Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие феодализма и этапы его формирования.

  • Раннефеодальная монархия

  • Вассально-сениориальная монархия

  • Сословно-представительная монархия

  • Абсолютная монархия

  • Феодализм на Руси и его особенности. В найденных источниках, которые относятся к началу первого тысячелетия, славянские племена обозначаются как «венеды

  • Сущность концепции «общинного строя».

  • Список литературы.

  • всеобщая история. Всеобщая история. 2. Понятие феодализма и этапы его формирования


    Скачать 41.73 Kb.
    Название2. Понятие феодализма и этапы его формирования
    Анкорвсеобщая история
    Дата14.06.2022
    Размер41.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВсеобщая история.docx
    ТипРеферат
    #590801


    Содержание

    1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

    2. Понятие феодализма и этапы его формирования. . . . . . . . . . . . . . . . 4

    3. Концепция государственного феодализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

    4. Феодализм на Руси и его особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

    5. Сущность концепции «общинного строя». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

    6. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

    Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

    Введение.

    Феодализм - тип общества, который основывается на феодальном способе производства. В IV-V веках в передовых странах Европы происходит переход к феодализму.

    Средние века - это многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.

    Эта тема является важной для исследования, так как именно феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделённый землёй крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших центром свободы и очагами культуры.

    В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура.

    Понятие феодализма и этапы его формирования.

    Феодализм-тип общественных отношений, основанных на условной частной форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей крестьян. Феодальная эксплуатация осуществлялась путём безвозмездного присвоения феодалами труда крестьян в виде феодальной ренты.

    Феодальное государство существовало преимущественно в форме монархии. Понятие «феодализм» возникло во Франции перед революцией, примерно в конце 18 столетия и обозначало на то время так званый «Старый порядок». Феодализм в то время рассматривался как социальная и экономическая реформация, которая была предшественником всем известного капитализма. В наше время, в истории феодализм считается такой социальной системой. Она была лишь в средневековье, а точнее в Центральной и Западной Европе. Однако также можно найти, что-то похожее в других эпохах и в других частях мира.

    Типичной формой правления в феодальном государстве являлась монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается самого феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

    • 1. Раннефеодальная монархия (V–IX вв.) характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.

    • 2. Вассально-сениориальная монархия (X–XIII вв.). В этот период наблюдался расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождавшуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацией государственной власти на основе вассальных связей.

    • 3. Сословно-представительная монархия (XIV–XV вв.). Для данного периода характерен процесс централизации государства и укрепления королевской власти. Это время начата функционирования представительных органов: Генеральных штатов во Франции, рейхстага в Германии, Кортесов в Испании, парламента в Англии и т.д.

    • 4. Абсолютная монархия (XVI–XVIII вв.) характеризовалась сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивало монарху возможность прямого управления и контроля за страной.

    Хронологические рамки и проявление отдельных периодов в истории конкретных стран различались. Так, например, Германия не смогла преодолеть политической раздробленности, и черты сословно-представительной монархии здесь проявились как на общеимперском уровне, так и в рамках отдельных земель, а абсолютизм формируется только на уровне княжеской власти. В Англии же, несмотря на раннюю централизацию, абсолютизм носил незавершенный характер. Особенностью развития средневековых государств Востока было полное отсутствие сословно-представительной монархии.

    Концепция государственного феодализма.


    Появление концепции «государственного феодализма» стало важным этапом в развитии историографии эпохи Средневековья на Руси. В 1950-х гг.

