Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. Как Э. Холл классифицирует культуры по их отношению ко времени

  • теория межкультурной к.. 2. Ритуалы вежливости в разных обществах


    Скачать 30.06 Kb.
    Название2. Ритуалы вежливости в разных обществах
    Дата30.05.2022
    Размер30.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатеория межкультурной к..docx
    ТипДокументы
    #556725

    1. Различия между Россией и другими западноевропейскими странами (Гришаева Л.И., зад. 12-25, стр. 108-116, стр. 141-145, 148).

    Самобытность Российской цивилизации, ее историческая уникальность проявляется в духовной культуре, в способах индивидуального самовыражения и межличностной коммуникации, а основания Западной цивилизации выступает материальная культура, совокупность технологических, экономических и политических систем и институализированных форм совместной жизни. Россия и Западные страны представляют собой цивилизации, развивающиеся в разных направлениях. Если Запад отдаёт приоритет экономическому росту и укреплению правовой регламентации общественной жизни, то Россия обращаете большее внимание на культуру, ее духовные ценности, на стремление именно их сделать критерием общественного прогресса.

    2. Ритуалы вежливости в разных обществах.

    Общие нормы поведения, рекомендуемые для большинства стран мира:

    -проявлять дружелюбие к местному населению, считаться с его образом жизни;

    -строго соблюдать законодательство страны пребывания, воздерживаться от сомнительных знакомств, избегать поездок по неблагополучным районам;

    -быть терпеливым, не грубить, не унижать достоинства представителей местного населения;

    -не махать на человека рукой, что во многих странах является демонстрацией пренебрежения или презрения;

    -уважать обычаи и традиции, не проявлять высокомерия и пренебрежения к местной культуре, не допускать оскорбительных высказываний по отношению к руководителям страны, не вступать в конфликт с представителями правоохранительных органов;

    -не использовать часто встречающиеся в голливудских фильмах оскорбительные жесты (вытянутый средний палец, поворот пальцем у виска и др.) и нецензурные выражения на английском языке, к тому же в агрессивной форме;

    -не употреблять в разговоре как английскую, так и русскую ненормативную лексику и в целом оскорбления на любом языке;

    -воздерживаться от нелицеприятных оценок манер поведения местных жителей и их языка и их языка или культурно-религиозных традиций;

    -не критиковать местную (порой специфическую) кухню в присутствии местного населения;

    -учитывать специфику чаевых в стране пребывания;

    -не злоупотреблять алкоголем;

    -соблюдать правила дорожного движения и быть вежливым за рулем;

    -соблюдать правила гигиены при посещении бассейнов и саун;

    -по возможности соблюдать минимальную дистанцию в 50-60 см от собеседника;

    В государствах с прочными исламскими традициями не следует:

    обращать пристальные взгляды на женщин, указывать на них рукой или пальцем, пытаться заговорить или познакомиться с женщинами на улице, отпускать комментарии в их адрес;

    задавать вопросы иностранному собеседнику о его супруге;

    пытаться познакомиться с женской частью семьи хозяина дома, приглашать женскую часть семьи за общий стол;

    протягивать женщине руки при знакомстве;

    пытаться войти в отделение общественного транспортного средства, предназначенное для лиц иного пола;

    проявлять назойливое внимание к молящимся людям, осуществлять их фото- и видеосъемку;

    проходить в мечети перед склоненным в молитве человеком, притрагиваться к Корану;

    входить в мечети в обуви и шортах;

    употреблять спиртные напитки в общественных местах;

    предлагать местным жителям алкоголь и изделия из свиной кожи в качестве подарка;

    заказывать в предприятиях общественного питания и предлагать местным жителям блюда из свинины;

    принимать пищу, воду и курить в общественных местах в светлое время суток во время Рамадана (мусульманского поста);

    брать и предлагать пищу левой рукой (она считается «нечистой», используемой для личной гигиены);

    пристально смотреть на человека, принимающего пищу;

    входить в жилое помещение местных жителей в уличной обуви;

    находиться на пляже без купального костюма, для женщин – в раздельном купальнике или без его верхней части;

    участвовать в азартных играх;

    допускать публичные объятия, поцелуи;

    демонстрировать или предлагать в подарок полиграфическую продукцию, фото- и видеоматериалы эротического содержания;

    женщинам: использовать платья и юбки выше колен, прозрачную или обтягивающую одежду, в т.ч. с декольте и вырезами, рукавами выше локтя; появляться в общественных местах без сопровождения мужчины; садиться в такси на место рядом с водителем; пользоваться общим входом в мечеть.

