Главная страница

2. Проблема понимания сущности сознания в истории философии


Скачать 10.63 Kb.
Название2. Проблема понимания сущности сознания в истории философии
Дата17.03.2022
Размер10.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлат3в2.docx
ТипДокументы
#401797

2.Проблема понимания сущности сознания в истории философии.

Проблема сознания многогранна. Она находится в центре внимания многих наук. Анализом же сознания в целом занимается философия. Она старается ответить на вопросы: что такое сознание с точки зрения философии; как возникло сознание человека; каковы его основные свойства, функции и структура.

Проблема сознания -- одна из самых трудных и загадочных. Первейшая сложность ее понимания и изучения связана в значительной мере с тем, что мы не можем наблюдать явления сознания непосредственно, чувственно, не можем их измерять, исследовать с помощью различных приборов. Поэтому на протяжении многих столетии сознание оставалось тайной. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу (сущность).

Так, еще в древности возникло представление о сознании как проявлении души - сущности, которая считалась ответственной за человеческую жизнь и некоторые важные состояния человеческого тела. Характерным для этих взглядов было то, что душа не отделялась от тела, еще не существовало разделения на материальное и идеальное. Это касается также первых философских теорий. На начальных стадиях своего развития греческая философская мысль не знала понятия «идеального» как особой противоположности чувственно-предметному материальному. С течением времени душу стали рассматривать как некую нематериальную субстанцию, независимую от материи, способную вести самостоятельное существование, бессмертную и вечную. Впервые эти взгляды получили свое теоретическое обоснование и закрепление в философии Сократа и его ученика Платона.

Идеалистические взгляды на природу сознания на протяжении столетий приобретали разное содержание, но сводились к следующему: сознание -- первично, материя -- вторична (С --> М). Так, объективный идеализм наделял сознание сверхматериальным, сверхъестественным характером: оно существует независимо от мира, где-то вне мира и вне человека, не имеет никакого отношения к мозгу; дух не рождается и не возникает, он живет своей собственной жизнью, развивается, порождает явления природы и истории. .

С точки зрения дуалистов, материя и сознание -- самостоятельные, равноценные начала (М II С). А это означает, что за сознанием признавалась полная независимость от материи. Как и материя, сознание вечно, оно не возникало и не рождалось. Соответственно, отпадала и необходимость решения вопроса о его происхождении. Одним из первых выдающихся представителей дуализма был Декарт, который считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяженная).

В 50-е годы XIX в. довольно широко распространился вульгарно-материалистический взгляд на сознание. Это название объясняется тем, что его приверженцы (немецкие философы Фогт, Бюхнер, Молешот) рассматривали сознание грубо, упрощенно, вульгарно. Они считали, что сознание, мысль «выделяется» мозгом точно так, как желчь выделяется печенью (М=С). Климат, пища и т. п., по их мнению, непосредственно определяют образ мышления человека.

Новая эпоха в понимании сознания была связана с возникновением диалектического материализма. С точки зрения этого направления сознание производно от материи, оно вторично и активно по отношению к ней (М -» С). Истоки как всего живого, так и сознания находятся в материи, которая способна двигаться и саморазвиваться. Диалектический материализм рассматривал сознание как продукт закономерного исторического развития материи, его социальной формы движения; как функцию, особое свойство не всей материи, а лишь особым образом социально-организованной материи (человеческого мозга); как субъективный образ объективного мира, который нужен человеку для адекватной практической деятельности.

Что касается современной мировой философии, то изучением сознания занимается такая область философии, как феноменология. Возникла она в Германии в начале XX в. и имела несколько вариантов (Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Макса Шелера, Жан-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти), среди которых основным считается теория Гуссерля. В границах феноменологии сознание рассматривается как специфическая область бытия, которую нельзя сводить ни к каким отношениям, ни к предметным, ни к специальным, ни к бессознательной основе самого сознания.

Представители феноменологии старались противостоять наивному натуралистическому взгляду на сознание и мир, который сводит сознание к предмету, к объекту и устанавливает между ними лишь причинные и функциональные связи. По Гуссерлю, бытие сознания принципиально отличается от предметного мира как сугубо осознанность. Хайдеггер говорил о различии человеческого существования и сущего. Но и сознание, и человеческое бытие существуют только в единстве с миром. Значит, имеется в виду абсолютное, поток сознания, который формирует феномены -- значения предметного мира.


написать администратору сайта