Главная страница
Навигация по странице:

  • Данте Алигьери (1265 - 1321)

  • Франческо Петрарка (1304 - 1374)

  • Лоренцо Балла (1507 - 1557)

  • Пико делла Мирáндола (1463-1494)

  • Николай Кузанский (1401-1464)

  • Будет ли круг нерушим

  • Николай Коперник (1473-1543)

  • Джордано Бруно (1548 — 1600)

  • Галилео Галилей (1564 — 1642)

  • Мартин Лютер (1483 - 1546).

  • Жан Кальвúн (1509 — 1564)

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница14 из 42
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   42

    Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения

    Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

    К основным чертам гуманизма относились:

    • антицерковная и антисхоластическая направленность;

    • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

    • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

    • жизнеутверждающий характер и оптимизм.

    По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

    Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

    • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

    • восхваляет человека;

    • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

    • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

    • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

    Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т. д.).

    Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

    Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

    1. человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

    2. человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

    3. человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;

    4. человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

    5. человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

    6. загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

    7. человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

    8. внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

    Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»:

    1. ниспровергал церковные авторитеты;

    2. критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

    3. в центр мироздания ставил человека;

    4. верил в возможности человека и его разум;

    5. отвергал аскетизм и самоотрешение;

    6. призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

    7. был сторонником равенства мужчины и женщины;

    8. высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

    Пико делла Мирáндола (1463-1494)

    Вообще, говоря о философской системе Пико нельзя не признать ее двойственный характер. Для его сочинений характерна быстрая смена мистических и натуралистических пассажей. Философия Пико парадоксально сочетает в себе казалось бы несовместимое: патристику, схоластику, античную философию, перипатетику, зороастризм, древнееврейскую и халдейскую мистику. Причудливое переплетение учений и образов Христа, Моисея, Зороастра, Гермеса Трисмегиста, Платона, Аристотеля, Авиценны и многих других сам Джованни Пико объясняет так: «никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы,... коснуться всех доктрин»? В этом обилии источников заключался глубоко полемический смысл: автор отказывался следовать некоей определенной школе и направлению и, приводя суждения самых разных мыслителей, находя в каждом из них нечто достойное изучения и использования, подчеркивал свою независимость от любой из существующих традиций. Таким образом, он не признает монополии на истину, скорее наоборот, отстаивает право каждой культуры на свое ее понимание. Основной его мыслью было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания.

    Самое знаменитое произведение Пико посвящено определению места человека в мировой иерархии. «Речь о достоинстве человека» была написана в 1486 г. Ею философ намеревался открыть диспут по своим 900 тезисам. После запрещения диспута «Речь…» нигде не издавалась и была известна лишь узкому кругу ближайших друзей. Впервые ее опубликовали в 1496 г., после смерти Пико. Начало этой речи признается теперь наиболее четким выражением возрожденческого антропоцентризма. Однако при ближайшем рассмотрении «Речь …» оказывается не столько гимном человечеству, сколько программой, которую должно осуществить.

    Человек полностью вне космической иерархии, но приобщен к каждой ее ступени, не отражая, а как бы объединяя в себе миры. Отсюда происходит его царственное положение в мире, однако оно не данность, а результат собственных усилий человека. Таким образом, по природе своей человек есть чистая возможность, потенция. Мир разворачивается из человека и свертывается в нем. Это не бесконечность прямой, а бесконечность точки, замкнутая и централизованная, как в художественных композициях Ренессанса. Человек есть творец самого себя.

    Философия Пико вырастает как гуманистическая интерпретация христианской идеи богоподобия человека. Он прилагает образ Абсолютного к человеку, поэтому человек в его доктрине предстает обладающим неисчерпаемой потенцией и перманентно выходящим свои пределы субъектом.
    Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

    Теоретики неоплатонизма:

    1. противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

    2. предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

    3. не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

    4. призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

    Наиболее известным представителем неоплатонизма эпохи Возрождения явился Николай Кузанский.

