Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение о монадах

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Классический эмпиризм Ф рэнсис Бэкон

  • Классический эмпиризм Второе направление, классический эмпиризм

  • Томас Гоббс

  • Джордж Беркли

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница16 из 42
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42

    Готфрид Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.

    Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском ун-тах. В 1672- 1676 в Париже. С 1676 состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем герцогского историографа и тайного советника юстиции. Основные филос. соч.: «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714). Философ побуждал русского императора Петра I основать Российскую Академию наук и составил план ее организации.

    Лейбниц был полигистором, универсальным научным гением. По охвату познаний и творческому вкладу в развитие науки своего времени его можно сравнить разве что с Аристотелем.

    Учение о монадах

    Основные положения монадологии следующие:

    1. весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

    2. данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — «единое», «единица»);

    3. монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

    4. монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

    5. по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

    6. в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

    7. монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

    Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

    1. «голые монады» — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

    2. монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

    3. монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

    4. высшая монада — Бог.

    Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

    Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания) - «Новые опыты о человеческом разуме», опубликованная уже после его смерти, в 1765 г.

    Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

    1. все знания разделил на два вида — «истины разума» и «истины факта»;

    2. «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

    3. «истины факта» — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

    4. несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.

    Монадология Лейбница – это своеобразная система рациональной метафизики, которая в отличие от спинозовского пантеизма основана на принципе индивидуальности. Интересы Лейбниц были достаточно разнообразными: философия, богословие, математика, механика, физика (ему принадлежит открытие закона сохранения энергии), геология. У Лейбниц насчитывается огромное количество произведений (75 тысяч работ разного объема).

    В философском плане отметим главную, как он сам считал, работу — «Теодицею» (сам же он и ввел впервые этот термин, ныне широко используемый). В этой работе он ставит задачу доказать, что существование в мире зла не противоречит тому, что миром правит всемогущий и благой Бог. Физическое зло состоит в страданиях, а моральное — в грехе. Страдания появились с грехопадением человека, а грех (здесь Лейбниц не открывает ничего нового) состоит в отпадении человека от Бога, в его свободе. Свобода человека является основным принципом лейбницевской метафизики: поскольку каждая душа есть монада и имеет в себе принцип действия, поэтому она и свободна.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Что считал Декарт отправным пунктом для построения новой философии?

    2. Как понимать знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    3. Что такое врожденные идеи в философском учении Декарта?

    4. Почему философию Декарта называют рационализмом?
    Классический эмпиризм
    Фрэнсис Бэкон (1561-1626) — английский философ и политический деятель (в 1620-1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

    Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

    В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».

    Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

    Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

    Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

    Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

    Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

    Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

    • «путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума»;

    • «путь муравья»— такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический;

    • «путь пчелы» — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

    Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

    Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:

    1. призраки рода - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой;

    2. призраки пещеры - влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — «пещера») отражается в конечном результате познания;

    3. призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений;

    4. призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

    Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации — свойства человеческого ума:

    • память;

    • воображение;

    • рассудок.

    Памяти соответствуют исторические науки, воображению - поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:

    • Боге;

    • природе;

    • человеке.

    Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

    • природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

    • Бога — через природу;

    • себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

    Среди произведений Бэкона выделяется одно большое — «О достоинстве и приумножении наук», которому Бэкон посвятил большую часть своей жизни. Главное же его произведение называется «Новый органон» (понятно, что само заглавие предполагает противопоставление того метода, который создает Бэкон, старому, аристотелевскому, который, как мы помним, излагался в логических работах Аристотеля, совокупно называемых «Органоном»).

    Он первым создал всеобъемлющую программу достижения научно-технического могущества человечества. Ядро этой программы составляет разработанный Бэконом метод экспериментальной индукции. Бэкона считают также основоположником сциентизма во всей последующей европейской философии, т. е. такого направления умов, приверженцы которого считают науку самой большой силой, способной решить все проблемы человечества и привести его в грядущий «золотой век».

    Философия Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:

    1. было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

    2. гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

    3. определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прагматизма);

    4. предпринята первая попытка классифицировать науки;

    5. дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.


    Классический эмпиризм

    Второе направление, классический эмпиризм, в лице Ф. Бэкона, Д. Локка, Д. Беркли и Д. Юма

    1. видит основу познания, напротив, в чувственном восприятии, опыте;

    2. правильное употребление разума должно упорядочивать восприятия и факты опыта и делать из них индуктивные выводы, обобщения;

    3. эмпиризм развивался под влиянием нового экспериментально-математического естествознания Галилея–Ньютона, а также в связи с принципом индивидуальности в философии государства и права;

    4. представители эмпиризма строили, прежде всего, теорию познания.





    Томас Гоббс (1588-1679), ученик Бэкона, упростил и систематизировал взгляды учителя. Основные работы Гоббса — филос. трилогия «Основы философии»: «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).

    Томас Гоббс

    1. решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

    2. целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

    3. в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

    4. был убежденным материалистом;

    5. считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

    6. разработал теорию государства;

    7. первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.

    Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

    1. сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

    2. метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

    3. естественные знаки — «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т. д.);

    4. произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

    5. знаки в роли «меток» — специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

    6. знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

    Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

    Гоббс стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:

    1. человек обладает изначально злой природой;

    2. движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

    3. указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

    4. право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

    5. в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;

    6. для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;

    7. чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

    8. государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-«Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

    Философия Гоббса ориентируется на две образцовые научные дисциплины — механику и геометрию. Основываясь на первой, Гоббс строит теорию тел, подразделяющихся на природные (источником существования которых является реальность вне сознания, в конечном счете — Бог) и на политические (которые образуются благодаря воле и разуму человека). Мир, выстраиваемый на основе этой модели, сугубо детерминистичен.
    Джон Локк (1632-1704) начал новый этап в развитии британского эмпиризма. В центре философии Локка — теория познания. Его главное филос. произведение «Опыт о человеческом разумении» (1690, рус. пер. 1898) содержит изложение целостной системы эмпирической философии, одной из главных задач которой было доказать несостоятельность допущения в познании к.-л. умозрительных предпосылок и, вместе с тем, невозможности метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами. Локк создал грандиозную модель происхождения всего человеческого знания из чувственного опыта и исследовал получаемое таким образом знание с т. зр. его достоверности, очевидности, реальности и объема.

    В его работах эмпиризм превращается в сенсуалистическую теорию познания, генетическую теорию «идей». Он разработал анатомию и физиологию рассудка, впервые сведя философию, по существу, к теории познания. Локк поставил перед собой в своём главном труде «Опыт о человеческом разумении» трудную задачу: исследовать саму познавательную способность человека, «механизмы» её работы, показать её возможности и пределы. Он хотел шаг за шагом проследить весь процесс возникновения, изменения, усложнения важнейших «идей» человеческого ума, начиная с простых ощущений и кончая идеями «мира», «души», «Бога».

    Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

    1. мир материалистичен;

    2. в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

    3. сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa );

    4. источником опыта выступает внешний мир;

    5. цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

    6. идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

    7. идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.


    Джордж Беркли (1685—1753) англ. философ и религиозный деятель, один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма в Новое время. С 1734 — епископ в Клойне (Ирландия). Основные соч.: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о началах человеческого знания» (1710), «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713); «Алсифрон, или Мелкий философ» (1732), «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» (1744).

    Можно выделить следующие основные идеи его философии:

    1. само понятие материи ложно;

    2. существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

    3. материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

    4. наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

    5. единственная очевидная реальность есть сознание человека;

    6. со смертью человека и его сознания исчезает все;

    7. идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

    8. высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

    Философ формулирует знаменитый принцип: «Существовать значит быть воспринимаемым» (Esse est percipi). Утверждать, что за пределами сознания существуют объекты, инициирующие появление идей в сознании, означает, во-первых, выходить за пределы достоверного и, во-вторых, идти против логики, совмещая два несовместимых положения: что а) существует чувственно-воспринимаемый объект и что б) этот объект существует независимо от восприятия.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42


    написать администратору сайта