалась единая система административного управления (военная монархия сохраняла в завоеванной стране старую систему управления, ограничиваясь взиманием дани). Этот тип государства характерен для мировых держав, — Новоассирийского, Нововавилонского и Персидского царств. Государство в Древней Греции. Вначале в Греции была распространена царская власть, но в дальнейшем греческие цари — базилевсы — были отстранены от управления. На смену монархии пришла аристократия — «власть лучших», то есть, к власти пришла знать. Но демос боролся с аристократами, и в результате власть захватывали тираны. Слово «тиран» первоначально не имело негативного подтекста. Так называли человека, незаконно захватившего власть. При этом тираны использовали свою власть на благо народа, ослабляя позиции аристократии. Тиран мог пользоваться большим авторитетом. Его правление обычно сходило на нет только во втором поколении, когда к власти приходили сыновья тирана, не имеющие его опыта и авторитета. В Афинах развился и достиг своего расцвета новый тип государства — демократия — «власть народа». В рамках афинской демократии высшая власть принадлежала народному собранию. Ежегодно в Афинах избирались девять архонтов, которые управляли полисом. Претенденты на многие государственные должности избирались по жребию, что не позволяло самым богатым и влиятельным узурпировать власть. За государственные должности полагалась оплата, что благоприятствовало участию в управлении бедных граждан полиса. В Афинах сложилась классическая демократия как образец нового государственного устройства. Однако афинская демократия предоставляла демократические права только гражданам. В спартанском государстве существовала аристократическая форма правления. Народное собрание Спарты могло только отвергать или одобрять предложения, выдвигаемые советом старейшин. Во главе системы управления Спарты находились два царя, чья власть была выборной. Между Спартой и Афинами шла постоянная борьба за господство в Элладе. Несмотря на то, что победу в этой войне одержала Спарта, ни один полис не обладал достаточной силой для того, чтобы объединить всю Элладу. Сделать это смогли другие завоеватели — сначала Македония, затем Рим. Македонский царь Филипп сумел подчинить своей власти всю Грецию. Его сын Александр Македонский прославился как самый великий завоеватель древности. Сокрушив во главе своей небольшой армии Персидское царство, он основал державу, простиравшуюся от Средиземноморья до Индии. После смерти Александра держава распалась на несколько государств, во главе которых стали соратники Александра. Эти государства называются эллинистическими. Период эллинизма длился с конца IV в. до н. э. по I в. до н. э. Эллинизм соединил в себе черты восточных и греческой цивилизаций. Государство в Древнем Риме. В Риме изначально также правили цари. Но их власть постепенно была свергнута. В результате в Риме сформировалось республиканское устройство (республика — «общее дело»). В рамках республики властными полномочиями обладал исключительно нобилитет, так как квириты, занимающие определенные должности, не получали за это никакой оплаты, а, напротив, были обязаны устраивать праздники за свой счет. Главным органом республики являлся сенат, в состав которого входил только нобилитет. Каждый год избиралось два консула, которые управляли Римом. Интересы плебеев защищали народные трибуны, избираемые из их среды. Республиканские органы правления не могли обеспечить эффективного управления, когда Рим стал превращаться в крупнейшую средиземноморскую державу. В результате гражданских войн, прошедших во II — I вв. до н. э., у власти в Риме утвердился Октавиан Август, установивший свое единоличное правление. Рим стал империей. Республиканские институты при этом сохранялись, и Рим формально оставался республикой. Кризис, разразившийся в III в. н. э., привел к дальнейшей трансформации Римского государства. Рим стал империей восточного типа — доминатом. Стремясь усилить влияние империи на завоеванных территориях, император Константин принимает восточную религию — христианство — и переносит столицу на Восток — в Константинополь (современный Стамбул). Но эти меры позволили лишь на время продлить существование Римской империи. Нашествия варваров и глубокий внутренний кризис привели к падению Западной Римской империи в V в. н. э. Картина мира древних людей. Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ ведения хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира. Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его составляющих: 1) самоощущение человека; 2) представление им о пространстве, видение его; 3) ощущение времени. Эти три общие категории полностью характеризуют изменяющуюся структуру мира и место в нем человека. Таким образом, картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реально существующее мировое пространство со всем многообразием составляющих его предметов и явлений, характеризующихся различными свойствами, происхождением и предназначением. Понятие времени также специфично и включает в себя как астрономическое время, так и биологическое (время сменяющих друг друга поколений), индивидуальное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, государства). Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе. Наиболее ярко и полно картина мира представлена в духовной культуре, особенно в рамках религиозных верований представителей первобытной эпохи. Для человека периода присваивающего хозяйства и родоплеменной организации характерны примитивные религиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присваивающему хозяйству и созданием государств и рабовладельческого общества формируются мифология и мифологическое сознание. (Миф — особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, более сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобожия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, поставило черту под прежним духовным опытом человечества, создав на его основе принципиально новую и построенную на иных ценностях систему мировоззрения. Первобытные культы доцивилизационного периода являются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскальные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь темные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изображались группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.). Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был способен влиять на происходящие процессы, его жизнь целиком зависела от окружающего мира. Он испытывал жесткую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм — система верований, согласно которой отдельный род, племя вели свое происхождение от общего предка — какого-либо животного или растения. Племя, род носили имя своего тотема, который представлялся добрым и заботливым покровителем. Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособность осознать причины и суть происходящих в нем явлений способствовали возникновению магии и гадания. Магия была более активной формой выражения, предполагающей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только животные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и доставшимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону. Гадание представляло собой следствие догадки человека о закономерности и взаимосвязи происходящих в мире явлений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой системы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал гадать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен. Человек — представитель первобытной эпохи — во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотворялись. Так сложился анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество. Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающего человек переходит к производящему хозяйству. Появляются первые государства. Зарождается цивилизация. Меняется и картина мира. Она приобретает большую системность и упорядоченность, ощущение времени, формируется мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности. Мифология Древнего Востока хорошо известна по представлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами. В определенные моменты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона богов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общины экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антропоморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и головами различных животных. Последнее можно считать не только отголоском предыдущих верований, но и просто способом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества. Усложняются представления о потустороннем существовании души, вследствие чего в сознании человека расширилось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о развитии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяются, приобретают многогранность. В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифология постулировала принцип гармоничности и завершенности мира. Важное значение приобретает слово, которое понимается и как обозначение явления, и как знание, и как процесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структурированном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем. Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэтому мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к синтезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завершенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваивал пространство, теперь он стал осваивать время. На смену мифологии приходят более сложные религиозные учения. Так, в VI — V вв. до нашей эры в Индии зарождается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека неизменно представляет страдание. Страдание является следствием нескончаемых и все возрастающих желаний человека, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нирваны (просветления). Нирвана понималась как освобождение от бесконечной цепи перерождений и растворение в космосе. Перерождения происходят вследствие постоянного потока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания — дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существования, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда провозгласил «срединный путь» достижения нирваны — отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестями данного мира, который считался иллюзорным. Пространство в буддизме еще более расширилось, охватив мир элементарных невидимых частиц, однако эта реальность стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконечность. Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этических представлений, оно было впоследствии сакрализовано и получило статус официальной идеологии. Данное учение имеет вполне реального основоположника — это Кунцзы, или Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выражалась через преданность государю — «чжун», верность долгу — «и», сыновнюю почтительность — «сяо», великодушие — «куань» и ряд других положительных характеристик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» — «благородный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархический порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших. Необычным, весьма интересным явлением в истории человечества является иудаизм. Появление этой религии связывается с кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между человеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира становились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структуру. Из ограниченного он становится бесконечным, в согласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относительно аморфного и сферического - четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию - подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и богоугодностью его поступков. Следующим этапом в развитии человеческого мировоззрения стало христианство. Оно символизировало кризис античных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность политеизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолютным властелином и творцом мира, в отличие от олимпийских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христианстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творения, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способностью к творчеству. Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивидуума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность. Но меняется и сам мир. Время перестает быть цикличным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в будущем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдающейся» песчинкой. |