Главная страница
Навигация по странице:

  • «сущее»

  • Ансельм Кентерберийский

  • Субстратный подход

  • Основные формы бытия Первой формой бытия исторически и логически является, несомненно, природа

  • Природа есть наличное бытие материи

  • Эволюция понятия материи в естествознании и в философии Для того чтобы понять современную научную картину природы

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница25 из 42
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   42
    Часть II. Теоретическая философия
    Лекция восьмая. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ. ОНТОЛОГИЯ
    Бытие («онтос» (сущее) и «логос» (знание)) – одно из центральных понятий философии. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, –  вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1). Онтология – учение о бытии – составляет со времен Аристотеля предмет т.н. «первой философии». В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия. Понятия «сущее»,«сущность»,«существование»,«субстанция»производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты.

    Каким образом строились высказывания относительно бытия? Здесь имеет место онтологический аргумент - из мысли о каком-либо объекте вы­водится заключение о его основных свойствах, да и о самом его существовании. В европейской философской мысли рассуждения по типу онтологического аргумента находят самое широкое применение практически с момента зарож­дения философии. Первым из философов, использовавших этот аргумент, можно считать Парменида.

    Рассуждение по схеме онтологического аргумента стро­ится следующим образом. Единственная реальность, ко­торая является безусловно достоверной, — это реальность наших собственных ментальных состояний. Будучи непо­средственно переживаемы нами, эти состояния — вос­приятия, впечатления, мысли, эмоции — существуют внутри нашей души, в глубине нашего собственного сознания и именно поэтому они представляются совершенно несо­мненными. Что же касается объектов внешнего мира, то мы знакомы с ними лишь опосредованно, благодаря впечатле­ниям, мыслям и эмоциям, составляющим содержание наше­го сознания. Но каким образом это содержание возникает и что делает его именно таким, каким мы его обнаружива­ем? Здесь мы начинаем строить всевозможные объясня­ющие гипотезы.

    Особое значение онтологический аргумент приобретает в средневековой философии, которая рассматривает его как основание для доказательства бытия Бога. Онтологи­ческая проблема бытия здесь тесно переплетается с пробле­мой Бога, а сама онтология тесно смыкается с теологией, составляя с ней некое единство — онтотеологию как учение о бытии в его отношении к Богу. Ориентиром для христи­анской онтотеологии становится фраза из Книги Исхода: «Аз есмь Сущий!» (Исход. 3:14), породившая массу толко­ваний и комментариев. Важнейшей из онтотеологических проблем становится проблема доказательства бытия Бога. Одно из наиболее популярных решений этой проблемы, опирающееся на онтологический аргумент, предлагает Ав­густин Блаженный.

    Впоследствии католический богослов и философ Ансельм Кентерберийский (1033-1109) уточняет и детализирует аргументацию Августина, формулируя ту версию онтоло­гического доказательства, которая признается классической. Согласно Ансельму, если Бог есть существо, обладающее высшим совершенством, то в число его атрибутов необхо­димо должно входить и бытие, поскольку совершенство без бытия было бы неполным. Таким образом, бытие Бога явля­ется следствием полноты Его совершенства.

    Но вопрос о том, что же все-таки есть Бог, принадлежит не разуму, а вере. Следовательно, приходится признать, что этот вопрос является скорее теологическим, чем философским.

    Категория бытия возникла как предельно обоб­щенная характеристика того, что присуще всему в мире. Наблюдая разнообразие и изменчивость вещей в окружающей среде, древ­ние философы искали в них нечто «истинно сущее» - бытие, кото­рое не возникает и не исчезает, которое является их всеобщей и непреходящей основой.

    Программа архэ исторически реализовалась в двух вариантах: субстратном и субстанциальном. Субстратный подход43 сводился к отождествлению первоначала с конкретной природной стихией («вода», «воздух», «огонь» и т. п.); субстанциальный подход44 в трактовке предельного основания сущего не предполагал какую-либо предметную привязку: оно рассматривалось как фактурно неспецифицированная, отрешенная сущность (апейрон, бог).

