Главная страница
Навигация по странице:

  • Натуралистско-редукционистское мировоззрение

  • 3. Понятие «мир» и его значение 2

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • МИФОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИХ

  • 1. Основные характеристики мифологического мировоззрения

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница2 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

    Понятийно-бесстрастный уровень, который базируется на рациональных знаниях наук. «Мировоззрение третьего уровня – это «плод ума». Это мировоззрение компьютера. Оно выражается и в словах обыденной речи, и в формулах и схемах. Это уровень наук. Внешне можно было бы назвать этот уровень научным, в смысле истинного отражения дел. Но на самом деле это не так, так как данное мировоззрение базируется на предметном понимании истины и мира. Оно научно, в смысле истинности лишь относительно узкой части бытия. Тогда как целостное бытие, сочетает в себе и знания, и переживания мира, и должно быть выражено и образами, и понятиями.

    Философия, в идеале, - это гармоничное соотношение души и ума.

    При изучении мировоззрения как системы взглядов человека на окружающий мир выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

    Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.

    Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, выступать как в положительной, так и в негативной окраске, подчеркивая состояние человека в зависимости от происходящего (например, абсурдности ситуации, трагичности). Состояние временного, преходящего потрясения, которое можно назвать состоянием «смыслоутраты», описал Л. Н. Толстой в гениальном произведении «Война и мир»: «С той минуты, когда Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины»1.

    Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.

    Однако мироощущение и мировосприятие не отделимы от миропонимания. Они неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и определяя в нем место человека.

    Другое основание для деления - это решение основного вопроса мировоззрения, то есть вопроса о взаимоотношении Человека и Мира, Мы и Мироздания, Я и Вселенной и т.п. Это те формы мировоззрения, в основании которых лежит то или иное решение вопроса о взаимоотношении «объекта мировоззрения» (мир) и «субъекта мировоззрения» (индивид, человек). В этом смысле, «мировоззрение – не простая совокупность знаний о мире в целом и не простая сумма наук. Мировоззрение может состоять и из совокупности заблуждений.

    Исходя из решения этого основного вопроса, можно выделить два типа мировоззрения.

    Антропоморфно-социоморфное мировоззрение, когда мир объясняется путем перенесения на него форм человеческого общения и психических свойств индивида. Это варианты художественного мировоззрения, выражаемые в системе образов. Оно подразделяется на субъективно и объективно художественное.

    Натуралистско-редукционистское мировоззрение, когда люди осознают себя и общество, перенося на себя и общество законы природы, мироздания как такового.

    Если соотнести уровни мировоззрения и два выделенных типа, то можно выделить виды мировоззрения, в зависимости от вариантов их сочетания.

    Пример мировоззренческого самоопределения – теоретическая реконструкция космогенеза. Перед нами человек. Какова же должна быть вселенная, чтобы его существование не противоречило физическим условиям бытия в ней? Для этого требуется, прежде всего, наличие жизни как формы существования белковых тел. Однако белковые тела предполагают существование элементов тяжелее водорода (например, углерода и кислорода). Для появления тяжелых элементов требуется термоядерная реакция, которая может осуществляться только в звездах. Но для того чтобы в звезде возникли условия, необходимые для запуска термоядерной реакции, требуется несколько миллиардов лет. Такое время совместимо с эйнштейновской моделью замкнутой вселенной, если ее радиус на определенной фазе расширения составляет не менее нескольких миллиардов световых лет. Почему же с этой точки зрения Вселенная так велика? Потому что только в такой Вселенной возможно существование человека. Рассмотрим еще один важный вопрос, связанный с понятием мировоззрения.
    3. Понятие «мир» и его значение2

    Понятие «мир», объективное содержание которого выступает предметом мировоззрения, всегда органически связывалось со всем комплексом фундаментальных проблем философии. Уже в античной философии мир рассматривался как то, что не нуждается ни в чем, кроме себя самого, т.е. как нечто самодостаточное и самодовлеющее. Вообще вплоть до XVII века никому даже в голову не приходило утверждать относительно мира, что «нельзя объять необъятное». Мир считался созданным для человека, человекоразмерным и в этом смысле соответствующим человеческим возможностям охвата всего круга природных явлений в макроскопических представлениях. Такое понимание мира соответствовало представлению об ойкумене как обитаемом мире, как мире человека.

