Главная страница
Навигация по странице:

  • Вещественно-полевая материя

  • Движение и его основные формы

  • Пространство и время как формы существования материи

  • Субстанциальная концепция

  • Пространство

  • Метрические свойства

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • КУЛЬТУРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница26 из 42
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   42

    Современные взгляды на строение материи

    Больше всего материала для размышлений о строении материи дает физика. Поэтому классификация видов материи строится на основании представлений о физических параметрах материальных объектов.

    1. Физический вакуум – это фундаментальный вид физической материи, первичное состояние физической материи, представляющее собой квантовые поля с минимальной энергией, нулевым импульсом, электрическим зарядом и другими квантовыми числами. Вакуум состоит из виртуальных частиц, которые в отличие от реальных не подчиняются закону соотношения энергии, импульса и массы и не могут быть обнаружены приборами. Реальные частицы рождаются из виртуальных при возбуждении вакуума в силу столкновения частиц. Вакуум – это не пустота, а объективно существующая специфическая среда («чисто» пространство), влияющая на протекание физических процессов.

    2. Вещественно-полевая материя – вид физической материи, в своей основе содержащий фундаментальные частицы вещества (лептоны и кварки), которые, будучи связаны с помощью виртуальных частиц, образуют физические поля, являющиеся носителями физических взаимодействий и создающие все физические вещественные системы. Имеет место корпускулярно-волновой дуализм. Корпускула (частица) – это физический объект, взаимодействующий с другими физическими телами и обладающий такими свойствами, как энергия, импульс, масса, место в пространстве. Волна – это тоже физический объект, свидетельствующий о перемещении в пространстве и времени каких-либо физических состояний (возмущений). Например, звуковые волны являются перемещениями изменений сжатости и разреженности вещества. Но квантовые волны – это уже не перемещения частиц, а перемещения вероятностных состояний отдельной частицы (волны вероятности).


    Движение и его основные формы

    «Все течет, все изменяется», Движение есть изменение вообще. Важность изучения движения осознавалась всеми философами без исключения. Аристотель считал, что незнание движения ведет к незнанию причин, что видов движений и изменений столько же, сколько и видов сущего. «Для количества имеется рост и убыль, для качества – превращение, для пространства – перемещение, для сущности просто возникновение и уничтожение» («Метафизика»). По Аристотелю, следует различать шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение, увеличение, уменьшение, перемещение. Источник движения – перводвигатель (чистая форма как начало всякой активности). Следовательно, движение – не атрибут, а модус, частное свойство и признак материи, и задается он посредством первотолчка.

    В Новое время в результате развития механической картины мира движение стало рассматриваться как механическое движение, т.е. пространственное перемещение. Движение опять оказалось не атрибутом, а модусом. Философы эпохи Просвещения (Толанд, Гольбах, Дидро и др.) стали рассматривать движение как атрибутивную характеристику материи. Толанд писал: «Я утверждаю, что движение есть существеннейшее свойство материи… столь же неотделимое от ее природы, сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение, и что оно должно входить составной частью в ее определение»46.

    Наконец, в XIX в. Энгельс («Диалектика природы») указывает: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»47.

    В истолковании сущности и природы движения сложились две концепции: а) метафизическая, предпочитающая говорить о движении как о нахождении тела в данной точке в данный момент времени, в следующий момент – в другом месте. В результате описывается не само движение, а его результат, движение воспринимается как сумма, связь состояний покоя; б) диалектическая: движение противоречиво (возникновение и уничтожение, изменение положения и изменение состояний). Утверждается абсолютность движения и относительность покоя. Покой – лишь момент равновесного единства в самом движении, а не вне его. Источник движения – в самой материи (самодвижение).

    Представления о движении как атрибуте материи особенно наглядно выражено в понятии форма движения материи.

    Форма движения материи – это своеобразные типы изменений качественно сходных материальных объектов и особенности их взаимодействия, специфическая организация связей между взаимодействующими элементами. Любая форма движения материи включает в себя: а) носителя данной формы движения; б) совокупность закономерностей, описывающих поведение этого носителя; в) сферу действия этих закономерностей.