    В государствах с буддийской традицией не рекомендуется:

    посещать религиозно-культовые объекты в обуви и чрезмерно открытой верхней одежде (с голыми плечами, в коротких юбках и шортах выше колен);

    допускать прикосновения к одежде и тактильные контакты с буддистскими монахами (при фотографировании на фоне статуй Будды запрещено принимать копирующие их позы);

    дотрагиваться до головы местного жителя или чужого ребенка.

    3. Актуализация толерантности в современной России.

    Толерантность в современном мире необходимое условие общения. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, которые отличаются от нас по каким-либо признакам. К сожалению, в данный период времени проблема толерантных отношений в Российской Федерации остается актуальной. В России проживают люди разных этнических и религиозных взглядов. В народе до сих пор живут старые устои, традиции и обычаи. Несмотря на прогресс, которого достигла страна, людям трудно отойти от данных установок. Особенно остро старшее поколение воспринимает яркий внешний вид, людей с нетрадиционной ориентацией и в целом быстро развивающийся мир. Поэтому актуализация толерантности – это необходимый инструмент для развития всех стран и народов, в частности России.

    4. Физическая и психологическая дистанция в разных этнокультурных сообществах.

    Межличностная дистанция устанавливается неписаными правилами и различна в разных культурах. Например, жители Северной Европы нуждаются в большем обособлении, чем представители африканских, арабских или южноамериканских сообществ. Для западных сообществ Холл (1966) идентифицировал 4 основные зоны, размеры которых зависят от степени близости отношений между людьми:

    1. интимная дистанция (от прямого физического контакта до 20 см от тела партнера);

    2. личная дистанция (45 см - 1,2м), позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки;

    3.социальная дистанция (1,2 - 3,5м); физический контакт невозможен, но возможен адресный голосовой контакт;

    4.публичная дистанция (более 3,5м) - на публичных собраниях, в аудиториях, в суде и

    -Люди чаще всего сами тянутся в города, обрекая себя на такое существование. С позиций социобиологии это - проявление сигнальной (предотвращающей вымирание вида вследствие перенаселенности территории) регуляции численности человеческой популяции.

    -Феномен: "чем многолюднее, тем безответственнее", то есть чем больше людей сосредоточено в одном месте, тем слабее у них развиты чувства ответственности и сотрудничества. В людных местах разбросали якобы утерянные письма (запечатанные конверты с марками и адресами, но без обратного адреса). Ожидалось, что чем больше людей пройдет мимо такого письма, тем выше вероятность, что его заметят и опустят в почтовый ящик. Оказалось все наоборот: высокая плотность населения - опущено 63% писем; средняя - 87%; малая - 100%. Последующие устные опросы подтвердили, что при высокой плотности населения чувство ответственности в коллективе гораздо слабее. Этот феномен еще сильнее проявляется у людей с преобладанием слабого типа нервной системы, то есть у детей. Вспомните поведение класса, когда он едет на экскурсию - шум, гам, повышенное возбуждение даже у обычно спокойных детей.

    5. Правила проксемного поведения в англоязычных странах (Крейдлин Г.Е.).

    Проксемика – способ использования близости и личного пространства. У каждого человека и у каждой этнической группы есть свой «пространственный пузырь» — Space bubble. Это пространство, в котором человеку удобно думать, разговаривать, жестикулировать. Расстояние между собеседниками зависит от пола, возраста коммуникантов, от степени знакомства между ними. Различают интимную зону – 15-45 см, личную – 46 см — 1,2 м, деловую и светскую (social) – 1,2 м – 3,6 м; общественную –свыше 3,6 м. Золотое правило коммуникации – держать дистанцию. В условиях скученности людей растет агрессивность, т. к. людей лишают их личного пространства. Англичане считают, что при разговоре надо держать среднюю дистанцию, не подходить слишком близко (Русские наоборот).Скандинавы, англосаксы и немцы считают 1,2 м той зоной, которую не должны нарушать иностранцы. Межкультурные различия в проксемике часто приводят к коммуникативным неудачам между политиками и бизнесменами. Дело здесь не в невоспитанности или недоброжелательности, а в разном понимании нормы. А практический вывод для коммуникатора - необходимо одновременно с иностранным языком изучать и невербальную культуру этого народа.