    появляется концепция историка Л. Черепнина, которая получила название

    концепции государственного феодализма. Согласно концепции, в качестве

    класса феодалов выступает сама княжеская власть. Князь на определенной

    территории является владельцем земли, и феодальные отношения

    выстраиваются вокруг него.
    В этой концепции само существование княжеской власти уже означает, что феодальный строй и феодальные отношения существуют. И та, и другая

    концепция показывали, что Русь в те столетия была феодальным государством.
    Такая суть концепции обуславливала очевидность ее некоторых проблем. Вставал вопрос о том, как все проживающие на таких огромных территориях люди вдруг попали в феодальную зависимость от князя. Считалось, что князь обложил свои земли феодальной рентой, то есть данью, и таким образом образовалась феодальная зависимость.
    Не было понятно, и как такая схема развивалась дальше. Согласно концепции государственного феодализма получалось, что все развитие отношений в сельском хозяйстве выражалось в виде перераспределения крестьян и земли, а также в виде усиления феодального гнета.
    Главным выводом из концепции «государственного феодализма» стало то, что феодальная власть беспощадно угнетала и подавляла стремления

    народных масс к свободе, сам князь был эксплуататором и феодалом. Все

    силы князя и княжеской власти были направлены на дальнейшее угнетение

    крестьян и ограничение их в свободе.
    Процесс становления на Руси государственного феодализма не был

    скоротечным, он продолжался столетиями. Сам процесс образования

    Киевской Руси – это сложный и длительный процесс, основанный на

    объединении множества восточнославянских племен. Ранние письменные

    свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э.
    Уже в конце V в. н. э., по мнению историков, происходило описанное в

    летописях событие, связанное с появлением города Киева, который стал

    столицей некоторого союза племен восточных славян, и затем позже стал

    стольным городом Древней Руси.

    Феодализм на Руси и его особенности.

    В найденных источниках, которые относятся к началу первого тысячелетия, славянские племена обозначаются как «венеды». Предполагается, что образ жизни венедов был оседлым, они умели заниматься пашенным земледелием, то есть были свободными земледельцами.


    Венеды осуществляли внутреннюю торговлю, связанную с ремеслами, и

    внешнюю торговлю, в особенности, с Римом. Процесс торговли ускорял

    темпы дифференциации в обществе и способствовал образованию зажиточной верхушки.


    Строй жизни племен в древнерусском государстве был сложной, разветвленной системой, в которой ясно выделялись социальные различия.

    Народные собрания превращались в собрания воинов, на которых военный

    начальник, поддерживаемый и окружаемый дружиной, продвигал свои мысли, получая все больше и больше влияния и власти.


    Шло постепенное преобразование самоуправления общественного в государственное управление. Военная демократия медленно вырастала в

    иерархическое военное правление – княжение. Органы самоуправления

    становились органами, осуществляющими господство и угнетение.
    Государство восточных славян полностью организовалось в IX – X веках.

    Столицей государства стал город Киев. От столицы образовалось наименование государства – Киевская Русь.
    Огромное значение в процессе формирования государства имели племенные союзы. На заре существования подобных племенных союзов форма организации управления была военная демократия. Но все равно еще некоторое время сохранялись свойственные первобытному обществу учреждения, в частности, совет старейшин и народные собрания.
    У князя сложился мобильный аппарат старших дружинников-бояр,

    служивших князю сперва за право сбора полюдья, вир и продаж, позднее – за

    право обладания частной собственностью на землю. Приближенные князя

    становились его советниками и наместниками.
    Большую часть племен составляли люди свободные, так называемые смерды, имевшие право на участие в войнах и в вече – племенных народных собраниях. Позже среди свободных людей начали выделяться те, кто обязан

    был им подчиниться, то есть слуги.
    На низкой ступени социума стояли холопы, то есть общинные бедняки,

    которые не имели своего хозяйства и семьи. А самую низкую ступень на социальной лестнице заняли рабы, обычно пленные, занимавшиеся принудительным трудом.

    В X и в середине XI вв. Русь существовала в экономически и политически относительно хороших условиях. Организация сильного государства, которое объединило значительные восточнославянские территории, в особенности, Северо-Западную Русь во главе с Новгородом и Среднее Поднепровье во главе с Киевом, поспособствовало изгнанию с части

    восточнославянских территорий властвовавших там хазар. Окрепла защита

    границ. Все это способствовало укреплению княжеской феодальной власти.
    Была стабилизирована экономика в стране, освоены новые земли для пахоты, усовершенствовалось возделывание земли, развились ремесла, упрочились торговые связи как с ближайшими соседями, так и внутри страны, появились новые крупные города, а различные старые города быстро набирали мощь.
    В XI в. у власти в Руси, как и до того, стоял великий киевский князь, однако, киевский князь был уже не просто первым среди прочих князей, а

    полноправным правителем страны.
    После смерти Ярослава Мудрого князья развернули долгую борьбу за

    киевский и прочие важные престолы. Соперничество между детьми Ярослава

    стала причиной возникновения системы отдельных княжеств, которые

    только условно зависели от Киева. На протяжении XI в. на Руси медленно

    складывалась система престолонаследия по старшинству. Старший князь в

    роду, который обычно не приходился сыном умершему киевскому князю,

    садился на киевский престол, а на его княжество садился следующий по

    старшинству, в то время как его княжество занималось более молодым и т.п.
    Этот порядок был очень несовершенным и постоянно давал сбои, например, когда князья хотели отдать княжество своему прямому потомку. Со временем княжества отделялись от Киева путем прямого наследования.

    Закрепление земель за конкретными ветвями рода Рюриковичей было главной и первой причиной наступления феодальной раздробленности.
    Укрепление феодального пути производства, который связан с усовершенствованием земледельческого процесса и орудий труда, дало рост

    феодальному землевладению и повсеместному появлению княжеских и

    боярских вотчин. Доход класса бояр постоянно рос, и поведение локальных

    феодалов было все больше независимым по отношению к князю. Интересы

    феодалов лежали в сфере стабильного развития своих вотчин, и они не хотели связываться с далеким Киевом.
    Постепенно падал престиж Киева. Шло активное развитие крупных городов, таких как Новгород, которые становились более развитыми в экономическом отношении, нежели Киев. Киев переставал быть центром политической жизни государства, и это также является одной из причин феодальной раздробленности.
    Основными причинами феодальной раздробленности на Руси являются

    следующие:

    • раздел территории государства между отдельными родами Рюриковичей,

    • укрепление феодального землевладения,
      ослабление внешней угрозы,

    • падение престижа Киева как политического центра Древнерусского государства.


    Все описанные факторы привели к тому, что в середине XII в. Русь как

    государство раскололась на обособленные княжества.
    После распада на территории Руси появилось 12 княжеств или земель,

    территории многих из них не уступали территориям самых крупных стран в

    Западной Европе. Такие княжества заменяли по своей сути крупные вотчинные землевладения.
    Важную роль в становления государственного феодализма сыграла и

    церковь. Принятие христианства позволило укрепить княжескую власть.

    Процесс принятия христианства на Руси – это сложный и длительный

    процесс, который шел бок о бок с процессом образования Киевской Руси как

    государства. Древняя Русь принимала новую религию от Византии, что на

    долгие столетия определяло ход развития русской культуры и церкви.
    Особую значимость в процессе принятия Христианства имеет правление князя Владимира Святославича. Он стал Великим князем киевским в 980 г. В 988 г. князь убеждается в необходимости сближения со странами Европы, и начинает проводить христианизацию Руси.
    Русь получает возможность на правах равноправного члена войти в круг европейских государств. Христианство способствовало сплочению народов Руси. В результате крещения Руси наметилась тенденция к восприятию государственной власти как священной.
    Владимир так же организовал успешные военные походы против печенегов, которым были нанесены решающие поражения. Вдоль юго-восточной границы Руси Владимир создал систему оборонительных укреплений для защиты от набегов кочевников. Процесс христианизации Руси только начинался, он растянулся ещё на несколько столетий. Но сам выбор был уже сделан, и православие стало господствующей религией формирующегося Русского государства.
    При этом, эти события привели к формированию сильной и очень

    влиятельной организации – Русской православной церкви. На протяжении Х

    – XII вв. церковь смогла серьезно распространиться, создавая очень

    разветвленную структуру. Во главе структуры стоял митрополит киевский,

    которому были подчинены епископы. Во всей стране быстро росли

    монастыри, в которых сосредотачивались значительные материальные

    средства. С момента появления христианства на Руси взаимоотношения

    церкви и государства строились несколько на иной основе, чем в

    государствах Запада и Востока.
    Если в христианских государствах Европы церковь довлела над