    Начиная с XVII века мир как космос уже представлялся бесконечным как в пространстве, так и во времени Универсумом. Нет иерархии стихий и сфер, а есть однородная вселенная и единое вещество, из которого она состоит. И все это связано бесконечной механической причинной цепью.

    Мир – это форма тотальности явлений в границах определенного типа реальности, комплекса материальных условий бытия, раскрывающего предельную сферу функционирования фундаментальных закономерностей, самодостаточных для детерминации всего многоразличия этого бытия и выявления его самодеятельности. Понятие «мир» дает представление о такой форме единства объектов (миропорядке), которая характеризует самодеятельность материи.

    Высшим проявлением этой самодеятельности выступает деятельность человека, как универсального, общественного существа. Вот почему понятие «мир» центрировалось относительно возможности появления социальной формы движения материи. Это значит, что мир определяется как относительно условий, ведущих к социогенезу, так и относительно отрицательных условий его реализации. В последнем случае речь идет о мирах, не ведущих к возникновению человека, но служащих источником разнообразия Универсума. Через это разнообразие Универсум и выступает как сфера полного раскрытия всех возможностей развития материи. В том числе и тех, которые ведут к появлению жизни и разума.

    Сказанное, разумеется, определяет мир в самой общей форме. Для конкретизации этого понятия целесообразно рассмотреть также его атрибутивные характеристики, совокупность которых и будем рассматривать как содержательную дефиницию категории «мир».

    Во-первых, мир выступает как материальное единство многоразличного в сфере явлений, как форма целостности определенной системы природы. Как сфера бытия движущейся материи. Другими словами, мир – это целостность тотального комплекса определенных событий, явлений и процессов. Мир держится взаимным соответствием частей, ибо любой его компонент относится к одному и тому же целому. Так, спектры астрономических объектов свидетельствуют о том, что атомные часы идут независимо от того, откуда мы фиксировали излучение соответствующих частот (из области Солнца, сверхновой звезды или галактики, отстоящей от нас на несколько миллиардов световых лет). Это связано с тем, что часы. В какой бы части вселенной они не находились, относятся к одному и тому же миру, включены в один и тот же естественный порядок.

    Во-вторых, мир выступает как качественная определенность пределов, в результате которой он выступает границей каждого своего объекта. Определенность понятия «мир» не исчерпывается его пространственно- временными масштабами. Так, в отличие от понятия «царство природы» «мир» не имеет пространственных границ в метрическом смысле. Его граница везде. Это внутренняя специфика, граница качественной специфики присуща всем явлениям, принадлежащим к данному миру. В этом смысле она проходит через каждую точку мировой совокупности, выражается в каждом ее объекте.

    В-третьих, мир демонстрирует наличие определенного миропорядка как предельной сферы непрерывного и стационарного функционирования неких фундаментальных закономерностей. Речь идет о реализации мира как типа закономерностей, раскрывающих некий миропорядок. Миропорядок единообразен, т.е. един для всех частей мирового целого и сохраняется при всех реальных и возможных сменах состояний объектов, принадлежащих к миру. Миропорядок имеет пространственно-временные характеристики, но не сводится к ним. Важнейшей чертой фундаментальных закономерностей, характеризующих миропорядок, является стационарность и непрерывность их действия. Мир не допускает никаких «пробелов», никаких пропусков в функционировании своих закономерностей. Всякий такой «пробел» «выводит» объект в другой мир.

    В-четвертых, мир характеризуется самодостаточностью всех детерминирующих многообразие явлений мира причин (полнота причин). Эта самодостаточность проявляется как полнота причин, необходимых для порождения известного мира явлений и их объяснения. В свою очередь, полнота причин означает, что в данном мире нет никакого внешнего, дополнительного стимула к существующей причиной структуре явлений. Нет ничего такого, что могло бы опосредовать его извне.

    В-пятых, мир демонстрирует определенный уровень реализации тех возможностей, которые делают этот мир наблюдаемым для человека. Таким образом, мир центрируется относительно человека. Иными словами, естественноисторические условия появления человека (субстанциальная связь человека с миром) коррелируют с познаваемостью мира, его освоением человеком, с его наблюдаемостью.