    В послеантичную эпоху субстанциальный подход, окончательно вытеснив субстратный, утвердился в философии в качестве всеобщего.
    Основные формы бытия

    Первой формой бытия исторически и логически является, несомненно, природа. Учитывая, что в понятие «природа» философ и представители конкретных наук вкладывают разные смыслы, уточню, что речь идет о природе как непосредственной, стихийно сложив­шейся форме существования материи, охватывающей неор­ганические и органические ее структуры; природа есть, сле­довательно, наличное бытие материи, реальность ее конкретного существования.

    На определенной ступени исторического развития приро­ды в силу ряда процессов, достаточно хорошо освещенных наукой, возникает вторая форма бытия — общество людей. Именно «людей», а не сообщества животных. Суть этого различия состоит ведь в том, что в обществе бытие переходит от естественной, спонтанной формы существования биологи­ческой системы к иному типу функционирования и развития, который определяется тем, что общественные отношения не детерминированы биологически и потому не транслируются генетически; это приводит к тому, что структура общества не задана человечеству, как задана она каждому виду живот­ных, оставаясь неизменной на протяжении всей истории его существования, а исторически изменчива, обусловленная ме­няющимся характером практического отношения людей к природе, формами и организацией производства, а затем и сознанием людей, идеологическими установками.

    Но если общество есть внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности, то сам человек, синтезирующий в своем реальном существовании и поведении природные и общественные закономерности, яв­ляющийся тем самым воплощенным единством природы и общества, должен быть признан носителем особой — тре­тьей — формы бытия, не сводимой ни к биологической, ни к социальной его формам.

    Если понятие «природа» обозначает весь материальный мир в его конкретном существовании, а понятие «общество» — и соци­альную систему как таковую, и ее конкретные пространст­венно-временные модификации (первобытное общество, фео­дальное общество, светское общество и т. п.), то «человек» — это обозначение и рода (человеческий род — Homo sapiens), и социально-исторического, и расово-этнического типа (античный человек, белый человек и т. д.), и индивидуально­го бытия отдельного человека (Ивана Ивановича Иванова или Ильи Ильича Обломова). В человеческом бытии проис­ходит превращение общего (родового) не только в особенное, но и в индивидуально-уникальное, единственное в своем роде, неповторимое. А как возможно такое гармоническое соединение в человеке природного и социального, в сущности их взаимное отождествление?

    Возможность эта объясняется тем, что человек есть жи­вотное, способом существования которого является продук­тивная деятельность, а не спонтанная жизненная актив­ность. Одно из существеннейших отличий человеческой дея­тельности от жизнедеятельности животных в том и состоит, что последняя обращена только на удовлетворение их витальных потребностей, тогда как первая призвана решить, наряду с данной задачей, и другую — заменить атрофированный у человека генетический механизм передачи от поколения к поколению и от вида к индивиду всех поведенческих про­грамм новым механизмом — механизмом «социального нас­ледования». Для этого необходимо «опредмечивание» (Гегель) накапливаемого человечеством опыта, позволявшее сохра­нять в объектированном и отторгнутом от самого человека — и потому не исчезающем с его смертью — виде добываемые им знания, ценности и умения. Так биологическое существо­вание становилось одновременно социальным, благодаря не­известному природе виду активности — человеческой дея­тельности. В результате деятельность человека породила новую — четвертую — форму бытия — культуру. Культура есть целостно-всесторонний способ «очеловечивания человека».

    Резюмируем:



    Разумеется, данная схема, как всякая пространственная модель непространственных отношений, не может рассмат­риваться как абсолютно точное их отражение (тем более, что графически изображаемая модель ограничена двухмернос­тью листа бумаги), и все же она полезна своим относитель­ным изоморфизмом моделируемой реальной системе.
    Природа как форма бытия

    Термин «природа» употребляется в трех разных значениях: как окружающий ландшафт, как биосфера и как материя в целом. Философское понимание природы как формы бытия связано с принятием того, что природа является исторически первой предпосылкой возникновения общества и человека, Эта форма бытия существовала до, существует вне и независимо от сознания. Современное естествознание различает природу неорганическую и органическую. В неорганическую входят такие ее структурные уровни, как: элементарные частицы, атомы, химические элементы, молекулы, планеты, планетные системы, звезды, галактики, системы галактик. Органическая природа имеет следующие уровни: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетка, многоклеточные организмы, популяция, биоценоз, биогеоценоз (экосистема).

