Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии
Скачать 3.2 Mb.
|
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ Смагин Б.А., проф. Философствовать можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума. И. Кант Содержание курса Часть I. История философии Лекция первая. Мировоззрение. Лекция вторая. Мифологическое и религиозное мировоззрения и их особенности. Лекция третья. Начало философии (Древний Восток). Лекция четвертая. Античная философия. Лекция пятая. Средневековая философия. Лекция шестая. Философия эпохи Возрождения. Лекция седьмая. Философия Нового и Новейшего времени. Часть II. Теоретическая философия Лекция восьмая. Проблема бытия. Онтология. Лекция девятая. Культура как философская категория. Философия культуры. Лекция десятая. Проблема человека. Философская антропология. Лекция одиннадцатая. Сознание: происхождение и сущность. Лекция двенадцатая. Диалектика как учение о развитии. Лекция тринадцатая. Теория познания. Философия науки. Лекция четырнадцатая. Социальная философия. Лекция пятнадцатая. Специфика и функции философии. Лекция шестнадцатая. Современные проблемы развития науки и техники Часть I. История философии Лекция первая. МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Слова философия и философ знакомы каждому из нас. Вряд ли мы сможем точно ответить на вопрос, когда и где мы их узнали, в какой ситуации впервые с ними столкнулись. Однако любому человеку хорошо известно их значение. И если даже не каждый сможет дать правильное, «книжное» определение философии, то все равно ему будет вполне понятно, о чем идет речь, когда говорят о философии и философах. Согласно древней китайской пословице, человек может поумнеть тремя путями: - путем опыта – это самый горький путь, - путем подражания – это самый легкий путь, - путем размышления – это самый благородный путь. По третьему пути пошла философия. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано несколько значений термина «философия» и «философский». Философией могут называться «отвлеченные, не идущие к делу рассуждения», иногда философским именуют разумное, спокойное отношение к невзгодам жизни. Изучение любой науки начинается с ответа на вопрос — что изучает, чем занимается. Например, мы говорим, что астрономия — это наука о небесных телах, биология — о различных формах жизни, история — о событиях прошлого и т. д. Другими словами, каждая наука изучает какую–либо часть или область окружающего мира, имеет свой конкретный предмет, которым она и занимается. Что же изучает философия? Точно ответить на поставленный вопрос невозможно, потому что у нее нет определенного, конкретного предмета и поэтому она сильно отличается от других существующих наук. Наиболее правильным, но одновременно кратким и странным, представляется следующий вариант определения философии – наука обо всем. Философия — это совершенно особый мир, который не похож на тот, который мы видим и в котором живем. В него можно проникнуть только умом и воображением. «Проникнуть» — даже не точное слово, ибо этот мир не столько познается, открывается, сколько создается, творится умом и воображением самих философов. Это, конечно, отличается от змеев-горынычей, кащеев бессмертных, кикимор, — но не более, чем взрослый от ребенка. В каком-то смысле философия действительно — сказка для взрослых. Среди мотивов, которые вызвали к жизни философию и составляют её внутреннюю движущую силу, исключительно важную и незаменимую роль играет моральный пафос совершенной жизни. Она показывает как мысль связана со смыслом, переходит в смысл и зависит от него. Имея в виду это единство познания и нравственности философию можно определить как своеобразную утопию культуры. Философия ограничивает деятельность пределами разума и фокусирует её на такую высоту, которая может быть аргументирована в качестве высшей, совершенной. Философия задает пространство разумного человеческого существования тем, что она отвечает на вопрос, каким бы был мир, если бы он был специально создан для этой цели. Она создает (конструирует) идеальный образ мира, скроенного по меркам человеческого разума. Тем самым она задает параметры разумного, осознанного человеческого существования, являющегося одновременно ответственным существованием, т.