    Николай Кузанский (1401-1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

    Он говорит, что Бог по природе своей непостижим. В то же время Бог является единственной достоверной истиной. Видимая реальность полна противоре­чий, которые показывают, насколько мало знает человек. Чем больше мы учимся, говорит Кузанский, тем больше мы видим, насколько мы невежествен­ны. Он называл это знание «ученым не­знанием» и говорил, что это все знание, которое мы можем иметь в этой жизни. Ученое незнание тем не менее не предполагает, что мы должны прекра­тить мыслить. Вместо этого мы должны продолжать думать об идеях, но воспринимать их не как истины, а как сотворенные вещи. Эта филосо­фия не стремится найти познаваемую, абсолютную истину. А если мы не можем знать истину, то все религиозные догмы, которых придержи­вались ученые и богословы на протяжении Средних веков, имеют дру­гое значение. Эти религиозные постулаты — всего лишь один среди многих возможных образов мысли.

    Сам Николай Кузанский был религиозным человеком, при жизни за­нимал пост кардинала церкви, но считал, что религиозные идеи относи­тельны. Они являются не последним словом о реальности, но всего лишь приблизительной истиной.

    Будет ли круг нерушим?

    Чтобы показать, что все знание относительно и истина непознаваема, Кузанский использует понятие бесконечности, чтобы с его помощью пояснить идею Бога и реальности. Бесконечность, говорит Николай Ку­занский, присутствует во всем. Наимельчайшая частица содержит в се­бе бесконечность. В то же самое время бесконечность непостижима. Возьмем, например, круг. У него есть окружность и центр, и он может быть большим или маленьким.

    Идея Николая Кузанского о том, что Бог и реальность напоминают бес­конечный круг, оказала такое же влияние на расцвет человеческой мысли, как и открытие, что Солнце, а не Земля, есть центр Вселенной, Если нет единого и абсолютного центра физического и духовного мира, то реальность должна быть более подвижной, чем ранее думали люди. Это значит, что у нас больше свободы в выборе своего поведения. Мы можем брать на себя больше ответственности за свои идеи и поступки. Этот новый взгляд на Вселенную предполагает, что человеку есть над чем подумать в ней. Идеи о мире могут быть понятны, потому что напо­минают произведения искусства, созданные людьми, так же как Бог со­творил мир. Человеческая природа, следовательно, также есть произ­ведение искусства и поэтому не развращена, а прекрасна. Одна из са­мых чудесных особенностей нашей природы заключается в том, что мы, как и Бог, можем быть художниками и творить новое.

    Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

    В период Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

    Представители натурфилософии:

    1. обосновывали материалистический взгляд на мир;

    2. стремились отделить философию от теологии;

    3. формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

    4. выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

    5. считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

    Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

    Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

    1. Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

    2. Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

    3. все космические тела движутся по собственной траектории;

    4. космос бесконечен;

    5. процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

    Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

    1. Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

    2. Вселенная не имеет центра и бесконечна;

    3. Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

    4. звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

    5. число миров во Вселенной бесконечно;

    6. все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;

    7. не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

    Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

    Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

    1. изобрел телескоп;

    2. с помощью телескопа исследовал небесные тела;

    3. доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

    4. обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне;

    5. открыл спутники вокруг других планет;

    6. исследовал динамику падения тел;

    7. доказал множественность миров во Вселенной.

    Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:

    • наблюдении;

    • выдвижении гипотезы;

    • расчетах воплощения гипотезы на практике;

    • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

    Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

    Предпосылками возникновения данного направления были:

    1. кризис феодализма;

    2. зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

    3. ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

    4. незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

    5. кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

    6. распространение в Европе идей гуманизма;

    7. рост самосознания личности, индивидуализм;

    8. рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

    В Реформации выделяются два основных течения:

    • бюргерско-евангелическое;

    • народное.

    Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер и Ж. Кальвин.

    Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

    Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

    Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

    1. общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

    2. между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

    3. необходимо упрощение обрядов;

    4. церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

    5. необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

    6. должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

    7. дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

    8. необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

    9. необходимо запретить индульгенции.


    Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвúн (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

    Согласно Кальвину:

    1. ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

    2. смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

    3. все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

    4. выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

    5. профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

    6. добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

    7. успех в работе — признак богоизбранности;

    8. вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

    9. возглавил реформационное движение в Женеве;

    10. добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»);

    11. подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

    12. провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

    Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

    Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

    Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

    • торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

    • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   42


    написать администратору сайта