Главная страница
Навигация по странице:

  • По Фрейду бессознательное является прибежищем вытесненных желаний.

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Позитивистская философия

  • Философия позитивизма Огюста Конта

  • В эволюции Спенсер выделяет следующие мо­менты: интеграция (переход от бессвязности к связности);

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница23 из 42
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   42

    Философское содержание психоанализа составляют идеи Фрейда о соотношении биологического и социального в человеческой жиз­ни, о структуре психики и о происхождении социальной организации, религии и культуры.

    Фрейд уверен, что вся энергия нашего социального поведения является биологической по своему происхождению. В основе челове­ческого поведения два мощных инстинкта — Эрос (бог любви в гре­ческой мифологии), т. е. сексуальный инстинкт, и Танатос (олицетво­рение смерти у греков) — инстинкт разрушения и смерти, врожденная агрессивность человека, разрушительное начало в человеческой психи­ке. Они представляют собой бессознательные влечения, на подавление которых направлены усилия общества.

    Общество и все социальное для Фрейда представляет собой репрессивную надстройку над нашей биологической природой. Об­щество не может отменить ее, Эрос и Танатос остаются движущей силой поведения культурного человека в такой же степени, как и в поведении первобытного дикаря. Но общество пытается их обуздать, подавить. Требования и нормы культуры, морали и религии аналогич­ны для Фрейда первобытным табу — иррациональным категориче­ским запретам, регламентирующим все стороны человеческой жизни. Запрет, подавление составляют, таким образом, основное содержание культуры.

    В результате, биологическая энергия сублимируется. Сублимация35— это переключение энергии биологических инстинктов на цели социальной деятельности и культурного творчества. Сексуальная и разрушительная энергия трансформируются, их непосредственные цели заменяются более отдаленными и социально допустимыми. К примеру, художественное дарование для Фрейда — это способность выражать (сублимировать) свои эротические фантазии. Спорт в со­ответствии с учением Фрейда можно трактовать как средство субли­мации агрессивности (причем, ее сублимируют не только участники, но и зрители).

    В структуре человеческой психики Фрейд усматривает три уровня. Нижний получил у него название «Оно» (лат. Id). Это совокупность бес­сознательных влечений, то, к чему толкает человека природа. Оно руко­водствуется принципом удовольствия. Верхний уровень, который чаще всего также остается бессознательным, — это «Сверх-Я» (лат. Super-Ego). Его образуют усвоенные человеком нормы, запреты и требования культуры, религии и морали. Именно усвоенные, т. е. те, которыми он реально руководствуется, хотя и не всегда их осознает, а не те, кото­рые он признает на словах, не следуя им на деле. Сверх-Я содержит со­весть, Я-идеал, т. е. представление о том, каким нужно быть, образ Бога, строгого отца, от которого исходят нормы и требования и который на­казывает за их нарушение. Сверх-Я руководствуется уже не принципом удовольствия, а принципом должного. Конфликт Оно иСверх-Я неизбе­жен, и наше Я (лат. Ego) или сознание — третий слой психики — явля­ется полем их борьбы. Я руководствуется принципом реальности, пыта­ется согласовать принцип удовольствия и принцип должного, старается подчинить себе Оно, но чаще идет у него на поводу. Фрейд сравнивает Я (сознание) с всадником, который пытается управлять норовистым ко­нем (Оно), превосходящим его по силе. На самом же деле всадник бу­дет скакать туда, куда влечет его конь, и в лучшем случае — удержится в седле. Не сознание, а бессознательное является, по Фрейду, реальной основой нашего поведения.

    При этом Сверх-Я действует как цензура. Оно препятствует осознанию тех наших импульсов и мотивов, которые расходятся с на­шими представлениями о должном, не пропускает их в сознание. В результате, мы часто не осознаем собственные мотивы и стремления, которые противоречат усвоенным нами нормам и запретам культуры. Эти мотивы вытесняются в бессознательное. Фрейд проанализировал целый ряд механизмов самозащиты (и самообмана) сознания. Это, например, рационализация, когда сознание подыскивает рациональное основание для иррациональных импульсов36. Другие механизмы — это инверсия — замена нежелательного импульса на противополож­ный (мать, не чувствующая любви к своему ребенку, балует его, чтобы скрыть это не только от него, но и от себя; внутренне агрессивный чело­век ведет себя подчеркнуто миролюбиво и т.п.), проекция — приписы­вание своего импульса другому лицу (человек, ругающийся с кем-то в транспорте, убежден, что агрессивно ведет себя другой), вымещение — переориентация импульса на доступный объект (человек, которого оскорбили на работе, не может ответить тем же своему начальству, но может устроить дома разгон жене и детям, причем, его недовольство дома будет иметь вполне конкретный повод — таким образом он скро­ет от себя непрятный смысл ситуации на работе и сумеет реализовать свою разрушительную энергию). Так сознание ограждает нас от любой информации, которая расходится с нашими представлениями о долж­ном, о том, каким нужно быть. Сознание предстает здесь как механизм лжи и самообмана. Оно не управляет нашим поведением, не являет­ся нашим господином. Подлинные мотивы человеческих поступков, считает Фрейд, находятся в сфере бессознательного.

