ответы. Ответы по ИДМ. Античность. 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм
Скачать 5.46 Mb.
|
20.3. Прочие науки.В античной Греции философия и научное знание составляли единое целое. В каждой отрасли знаний сложилось несколько школ, соперничавших друг с другом. Уже в предшествующий период в Ионийской Греции математические знания достигли высокого уровня, а V в. до н.э. их использовали в астрономии. Уроженец Хиоса Энопид вычислил продолжительность солнечного года, а афинянин Метон, уточнив эти расчеты, установил 19-летний цикл согласования солнечного и лунного календарей (так называемый метонов цикл), считавшийся основой древнегреческого календаря. Хотя практическими знаниями в области медицины славились египтяне, но медицину как отрасль науки создали древние греки. Основателем научной медицины стал знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н.э.), который свою родословную возводил к богу-целителю Асклепию. В своем учении знаменитый врачеватель окончательно порвал с религиозно-мистическими представлениями о здоровье и болезнях человека и утвердил их рациональное объяснение. Гиппократ учил, что болезни не посылаются богами, а возникают от вполне конкретных причин, которые обусловлены влиянием на человека окружающей среды: холодного воздуха, грязной воды и т.д. Последователи Гиппократа стремились лечить человека естественным путем, устраняя негативные причины и обеспечивая с помощью лекарственных средств и диеты мобилизацию сил организма для борьбы с недугом, и только в крайнем случае производили хирургическое вмешательство. Учение Гиппократа получило широкое признание и повлияло на все дальнейшее развитие медицины. На его основе сформировались этические принципы отношения врача к пациенту. Они нашли выражение в «клятве Гиппократа», которую дают врачи и в наши дни. Широкие торговые связи греков и освоенне ими всего Средиземноморья способствовали развитию географических знаний и появлению карт ойкумены –обитаемой части Земли. Первым картографом считается Анаксимандр (VI в. до н.э.). Глубокими знаниями в описании стран Европы и Азии прославился Гекатей Милетский (VI–V вв. до н.э.). Кроме того, нельзя забывать, что в этот период возникла и историческая наука, «отцом» которой называют Геродота. В целом ученых классической эпохи интересуют проблемы окружающего мира и человека, углубленное изучение которых привело к дальнейшему развитию философии и формированию практически всех отраслей научного знания. 20.3.1. Историография.По культуре античной Греции создано огромное количество как обобщающих трудов, так и работ, подробно освещающих различные сферы духовной жизни и художественного творчества. Основополагающим трудом по художественной культуре античности стала «История искусств древности» (1764г.) И. Винкельмана. Знаменитый немецкий ученый первым представил систематическое изложение развития стилей и их смены в древнегреческом искусстве. В центре его внимания – античный человек в его общественно-историческом окружении. В 1897г. в России был переведен труд П. Гиро (Р Guiraud) «Частная и общественная жизнь греков», посвященный описанию учреждений, нравов, обычаев и быта эллинов. Новый подход к постижению эллинского духа и оригинальную интерпретацию древнегреческой культуры предложил в конце XIX – начале ХХ в. немецкий философ Ф. Ницше в книге «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Его работа вызвала острую полемику, которая нашла отражение в фундаментальном труде по истории культуры Греции швейцарского историка Я. Буркхардта (J. Burckhardt), где проанализированы все стороны эллинской культуры. Много работ посвящено проблеме пессимизма и оптимизма в мироощущении древних греков, в частности книга Вяч.И. Иванова «Дионис и прадионисийство» (1923г.). Различные аспекты духовной жизни древних греков освещены в работах Ф.Ф. Зелинского (1859–1944). В середине ХХ в. культура повседневности интересовала польских историков Л. Винничук (L. Winniczuk) и К. Куманецкого (К. Kumaniecki). Исследованием ментальности занимались У. фон Виламовиц-Меллендорф (И. Wilamowitz-Moellendorff), Е.Р. Доддс, Р. Онианс. Этой же теме посвящена работа «Цена свободы и гармонии» Ю.В. Андреева. Связь характера общества с формами мышления и особенностями духовной культуры рассматривается представителями школы «Анналов» Ж.–П. Вернаном (J.Р. Vernant) и П. Видаль-Накэ (Р. Vidal-Naquet). Обстоятельно и всесторонне рассматривается эллинская культура в исследовании швейцарского ученого А. Боннара «Греческая цивилизация». 20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.Важным этапом в развитии исторической науки в V в. до н.э. явился труд Геродота Галикарнасского, получившего в античной традиции почетное прозвище «отца истории». Геродот родился около 484г. до н.э. в городе Галикарнасе, на побережье Малой Азии. Покинув родину, он долгое время жил в Афинах, где находился в близком общении с кружком ученых и писателей, собиравшихся вокруг Перикла. Геродот много путешествовал; он посетил страны Ближнего Востока, берега Черного моря, жил в Великой Греции. Его труд (позднее разделенный на 9 книг, по числу муз) имел своей основной целью дать изложение истории греко-персидских войн. Что касается первых четырех книг, то они в основном посвящены истории Востока: 1-я и 3-я – Ассирии, Вавилону и Персии, 2-я – Египту, 4-я – Скифии. Эти книги являлись как бы введением к основной части труда и должны были осветить историю взаимоотношений между греками и «варварами» в период, предшествовавший греко-персидским войнам. Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель, Геродот постарался добросовестно передать то, что он видел и слышал во время своих странствий. Сочинение его содержит большое количество географических, этнографических и естественно-научных сведений. В частности, 4-я книга является ценным источником наших знаний о скифах, населявших территорию нынешней Южной Украины. Объездив страны Востока и восточную половину Средиземного моря, Геродот довольно правильно представлял себе эти районы. В его труде уже наметилось ставшее позднее традиционным деление на три части света: Европу, Ливию (Африку) и Азию. Восточных языков Геродот не знал, поэтому для получения сведений ему приходилось прибегать к переводчикам, а документальные источники (например, хроники) остались ему недоступны. Несмотря на то, что Геродот стремился доказать справедливость войны, которую греки (и прежде всего афиняне) вели против персов, великий историк был чужд односторонности. По его собственным словам, главную цель своего труда он видел в том, чтобы «от времени не изгладились в нашей памяти деяния людей, а также, чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, возведенные частью эллинами, частью варварами». Он сумел отдать должное культуре Персии и Египта, с восхищением рассказывал, например, о таких технических достижениях персов, как государственные дороги. В своем труде Геродот руководствовался принципом: передавать то, что говорят, но не всему верить. В некоторых отношениях Геродот сохранил связь с приемами работы логографов. В первых книгах его труда вкраплено много отдельных эпизодов, носящих характер законченных новелл. Но в отличие от более ранних авторов, вплетавших подобные рассказы в основную ткань своего изложения как ее органическую часть, он с большим чувством такта подчеркивал их самостоятельность; это нашло свое выражение и в особенностях стиля, и в легендарно-сказочной трактовке содержания. Не особенно веря в эти легенды, Геродот воспользовался ими как художественным средством, чтобы оживить свое изложение, придать ему яркость и занимательность. Впрочем, Геродот еще не мог вполне отрешиться от веры в чудеса, приметы, предсказания оракулов и т.д. Его философия истории построена на убеждении в том, что боги завидуют людям и судьба преследует тех, кто достиг слишком большого счастья. Вершиной древнегреческой историографии явился труд Фукидида (около 460–около 395 гг. до н.э.) «История» (в восьми книгах), посвященный Пелопоннесской войне, в которой Фукидид принимал непосредственное участие в качестве одного из афинских стратегов. Изложение событий доведено до осени 411г. до н.э. Смерть помешала Фукидиду завершить свой труд. Намекая на Геродота, Фукидид говорит: «Я не считал согласным со своей задачей записывать то, что узнавал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Трудность таких исследований Фукидид видел в том, что «очевидцы отдельных фактов передавали об одном и том же неодинаково, но руководствуясь симпатией к той или другой из воюющих сторон или основываясь на своей памяти». В вводной части к своей «Истории» Фукидид подвергает исторической критике древнейшие сказания. Он относится скептически и к словам поэтов, которые воспевали события прошлого «с преувеличениями и прикрасами», и к тем прозаикам, которые заботились «не столько об истине, сколько о приятном впечатлении для слуха: ими рассказываются события, ничем не подтвержденные и за давностью времени превратившиеся большей частью в невероятное и сказочное». Дух научного изучения фактов, недоверие ко всяким чудесам и предзнаменованиям были настолько сильны у Фукидида, что некоторые античные авторы даже обвиняли его в атеизме. Великий греческий историк понимал уже разницу между внешними поводами исторических событий (например, войн) и более глубокими причинами их. Он придавал большое значение естественно-географическим условиям и материальным ресурсам – денежным средствам государства, а также, в известной степени, общественным интересам его граждан. Задачу историка – дать потомкам «ясное представление о минувшем» – он отделял от чисто нравоучительных целей, которые преследовал Геродот. Младший современник Фукидида – Ксенофонт (около 430–353 гг. до н.э.), пытавшийся продолжить в «Греческой истории» труд своего предшественника, во многих отношениях уступает Фукидиду. Афинский аристократ-спартанофил, участвовавший в качестве наемника в персидском войске, Ксенофонт и в своих сочинениях (исторических, политических и экономических) идеализирует олигархический и монархический строй, выступает в качестве защитника «традиционного» земледельческого хозяйства. Как историк, Ксенофонт наблюдателен, в его трудах много важных подробностей (в частности – в знаменитом описании похода 10 тыс. греков – участников борьбы Кира младшего за персидский престол). Ясный и точный язык принес Ксенофонту прозвище «аттической пчелы». Ксенофонта как историка от Фукидида отличает склонность к морализированию при изложении и оценке исторических событий. |