Главная страница

мммммммммм. 2. Развитие воспитания на различных этапах истории человечества


Скачать 44.5 Kb.
Название2. Развитие воспитания на различных этапах истории человечества
Анкормммммммммм
Дата24.05.2023
Размер44.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPedagogika-Voprosy.docx
ТипДокументы
#1157295
страница1 из 2
  1   2

ПЗ (28 февраля)

1. Теории, объясняющие возникновение воспитания.

2. Развитие воспитания на различных этапах истории человечества.

На протяжении истории цель и содержание воспитания меняются. Появляются новые формы и методы. Можно характеризовать воспитание как категорию историческую.

Воспитание сопровождает развитие общества, динамично изменяется вместе с социумом. Следовательно, воспитание – это категория общественная.

1. Исследователи считают, что воспитание возникло на этапе общинно-родового строя. В этот период отсутствовали классы, не было эксплуатации, использовались примитивные орудия труда, хозяйство велось сообща.

Коллектив взрослых готовил всех детей к жизни.

Главная цель первобытного воспитания – научить выживанию в суровых условиях в борьбе с грозными явлениями природы и хищниками. Детей учили сохранять здоровье, укреплять физические силы.

Ф.Энгельс писал об исключительной силе и выносливости первобытных племен. Например, англичане во время войны с африканскими племенами жаловались на кафров и зулусов, которые сохранили родовые отношения. Африканцы могли за сутки пройти больше расстояние и быстрее, чем лошадь. Африканцы крепкие и закаленные.

Воспитание детей в родово-общинном строе проводилось в совместном труде со взрослыми. Дети рано начинали трудиться: добывали пищу, изготавливали одежду, участвовали в постройке жилища. Миклухо Маклай писал о земледельческом труде попуасов Новой Гвинеи. Вначале по полю шли в ряд мужчины с длинными палками, вскапывая землю. За ними шли женщины, разрыхляли крупные комья. Вслед двигались дети, руками размельчая комки земли. Труд носил совместный характер.

Охота – основное занятие первобытных людей. Исследователь Зибер в книге

«Очерки первобытной экономической культуры» (1899) описывает охоту аборигенов Австралии. В долине охотники-мужчины. Женщины и дети с холмов загоняют в долину кенгуру. Удачная охота завершается играми, плясками, обрядами.

В племенах поддерживались определенные нормы поведения. Исследователи-путешественники восхищались высоко моральным поведением и чертами характера представителей общины – неиспорченность, чувство собственного достоинства, храбрость, честность, бережное и трепетное отношение к живой и неживой природе, приверженность традициям.

Можно утверждать, что в первобытном обществе сохранялись и передавались детям эмпирические знания и умения:

- физические (добывание огня),

- химические (добавление растений и корней при приготовлении пищи),

- хирургические (первязка ран),

- географические (знание местности для охоты, рыбалки),

- математические (счет на пальцах).

Выводы:

Воспитание возникло на этапе общинно-родового строя. Осуществлялось в совместном труде со взрослыми. Проводилось эпизодически, фрагментарно. Роль воспитателя не принадлежала какому-то одному члену общины, не была социально зафиксирована. Трудовой опыт человечества невелик, воспитание от случая к случаю, ситуативно.

Главная цель первобытного воспитания – научить выживанию в суровых условиях в борьбе с грозными явлениями природы и хищниками.

3. Эволюция взглядов на воспитание в истории педагогической мысли

ПЗ (3 марта и 14 марта)

1. Дайте определение процесса воспитания.

2. Объяснить, почему воспитание является важной сферой человеческой деятельности.

3. Каковы основные функции воспитания в современном обществе?

4. Докажите взаимосвязь обучения и воспитания в целостном образовательном процессе.

Обучение и воспитание – это сущностные функции образовательного процесса. Точно определенный научный предмет педагогики позволяет понять, что обучение и воспитание – это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления – процесса педагогического развития и формирования личности.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к учебной деятельности.

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности.

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется. Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему. Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

4. Воспитание осуществляется и другими учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Итак, для того чтобы новые поколения «успевали» становиться вровень со своим временем, культурой, цивилизацией, человеку необходимо было научиться ускорению особого процесса человеческого развития. Как отмечает В.Б. Ежеленко, воспитание и обучение есть суть человеческих способов ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. Отсюда, в обобщенном значении, воспитание – это педагогически организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.

Также можно сказать, что обучение оказывает внешнее влияние на подростка, а результаты воспитания проявляются в поведении подростка.

5. В чѐм проявляются сходство и отличие воспитательного процесса и учебного процесса?

ПЗ (21 марта)

1. Парадигмы воспитания

1)социальное воспитание

2)биопсихологическое воздействие

3)диалектическая взаимосвязь социальной, биологической, психологической и на следственной составляющих в процессе воспитания.

2. Методологическая концепция воспитания.

3. Воспитательные системы.

Содержание понятий «система воспитания» и «воспитательная система»

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ- комплекс духовно-нравственных ценностей всех субъектов воспитательного процесса, влияющих на выбор ими методов и форм деятельности, порядка жизнедеятельности и способов взаимодействия, оформление окружающей среды.