    По Фрейду бессознательное является прибежищем вытесненных желаний.

    Эдипов комплекс развивается в тот момент, когда маленький мальчик вступает в соревнование со своим отцом за право на лю­бовь матери.

    Именно эта идея Фрейда крайне важна для философии. Классическая европейская философия была философией сознания. Человек для нее — это прежде всего сознательное, разумное существо. Европейская философия не видела никаких границ для человеческого познания и самопознания. Челове­ческий разум в ней прозрачен для самого себя, он должен стать осно­вой человеческого поведения: разумная воля, разумные чувства были идеалом эпохи Просвещения. Фрейд отводит разуму и сознанию более скромную роль: их задача — согласовать природную основу нашего по­ведения с усвоенными человеком требованиями и запретами. Человек не видит себя насквозь, его сознание — средство самообмана, подлинные наши стремления и мотивы нами, как правило, не осознаются.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Почему фрейдовские представления о человеке можно назвать неклассическими?

    2. Что есть бессознательное в учении Фрейда? Как соотносятся сознание и бессознательное, с его точки зрения?

    3. Какие бессознательные инстинкты Фрейд считал наиболее сильными? Что такое либидо и сублимация?

    4. Каков механизм взаимодействия трех пластов человеческой психики, по Фрейду? В чем заключается двойственность человеческой природы, с его точки зрения?

    5. Что такое психоанализ? Каков его основной принцип?
    Позитивистская философия

    Позитивистская философия, ставшая одним из важнейших философских течений XX в., возникает еще в середине предыдуще­го столетия. Причем, позитивизм — это не только распространенная в последние два столетия философия, но и характерное для нашей эпо­хи мировоззрение. Позитивизм — мировоззрение научно-технической цивилизации, распространенное прежде всего в среде инженерно-технической интеллигенции. Его возникновение и распространение связано с теми изменениями в экономике и духовной жизни Европы, ко­торые происходят в XIX столетии, с мировоззренческой и социальной экспансией науки. Именно в XIX в. наука реально выдвигается на цен­тральное место в духовной культуре общества и окончательно вытесня­ет оттуда религию, занимавшую это место в средние века. Этот процесс берет начало еще в XVII в., когда происходит научная революция, свя­занная с именами Г.Галилея и И.Ньютона. Завершается он лишь после промышленной революции XVIII в., обусловившей переход от ручного труда к машинному производству.

    Машинное производство вело к объединению ранее самостоятельных линий развития науки и техники. Лишь в XIX в. бе­рет начало научно-технический прогресс как единый процесс развития науки и техники. До этого развитие науки и развитие техники лишь из­редка пересекались. Наука начинает превращаться в непосредственную производительную силу. Лозунг Ф. Бэкона «знание — сила» воплощается.

    Ядро позитивизма составляют следующие положения:

    1. подлинное знание должно опираться на эмпирические факты, такое знание дают только конкретные (пози­тивные) науки;

    2. все науки, как естественные, так и со­циальные, должны использовать единые научные ме­тоды наблюдения и обобщения данных, выдвижения гипотез и их эмпирической проверки;

    3. в природе нет причинности, есть лишь регулярности, с которыми яв­ления одного рода следуют за явлениями другого рода;

    4. ученые в своих объяснениях не должны стремиться от­ветить на вопросы «почему», они должны лишь устанав­ливать законы того, «как» ведут себя явления и вещи;

    5. наблюдения и факты как твердое основание знания обладают приоритетом перед теоретическими положе­ниями, которые являются гипотетическими;

    6. метафи­зика (спекулятивные рассуждения, объяснения через «сущности», «конечные причины» и т.п.) является уста­ревшим и бессмысленным хламом, от которого нужно очистить науку и человеческое мышление.


    Философия позитивизма Огюста Конта

    Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, который в своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) сформулировал его основные положения Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

    Конт – ученик Сен-Симона.Термин «позитивизм» впервые использовал Анри Сен-Симон для обозначения метода нау­ки, который должен распространиться и на философию. Его работы: “О промышленной системе” (1821), “Катехизис промышленников” (1823— 1824), “Новое христианство” (1825). Главный критерий прогресса — развитие научных знаний, морали, рели­гии, производным от которого является и другой показа­тель — благосостояние и счастье большинства общест­ва. Соответственно история, по Сен-Симон, прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) «теологическую» (от первобыт­ного идолопоклонства до политеизма, на котором осно­вывалось рабство); 2) «метафизическую», основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодально­му строю; 3) «позитивную» — будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притя­жения и возникнет научное мировоззрение с его носите­лями — светскими учеными и «промышленниками». Бу­дущее общество у Сен-Симона основано на: научно- и плано­во-организованных производствах с сохранением част­ной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение «по способ­ностям»; управлении не людьми, а распоряжении веща­ми и руководстве производством.

    По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

    1. философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

    2. для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

    3. основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;

    4. философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

    5. философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

    6. философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.

    Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

    • три стадии интеллектуального развития;

    • три стадии технического развития.