    Современной науке известны четыре основные формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.

    Общая схема соотнесенности форм движения материи выглядит как усеченная пирамида, которой присущи следующие особенности:

    • В основании пирамиды располагается множество объектов, которые количественно истощаются с приближением к вершине;

    • Отсутствие вершины говорит о незавершенности ряда форм движения материи;

    • Каждая последующая форма движения порождается уже существующей формой, а поэтому должна основываться на других уже существующих формах движения и без них существовать не может;

    • Последовательность расположения форм движения не является жесткой: в любом месте сцепка может быть разъята, дополнена новой конфигурацией объектов;

    • Свойства форм движения не передаются по нисходящему вектору от вершины к основанию, что означает: свойства вышерасположенных форм не определяются свойствами нижерасположенных форм (качественная несводимость уровней организации);

    • Движение форм по восходящему вектору идет от простого к сложному.

    Кроме основных форм движения материи различают частные (входящие в состав основных) и комплексные формы движения (как совокупности основных форм движения). Например: астрономическая (космическая) форма движения материи, включающая в себя все известные основные формы, геологическая форма движения, включающая физическую и химическую формы, географическая форма движения как совокупность физической, химической, биологической и социальной форм вы пределах лито-, атом- и гидросферы Земли и т.д.

    Физическую форму движения материи можно определить как масс-энергетический мир, химическую форму как мир атомов и их соединений (молекул и межмолекулярных комплексов), результат субстратного синтеза, биологическую форму как высокоорганизованную форму, основными химическими компонентами которой служат белки, нуклеиновые кислоты (РНК. ДНК), жиры, углеводы, вода, некоторые минеральные соединения. Жизнь как способ существования белковых тел заключается в самосохранении и самообновлении этой высокоорганизованной материи посредством адаптации к среде. Наконец, высшей формой движения материи (из известных) является социальная – человеческое общество. Специфика человеческого существования заключается в том, что человек живет за счет условий, которые отсутствуют в природе и которые сам человек должен производить. Часто к этой форме движения материи применяется термин антропо-социо-культурная форма бытия.
    Пространство и время как формы существования материи

    Начиная с древности человек пользовался такими понятиями как пространство и время. И до сих пор они неразрывно связаны с повседневной практикой и жизнью людей, являются неотъемлемой частью нашего бытия.

    Представления о прошлом, настоящем и будущем, необходимость измерять определенные интервалы процессов, измерение длины, ширины, объема тела, определение расстояний, чувство перспективы, фиксация изменения размеров животных и растений и многое другое определяют непрерывное присутствие в человеческой практике временных и пространственных отношений.

    Универсальность этих древних понятий при их осмыслении приводит, с одной стороны, к кажущейся простоте в ответе на вопрос, что такое пространство и время, с позиций здравого смысла. С другой стороны, научное рассмотрение проблемы раскрывает глубину, необъятность и сложность ее решения.

    В представлениях о пространстве и времени имеется еще много неясного, порождающего многочисленные дискуссии ученых. Почему наше пространство имеет три измерения? Могут ли существовать многомерные миры? Может ли время течь в обратном направлении? Реально ли четырехмерное пространственно-временное многообразие теории относительности? Могут ли существовать материальные объекты вне пространства и времени? Эти и многие другие вопросы стоят в повестке дня современного естествознания и философии.

    В истории философии существовали две точки зрения на пространство и время.

    Субстанциальная концепция развивалась в трудах древних атомистов (Демокрит) и нашла свое завершение в учении Ньютона, опиравшегося на евклидову геометрию и классическую механику. По Ньютону, пространство и время суть особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга. Пространство само по себе (абсолютное пространство) есть «пустое вместилище тел», абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное, изотропное и проницаемое – не воздействующие на материю и не подвергающееся е воздействию. Оно бесконечно и обладает тремя измерениями. Время так же само по себе есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее; это чистая длительность как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему. Оно является «пустым вместилищем событий», которые могут его заполнять, но могут и не заполнять: ход событий не влияет на течение времени. Время универсально, однородно, непрерывно, бесконечно.