    6. Невербальные приветствия и прощания в европейских странах.

    Начнем с самого распространенного элемента – рукопожатия. Рукопожатие несет в себе огромное количество информации об отношении человека к собеседнику, его чувствах и намерениях. Как правило, передается эта информация через продолжительность и интенсивность рукопожатия, а также, через положение рук. Известно, что рукопожатием обычно обмениваются мужчины. Руку женщины принято пожимать только в случае, если она сама этого желает и демонстрирует это, подавая руку собеседнику первой. Но итальянки составляют исключение из общепринятых правил и с удовольствием используют этот жест приветствия. А в Дании рукопожатия распространены даже с детьми.

    В странах Ближнего Востока приветствие рукопожатием очень распространено. При встрече арабы помимо этого жеста дотрагиваются ладонью до своего лба и слегка кланяются. Пожилой человек, показывая свое уважение собеседнику, после рукопожатия сначала целует свою ладонь, а только потом дотрагивается ею до лба и кланяется. Если мужчины давно не виделись, то при встрече они обнимаются и целуют плечи. Если вам случится увидеть арабов, обнимающих друг друга и стоящих в этой позе длительное время, знайте, что так они выражают свою близость и радость от встречи после долгой разлуки.

    В странах Латинской Америки во время длительного рукопожатия широко распространены касания собеседника за локоть, за плечо. У контактных и открытых латиноамериканцев, чтобы выразить удовольствие от начала общения и почтение друг другу, тоже принято обниматься. Особенностью невербального общения в Китае является использование рукопожатия в ситуации взаимодействия с незнакомыми людьми только на официальном уровне. Выражая свое уважительное отношение к партнеру, китайцы могут жать руку собеседника двумя руками и долго трясти ее. При общении же близких и хорошо знающих друг друга людей, рукопожатие не распространено, а вот похлопывание по плечу или по спине встречается довольно часто.

    В Японии рукопожатие не принято и к нему прибегают лишь в исключительных случаях. И здесь надо обязательно помнить о том, что нельзя свободной рукой хватать своего собеседника за запястье или за локоть, а также класть руку ему на плечо. Объясняется это тем, что японцам не нравится манера прикасаться друг другу в процессе общения. Помимо этого, рукопожатие неизбежно сопровождается прямым и пристальным взглядом, а японцы этого не любят.

    Японцы, подобно корейцам, используют другой знак приветствия и уважения к собеседнику – вежливый поклон. Причем в Японии кланяются особо – увидев знакомого, они на некоторое время « замирают», а потом как будто переламываются в пояснице.

    Говоря о жестах приветствия и прощания, следует отметить, что они могут выглядеть по-разному. В Испании крепко обнимаются, во Франции распространены поцелуи в щеку. Всем хорошо знакомо национальное индийское приветствие и прощание – прижатые друг к другу ладони рук перед грудью.

    В большинстве стран распространенной формой приветствия и прощания считается легкий кивок головой и помахивание рукой, поднятой на уровень головы или чуть выше. Эта форма общения с легкостью и успехом применяется у мужчин и женщин разных возрастов.

    7. Культурологический портрет России (Гришаева Л.И., Зад. 34, стр. 67-68).

    В постсоветскую эпоху Россия находится на переломном этапе в национально-культурном развитии. Если в дореволюционную эпоху в плане идентичности огромная роль принадлежала христианской религии и идеи монархического строя, то в настоящее время Россия строит свою жизнь на основе либерально-демократических принципов. Российская Федерация признается полиэтническим и поликонфессиональным государством. Национальный образ постсоветской России «созревает» в недрах национального самосознания и находит свое выражение в различных вербальных и невербальных формах (произведениях литературы, живописи, политических текстах и т.д.). При этом национальный образ России призван стать выражением национальной идеи объединения представителей этнических групп и диаспор, политических и конфессиональных групп.

    Историко-культурный анализ национального образа России позволяет выявить тот факт, что Запад (западная цивилизация) может рассматриваться как один из важных факторов национально- государственной самоидентификации России.

    8. Фемининные и маскулинные культуры поГ. Хофстеде и Э. Холлу) (Гришаева Л.И., стр. 41-50).