    К стадии интеллектуального развития относятся:

    • теологическая (мировоззрение основано на религии);

    • метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

    • позитивная (основана на науке).

    К стадии технического развития относятся:

    • традиционное общество;

    • доиндустриальное общество;

    • индустриальное общество.

    Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

    • теологическая — традиционному обществу;

    • метафизическая - доиндустриальному обществу;

    • позитивная (научная) — индустриальному обществу.

    Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

    Что касается строения научного знания, то оно фиксируется Контом в классификации наук, где переход совершается от простого к сложному, от абстрактного к конкретному и от древнего к новому:

    1. Математика

    2. Астрономия

    3. физика

    4. Химия

    5. Физиология

    6. Социология

    7. Мораль

    Конт выдвигает идею особой науки об обществе — социологии37. Причем, он представляет себе ее как социальную физику, т. е. как опи­сание и обобщение наблюдаемых в общественной жизни явлений без поиска «скрытых механизмов» и «первых причин» развития обще­ства. Социология должна делиться, по его мнению, на социальную статику (учение об условиях существования общества) и социальную динамику (учение об изменениях социальных систем). При этом соци­альная жизнь для Конта — это вариант биологического приспособле­ния организмов к среде обитания. Такое сведение социального к био­логическому становится модным в конце XIX в., после ознакомления научной общественности с дарвиновской теорией эволюции животно­го мира. Оно вполне отвечает позитивистскому стремлению сводить все сложное к более простому, высшее (социальную жизнь в данном случае) — к низшему (к биологическому).

    Конт был убежден, что преобразование взглядов должно вести к преобразованию нравов, а последнее — к преобразованию учрежде­ний. Болезнью современной эпохи он считал разногласие умов. Именно оно является причиной революционного состояния народов. Спасение общества в том, чтобы отдельные умы примкнули к известному числу общих принципов, на основе чего сложилась бы общая социальная док­трина. Конт надеялся, что его позитивная философия в недалеком буду­щем превратится в единую религию всего человечества, что позволит человечеству успешно разрешить все социальные проблемы на основе развития науки и техники.

    В завершение изложения контовской философии можно поставить один критический вопрос: насколько сама эта философия соответ­ствует провозглашенным в ней принципам, насколько, в частности, учение Конта можно считать лишь описанием и обобщением фак­тов? Критики Конта указывали на то, что его «закон трех стадий» таким обобщением не является. Формулируя его, Конт явно исходит из ценностных представлений: научное знание для него — несомненная культурная ценность, его преимущества над теологией и метафизикой не доказываются, а постулируются как нечто самоочевидное.

    Герберт Спенсер (1820-1903) также видел задачу нау­ки в познании сосуществования и последовательности яв­лении. При этом он допускал, что есть некая единая «Си­ла» или «Мощь», но они — тайна, в принципе непознава­емая человеческим разумом. Его главный философский труд — «Основные начала» (1862).

    Задача философии — систематизировать научные зна­ния. Наиболее общие истины, к которым приводит анализ действительности, — понятия вещества, движения, силы, эволюции. Спенсер уделял особое внимание эволюции, которую он характеризовал как высший закон всего суще­ствующего. Спенсер был большим поклонником учения Ч.Дарвина. Обобщая его теорию эволюции животного мира, Спенсер выводит общий закон эволюции, позволяющий, как он считал, понять развитие любого явле­ния. Всеобщими чертами любых эволюционных процессов являются: 1) переход от бессвязности к связности, интеграция, 2) переход от одно­родного к разнородному, дифференциация (проявлением этого являет­ся специализация органов у высших животных, углубление разделения труда по мере развития общества), 3) переход от неопределенности к определенности, возрастание порядка. Пределом эволюции, т.е. любо­го процесса развития, является равновесие со средой. При достижении такового эволюция сменяется распадом.

    В эволюции Спенсер выделяет следующие мо­менты:

    1. интеграция (переход от бессвязности к связности);

    2. дифференциация (переход от однородного к разнород­ному);

    3. возрастание порядка (переход от неопределенности к определенности).

    Спенсер считал, что эволюция имеет предел — равнове­сие системы, когда уравновешиваются все противодейст­вующие силы, в частности, в обществе — консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменя­ется разложением под влиянием внешних сил, затем воз­можно новое равновесие и т. д.

    В философии Спенсера усиливаются агностические38 мотивы. Первый раздел его главного труда называется «Непознаваемое». К нему Спенсер относит вопросы о происхождении и сущности Вселенной, от­вергая как религиозные, так и атеистические учения об этом происхо­ждении. Как и Конт, он считает, что из философии и науки нужно убрать вопросы о сущности и происхождении всех явлений, ограничить по­знание областью опыта. Признание существования вещей за пределами чувственного восприятия является основанием науки, но достоверным знанием об объективном существовании мира вещей мы не обладаем. Спенсер, как и ранее Д.Юм, считает, что убеждение в объективном су­ществовании внешнего мира основано лишь на привычке и вере, а не на знании. У философии, по мнению Спенсера, нет области, отличной от науки. Продуктом философии является объединенное знание, т. е. она сводит в единую картину мира знания других наук.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   42


    написать администратору сайта