    В-шестых, мир задается определенным типом физической реальности. Тип физической реальности характеризуется:

    а) специфическим сочетанием форм движения материи и

    б) особой системой объектов (в качестве которых могут выступать столь различные предметные области, как корпускулярные, дискретно-прерывные, монадные и другие феномены вплоть до систем типа «мир»), а также

    в) специфической геометрией (топологией) и

    г) физической динамикой.

    Перечисленным условиям отвечают определенные типы физической реальности: мир вещей, мир событий, вакуум). Рассмотренные физические реальности (мир вещей, мир событий и вакуум) характеризуют соответственно макро- и мега-мир, а также своего рода «мировой фон» физических процессов – вакуум, или т.н. меон («бездну»).

    В-седьмых, мир выступает как определенный тип существования. Речь идет о возможном, действительном, эмпирическом, умопостигаемом и т.д.

    Рассмотренные атрибутивные характеристики раскрывают специфический категориальный строй представлений о мире.

    Поскольку категориальное строение мира раскрывает содержание, направление и характер феноменов природы, мир в свете современной науки уже не характеризуется предикатами вещи. Мир не задается как пространственно-локализованная вещь. Он определяется в пространственно-временном континууме, «точками» которого выступают события.

    «Мир» не имеет какого-либо одного лица или ипостаси. Он содержит всевозможные ипостаси, ибо они меняются во времени и в различных системах отсчета. Каждое его изображение будет лишь проекцией, или усеченным миром, миром, отсеченным от своей истории, и, следовательно, лишенным возможности проявить свою самодостаточность и полноту причин. Поэтому наблюдаемая астрономическая Вселенная не может быть тождественна миру. Это лишь тот его «срез», который характеризуется средствами наблюдения и определенным временным интервалом его существования на шкале расширяющейся вселенной.

    Мир также не имеет никакого определенного «места» в пространственном смысле. Он сам является вместилищем всех возможных мест и тем самым выступает как всеобщее место. Образно говоря, каждая точка пространства служит действительным пунктом «встречи» по крайней мере, микромира и мегамира и возможным пунктом «встречи» этих миров с макромиром.

    Мир не имеет также какой-либо внешней причины, поскольку содержит все многообразие причинных цепей и выступает, в конечном счете, как причина самого себя.

    Мир не исчерпывается какой-либо одной сущностью. Его явления раскрываются во всем многообразии проявлений бесконечной многоуровневости субстанциальных основ. Категория «мир» не совпадает с категорией «материя» и с понятием «природа», поскольку характеризуется особым «срезом» Универсума.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоит специфика философии?

    2. Что такое мировоззрение, каков его состав и основные типы?

    3. Понятие «мир» и его основные характеристики.


    Лекция вторая. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИХ

    ОСОБЕННОСТИ

    1. Основные характеристики мифологического мировоззрения.

    2. Религия как форма мировоззрения и ее соотношение с мифологией.
    1. Основные характеристики мифологического мировоззрения

    Под мифологией понимается система взглядов, основанная на иррациональном способе восприятия и отражения мира, специфический тип сознания, характерный преимущественно для первобытной стадии развития, но сохраняющей своё культурно-регулятивное значение и позднее; в преобразованных формах мифологический тип сознания остаётся актуальным практически для всех эпох.

     Мифология — 1) совокупность мифов в культуре, 2) учение о мифах как способе понимания природной и социальной действительности.

    Мифология представляет собой явленную человеку в непосредственной данности и в чувственной целостности действительность.

    Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

    • В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии (природа, общество и человек слиты в единое целое).

    • Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее «за ним» явление или понятие.

    • Миф живет в своем особенном времени – времени «первоначала», «первотворения» («время оно»), к которому неприложимы человеческие представления о течении времени (священное время). То же самое относится к восприятию пространства как священного [цикличность восприятия времени и пространства].

    • Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из особой реальности.

    По словам А. Ф. Лосева, «миф это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут».