    В ХХ в. ведущее значение приобретает другая концепция пространства и времени – реляционная (относительная). Ее основные идеи высказывались Платоном и Аристотелем, а позднее были развиты Лейбницем (XVIII в.). Реляционная концепция вошла в науку в связи с созданием теории относительно (специальной и общей) А.Эйнштейном. Пространство и время понимаются не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы отношений и взаимодействий пространство и время не существуют. Пространство и время выступают как формы координации материальных объектов Ии их состояний. Соответственно допускается и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействующих материальных объектов (от движущейся материи).

    В теории относительности пространство и время соединяются в единую систему — пространство-время, которое описывается математически как четырехмерное пространство особого типа, имеющее три пространственных и одну временную координату. Это разрушает прежние представления об отсутствии связи между пространством и временем: время предстает как одно из измере­ний четырехмерного пространства. «Расщепление» последнего на трехмерное пространство и одномерное время в движущихся раз­личным образом системах отсчета происходит по-разному, что опять-таки говорит об обусловленности пространственно-времен­ного описания вещей и процессов самими этими вещами и про­цессами.

    Таким образом, с появлением теории относительности кончи­лась эра господства «субстанциального» понимания пространства и времени в науке и философии. В современном научно-философ­ском мышлении они рассматриваются с «реляционных» позиций — как формы координации объектов (вещей и процессов).

    Один из главных выводов науки ХХ столетия состоит в том, что существует глубокая, неразрывная связь материи, движения, пространства и времени, что и определяет торжество реляционной концепции.

    Пространство– это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем – порядка их сосуществования, структурности и протяженности.

    Времяэто совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем – смену состояний, их последовательность и длительность.

    Согласно современным представлениям, пространство и время абсолютны в том смысле, что являясь атрибутами материи, они присутствуют всегда и везде в окружающем мире. Они относительны в том плане, что могут быть изучены и замерены в отдельных своих участках лишь относительно чего-либо (относительно других тел, событий и пр.).

    В зависимости от сферы действия и проявления различают реальное, перцептуальное и концептуальное пространство и время.Первое связано с объектом (объективной реальностью, познаваемой человеком). Перцептуальное представляет собой пространство-время ощущений, восприятий и представлений субъекта, т.е. чувственного познания. Концептуальное же имеет свом субстратом абстрактные образы, появляющиеся в мозгу человека, и связано с рациональным познанием.

    Реальные пространство и время могут быть классифицированы в связи с основными областями материального мира, формами движения материи: на космическое (в том числе физическое), биотическое и социальное.

    При исследовании характеристик пространства и времени выделяют их метрические и топологические свойства. Метрические свойства определяют в основном количественные характеристики данных атрибутов (моменты протяженности, длительности и пр.).

    Топологические свойства характеризуют данные сущности в основном целостно, с содержательной, качественной стороны (мерность пространства и времени, их изотропия, направление времени и т.п.).

    По отношению к пространству его топологическими свойствами (т.е. свойствами, которые не меняются при однозначных и непрерывных преобразованиях материальных систем) будут

    1. трехмерность (возможность определения любого объекта с помощью трех измерений),

    2. однородность (равноправность всех точек, отсутствие каких-либо выделенных точек) и

    3. изотропность (равноценность и равноправность всех направлений).

    Топологическими свойствами времени будут

    1. одномерность (события определяются одной координатой, а временные отношения выражены линейной функцией),

    2. однородность (равноправие всех моментов),

    3. направление (время течет из прошлого через настоящее в будущее),

    4. временной порядок (отношения «раньше – позже»),

    5. необратимость (невозможность возврата в прошлое).


    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Понятие онтологии и аспекты ее рассмотрения.

    2. Основные формы бытия.

    3. Природа как форма бытия.

    4. Эволюция понятия материи в естествознании и в философии.

