Главная страница
Навигация по странице:

  • «теоретически сформулированное мировоззрение», то есть теоретическое учение о мире, месте в нем человека и о различных формах отношения человека к миру3

  • олицетворение сил природы и общества ,4) там присутствует особая пространственно-временная характеристика событий

  • удвоение мира

  • ФИЛОСОФИЯ. 2. специфика философского знания Основная специфика философского знания


    Скачать 112.99 Kb.
    Название2. специфика философского знания Основная специфика философского знания
    Дата09.03.2021
    Размер112.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #182991
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Возникновение философии. Философия и мифологии








    Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли — Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно разными.

    Философия как учение, объясняющее мир, как форма мировоззрения по своей роли сравнима с мифом. Их сближает целостное видение мира. Однако сам мир и принципы построения такого видения в них различны, поэтому философия и мифология являются различными типами мировоззрения. Философию определяют как «теоретически сформулированное мировоззрение», то есть теоретическое учение о мире, месте в нем человека и о различных формах отношения человека к миру3. Чем же она отличается от мифологии?

    Мифология (собрание мифов) была исторически первой формой систематизированного мировоззрения. Мифы (слово «мифос» в переводе с древнегреческого языка означает «предание») представляют собой вымышленные истории о деяниях фантастических существ, богов и героев. Как объяснение мира, мифологическое мировоззрение имеет ряд особенностей, отличающих его от философии:

    1) оно основано навере в мифы,

    2) мир в нем един: природное в нем не отделено от сверхъестественного и социального (общественного), человек живет в природном мире вместе с другими природными существам, богами и героями, духами и т.п.

    3) в мифах имеет местоолицетворение сил природы и общества,

    4) там присутствуетособая пространственно-временная характеристика событий(время циклично, оно движется по кругу; пространство неоднородно, в нем есть места «хорошие» и «плохие»).

    Миф, в отличие от философии, не выступает ясно в качестве знания о мире, реальности. Создатели мифов были наивными реалистами: искренне верили в то, что придумывали; сами не различали свой вымысел и действительность.

    Религия - вторая форма мировоззрения, выросшая из мифологии. Характерной чертой религиозного мировоззрения является то, что его основанием, как и в предыдущем случае, служит вера. Но сама по себе религиозная вера - явление более сложное, чем вера в миф. Религиозная вера - это так же вера в существование мира сверхъестественного, но этот мир уже отделен от мира природы, стоит над ним; он активно вмешивается в дела земного мира, в некоторых религиях (например, христианстве) управляет миром людей. Люди же всегда находятся ниже богов и не способны вмешаться в небесные дела. Религиозное мировоззрение всегда включает в себя и мифологическое, так как в нем присутствуют разнообразные мифы, повествующие о жизни святых и богов. Таким образом, религия, с одной стороны, допускает неполную объяснимость мира, существование в нем областей, недоступных нашему слабому разуму. С другой стороны, она заставляет людей ориентироваться на то, чего в действительности не существует, - на выдуманное. Поэтому некоторые проблемы оказываются для религиозного мировоззрения заведомо неинтересными и не решаемыми.

    Кроме того, религиозная вера является догматической: верой в непререкаемые авторитеты (священное писание, отцов церкви, пророков) и незыблемые истины-догматы, в силу чего провозглашается превосходство веры над знанием. Вера запрещает изменять однажды установленные священные истины и открывать новые истины, и таким образом накладывает ограничения на развитие познания. Исходя из сказанного, можно выделить следующие особенности религиозного мировоззрения:

    1) оно основано на догматической верев сверхъестественное и в религиозные авторитеты;

    2) в нем происходит удвоение мира: разделение его на мир земной, природный, и мир небесный, сверхъестественный; небесный мир всегда стоит выше земного;

    3) оно накладывает ограничения на развитие познания.

    В Древней Греции на смену мифологическому мировоззрению пришло философское. Произошло это потому, что древние греки первыми обнаружили способность нашего разума собственными силами доходить до причинных объяснений мироздания. Они провозгласили разум единственным надежными источником истины, и, используя рациональные методы, превратили заимствованные ими на Востоке разрозненные преднаучные сведения в начатки наук, противоречившие вымышленным мифологическим объяснениям мира. Эти противоречия вызвали кризис мифологии, потребовали создания нового типа мировоззрения, которое опиралось бы на рациональное знание и служило бы потребностям повседневной практики. Таким новым типом мировоззрения и стала философия.

    Философия подвергла критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключила из картины мира все, что противоречило разуму. Применение разума для исследования различных сторон действительности вызвало к жизни частные науки.

    Обобщая вышесказанное, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:

    1. Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального знания о мире: на логическом анализе фактов, на обобщениях, выводах и доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять мифологический вымысел.

    2. В нем мир снова обретает единство как «жизненный мир человека».

    3. Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.

    4. Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).

    5. Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта