Главная страница
Навигация по странице:

  • Никколо Макиавелли (1469 - 1527)

  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

  • Классический рационализм Первое направление можно назвать классическим рационализмом . Основоположником рационализма

  • 2 .

  • «Я мыслю, следовательно, я существую»

  • Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода

  • 5.

  • Целями познания, по Декарту

  • Б енедикт (Барух) Спиноза (1632-1677)

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница15 из 42
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42

    Социально-политическая философия эпохи Возрождения

    Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения.

    В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

    1. человек обладает изначально злой природой;

    2. движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

    3. совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

    4. для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

    5. правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

    6. правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

    7. ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

    8. в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

    Сочинение «Государь» печально известно своими рекомендациями, согласно которым правитель должен использовать самые жестокие способы управления. К ним относится как применение силы, так и ложь, манипулирование людьми, их убеждениями и идеями о благе. В то же время правитель не должен опасаться того, что народ начнет его бояться.

    Советы Макиавелли были направлены на то, чтобы помочь семье Meдичи и Италии достигнуть большей стабильности. Но предлагаемые для этого меры покажутся большинству читателей шокирующими, само имя Макиавелли стало названием для политики, которая безжалостно и беспринципно добивается власти, — макиавеллизм.

    Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

    Лекция седьмая. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
    Философия Нового времени (от Бэкона и Декарта до Гегеля включительно) – это философия эпохи раннебуржуазных революций. Историческую эпоху в духовном развитии Европы, охватывающую XVII–XVIII вв., называют просвещением в широком смысле слова. Сущность Просвещения, по мнению Канта, заключается в том, что люди этой эпохи выходят из состояния «духовного несовершеннолетия», т. е. духовной опеки со стороны церкви и государства. Девиз Просвещения: имей смелость пользоваться собственным умом (Кант).

    Просвещение – значит распространение света, изгнание тьмы. Свет – знание, наука. Тьма – невежество, предрассудки, церковный обскурантизм, религиозный фанатизм. Главный лозунг Просвещения – популяризация науки, народное образование. Просветители считали себя миссионерами разума. Их призвание – открыть всем людям новую, научную истину. Научное знание, как полагали новые философы, – самая большая общественная сила; оно даст человеку власть над природой, станет неиссякаемым источником материальных благ, позволит найти и установить наилучшее, совершенное общественное устройство и тем самым позволит решить все проблемы.

    Природа рассматривается преимущественно с позиций новой науки, механики, классической физики, т. е. как огромная машина, устройство и законы действия которой вполне познаваемы для разума. Мир – не храм, а мастерская, и человек в нём – работник. Общество же трактуется как результат исторически возникшего общественного договора людей друг с другом ради обеспечения безопасности, прав и свобод каждого человека как политически равного всем другим гражданина.

    Развитие философии Нового времени начинается с постановки вопроса о необходимости создания совершенно нового метода научного познания. А именно, единого для всех ученых и способного дать достоверное, доказательное знание о мире. Два основоположника Новой философии – Р. Декарт и Ф. Бэкон – равно уверены в необходимости полного пересмотра всех накопленных ранее знаний о мире и построении всех наук заново, с самого начала, на основе нового научного метода.

    В качестве надежного фундамента нового метода признавался либо опыт, дающий неопровержимые факты, либо разум, способный находить в самом себе самоочевидные истины. Поэтому новый дух времени реализовался в двух основных формах и развивался по двум основным направлениям. Одно из них ориентировалось преимущественно на математическую дедукцию, второе – на экспериментальное естествознание.
    Классический рационализм

    Первое направление можно назвать классическим рационализмом. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - французский философ и ученый-математик. Среди философских произведений у него обычно выделяют «Правила для руководства ума» (одно из первых, написано в 1627–1629 гг.), «Рассуждения о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Метафизические размышления» (1647). Собственно, к своим положениям Декарт приходит лишь в «Размышлениях о первой философии», когда прошло уже 14 лет после написания первой философской работы. Далее он пишет ряд вышеперечисленных произведений, где разными словами описывает одно и то же. Декарт известен как математик — создатель аналитической геометрии, и физик — автор оригинальной концепции теоретической механики, конкурировавшей с ньютонианской физикой.

    «Я составил себе наперед некоторые правила морали, которые охотно вам изложу.

    Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны...

    Во-вторых, оставаться твердым и решительным в своих действиях...

    В-третьих, всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу»17.

    Декартовская философия явилась революционным переворотом в философии Нового времени. После Декарта уже нет и мысли о возврате к Средневековью, античности или к чему-либо другому. Декарт все расставил по своим местам, дал метод, предмет и цели философии, поэтому все более поздние философы находятся под огромным воздействием его гения и развивают принципы, заложенные в его философии. Вплоть до XIX века вся философия была, практически, развитием идей и принципов Декарта.

    1. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

    1. обосновал ведущую роль разума в познании;

    2. выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

    3. стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

    4. выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

    2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

    1. в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

    2. зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

    3. следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

    4. сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

    5. мыслить может реально существующий человек;

    6. следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

    7. поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

    В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую» («Сogito, ergo sum»).

    3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

    Субстанция это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

    Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

    Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

    материальные (вещи);

    • духовные (идеи).

    При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

    • протяжение - для материальных;

    • мышление - для духовных.

    Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

    Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

    Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

    Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

    Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

    В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:



    4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

    С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

    5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

    Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

    Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

    Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

    1. допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью,— опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания;

    2. сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; аналитичность;

    3. последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

    4. строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования; систематизация.

    6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

    Данные идеи могут быть двух видов:

    • понятия;

    • суждения.

    Примером могут служить следующие:

    • врожденных понятий - Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.;

    • врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

    Целями познания, по Декарту, являются:

    • расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

    • использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

    • изобретение новых технических средств;

    • усовершенствование природы человека.

    В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
    Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

    Первый трактат Спинозы — «О Боге, человеке и его счастье». Барух пишет анонимно «Богословско-политический трактат». Основной трактат Спинозы — «Этика», который увидел свет в 1675 г. «Политический трактат» — одно из последних его произведений, который Спиноза не успел закончить.

    Предметом философских исследований Спинозы были:

    • проблема субстанции;

    • теория познания;

    • этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

    Спиноза попытался разработать учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

    1. не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

    2. существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

    3. данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

    4. природа и Бог — едины;

    5. не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;

    6. Бог внутри Природы;

    7. только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» («natura naturans») и создает «мир сотворенный» («natura naturata») — единичные вещи;

    8. единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога;

    9. внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

    1. существует;

    2. самостоятельна и независима от кого-либо;

    3. имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

    4. обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

    5. бесконечна в пространстве и времени;

    6. вечна (несотворима и неуничтожима);

    7. неподвижна.



    Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде — «Этике» («Этика, показываемая геометрическими средствами»). На формирование философских воззрений Спинозы, естественно, имели влияние и другие представители тогдашней новой философии. Во многом он испытал влияние Т. Гоббса, равно можно проследить — в частности, в связи с его пантеизмом — влияние идей Дж. Бруно.

    Интересен также и геометрический способ изложения, использованный им в этой работе.

    Все эти идеи объединяются у Спинозы главным понятием его философии – понятием субстанции. Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы:

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42


    написать администратору сайта