е. существованием, за которое человек отдает себе отчет и готов держать ответ. Ясно, что такой образ мира может быть утопическим. В этом смысле всякая философия есть утопия. Философские образы мира рисуют не просто желательное будущее, а непременно действенное будущее, которое выступает как моральный проект, перспектива разумного существования. Философия есть то, чем занимаются философы. Хотя философия – это не профессия, а состояние ума, образ жизни. Философию нельзя определить или ввести в обиход просто определением или суммой сведений. Можно сказать, например, что философия – это форма теоретического мировоззрения, но этим мы еще ничего не говорим по существу. Когда нам читают лекции по физике, химии или психологии, то мы вправе ожидать, что нам будет сообщена какая-то система знаний и методов, и мы тем самым чему-нибудь научимся. В случае философии у нас нет такого права. Философия не может никому сообщить никакой суммы и системы знаний, потому что она просто не содержит ее, не является ею. Поэтому и учить философии нельзя, обучение философии напоминало бы создание «деревянного железа». Ибо только самому, мысля и упражняясь в способности спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию. В этом смысле философия – это школа мысли. Мы учимся понимать смысл хрестоматийных ее образцов. Любой философский текст должен заново рождаться читателем. Достоверность знания, приобретаемого философией, основана на убеждении: отсюда и понимание философии как мировоззрения. Можно подойти к определению философии, дав ей отрицательное определение, т.е. выявить то, чем философия не является. Философия не искусство. Философ отличается от художника тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях. Предметом искусства является, как правило, внутренний, эмоциональный мир человека. В отличие от науки искусство не стремится что-либо доказывать, а в отличие от религии – не призывает во что-либо безусловно верить, оно базируется на выражении и передаче через художественные образы каких-либо чувств, настроений, переживаний. Философия не религия. Философ отличается от религиозного человека тем, что он стремится к исследованию истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний, божественный) мир, который она полагает реально существующим и считает все земные события напрямую зависящими от этого высшего мира. Увидеть его нельзя, а поэтому точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру нельзя поставить эксперимент, а значит ни доказать, ни опровергнуть его существование невозможно. Философия не наука. Философ отличается от ученого тем, что его взгляды есть результат не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результат присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности. Предметом науки является, как правило, естественный (природный, физический) мир, постигая который, она стремится к высокой точности своих знаний, считает необходимым все доказывать, а также – экспериментировать, все глубже проникать в тайны природы и извлекать из этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека. Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается каким-нибудь одним предметом или сферой реальности и пытается охватить в своей деятельности и естественный, и сверхъестественный и внутренний мир человека. При этом она признает в качестве средств освоения этих миров и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство. Как видим, философия имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, но в то же время значительно отличается от этих форм духовной культуры прежде всего своим масштабом. Поэтому можно определить философию как специфическую форму духовной культуры (наряду с наукой, религией и искусством), которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мир, и человека. Поэтому философия не связана никакими безусловными авторитетами, никакими религиозными верованиями, никакими научными представлениями. Она не считается ни со «святостью» религии, ни с «величием» законодательства, навлекая на себя нередко подозрения, ненависть и преследования за «посягательство на святая святых», на «нерушимые основы» нравственности, религии и государства. Философия есть единая универсальная духовная «система отсчета», позволяющая оценить и понять любую информацию, привести её в связь с тем, что было известно раньше, увидеть ее место в одном всеобъемлющем целом. Сегодняшняя ситуация в философии, говоря точнее, духовная ситуация эпохи в целом определяется следующим фундаментальным фактом. Научно-технический прогресс и научно-ориентированные социальные преобразования достигли таких успехов, о которых прежде, даже 100-200 лет назад не могли и мечтать. Они превзошли все ожидания философов. Но они не привели к земному раю, к совершенному состоянию, на которое уповала философия. Более того, воплотившаяся утопия обернулась антиутопией. Проблема, перед которой стоит философия, - та же самая, перед которой стоит современное общество. У них нет идеальной перспективы. Нет некоего всеохватывающего, философски осмысленного и аргументированного идеала в качестве перспективы, вдохновляющей практические усилия по совершенствованию форм жизни. Старая утопия, делавшая ставку на счастливое преображение мира через посредство науки и техники, потерпела крах. Новая утопия не выработана.