    5. Современные взгляды на строение материи.

    6. Движение и его основные формы.

    7. Пространство и время как формы существования материи



    Лекция девятая. КУЛЬТУРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

    1. О понятии «культура»

    Дадим рабочие определения:

    1) Культура – это все то, что человек делает вокруг себя и в себе самом (переделывая свою биологическую данность), и все то, как он это делает, каким образом.

    2) Культура – это продукт и способ человеческой деятельности.

    Понятие «культура» принадлежит к числу слов, значение которых размыто. Это объясняется тем, что этим понятием обозначается столь широкий круг явлений, процессов, свойств, что сущность культуры теоретики да и обыкновенные люди могут видеть то в одном, то в другом ее проявлении: так, выражение «это культурный человек» свидетельствует о ее понимании как определенного человеческого качества; лозунг «Берегите памятники культуры!» предполагает ее понимание как совокупность созданных людьми прекрасных вещей; названия «Институт культуры», «Дворец культуры» или «Министерство культуры» имеют в виду определенные общественные организации; понятия «художественная культура» или «физическая культура» обозначают определенные формы деятельности, а термин «сельскохозяйственные культуры» определяет выведенные людьми злаки, отличающиеся от дикорастущих растений (замечу, что именно в этом значении понятие «культура» и было введено в обиход в Древнем Риме, как противоположное слову «натура», т.е. «природа»).

    Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «природа» («натура»). Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому» и применялось, прежде всего, для различения дикорастущих и культурных (одомашненных) растений («агрикультура»). Уже у Цицерона мы встречаем выражение: «философия есть культура души». Подобно тому, как плуг, взрыхляя почву, готовит ее к посеву, философия возвышает и просветляет душу человека, делая ее восприимчивой к истине, добру и свету.

    Слово «культура» во всех ранних формах его употребления являлось существительным, обозначающим процесс возделывания чего-либо и ухаживания за чем-либо. Вплоть до XVIII века слово «культура» употреблялось в родительном падеже, как функция чего-то:

    - как выработка правил поведения,

    - как приобретение знаний, опытности,

    - как совершенствование письменности,

    - как совершенствование языка,

    - как культура ума, культура духа и т.д.

    И лишь с XVIII века слово «культура» появляется в качестве самостоятельной лексической единицы (в именительном падеже), прежде всего благодаря Пуфендорфу (1632-1694). Наряду с понятием культура в XVIII веке появляется и понятие «цивилизация». Как самостоятельные48 оба понятия («культура» и «цивилизация») формируются на идеях Просвещения: понятие культуры — в Германии, понятие цивилизации — во Франции. В русской лексике то, что мы сегодня обозначаем словом «культура», передавалось словами «образованность», «гуманность», «просвещение», «разум», «воспитанность». В XIX веке в России имело хождение немецкое слово Bildung (образование, воспитание).

    Как видим, в ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став в конечном счете синонимом «искусственного», «созданного человеком». Правда, и ныне существуют сторонники более узкого понимания культуры –

    • аксиологического, которое сводит культуру только к духовным ценностям;

    • технологического, которое сводит ее, напротив, к способу (технологии в широком смысле) деятельности людей во всех ее проявлениях;

    • информационного, которое видит в культуре транслируемую внегенетическим путем информацию;

    • семиотического, которое видит в культуре систему языков, эту информацию хранящих и передающих из поколение в поколение;

    • сохраняют влияние и «классические» представления о культуре как системе символов, вырабатываемых человечеством и специфических у каждого народа, как форм игровой деятельности.

    Понятие «социология культуры» введе­но в социологическую науку М. Адлером (1870—1937). Ее предмет он толковал как изучение социальных факторов станов­ления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействия на общество и социальное поведение чело­века. В дальнейшем определения этой части социологической науки множились, что осложнялось тем, что само опреде­ление культуры (по некоторым подсче­там их число достигает 160) породило различные трактовки роли, места и сущ­ности социологии культуры в контексте мировой цивилизации.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   42


    написать администратору сайта