В научной литературе существует несколько определений, при помощи которых исследователи пытаются отразить сущность воспитательной системы. Так, Н. Л.Селиванова, В.А.Караковский предлагают следующую трактовку: «Воспитательная система есть целостный общественный организм, образующийся в ходе взаимодействия ключевых компонентов воспитания (цели, субъекты, их работа, общение, дела, материальная база) и владеющий этими интегративными данными, как стиль жизни коллектива, его психологический климат».
Черты, отличающие специфику воспитательной системы как социально-педагогического явления:

это система общественная и ее функционирование осуществляется согласно с законами социального развития;

это система педагогическая и подразумевает реализацию целого ряда педагогических задач, для решения которых применяются многообразные формы, приемы и методы;

это система ценностно-ориентированная, признающая исключительно гуманистический стиль взаимоотношений между воспитателем и детьми;

это система целостная, состоящая компонентов, связь и взаимодействие которых дает возможность ей работать как единое целое;

это система открытая, имеющая большое количество связей и взаимоотношений с общественной и природной средой;

это система целенаправленная; это система сложная и многоаспектная; это система саморазвивающаяся и самоуправляемая.

Структура воспитательной системы по Л. И. Новиковой:

цели, воплощенные в начальной концепции;

работа, обеспечивающая достижение целевых ориентиров;

субъекты деятельности;

рождающиеся в работе и общении дела;

среда системы, освоенная субъектом;

управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее становление.

В развитии воспитательной системы можно выделить несколько условных этапов:

этап становления воспитательной системы; (характеризуется тем, что в школе у некоторых педагогов наблюдаются неудовлетворенность своей работой, признание необходимости что-то изменить, попытки привнести нечто новое, и, наконец, наличие вдохновляющей идеи двух-трех «фанатов», способных «заразить» и объединить своей идеей творческую команду сподвижников)

этап отработки содержания деятельности и структуры воспитательной системы; (Этап характеризуется целесообразным отбором и апробацией видов воспитательной деятельности, усилением взаимодействия и взаимоотношений между субъектами воспитания, бурным развитием общешкольного коллектива как ядра воспитательной системы, расширением сферы самоуправления как основы инициативности и самостоятельности детей, зарождением интересных традиций, гуманизацией методов и форм воспитания)

этап оформления и завершения; (характеризуется многими положительными показателями. Это может быть и совместная творческая деятельность субъектов воспитания, и слаженный педагогический коллектив школы, и высокий уровень культуры общения воспитателей и воспитанников, и сложившаяся воспитывающая среда школы, и наличие устоявшихся традиций, и здоровое чувство гордости за школу)

этап обновления и перестройки системы. (На этом этапе вновь происходит качественное изменение в методологических подходах, концептуальных целях, теоретическом обосновании и технологическом обеспечении воспитательной системы на новом витке ее развития.

2.Характеристика различных воспитательных систем.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования. Кроме того, каждая воспитательная система имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении.

Воспитательные системы:

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа - союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура.

Система А. С. Макаренко. Берет свое начало в 20–30-е гг. прошлого века в советской Украине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей – трудовая колония, затем коммуна). По существу, это школа-интернат, школа-комплекс, где подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа – все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами можно считать настоящее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь производственный процесс и получали начальное профессиональное образование наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко стали воспитание в коллективе, методика создания и развития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, отношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы – директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

В школе есть Большой совет, включающий в себя, кроме педагогов, представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, 2–4 раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет "сборовских комиссаров", дежурные командиры классов.

Директор пользуется авторитетом, как А. С. Макаренко. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий.

Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города.Сбор является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства "мы". Сбор – это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. Старшеклассник- комиссар берет па себя функции организатора, педагога, да и психолога.

Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию.

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.

К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени.

Воспитательная система "справедливое сообщество". Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.

"Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.

Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело - ее главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.

В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура - это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.

Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:

переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры".

школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе - это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли.

строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало.

основное содержание школьного курса - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс - относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

Школа-комплекс - одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитие в Белгородской области. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

Между тем школьная практика показывает, что разнообразие воспитательных систем не сводится только лишь к гуманистическим. Можно выделить (по М.В. Воропаеву):

1. Собственно гуманистические воспитательные системы. Они характеризуются высоко-ценностным отношением к личности «здесь и теперь», средним уровнем развития внутреннего институционального контроля (т.е. сформированными в школе традициями, образцами привычного поведения), незначительной ролью внешних санкций.

2. Нормативно-гуманистические воспитательные системы. Они отличаются от систем первого типа развитой системой санкций и высокой значимостью образа личности воспитанника в будущем, а не настоящем. Именно к этому типу относилась воспитательная система, созданная усилиями А.С. Макаренко, его коллегами и воспитанниками.

3. Авторитарные воспитательные системы. Они характеризуются нейтральным отношением к личности воспитанника. Основная, цель здесь - не личность ребенка, а то функциональное предназначение, та роль, которую он будет выполнять в будущем. Как правило, в этих системах существенно развит и внешний и внутренний, институциональный контроль.

4. Воспитательные системы - «секты». Они могут быть с разной ценностной окраской представлений о личности. Их сущностная особенность - сверхвысокоразвитая система внутреннего институционального контроля. Эти системы ориентированы на жесткое, всеобъемлющее – программирование личности, отсутствие свободы личностного выбора, хотя субъективно воспитанник может считать такие условия совершенно естественными.
  1   2


написать администратору сайта