    государственной властью, стремилась подчинить ее себе, то

    взаимоотношения церковной и государственной власти на Руси отличались

    мудрой государственной позицией церкви, отстаивавшей, прежде всего,

    независимость и целостность российской государственности.
    Церковь на Руси уже к середине XI в. осваивала те сферы права, которые до того не охватывало молодое формирующееся государство. Сформировав собственную юридическую нишу, церковь оказала значительную помощь в укреплении нового государственного политического строя и соответствующих ему форм общественных связей – христианских семей, брака и регулирования взаимоотношений между родственниками.
    Таким образом, в данной главе были рассмотрены особенности концепции «государственного феодализма». В рамках этой концепции, княжеская власть обусловила формирование феодальной системы на Руси.

    Сущность концепции «общинного строя».

    У концепции государственного феодализма проявлялись недостатки. Все больше и больше просыпался интерес историков к тому, как на самом деле существовали свободные общины, а также как долго они были распространены.


    Историк И. Смирнов, в частности, полагал, что свободные общины существовали в Северо-Восточной Руси вплоть до XV столетия, до времен правления Ивана III.


    Историк А. Копанев полагал, что такие свободные общины в северных регионах Руси были и даже в XVII столетии. Свободная община, таким образом, была устойчивой формой организации социально-экономических отношений на Руси.


    На Руси в X-XI столетиях такие свободные общины могли быть основной формой устройства общества. В пользу этого довода говорит то, что на Руси существовали огромные, особенно по меркам тех времен, массивы черноземья, на которых проживали свободные земледельцы. Такое представление говорит о том, что феодального строя на Руси в полном смысле этих слов не было.


    Необходимость пересмотра старой концепции и формирования новой привела к тому, что историк И. Фроянов разработал концепцию общинного строя. Он задался вопросом о том, как соотносились на Руси тенденции к развитию феодальных отношений с распространенностью свободных крестьянских общин. Фроянов старался установить, была ли на Руси крупная вотчина. Феодальной вотчиной он считал такую вотчину, в рамках которой основная рабочая сила это феодально-зависимые крестьяне, а не, например, подневольные рабы и не наемные рабочие.


    Тем не менее, Фроянов установил, что на Руси в X-XI вв. была более распространена вотчина рабовладельческого характера. Элементы феодализма появляются в вотчинах только с середины XI столетия.
    Таким образом, согласно концепции общинного строя, общественно-экономическая ситуация на Руси в Х веке была следующей. Было распространено свободное крестьянское земледелие, а вотчинное землевладение занимало лишь небольшой процент от всех территорий, причем рабочей силой на таких вотчинах были рабы – военнопленные, долговые рабы и пр. Поэтому, от понимания Руси как феодального государства пришлось отказаться.


    Отказ от тезиса о феодальном строе в Киевской Руси вел к новому осмыслению проблемы древнерусской государственности. Крупнейшие сдвиги в общественном строе восточных славян – переход от племенной организации к территориальной в X и начале XI в. – привели к складыванию своего рода городских областей, включавших город и поселения вокруг него.
    Эти городские области стали первыми формами государственности Древней Руси. Они представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Это было государство, созданное на основе свободной общины.


    В социально-политической жизни Киевской Руси народ играл весьма активную роль. В отношениях древнерусских князей с народными массами мы не находим ничего похожего на абсолютное господство или полное подчинение.


    «Люди» это довольно самостоятельная политическая сила, способная заставить князей и знать считаться с собой. Это означает, что «люди», т.е. свободные общинники, принимают участие в политической жизни, т.е. в управлении государством. Орган этого управления вече. Вече это народное собрание, являющееся составной частью социально-политического механизма древнерусского общества.
    Корни веча как института восходят к глубокой древности, уходят в недра первичной формации. Но вече, как и другие исторические явления, не неподвижно во времени и пространстве.

    Заключение.

    Средние века - это период с V по XVII вв. Этот отрезок времени значительно меньше по своей длительности, чем первобытная эпоха и древний мир, однако, он более прогрессивен. Прежде всего, это проявляется в более высокой производительности общественного труда, в создании предпосылок дальнейшего хозяйственного развития человечества. Особенно интенсивно в этот период развиваются страны Западной Европы. Именно в Средние века сложилось большинство современных европейских государств, и определились их границы, возникли многие современные города, сформировались языки, на которых сегодня говорят народы Европы. Средневековая Европа превзошла восточные империи, имевшие более древнюю историю, это произошло, благодаря развитию производительных сил. В результате Великих географических открытий появился мировой рынок и колониальная система. В Средневековом феодальном обществе зародилась новая социально-экономическая система - капитализм.

    Период развитого феодализма, характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне были поставлены в поземельную и личную зависимость, а представители господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Такое положение в совокупности с натуральным характером экономики способствовало распаду раннефеодальных государственных образований и переходу к феодальной раздробленности. Наблюдается рост производительных сил. Благодаря постепенному усовершенствованию орудий труда и повышению производительности происходит специализация работников в разных областях производства - ремесло отделяется от земледелия. Возникают и растут города, главным образом, как поселения ремесленников, развивается ремесленное производство. Растущая специализация приводит к росту обмена, расширению торговых связей. Появляются купеческие гильдии. Развивается рыночное хозяйство.

    Средние века - это период зарождения, господства и разложения феодализма.

    На сегодняшний день ситуация такова, что большинство тех, кто профессионально занимается историей Западной Европы, региона, где родилось само понятие «феодализм», не разделяют ни той, ни другой концепции, считая вопрос о феодализме по меньшей мере дискуссионным. Отчасти это связано с накоплением новых знаний, которые плохо укладываются в старые схемы. Но основная причина сложного отношения современных историков к теме феодализма — и, можно заметить, к социальной истории вообще — лежит в иной плоскости. Речь идет об утрате доверия к принятому в XIX–XX вв. способу описания общества в форме рассказа о его социальных институтах, согласно которому статус лиц, их взаимные права и обязанности воспринимались как некие устойчивые и предрешенные факты, и поэтому для занятия социальной историей достаточным казалось лишь описать общество в простых категориях и однозначных терминах. Социальные обозначения не что-то пустое, но они подвижны и привязаны к жизненным ситуациям, которые историк зачастую не может знать. Человек в Средние века жил по обычаю своих предков, и лишь в суде и других особых обстоятельствах заходила речь о том, чтобы подыскивать юридические термины. Тогда играли роль те выгоды, которые имелась возможность из них извлечь. Укрыться под обозначением, акцентирующим зависимость, было так же обычно, как в других условиях доказывать свою свободу и бороться за нее. В свете этого «расплываются» основные характеристики феодального общества. Менее очевидным становится противопоставление античного рабства и средневековой свободы крестьянина, пусть даже и зависимого. Категории свободы и несвободы имели свою сложную и запутанную историю в средневековом мире.

    Список литературы.

    1. П.А. Хромов. Экономическая история СССР. Первобытно-общинный и феодальный способы производства в России. – М.: Высшая школа, 1988.

    2. Ричард Лахман. Капиталисты поневоле. Конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего Нового времени. – М.: Территория будущего, 2010.

    3. Н.П. Павлов-Сильванский. Феодализм в России. – М.: Наука, 1988.

    4. В.Г. Иванов. История этики средних веков. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета, 1984.

    5. Д.М. Петрушевский. Очерки из истории средневекового общества и государства. – М.: Гуманитарная Академия, 2003.

    6. Перри Андерсон. Переходы от античности к феодализму. – М.: Территория будущего, 2007.

    7. Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. – М.: Наука, 1985.

    8. А.А. Спасский. Лекции по истории западно-европейского Средневековья. – М.: Издательство Олега Абышко, 2009.

    9. М.Н. Покровский. Историческая наука и борьба классов. Историографические очерки, критические статьи и заметки. Том 1. – М.: Либроком, 2011.

    10. Тарановский Ф. В. Феодализм в России. - Варшава, типография Варшавского учебного округа, 1902 г.




    написать администратору сайта