Главная страница

ответы. Ответы по ИДМ. Античность. 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм


Скачать 5.46 Mb.
Название2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм
Анкорответы
Дата11.01.2023
Размер5.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы по ИДМ. Античность.doc
ТипЭкзаменационные вопросы
#881281
страница106 из 106
1   ...   98   99   100   101   102   103   104   105   106
брусчатки, иногда базальтовой, с выпуклым профилем — чтобы вода стекала на обочину. Строили дороги рабы, солдаты и представители низших классов, нанимаемые частными предпринимателями. Каждая тысяча шагов (так называемая римская миля) отмечалась цилиндрическим столбом, на котором было высечено имя правящего императора и расстояние до ближайшего города. Через каждые десять миль устраивались стоянки. 
  Когда, во время правления Августа, пришла весть о вторжении германцев в Галлию, войска были отправлены немедленно. Пройдя по новым дорогам с рекордной скоростью четыре мили в час, они вскоре отвели беду. 

Пантеон 
  Римские дороги демонстрировали могущество империи и сплачивали ее. А мастерство римлян в управлении ею демонстрировала архитектура. Самым замечательным свершением римской архитектуры стал Пантеон. Этот храм, посвященный всем богам, был построен при императоре Адриане. Словно неподвластный времени, Пантеон остается наиболее сохранившейся римской постройкой, знаменуя одно из величайших достижений мировой архитектуры. 
  О Пантеоне известно мало. Мы не знаем его изначального названия, не знаем, для чего он использовался. Предполагается, что там был двор Адриана, стояли статуи римских богов. Однако его точное предназначение неизвестно. 
  Все римские императоры были страстными строителями. Но Адриан к тому же был архитектор-любитель, умел составлять проекты и чертежи. Адриан был соавтором проекта своей виллы в Тиволи, которая была стилизована под египетский храм. Что касается Пантеона, то Адриан был одержим этой постройкой. Вполне возможно, что он участвовал в разработке этого проекта. Впрочем, некоторые полагают, что Пантеон строил Аполлодор. Но никаких записей об этом не сохранилось. Историк Дион Кассий повествует, что однажды Адриан показал Аполлодлру какие-то свои проекты, а тот раскритиковал их в пух и прах. И Адриан незамедлительно приказал казнить Аполлодора. Фасад Пантеона был призван выражать владычество Рима над миром. Греческий портик поддерживают 16 красивейших колонн, вытесанных из египетского гранита и привезенных из Асуана. Траверсы над ними были некогда обшиты бронзой. Отсюда гигантские бронзовые двери высотой 6,5 м ведут в огромную круглую залу величиной с половину футбольного поля. Купол Пантеона, достигающий в диаметре 44 м, стал шедевром инженерной науки. Это самый большой свод в истории, сооруженный без использования железобетона. Благодаря этому невероятному куполу интерьер Пантеона выглядит фантастическим. Единственное, о чем здесь можно думать, — это пространство. 
  Пантеон явился сплавом классического и современного стилей. Архитектурных предшественников у него не было. В римской архитектуре использовались купола, особенно в зданиях бань. Но свод Пантеона превосходил их все и оставался крупнейшим вплоть до Ренессанса. Свод Пантеона — самая смелая инженерная задача, которую римляне когда-либо ставили перед собой. Главная проблема при сооружении свода — не дать ему рухнуть под собственным весом. Он постоянно стремится разъехаться в основании и провалиться в середине. Римляне решали задачу в двух направлениях. Во-первых, стены сделали очень толстыми. А чтобы купол не расползался внизу, основание возвели внутри массивных стен-контрфорсов, а вокруг него уложили многоярусное усилительное кольцо. Это было гениальное решение. По замыслу архитектора, вес гигантской полусферы ложился на восемь мощных столбов, толщина которых достигала шести метров. Чтобы уменьшить их собственный вес, внутри столбов проложили смотровые колодцы. 
  Собственно купол — самый передовой образец футуристического проектирования. Конструкция свода содержит целый ряд оригинальных решений, позволивших уменьшить его вес и давление. При сооружении купола использовалось пять разных видов цемента, главной составляющей которого был пуццолан — местный вулканический песок, придававший смеси почти каменную твердость. Пропорции свода тщательно выверены. Его высота составляет ровно половину от остального здания. 
  От земли до первого карниза Пантеон строился из тяжелого бетона и туфовых блоков. Следующий уровень складывали из более легких туфовых брикетов. Первое кольцо купола отливалось из бетона, но по мере возвышения бетон становился тоньше и облегчался добавлением туфа, а у вершины становился еще легче благодаря примесям пемзы. Заметим, что если бы архитектор не уменьшил таким образом вес свода, нагрузки на стены возросли бы на 80%. 
  Внутри стен зодчий спрятал целую систему арок. Они должны были уменьшить вес и передавать давление вниз, на опорные столбы. Ко всему прочему архитектор снизил вес свода, вырезав из составляющих его блоков большие квадратные панели — кессоны, которые украсили интерьер и придали ему ритмичность. Кессоны были позолочены, образуя подобие золотого балдахина над головой. При строительстве свода снизу соорудили поддерживающую раму. Она и определила форму кессонов и отливок. 
  Венчает свод окулус — круглое отверстие диаметром девять метров. Эта изумительная деталь избавила свод от точки максимальной нагрузки, чем способствовала долговечности здания. 
  Самая интригующая загадка Пантеона — его фасад. Головоломка заключается в высоте колонн. Для правильных пропорций они должны были бы иметь в длину пятнадцать метров. Тогда как их реальная высота составляет лишь двенадцать метров. Одной из возможных причин могло быть непременное желание Адриана сделать колонны из египетского гранита. Возможно, император пошел на нарушение пропорций и удовлетворился двенадцатиметровыми колоннами, т. к. изготовление более высоких колонн требовало существенно большего времени, а нетерпеливый Адриан не хотел ждать. 
  Так ли это было на самом деле, или причина в другом — мы не знаем. Проект фасада Пантеона до сих пор остается загадкой. 

Колизей 
  Последнее из семи чудес Рима — самое печально известное сооружение на земле. Колизей, арена развлечений и храм смерти. Это здание было самым большим и самым страшным из всех римских амфитеатров. За его великолепными стенами разыгрывались ужасающие сцены схваток, пыток и кровопролития. Превосходя высотой шестнадцатиэтажное здание, Колизей вмещал свыше 80 тысяч зрителей. 
  Идея построить Колизей возникла после смерти НеронА. Его царство террора настолько уронило духовный настрой общества, что его преемнику Веспасиану нужно было создать нечто исключительное, чтобы вернуть поддержку народа. Среди римских императоров Веспасиан был аномалией — трудолюбив, трезвомыслящ, прямодушен, честен, умерен. Римляне любили его. В 70 г. инженеры Веспасиана осушили личное озеро Нерона и заложили фундамент крупнейшего амфитеатра. 
  Вся конструкция покоится на несущих контрфорсах, соединенных арками и сводами. Арки стали отличительной чертой, определившей облик Колизея. Первые три уровня по фасаду опоясаны аркадами, 4-й уровень выполнен из монолитной бетонной стены, облицованной кирпичом. 
  Стены Колизея пронизаны лабиринтом сводчатых тоннелей. Через семьдесят шесть входов сюда втекали толпы зрителей и занимали места наверху. Центральную арену окружала овальная конструкция. Круто поднимавшиеся террасы зрительских рядов позволяли каждому видеть всю сцену. Лучшие места предназначались для императора, рядом с ним восседали сенаторы и весталки. На следующем ярусе располагалась знать. Еще выше — солдаты и граждане. Последний ярус занимали лица низших сословий. Наихудшие места отводились женщинам. Колизей должен был стать микрокосмом римского общества, и он предельно четко и наглядно отражал социальную стратификацию этого общества. От солнца зрителей защищал огромный тент. Чтобы поднимать эти паруса, в Риме размещалась тысяча моряков. 
  Передовые технологии строительства помогли возвести пятидесятиметровое сооружение в сжатые сроки. Строители использовали стандартные кирпичи и легко замешиваемый бетон, что позволило превратить стройку в быстрый конвейер. Кладку скрепили железными скобами общим весом в 300 тонн. Веспасиан не терял ни минуты, спеша завоевать любовь народа, прежде чем годы возьмут свое. Огромное здание, один из крупнейших и уж точно самый сложный проект античности, было сооружено всего за пять лет. Но, невзирая на скорость строительства, Веспасиану не суждено было увидеть Колизей завершенным. Он умер, прежде чем его великий дар был готов. 
  Официально открыл самую страшную арену на земле его сын Тит. Сто дней он потчевал жителей Рима умерщвлением диких зверей, казнями мужчин, женщин и детей, а также гладиаторскими боями. Эта бойня в промышленном масштабе стала возможной благодаря инженерной науке. Скрытый под ареной лабиринт тоннелей позволял устраивать представления и убирать трупы. Здесь было 32 загона, где держали львов, тигров, слонов и крокодилов. Поворотом лебедки можно было открыть дверь и выпустить ошарашенных и голодных зверей на арену. Порой их убивали по пять тысяч в день. Некоторые виды были поставлены на грань исчезновения. Казни людей стали популярным полуденным развлечением. Христиан, евреев, преступников и рабов пытали до смерти, все более изощренными способами — дабы ублажить жадную до зрелищ толпу. Это была воистину индустрия убийства, и она должна была работать, как часы. Историки свидетельствуют, что император Клавдий бросал декораторов и техников львам, если в представлении случались накладки. 
  Кульминацией представления неизменно были гладиаторы. Многие из них были обращенными в рабство военнопленными из покоренных племен: самниты, фракийцы, галлы. Гладиаторы обучались в специальных школах, где из них делали профессиональных бойцов. Ежедневно биться за свою жизнь были готовы две тысячи гладиаторов. 
  Одним из излюбленных способов разнообразить гладиаторские бои состоял в том, что бойцов наряжали какими-нибудь мифическими героями. То Ахиллес сражался с Гектором, то Геракл сражался с кем-нибудь из своих грозных врагов. Бились до смерти, но изображая кого-то другого, что сближало происходившее с театром. 
  Если они доживали до истечения контракта, то становились свободными. Некоторых гладиаторов Колизей делал настоящими героями и суперзвездами. То были немногочисленные счастливчики. Но большинство гибли в этих стенах. По завершении схватки их тела вытаскивались с арены. Могильщики, словно тени ада, сновали среди трупов, спеша наполнить сосуды еще теплой кровью — считалось, что свежая кровь помогает сохранить молодость. 
  Пятьдесят два римских императора извлекли пользу из произведения Веспасиана. Колизей был задуман, чтобы дарить людям радость, и в этом он, несомненно, преуспел. Но цена была высока — 700 тысяч жизней пресеклись в его стенах. 
  Сегодня Колизей остается шедевром зодчества, скрывающим самые мрачные воспоминания об одной из самых безжалостных цивилизаций нашей истории. 

  Семь чудес Древнего Рима были выдающимся свершением, поднявшим архитектуру и инженерную науку на вершину, не превзойденную еще свыше тысячи лет. Смелость их замысла по сей день служит примером для архитекторов, побуждая их разрабатывать все новые материалы, ставить и решать все новые задачи, то есть делать, как римляне, — строить, глядя в будущее.




1   ...   98   99   100   101   102   103   104   105   106


написать администратору сайта