Философия есть форма рационально-теоретического систематического мировоззрения. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение – это целостная, имеющая силу внутреннего убеждения, совокупность представлений человека об окружающей его действительности и его места в ней, определенный способ понимания, оценки и интерпретации как окружающей действительности, так и самого человека. Мировоззрение реализуется и обнаруживает себя через поиск и утверждение некоторых важнейших результатов познания и действия, т.е. как обобщенное представление о мире и человеке. Мировоззрение, далее, ориентируется на безусловное и абсолютное (в каждую эпоху свое), т.е. отличается стремлением к поиску предельных образцов духовно-практического освоения действительности, достраивания представлений до целого. Иначе говоря, мировоззрение характеризуется чертой максимальности, т.е. условиями доведения результатов познания до уровня долженствования и идеала. Отсюда мировоззрению присущи черты универсальности и проективности, т.е. доведение знаний до их практического воплощения или нормативного уровня этого воплощения. Особую роль в мировоззрении играет убеждение, которое является способом связи всех элементов мировоззрения. Под убеждением мы будем понимать внутреннее принятие содержания высказывания как истинного (правильного) и различать убеждения а) на уровне веры, б) на уровне мнения, в) на уровне знания. Реальные убеждения человека включают в себя разные виды убежденности и представляют некоторые ансамбли уверенностей, из которых одна преобладает и определяет качество целого. Речь может идти, во-первых, о субъективных убеждениях (субъективной уверенности), т.е. предрасположенности, предпочтении, связанных с неосознаваемым опытом и интересами; это принятие без объяснения и какой-либо аргументации; во-вторых, об интерсубъективном убеждении (интерсубъективной уверенности), т.е. общепринятости, авторитетности; в-третьих, об объективном убеждении (объективной уверенности) на основе принятия фактов, наблюдений, логических аргументов, научно проверенных положений. В структуру мировоззрения входят элементы самой духовной культуры, а именно: 1. знания, 2. ценности, 3. проекты (модели предвидимого будущего). Знание – это адекватное и обоснованное убеждение, т.е. то, что удовлетворяет трем условиям: 1) условию истинности (адекватности), 2) условию убежденности (веры, приемлемости), 3) условию обоснованности. Ценность – это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. Ценности в равной мере могут относиться и к существующему (сущему), и к должному, характеризуя значение оцениваемого для субъекта. Примеры ценностных суждений: М. Лютер – «На том стою, и не могу иначе!», Л. Толстой – «Не могу молчать!». Ценности – это фундаментальные нормы, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивиду осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе выбор между конкретными целями рациональных действий. Претворение знаний в созидание, направляемое ценностями, нуждается еще в одном звене – в проекте результата совершаемого практического действия, в «модели потребного будущего», в предвосхищающих действие моделях. Исторически, выделяясь из практического, мифологического и игрового проектирования, формировались специализированные формы проективной деятельности и сознания, в зависимости от специфики объектов, проекты которых следовало создавать – природных, социальных или человеческих. Моделирование сферы общественных явлений (социальное проектирование) отличается от проектирования вещей тем, что создает модели объектов особого рода – институционально-организационного характера (общественных учреждений), включая утопические проекты. Создание моделей человека (педагогическое проектирование) выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образов своих детей и учеников, включая и самопроектирование (в игре и самовоспитании). Идеал в данном случае есть не что иное, как род проекта, воплощающий представление о совершенстве человека и совершенной организации жизни человечества и являющийся носителем наивысшей ценности. Идеал является конкретным представлением о «потребном будущем», образом этого желанного будущего. Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, «научное» или натуралистское и философское. Все перечисленные формы мировоззрения имеют нечто, общее, что и позволяет их относить к мировоззрению как таковому. Этим общим выступает решение основного вопроса мировоззрения, что позволяет строить разные системы ценностно-мировоззренческих ориентиров. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: речь идет о реальности — природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий — универсально-синтетический, т. е. охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение. Всякое мировоззрение складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это — активная позиция за или против каких-то других убеждений. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют 1) сущность природных и социальных явлений; 2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям; 3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний. Отправной точкой здесь выделяется обыденное мировоззрение, как некоторая предпосылка более высоких мировоззренческих типов. Это воззрение на мир, которое носит во многом случайный характер и складывается стихийно, в зависимости от самых разнообразных параметров взаимоотношения человека с миром. Это не систематическая форма мировоззрения. Если считать обыденное мировоззрение некой нулевой точкой отсчета, как наименее систематизированное, то по степени отдаления от него выделяются три уровня мировоззрения. Образно-эмоциональный уровень (искусство, мифология, религия), которое выражается в образах и символах, запечатляемых в музыке, живописи, архитектуре, религиозном культе и т.д. Это - «плод души». Уровень перехода от образа к понятию, для которого характерно смешение «слов обыденной речи и философской терминологии». |