Главная страница

ответы. Ответы по ИДМ. Античность. 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм


Скачать 5.46 Mb.
Название2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм
Анкорответы
Дата11.01.2023
Размер5.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы по ИДМ. Античность.doc
ТипЭкзаменационные вопросы
#881281
страница101 из 106
1   ...   98   99   100   101   102   103   104   105   106

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.


Культура эпохи Республики

В первые века Римской республики ее культура развивалась под определяющим влиянием культуры этрусков, уровень культурного развития которых был для VI в. До н.э. очень высок.

Города этрусков были прекрасно укреплены - окружены зубчатыми стенами и оборонительным рвом, строились по единому плану, две улицы пересекались под прямым углом и делили город на четыре квартала. Архитектура этрусков была близка греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены - из сырцового кирпича. Этрусские храмы стояли на высоком постаменте - подиуме, к колоннаде портика вела лестница. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и терракотовыми статуями. Эти скульптуры по стилю соответствовали греческой пластике времен архаики, но были много условнее, орнаментальнее и динамичнее.

У этрусков рано развилась портретная скульптура, что было связано с заупокойным ритуалом. На погребальных урнах, в которых хранился пепел умерших, крышки делались с изображением фигуры или бюста умершего, всегда портретного характера. Если римский портрет достиг небывалого прежде художественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими мастерами этрусского наследия. Римляне многое восприняли у этрусков и в области архитектуры. Конструкция римского храма Пантеона была продолжением этрусского зодчества. Так называемый ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить стены из клиновидных балок, создав таким образом купол в собственном смысле слова. Римляне же, воспользовавшись этрусскими образцами, создали новую архитектурную форму - свободно держащийся свод, переходящий в обширный купол. Его создание было отражением ценностных ориентиров римской культуры, римской модели социального космоса. Купол говорит нам о мощи, единстве империи, о все­ленском владычестве. Купол - это могучее полушарие, которое одновременно и покоится, и как бы плавает в пространстве, и объединяет, и венчает вселенную. Купол - космичен, но при этом вполне социален, так как предполагает большое здание с большим количеством людей. В этом его отличие от греческого храма, который был просто обиталищем того или иного боже­ства, народ же должен был молиться перед храмом, под откры­тым небом.

Не менее сильным оказалось также влияние греческой культуры. Во II в. До н.э. Рим подчинил себе Грецию, победа над которой обернулась для Рима своего рода культурным пораже­нием: сильный в военном отношении, он оказался бессильным перед высококультурным противником.

Религия.

Прежде всего, римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Основные религиозные культы сложились в римской культуре задолго до завоевания Греции, и они были вполне са­мостоятельны, но атрибуты многих богов и их функции были взяты у греков. В ранней римской религии поражают бедность фантазии, схематичность мифологических образов, отсутствие самой потребности в живых образах богов. В римских богах того времени явно чувствуется олицетворение абстрактных представлений, с помощью которых скрупулезно регламентиро­вались все стороны человеческой жизни. Эта детальная регламентация, по убеждению римлян, должна была гарантировать их от несчастий и невзгод. Совершение многочисленных обря­дов рассматривалось римлянами как заключение сделки между ними и богами, выполнение обряда надлежащим образом обя­зывало соответствующего бога исполнить просьбы и пожелания, высказанные человеком.

Но сами боги несмотря на свою абстрактность были очень близки к людям, к государству, к семье. Все они имеют своих покровителей - Ларов, Гениев, Пенатов. Многие боги, которым поклонялись римляне, никогда не имели человеческого облика. Так, Веста, богиня домашнего очага, одна из самых почитаемых в Риме, всегда отождествлялась с огнем, Марс – с копьем и т.д. Некоторая часть римских богов приобрела человеческий облик лишь под греческим влиянием, когда им были найдены греческие эквиваленты (Зевс - Юпитер, Афродита – ­Венера и т.д.) и приспособлена греческая мифология. Однако знакомство с греческой мифологией обогатило римскую религию, но не затронуло ее основ.

По мере расширения границ римского государства религиозные представления развивались и усложнялись, черты бо­жеств многих других народов сливались с чертами римских богов. Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги лишь усиливают мощь римлян. Однако, несмотря на эти про­цессы, религиозная мифология римлян не стала поэтически одухотворенной, как у греков. Но и в таком своем качестве римская религия играла очень важную роль в жизни римлян.

Архитектура.

