Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.4. философия и мировоззрение.

  • Методологическая функция философии

  • Гносеологическая функция философии

  • Логическая функция философии

  • Воспитательная функция философии

  • Аксиологическая функция философии

  • Прогностическая функция философии

  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ

  • ФИЛОСОФИЯ. 2. специфика философского знания Основная специфика философского знания


    Скачать 112.99 Kb.
    Название2. специфика философского знания Основная специфика философского знания
    Дата09.03.2021
    Размер112.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #182991
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    1. Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания.


    Философия – это, прежде всего, слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, фило, происходит от филео, люблю, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. София – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. Философос, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей.

    Согласно сообщениям древних писателей, первым человеком, который назвал себя философом, был Пифагор. Он создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному.

    Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

    Проблема определения:

    - изменился предмет философии, ставились новые проблемы.

    - ряд проблем и вопросов выходили из ведения философии.

    - в рамках одной эпохи представители разных школ по разному понимали.

    Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Это общие принципы или основы бытия, познания.

    Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

    Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

    Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

    «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.

    Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

    Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

    Философия отвечает на вопросы

    «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»

    «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

    Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

    Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир


    философия

    ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра.

    Пифагор, которому приписывают авторство термина «философия», считал ее стремлением, или любовью к мудрости. Платон называл философией учение о смерти и бессмертии, искусство преодолевать страсти. В средние века философию характеризовали как служанку богословия. По мнению, И. Канта, философия – это наука о предельных целях человеческого разума. Еще проще определил философию русский мыслитель И.А. Ильин: «Философия – это наука о жизни». По мнению Н.А. Бердяева, философствование «есть творческое осознание духом смысла человеческого существования».

    Функции философии:

    1.мировоззренцеская.( связана с понятийным определением мира.) .в порядке рабочего определения можно сказать, что мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем.мировоззрение индивида может быть сформировано в результате научного образования либо сформироваться стихийно под воздействием социального окружения. Философия представляет собой лишь ядро мировоззрения, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания.

    2. методологическая.( философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности) .Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Эти принципы могут быть различны. Например, можно подойти к одному и тому же изучаемому явлению как к развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному. В зависимости от этого и результаты исследования, и практические выводы из него будут существенно различаться. В истории философии прослеживаются два основных метода- диалектика и метафизика.

    • Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

    • Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к качественным.

    • Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

    • Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика переносит этот источник вне исследуемого предмета.

    3. гуманистическая. Направлена на воспитание личности в духе гуманизма, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Философия началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым афоризмом о человеке как мере всех вещей. Сократ и платон, философы эпохи возрождения, ф.бэкон и гоббс, французские материалисты 18в, маркс и энгельс – все они в фокусе своего мировоззрения имеют человека как чувствующего, мыслящего и творящего существа. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическое первоначало человека, то ли его зависимость от социальной среды. Кант в «критике чистого разума» сформулировал три вопроса, исчерпывающих проблему «человек и окружающий мир»:

    • Что я могу знать?

    • Что я должен делать?

    • На что я могу надеяться?

    4. общекультурная. Эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с ее этой функцией происходило обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Цицерон заявлял «культура духа есть философия. Философия сегодня является важнейшим элементом духовной культуры человечества. Интегративная роль-философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. Но философия также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения.

    5. прогностическая. Формирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

    6.критическая. распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию.

    7.Аксиологическая. любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей.

    3.4. философия и мировоззрение.

    Мировоззрение- целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

    Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение вселенной, земли и человека, объяснение природных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения, вопросы чести, долга, этики и нравственности.

    Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

    Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

    Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

    Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм.

    Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм.

    Помимо мировоззренческих, религия имеет ряд иных функций6 объединительную (консолидирует общество вокруг идей), культурологическую (способствует распространению определенной культуры), нравственно-воспитательную (распространяет в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости).

    Философия-особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании ( а не на вере либо вымысле), рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории.

    Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

    Философия-это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный характер.

    Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм.

    Космоцентризм- философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил- космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была характерна для древней индии, китая, иных стран востока, а также древней греции).

    Теоцентризм-тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы-Бога ( в средневековой европе)

    Антропоцентризм- тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека ( европа эпохи возрождения, нового времени, новейшего времени, современные философские школы).

    Мировоззренческая функция философии


    Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

    В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

    Фундаментальная функция философии


    Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

    Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

    Методологическая функция философии


    Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

    Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

    Гносеологическая функция философии


    Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

    Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

    Логическая функция философии


    Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

    Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

    Воспитательная функция философии


    Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

    Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

    Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

    Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

    Аксиологическая функция философии


    Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

    Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

    Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

    Интегративная функция философии


    Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

    Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

    Критическая функция философии


    Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

    Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

    Регулятивная функция философии


    С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

    Прогностическая функция философии


    Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

    Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень  их проявления может быть различной.

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    мировоззрения, ср. (книжн.). Совокупность взглядов воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. 

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ — совокупность общих взглядов на мир (внешнее бытие) и на отношение человека к нему. Главной составляющей мировоззрения является именно отношение человека к миру (природе, обществу, другим людям, к самому себе).

    7. Становление философии. Философия и мифология

    Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время возникновения философии немецкий философ К. Ясперс связывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпоху К. Ясперс называет «осевым временем». «Новое, возникшее в эту эпоху в трех… культурах (Китае, Индии, Греции. – Прим. авт.), — пишет К. Ясперс, – сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира».

    Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философское знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков. Тем не менее вопросы жизни и смерти, происхождения человека и мира волновали и представителей этих нефилософских культур. Очевидно, их ответы были другого рода.

    Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. По словам Х. Г. Гадамера, миф – это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновении культуры и человека. Мифология представляет собой более или менее развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, о возникновении социума и человека, проигрываются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало человеческой культуры, первая форма действительно культурной деятельности человека.

    Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, санкционировали или запрещали определенные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гарантировали единство социума.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта