Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Французский материализм XVIII в. и Просвещение

  • Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления

  • Деизм — это вера в непознаваемого Бога, который привел мир в движение в самом начале времен и с тех пор мало вмешивается в дело природы.

  • Ж ан Жак Руссо

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница17 из 42
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   42

    Есть только две вещи, две идеи, которые, согласно Беркли, все-таки существуют: Бог и душа. Хотя мы не можем непосредственно восприни­мать Бога или свою душу, мы можем вычислить их существование, ос­новываясь на том, что наши идеи совпадают.

    Беркли стремился более последовательно провести принцип эмпиризма, поэтому он указал, что в «опыте», как его понимает Локк, нам даны одни лишь собственные «идеи». Все так называемые «вещи» – это комплексы ощущений, комплексы идей. Так называемый «мир» – это совокупность моих собственных ощущений. Вещи «существуют» в том и только в том смысле, что они ощущаются и мыслятся нами. Эта позиция получила в философии название субъективного идеализма.




    Дэвид Юм (1711-1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

    1. проблема отношения бытия и духа неразрешима;

    2. человеческое сознание склонно к идеям;

    3. сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

    4. без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

    5. человек состоит из двух идеальных начал: 1) «впечатления внешнего опыта» — приобретенные знания и опыт; 2) «впечатления внутреннего опыта» — аффекты, страсти;

    6. аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

    В своём главном труде «Исследование о человеческом познании» сделал все необходимые выводы из основного принципа Локка и провёл идею эмпиризма наиболее последовательно. Будем честны и последовательны, предлагает Юм всем сторонникам эмпиризма, «чистого опыта», и признаем, что мы не знаем и не можем знать, что является причиной наших впечатлений. Ограничимся исключительно описанием того, что дано нам в опыте, и не будем выходить за его пределы.

    В опыте же даны лишь «перцепции», а об отношении перцепций к их причинам опыт молчит. Это – суть агностицизма Юма. На вопрос о причине ощущений, или основании опыта, он отвечает: не знаю. И никто не знает, знать не может и никогда не узнает. Метафизика как наука невозможна. Мы ничего не можем знать ни о сущем самом по себе, ни о субстанции тел, ни о душе как субстанции, ни о Боге и бессмертии. Юм, самый проницательный из скептиков, по определению Канта, завершает развитие классического британского эмпиризма и закладывает теоретическую основу для последующего позитивизма XIX–XX вв.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем видела философия Нового времени свою основную задачу?

    2. За что Бэкон критиковал старую философию? Что такое дедукция и силлогизм?

    3. Какой метод, с точки зрения Бэкона, должен стать основным в новой философии? В чем его достоинства по сравнению с дедукцией?

    4. Что такое эмпиризм?



    Французский материализм XVIII в. и Просвещение

    В социально-экономическом отношении Просвещение – это время подъема и установления власти буржуазии, связанной с новыми идеями экономического рационализма и экономической свободы – частной собственности и свободного предпринимательства. Процесс расширения экономической свободы сопровождается появлением и разработкой идей классического либерализма: в качестве экономической теории он требует свободы хозяйственной деятельности в ремесле, промышленности (мануфактурной), сельском хозяйстве и торговле.

    К этим экономическим требованиям присоединяются политические, которым, наконец, даётся фундаментальное теоретическое, философское обоснование – учение о «всеобщих естественных и неотъемлемых правах человека». Каждый имеет святое право строить своё благополучие по собственному разумению, им самим избранным способом, но таким способом, который не противоречит точно такому же праву каждого другого человека.

    Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг.

    В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

    1. деистическое;

    2. атеистическо-материалистическое;

    3. утопическо-социалистическое (коммунистическое).

    Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:

    • отвергали идею личного Бога;

    • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

    • видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

    • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

    К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

    Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

    Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

    Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

    Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения.

    К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

    Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

    Материализм (лат. materialis — веществен­ный) — философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия — материальное начало, ма­терию.

    Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский материализм восходит своими истоками еще к античному атомизму. Внеся значительный вклад в полемику с радикальными версиями философии идеализма, материализм достигает пиково­го значения своего позитивного воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения (Дидро, Гольбах и др.), осуществляя уничтожающую критику реакционно-ре­лигиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций.

    В работах представителей французского материализма второй половины XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями.

    Поль Анри Гольбах (1723-1789) в «Системе природы» (1770) дал наиболее систематическое изложение принципов материализма этого периода. В работе он пытался опровергнуть предрассудки и спекулятивные философские и теологические концепции, относящиеся к пониманию природы. Главной идеей этого произведения Гольбаха является принцип редуцируемости — сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. В этом проявляется влияние механистического естествознания. Природа, по Гольбаху, не что иное, как совокупность различных движущих сил материи. Против картезианской концепции, заключающейся в том, что движение введено в материю богом, Гольбах выдвигает идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся материи, ничто не существует. В отличие от Спинозы, который считает движение «модусом» атрибута распространенности, Гольбах доказывает, что, наоборот, движение является источником всех свойств, которые считались как Декартом, так и Спинозой первичными, шла ли речь о распространенности, непроницаемости или весе.

    Другой французский материалист — Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) изложил свои воззрения в двух работах: «О духе» (в русском переводе — «Об уме». — Пер.) — вышла в 1758 г. и «О человеке» — вышла уже после его смерти, в 1793 г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался преследованиям со стороны реакционных кругов, однако среди прогрессивных людей Франции, Германии, Швейцарии и Англии снискал большое уважение. Гельвеции в этой работе дает объяснение главных философских вопросов. Трактат «О человеке» посвящен прежде всего социально-политической проблематике.

    Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других материалистов этого периода, находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически буржуазии. Общество возникает из «хозяйских семей». Гражданином для него выступает «собственник» в прямом смысле слова. Гельвеции верит в «разумного правителя», «философа на троне». Однако идеальной формой государства он считает республику. Перед государством (правителем) стоит задача гарантировать в первую очередь «основные, неотъемлемые человеческие права», которые в действительности являются не чем иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Поэтому, так же как и другие мыслители этого периода, он требует не ликвидации частной собственности, а лишь «равномерного разделения».

    Основные философские взгляды Гельвеция согласны взглядам других французских материалистов. Он признает объективное существование внешнего мира и подчеркивает его материальный характер. Мир, по Гельвецию, — это не что иное, как движущаяся материя. Пространство и время он также понимает как формы существования материи.

    Дени Дидро (1713-1784) был одним из наиболее всесторонне образованных французских мыслителей в эпоху, предшествующую Великой французской буржуазной революции. Кроме подготовительной и организационной работы над проектом «Энциклопедии» он написал для нее ряд статей. Дидро является также автором ряда литературных произведений. Наиболее известны среди них романы «Жак-фаталист и его хозяин» и «Племянник Рамо». Важнейшие философские идеи Дидро содержатся в работах «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дидро» и «Философские принципы материи и движения».

    Проект создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (ее идейный вождь - Дидро) представляет собой одну из выдающихся попыток философского и научного характера, с которыми можно встретиться в XVIII в. Вместе с тем «Энциклопедия» является первым трудом, в котором предметом научного интереса становится не только то, что было традиционной сферой науки, но и описание ремесел и человеческого труда как такового. В написании отдельных статей участвовали ряд ведущих французских философов и ученых эпохи Просвещения, работающих в области естественных и общественных наук. Среди энциклопедистов мы находим наиболее известных представителей механистического материализма — Кондильяка, Гольбаха, а также Монтескье, Вольтера и Руссо. Со своим ближайшим сотрудником Д'Аламбером он составил план «Энциклопедии» и определил ее концепцию.

    В связи с работой над «Энциклопедией» Дидро занимается и методологическими вопросами, и проблематикой систематизации наук. И хотя он исходным источником познания считает чувства, но признает значение работы ума, т. е. мышления, и подчеркивает их взаимосвязь. Мышление, которое отрывается от фактов, легко впадает в пустые спекуляции, так же как и накопление фактов без их рациональной обработки ведет скорее к хаосу, чем к углублению познания.

    Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:

    1. четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);

    2. освободили философию от многих религиозных предрассудков;

    3. дали более реалистическое определение субстанции — материя;

    4. выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

    5. подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;

    6. обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

    7. выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

    8. обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;

    9. обосновали идеи социальной справедливости;

    10. идеологически подготовили Великую французскую революцию.


    Несомненно виднейшим мыслителем французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778). Он был типичным представителем высших слоев «третьего сословия» — рождающейся буржуазии. Как мыслитель и идеолог этого класса, он резко - критически выступал против надстройки феодального общества — феодальной идеологии, интегральным элементом которой была религия. Четкая антиклерикальная направленность пронизывает все творчество Вольтера. Однако его антирелигиозная ориентация не выливается в отрицание религии как таковой. Вольтер не приходит к идее о необходимости ликвидации религии, он требует лишь религиозной свободы. И в этом отношении он был последовательным представителем своего класса.

    Сам Вольтер был деистом. Деистом можно назвать того, кто верит в Бо­га, но не считает, что волю Бога можно познать или что Бог в настоящий момент сильно влияет на естественно протекающие процессы. Деизм рассматривает Бога как своего рода часовщика, а мир — как созданные им часы. Бог создал этот механизм и запустил его, и теперь он просто позволяет механизму ра­ботать самостоятельно.

    Деизм — это вера в непознаваемого Бога, который привел мир в движение в самом начале времен и с тех пор мало вмешивается в дело природы.

    В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности субъекта. Подчеркивание Вольтером динамичности и активности поведения субъекта значительно обогатило философию Нового времени. «Пусть уж как будет, здесь моя цель — изучить человека, живущего в обществе; не могу в нем жить, если не существует общество вне нас». В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных требований восходящей буржуазии — равенство людей.

    Вольтер утверждает противоположность и несовместимость веры и разума, религии и науки и считает причиной существования религии невежество, недостаток знания, непонимание истинных причин вещей. Распространение научных знаний в народе, с этой точки зрения, прогресс общества со временем неизбежно приведут к постепенному исчезновению религии, место которой займут наука и искусство.

    Жан Жак Руссо (1712-1778) был представителем самых низших слоев. Помимо театрального творчества Руссо занимался в специальных работах целым рядом проблем: критикой науки и цивилизации («О влиянии наук на нравы»), экономической проблематикой («Рассуждения о политической экономии»), социально-политическими вопросами («Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми»), критикой основ государства и права («Об общественном договоре»). Следует упомянуть и о его обширном педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании», и о романе «Новая Элоиза», который является проектом лучшей, естественной морали. Несмотря на кажущуюся тематическую разбросанность, творчество Руссо имеет, однако, один центральный мотив. Этим мотивом выступает проблема неравенства между людьми и путей его преодоления.

    В отличие от большинства мыслителей эпохи Просвещения, Руссо не верил в то, что разум может стать главным орудием в решении общественных проблем. Вместо этого он считал, что многие проб­лемы в обществе возникают в результате отрицания важности эмоций. Многие просветители считали эмоции опасной силой, ко­торую следует держать под контролем разума, но Руссо так не ду­мал. Он считал, что эмоции необходимо не прятать, а открыто вы­ражать.

    Руссо предполагал, что человек по своей природе хороший, но обще­ство делает его неискренним. Для того чтобы соответствовать требо­ваниям общества, человеку приходится отрицать свою природу, а это делает его ненадежным и жадным. Всем приходится отказы­ваться от своих личных стремлений и желаний, чтобы понравиться правителям.

    Согласно Руссо, в цивилизованном государстве только один человек по-настоящему свободен — это король, потому что ему единственному не приходится заискивать перед кем-то вышестоящим. Говоря знаме­нитыми словами Руссо, «человек рождается свободным, но после этого сразу попадает в цепи общества».

    Руссо считал цивилизацию злом и идеализировал индейцев и других дикарей, которых считал «нецивилизованными» благородными ди­карями. Благородный дикарь является примером изначально добро­го и благородного человека, не испорченного государством. Такие люди свободны и честны, потому что им нет необходимости убеж­дать людей и заискивать перед ними, как это делают цивилизован­ные граждане.

    Вопрос социального неравенства является главной темой и другой его работы — «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми». В этой связи следует напомнить философские предпосылки его подхода к этим вопросам. Руссо приходит к убеждению, что неравенство между людьми не существует изначально. «Какими могут быть путы зависимости между людьми без имущества?» Этим вопросом он обосновывает точку зрения на то, что неравенство тесно связано с имуществом, как сейчас говорится — с частной собственностью. Руссо считает, что прямым следствием возникновения частной собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция и жажда обогащения за счет других. Естественное состояние общества сменилось, таким образом, «ужаснейшим состоянием вражды».

    Фундамен­тальные для Просвещения и эксплицитно декларируе­мые Руссо натурализм, сенсуализм, естественное право, подвергаясь пристальному аналитическому рассмотре­нию, раскрывают в общем контексте философской сис­темы Руссо свое новое содержание, во многом означающее если не выход за рамки просветительской парадигмы, то постановку вопросов, в перспективе выводящих за ее пределы.

    Интерпретация Руссо пробле­мы общественного договора формулируется в работе «Рассуждение об об­щественном договоре», которая в год своего издания (1762), будучи официально запрещенной и осужденной на сожжение за вольнодумство, выдержала тем не менее в течение этого года десять переизданий. Концепция общественного догвора Руссо ориентируется — вразрез с традиционной для Просвещения идеей «просвещенного государя» — на прямое народовластие: общественный договор есть прежде всего дого­вор народа как целого с самим собою («суверенитет, бу­дучи только осуществлением общей воли, не может ни­когда отчуждаться, и... суверен, будучи не чем иным, как коллективным существом, может быть представлен только самим собой»).
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   42


    написать администратору сайта