Влияние греков сказалось и на римской архитектуре. Этрурия дала римлянам арку, Древняя Греция – ордер. Римляне, соединив арку и колонну, создали так называемую римскую ячейку и ввели в строительную практику аркаду. Аркада стала излюбленным элементом для разного типа построек (мост, театр, акведук). Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне смогли создать в период республики вполне са­мобытную и величественную архитектуру. К традиционным греческим ордерам римляне добавили позаимствованный у эт­русков тосканский ордер и вычурную капитель (верхняя часть колонны), соединившую ионические волюты (скульптурное ук­рашение в виде завитка на капители) с коринфским аканфом. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть мощь, силу, величие, подавляющие человека. Именно в этой пышной архитектуре нашли наиболее полное выражение государствен­ные идеи Рима. Грандиозные храмы, амфитеатры, термы, фо­румы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь Республики. Для них были характерны монументальность, пышная отделка множество украшений, стремление к строгой симметрии.

Безусловным достижением римской архитектуры периода Республики стало умение вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в городской, сельский пейзаж, создать ансамбль из нескольких построек. Все это также служило возвеличиванию Рима. Но стремление к выражению величия Рима в архитектурных ансамблях приводило к масштабным преувеличениям, внешним эффектам, ложному пафосу громадных сооружений, рядом с которыми теснились лачуги бедняков и городские трущобы. Римляне не смогли из­бежать и тенденции к чистому украшательству. Она нередко приводила к полному подавлению конструктивного момента, который у греков так удивительно объединялся с моментом де­коративным. Колонна здесь часто превращается в украшение и просто оживляет стены, становясь стенной при6авкой или пи­лястрами. Мозаичные полы или лепные потолки – любимая римская форма. Тут и аканфовый лист, плющ, лавр, пальма, необыкновенные человеческие фигуры, животные. Раскопки в Геркулануме и Помпее открыли нам небывалую роспись стен, к которой со всем не была способна греческая классика. Разно­образие перспективных, пейзажных, орнаментальных форм, нежность и свежесть красок, причудливость линий, роскошь, блеск, эффектность этих росписей свидетельствуют о тонко развитой римской чувственности.

Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общест­венным, рассчитанным на большие массы людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по сложности инженерных решений, многообразию типов соору­жений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­ства. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот пе­риод развития римской культуры ознаменовался появлением базилик - зданий, где совершались торговые сделки и вершил­ся суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цир­ков, где происходили соревнования колесниц; терм - слож­ного комплекса сооружений, включавших в себя бани, библио­теки, места для игр и прогулок.

Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооруже­ний и комплексов стало возможным благодаря созданию новой конструктивной системы - монолитно-блочной, основу кото­рой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором - бетоном, появившимся в IIIв. до н.э.

От периода Республики до наших дней сохранились не­многие архитектурные памятники, остальные нам знакомы лишь из описаний их историками и современниками. Самым замечательным памятником эпохи Республики стал форум Ро­мано близ Капитолия, включавший в себя все традиционные для римского города постройки: храм, посвященный Сатурну, богу урожая, базилику, построенную при Юлии Цезаре и на­званную в его честь. Обязательным для всякого форума являлся храм богини домашнего очага Весты. В нем горел вечный огонь, поддерживаемый девятью весталками, жрицами богини, которые проживали в расположенном рядом с храмом роскошном доме весталок.

Скульптура.

С самых первых шагов своего возвышения римская культу­ра стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровож­далось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятни­ков столь значительных, как греческие.

Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, раз­работали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского скульптурного искусства. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить увиденное в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значи­тельной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой иде­ально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда пре­дельно индивидуализирован. Индивидуализация черт исключа­ла возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в рим­ском обществе подвергались постоянному пересмотру, эволю­ционировал и жанр скульптурного портрета, но главными чер­тами скульптурных образов республиканской эпохи были лаконичные формы и обобщенность изображения.

В разных музеях мира, в том числе и в Эрмитаже, хранится огромное число римских портретов - императоров, полковод­цев, политических деятелей, философов, писателей и просто безымянных римлян, запечатленных с поразительным мастер­ством, во всей полноте и разнообразии человеческих характе­ров, чувств, настроений - одухотворенных и жестоких, воле­вых и прямодушных, коварных и наивных. Классическим про­изведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, челове­ка практичного ума, хранителя строгих нравов.

1   ...   98   99   100   101   102   103   104   105   106


написать администратору сайта