    Слово «природа» оказывается на редкость многозначным в разных исторических и культурных контекстах. Под обманчивой простотой и расплывчатой общепонятностью слова таятся плотные смысловые напластования, следы различных культурных эпох, своеобразной мыслительной работы.

    Пройдя через целый ряд трансформаций своего смысла в эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени, термин natura приобрел привычный ныне смысл слова «природа» как совокупности внешних человеку вещей и процессов, существующих независимо от него по своим собственным законам и рано или поздно становящихся объектом его познавательных и практических интересов. Такое понимание природы, в конечном счете, привело к противопоставлению человека и природы, к констатации несоизмеримости «наук о природе» и «наук о культуре» и к расколу двух культур — естественнонаучной и гуманитарной.

    Классическая наука склоняется к идее Лейбница о гармонии математики и природы: «Как Бог расчислил, так мир и устроен». Но это положение есть не что иное, как определенный онтологи­ческий постулат, который неявно присутствует в фунда­менте классической науки. Согласно этому постулату вся природа безоговорочно подчинена математически выра­женным законам, действие которых проявляется в непре­ложности причинно-следственных отношений. В результа­те формируется и получает широчайшее распространение отношение к природе как к некому внеисторическому об­разованию. Ведь если «полная причина» всякого явления представлена в нем как «полное следствие», то это означает их эквивалентность. В свою очередь, эквивалентность при­чины и следствия означает обратимость времени, по край­ней мере в логическом отношении. Другими словами, хотя физически вернуть прошлое невозможно, его логическая реконструкция не только возможна, но и составляет пря­мую обязанность человека науки.

    При таком подходе логические и методологические принципы науки выступают как вневременные средства изучения столь же вневременных объектов, и сами начи­нают рассматриваться как неизменные по своей сути, хотя и постоянно совершенствующиеся. Их совершенствова­ние ведет к прояснению, уточнению и детализациинаше­го знания природы и ее законов, но не меняет радикально характера этого знания. Рассматривая свой объект как веч­ный и неизменный, классическая наука стремится и своим формулировкам придать столь же «вечный и неизменный» характер. Ее целью становится создание некого вневремен­ного фундаментального «свода законов», описывающих мир subspecieaetemitatis(«с точки зрения вечности»). Этот лейбницевский идеал научной рациональности господство­вал среди философов и методологов науки вплоть до сере­дины XX века.

    За последние триста лет даже в обыденном сознании сложилось убеждение в том, что научный прогресс посто­янно приближает нас к полной и завершенной истине, в ко­торой мы, наконец, обретем исчерпывающее знание всех без исключения явлений природы. Только есть ли природа та «сама по себе существующая последняя данность», непре­ложные законы которой последовательно и неуклонно рас­крывает наука? Или онтологические характеристики бытия природы задаются благодаря конструирующей деятельно­сти нашего собственного мышления?

    Теперь мы начинаем понимать, что мир (природа) — это сложная динамическая система, в которой невозможно получить «полное знание о составе и положении всех ее составных частей» и для которой характерны неточная информация и изменяющиеся ценности. Мы начинаем понимать, что живем в плюралистическом мире, в котором действуют как каузальные, так и нормативные отношения (и может быть, не только они); что мировой процесс не только необратим, но и непредсказуем, поскольку в нем имеется множество вариантов «возможного будущего». Неполнота нашего зна­ния — не случайное явление, не результат невежества, ко­торое может быть преодолено когда-нибудь в будущем. Мы обречены на то, чтобы принимать ответственные решения в условиях, когда ни абсолютно полное знание ближайших обстоятельств, ни точное предвидение отдаленных (в том числе и социальных) последствий невозможно. Жизнь во­обще рискованное предприятие, но это не основание для того, чтобы отказываться от решений и действий из-за бо­язни ошибиться.
    С современных научных и философских позиций природа выступает совокупным объектом естествознания (наук о природе). До возникновения опытного естествознания формой философского знания о природе была натурфилософия (философия природы).