    Хофстеде подчёркивает, что понятийная пара маскулинность/фемининность имеет относительный характер, поскольку черты мужского поведения иногда проявляются в поведении женщины, и наоборот, характерные для женщин качества присущи некоторым мужчинам. Кроме того, само понимание традиционности мужских и женских ролей не является универсальной величиной и может по-разному восприниматься в различных культурах. Однако основная тенденция социального репертуара мужчин и женщин в современных сообществах позволяет говорить о разнице ценностных ориентаций культур по этому принципу.

    Согласно рассчитанной величине индекса по культурному измерению маскулинность/фемининность расположение стран на шкале выглядит следующим образом: самый низкий индекс – показатель феминистских тенденций, самый высокий индекс – маскулинных тенденций (Приложение 4).

    Величина индекса данного культурного параметра соотносится, по мнению Хофстеде, не только с культурами стран, но и с определёнными профессиями. Не удивительно, что профессии, ориентированные на соревновательность, достижение максимального успеха, большие прибыли, карьерный рост, завоевание авторитета и признания (например, учёные, инженеры, предприниматели, менеджеры, руководители высшего уровня и др.), чаще считаются мужскими. При этом честолюбивые женщины, исповедующие подобные ценности, как правило, являются представителями «мужских» культур. Традиционный уклад многих культур привносит, однако, свои коррективы в распределение профессиональных ролей. Так, в бывшем Советском Союзе большинство врачей и учителей – женщины; в Бельгии профессия стоматолога считается женской; в Пакистанских бюро в должности секретарей сидят мужчины; в Голландии санитарами работают, в основном, тоже мужчины; на Филиппинах не редкость женщина, исполняющая руководящую функцию, и т.д.

    Приоритет «мужских» или «женских» качеств в обществе регулирует поведение его членов, что, прежде всего, отражается в семейном укладе. Воспитание мальчиков и девочек в так называемых маскулинных культурах направлено на формирование независимости, честолюбия, успешности, результативности. Здесь ценятся сильные, способные личности.

    В так называемых фемининных культурах больше внимания уделяется воспитанию скромности, умению сотрудничать, взаимопомощи. Стремление выделиться производит негативное впечатление. Эта черта отчётливо проявляется в поведении школьников. Приводя пример, Хофстеде вновь сравнивает культуры Голландии и США. Лучший ученик в классе голландской школы вызывает насмешки со стороны большинства, поэтому нормой считается «быть середнячком». В ученической среде культивируется дух сотрудничества и добрых бесконфликтных отношений. В американских школах нормой является борьба за лидерство, состязательность как форма человеческого взаимодействия.

    Параметр маскулинность/фемининность отражает также культурные различия в восприятии значимости труда в жизни человека. Отношение к работе в обществах мужского типа определяется чаще девизом: «Жить, чтобы работать», – в обществах женского типа более популярен подход: «Работать, чтобы жить». Представители этих культур придерживаются, соответственно, разных коммуникативных стилей при решении производственных вопросов. В странах с маскулинными тенденциями преобладает конкретный, наступательный, даже агрессивный стиль общения. Взаимоотношения строятся на основе соревновательности, проявления индивидуальности. Решения принимаются, как правило, единолично. В фемининных культурах предпочтение отдаётся компромиссному общению, нахождению консенсуса, совместному преодолению проблем.

    Доминирование мужских или женских социальных ролей в обществе определяет, по мнению Хофстеде, и направления в экономике. Промышленно развитые маскулинные культуры особенно конкурентоспособны в области тяжёлой индустрии и в сфере химического производства. Сильные стороны фемининных культур – сфера обслуживания, например, консультативные услуги и транспорт, а также сельское хозяйство. Однако параметр маскулинность/фемининность (в отличие от индивидуализма/коллективизма) никак не соотносится с уровнем экономического развития страны: богатые и бедные страны существуют как среди «мужских», так и среди «женских» культур.

    +Рассматриваемое культурное измерение влияет в значительной степени и на государственные приоритеты. Маскулинные ценности определяют, как правило, стратегии, направленные на создание сильного производительного государства, поддержку расходов на вооружение в ущерб экологическим программам, борьбу с бедностью и т.д. Такие страны отличаются низким уровнем толерантности в решении международных проблем, пытаясь жёсткими силовыми действиями преодолевать любые конфликты на международной арене (вспомним события в бывшей Югославии и Ираке, санкционированные руководством США). Целью фемининных обществ является государство общего блага. Соответственно, в этих странах развивается система социальной защиты для всех слоёв населения, большое внимание уделяется вопросам экологии, предусматриваются бюджетные отчисления для поддержки экономически бедных народов. Политика компромиссов в международных делах предпочитается политике агрессии.

    В целом, ценностные ориентации у мужчин и женщин во всех сферах жизни в «мужских» культурах жёстче, чем в «женских».

    Для межкультурного общения важное значение имеет знание особенностей поведения в производственных отношениях и возможных государственных стратегий в решении проблем на международном уровне, детерминированных культурными различиями по параметру маскулинность/фемининность.

    9. Кинесический язык (классификация жестов) у представителей разных культур (Гришаева Л.И., стр. 33-36, 249-251; Бурак А.Л. стр. 36-37).

    ЖЕСТЫ СОГЛАСИЯ И ОТРИЦАНИЯ

    Мы привыкли к тому, что простой кивок головой означает «Да» или утверждение. Но в Турции, Греции, Болгарии и Индии кивок имеет противоположное значение. Желая выразить согласие с тем, что вы говорите, турок, грек, болгарин и индиец станут слегка покачивать головой из стороны в сторону, что в нашем невербальном языке ассоциируется с отрицательным ответом.

    Быстрые кивки головой у японцев говорят о том, что человек вас очень внимательно слушает. Но это вовсе не означает, что он согласен с тем, что вы говорите. Жесты, которые могут озадачить иностранца, существуют и у арабов. Свое несогласие с чем-либо они выражают коротким, но резким движением головы назад. Все это сопровождается звучным цоканьем.

    Возможно, многим из вас знакомо, как выражают свое возмущение жители стран Ближнего Востока. Они импульсивно и резко поднимают вверх согнутые в локтях руки по обе стороны от лица. Досада от происходящего выражается при помощи вращательных движений кистей обеих рук. Отказ или освобождение от неприятного дела арабы демонстрируют своеобразным очищением ладоней одна о другую, руки при этом согнуты в локтях.

    ЖЕСТ «ВСЕ ОТЛИЧНО!»

    Это кисть, сжатая в кулак и поднятый вверх большой палец.

    Но не во всех странах этот жест символизирует наивысшую оценку. В Германии, Австрии, Италии и Франции – это «Один», в Японии – «Пять», а в Греции, Нигерии, Австралии, Англии, Америке этим жестом с резким выбрасыванием большого пальца «посылают куда подальше».

    Помимо этого, в Англии, Америке, Новой Зеландии и Австралии – это жест символизирует желание поймать попутную машину и просьба остановиться при голосовании на дороге.

    ЖЕСТ «РОГА», «КОЗА»

    Жест «Рога», когда мизинец и указательный пальцы выдвинуты вперед, а большой, средний и безымянный собраны в кулак, считается одним из самых древних. Зарождение этого жеста относят примерно к шестому-четвертому тысячелетию до нашей эры. Историки утверждают, что в те давние времена жест «Рога» служил сигналом для отпугивания злых духов.

    В таких странах, как Румыния, Италия, Аргентина нежелательно использовать жест «Коза» вне концертов рок-музыки. Увидев его, собеседник может всерьез обидеться на то, что его назвали «рогоносцем». А в некоторых районах Африки этот жест расценивается как откровенный посыл.

    Но не все так плохо. В Венесуэле и Бразилии жест «Коза» воспринимается как пожелание удачи.

    ЖЕСТЫ ОДОБРЕНИЯ

    Как мы выражаем свое одобрение в общественных местах – на концертах, совещаниях, митингах и т.д.? Чаще всего мы просто аплодируем. Овации могут быть продолжительными и дружными, но могут быть короткими и спокойными. В конечном итоге все зависит от типа мероприятия и степени нашей удовлетворенности этим мероприятием. Как демонстрируют свое одобрение американцы? Редко кто из них аплодирует, как мы. В большинстве случаев они стучат кулаками и ногами по твердой поверхности. Также и в Германии. Стук кулаков по столу – одна из форм проявления одобрения и благодарности оратору.

    Арабы, довольные удачной фразой говорящего, обязательно хлопнут своими вытянутыми пальцами по ладони собеседника. Так они выражают удовлетворение и одобрение происходящего.

    Одобряя свои действия, британцы и испанцы шлепают себя ладонью по лбу. Так они показывают, что очень довольны собой.

    Француз выразит свое восхищение чем-либо очень просто и изящно. Он соединит кончики трех пальцев, поднесет их к губам, а затем, высоко подняв подбородок, пошлет в воздух нежный поцелуй.

    ОБНАРУЖЕНИЕ И ОБОЗНАЧЕНИЕ СЕБЯ

    В России, так же как и во многих европейских странах для того, чтобы обнаружить и обозначить себя в большой группе принято поднимать руку вверх и делать легкий кивок головой.

    Все мы учились или учимся в школах, техникумах, институтах и прекрасно знаем, как проявляет себя ученик или студент, готовый к ответу. И если у нас – это поднятая вверх рука с раскрытой ладонью, то в большинстве европейских школ – это поднятая рука с направленным вверх указательным пальцем.

    Если европеец говорит о себе, он показывает рукой на грудь. А вот китайцы и японцы в разговоре о себе обязательно покажут на нос.

    ВЗГЛЯД

    Характерная для многих представителей западных стран привычка смотреть «глаза в глаза» не всеми воспринимается положительно. А особенность многих американцев смотреть «в упор» в глаза собеседнику даже считается грубой.

    Для большинства восточных культур манера избегать взгляда «глаза в глаза» считается уважительной. Среди китайцев даже распространено поверье о том, что прямо в глаза смотрят только враги. Поэтому, пристальный взгляд расценивается, как оскорбление.

    10. Ценностные ориентации и установки представителей разных социокультурных сообществ по Г. Хофстеде (Гришаева Л.И., стр. 41-50).

    11. Символическое значение цвета и связанные с ними позитивные и негативные ассоциации в разных этнокультурных сообществах (Гришаева Л.И., стр. 61-64).

    12. Картина мира: восприятие времени у представителей разных культур (Гришаева Л.И., зад. 5-13, стр. 82-86).

    13. Идентичность: «Свой среди чужих, чужой среди своих». Что скрывается за этой формулой? (Бурак А.Л. стр. 81-83; стр. 88-89).


    14. Как Э. Холл классифицирует культуры по их отношению ко времени?

    Э. Холл классифицировал культуру по 4 пунктам: контекст и информационные потоки, отношение ко времени, отношение к пространству. В классификацию времени Э. Холл включил жизненный ритм, полихронность-монохронность и ориентацию на прошлое, настоящее или будущее. Контекст. Классификацию культур Эдварда Холла, определяем, что высококонтекстная - культура, ориентированная на диалог, добывающая информацию через установление профессиональных и личных связей. Факторами, отличающими высококонтекстную культуру, являются:

    - невыраженная, скрытая манера речи (в России прямая манера речи)

    -серьезная роль невербального общения / умение говорить глазами

    -избыточность информации

    -отсутствие открытого выражения недовольства при любых условиях и результатах общения.

    В противоположность высококонтекстной культуре, определяем культуру низкого контекста, как ориентированную на официальную информацию, разговоры с другими людьми, не являющимися источником информации. Культуру низкого контекста отличают следующие факторы:

    -прямая и выразительная манера речи

    -незначительная доля вербальных форм общения

    -четкая и ясная оценка обсуждаемых вопросов

    -оценка недосказанности как недостаточной компетентности

    -открытое выражение недовольства

    В классификацию времени Э. Холл включил жизненный ритм, полихронность-монохронность и ориентацию на прошлое, настоящее или будущее. В странах монохронной культуры время жестко регулирует поведение людей и вместе с тем отношения между ними. Здесь человек сосредотачивает все свое внимание на сложной задаче, решает ее и переходит к следующей. Для него выполнение задачи важнее, чем отношения с людьми, которые оказывают ему содействие. В полихромной же культуре внимание людей направлено сразу на несколько событий: человек умеет гибко себя вести, делая сразу три-четыре запланированных дела. Дружеские отношения ставятся выше намеченных сроков, и личностные отношения могут одерживать верх над интересами дела.

    Отношение к пространству. В этом аспекте Э. Холл разделяет культуры на контактные и дистантные. В контактных культурах люди, в процессе общения, держатся ближе друг к другу. В дистантных же наоборот, люди держатся друг от друга на расстоянии.


    написать администратору сайта