    Природа есть наличное бытие материи, реальность ее конкретного существования. Природа характеризуется: 1) структурной организованностью всех природных явлений, придающей каждому из них качественную определенность и стабильность; 2) процессами постепенного и поступенного усложнения этих структур, неуклонного повышения уровня их организованности – от неорганических к органическим формам, от простейших живых существ к прямым предкам человека, от элементарных способов самосохранения до генетического механизма передачи информации об оптимальных способах поведения индивидов для поддержания жизни вида.


    Эволюция понятия материи в естествознании и в философии

    Для того чтобы понять современную научную картину природы, необходимо уяснить современное понимание материи.

    Понятие материи является одним из основных понятий естественнонаучного и философского познания. Как и все другие научные понятия, оно прошло длительную историю, в течение которой оно развивалось, углублялось и уточнялось, отражая в каждую историческую эпоху общий уровень научных знаний о мире, достигнутый на данном этапе движения человеческой мысли.



    Наряду с естественнонаучными представлениями о материи, основанными из фиксации особенных признаков, в области философии акцент делается на понимании материи как субстанции, т.е. того, что «лежит в основе», некое первоначало. Субстанция – причина самой себя и вместе с тем источник вещественного многообразия. Введением представлений о субстанции решаются несколько проблем: 1) единства мира (унитарность всего существующего определяется общим базисом существования); 2) монизма (многообразие существующего выводится из модификации единой основы); 3) богатства форм мира (многоликость действительности обусловлена естественно-историческим процессом, качественным изменением общей основы).

    Наконец, наступает период, когда материя определяется как объективная реальность. Интерпретация материи как объективной реальности окончательно преодолевает трактовку матери как ее конкретно-вещественного воплощения.

    В.И.Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) дает следующее определение матери: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»45. Это не онтологическое, а гносеологическое определение.

    Подобная интерпретация материи позволяет охватить всю объективную действительность (то, что существует до-, вне- и независимо от сознания), без всяких ограничений. Любые физические представления о строении и свойствах материи учитывают лишь момент особенного, т.к. касаются не всей предметной действительности, а лишь отдельных ее сторон и частных проявлений. Физические представления о материи, ее свойствах и строении, о ее видах непрестанно устаревают по мере развития науки, т.к. особенное никогда не в состоянии отразить изучаемый предмет во всей его полноте.

    В философии «определить» - значит «отличить» от чего-то другого. В определении материи она отличается от сознания (точнее: материальное отличается от духовного и противопоставляется ему). Материальное (реальное) и духовное – суть два понятия, охватывающие, с одной стороны, весь внешний мир, а с другой – его отображение. Это два предельно широких понятия.

    Если теперь подвести итог эволюции представлений о материи, то можно сказать:

    1. определение материи как субстанции указывает на ее несотворимость, неуничтожимость, на отсутствие внешней причины ее существования и изменения;

    2. определение материи как объективной реальности дает возможность охватить все многообразие различных объектов и систем природы, но расшифровка объективной реальности невозможна без учета понятий «движение», «взаимодействие», «пространство», «время» и т.д. Данное определение материи конкретизируется в

    3. определении материи как совокупности атрибутов, т.е. неотъемлемых ее качеств. Атрибуты – это изначально присущие, существенные, необходимые, абсолютно обязательные, не отторгаемые от материи ее основные свойства. Как правило, класс атрибутов бесконечен потенциально, в то же время как класс модусов – бесконечен актуально (модусы – это производные, однажды возникающие материальные свойства).


    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   42


    написать администратору сайта