    Классическая мифология не исчезает, а сосуществует с иными мировоззренческими парадигмами; зона её функционирования локализуется преимущественно в приватной (и отчасти тайной) неконвенциональной (осуждаемой официальными религиями) мистике, магической и гадательной деятельности, отчасти в течениях оккультизма и т.п.

    Мы наблюдаем две тенденции в мифологизации сознания:

    1) Демифологизация — ведущая тенденция «развенчания власти мифа», «освобождения от мифического плена», характерная доминирующая тенденция современности. Она отражает стремление с помощью рациональной критики мифологического мировоззрения, построения теоретического мировоззрения — прежде всего, философского и научного — выйти из-под влияния мифических предрассудков, догм и верований. Основанием такого отношения к мифу служит уверенность в том, что «расколдование мира» научно-теоретическим разумом есть закономерное развитие истории, движущейся «от мифа к логосу», от наивности «детского сознания» к рациональной картине мира.

    2) Ремифологизация — стратегия интерпретации мифа как значимого, автономного, ценного опыта и универсального культурного принципа. С таких позиций обращаются к исследованию мифа романтизм и символизм. Исходные установки здесь противопложны доминирующему принципу теоретической рациональности: логического упорядочения, прояснения причинных связей, редукции (сведения) к интеллектуальным очевидностям и т.д. Спонтанность свершения, жизненный порыв или воля, желание рассматриваются здесь как более фундаментальные начала бытия и познания, проявляющие себя в многоразличных формах, и прежде всего в мифе. Реабилитация художественно-эстетического мира, мира образов, чувственных созерцаний и интуиции позволяет по-новому представлять себе мифическое.

    Одновременно в новое и новейшее время появились некоторые феномены массового политического и национального сознания, внешне напоминающие явления мифологической культуры первобытности в её наиболее выраженном – шаманском – проявлении («синдром толпы», экстатические формы выражения национальных и политических чувств, повышенная мистифицированность в этих и иных сферах, вера в кумиров, НЛО и т.п.). На самом деле эти явления имеют совершенно иное происхождение, смысл, структуру и пр., хотя своими корнями они уходят в глубины первобытного сознания. Некоторые приёмы из практики мифологии, мистики и шаманизма успешно используются современной массовой культурой.

    Гораздо ближе к аналогам с мифологическим сознанием бывают некоторые интеллектуально-образные проявления психически больных людей (с чем связан особенный интерес именно психологов к этой теме).

    Разумеется, мифологическое сознание – это не массовое психическое заболевание людей эпохи первобытности, а древнейшая форма универсального упорядочивания мира, ощущения конечности собственной жизни и т.п. По всей видимости, специфическая синкретичность мировосприятия, на которой базируется мифологическое сознание, является для человека тем предельно комфортным образным упорядочением мира, которое в критических ситуациях срабатывает как последняя возможность сохранения его психического равновесия.

    Мифология, таким образом, базируется на использовании человеческого сознания к воображении, к проективной деятельности этого сознания. Проекты действий, которые рождаются в сознании людей, были предельно конкретны: как изготовлять инструмент, как охотиться, как совершать обряд и пр. Миф и стал моделью мира, бытия в целом, фантастическое удвоение мира, взятым в устойчивых, всеобщих чертах, и поэтому всегда возвышался над случайными фрагментами индивидуальной жизни.

    Мифология по своей природе претендует на абсолютность утверждаемого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей и чувствований, их передачи в неприкосновенности из поколения в поколение. Все дело в том, что первобытный человек не имел другого мировоззрения, кроме мифологического – оно одно и единственно.

    В мифах человеческая фантазия создавала проекты несуществующего, но подобного существующему, не осознавая принципиальной разницы между реальным и воображаемым: ведь для первобытного сознания в мире нет ничего невозможного, нет чуда, нет мистики, все воображаемое или уже свершилось, или способно свершиться.

    И, тем не менее, в культуре рождалась потребность в обобщенных представлениях бытия, картинах мироздания, охватывающих жизнь природы, общества и человека, их происхождение и взаимосвязь. Поэтому не только осуществимые «проекты будущего», но и фантасмагории содержали рациональные черты и зерна понимания мира, природы, человека, общества.

    Процесс формирования функциональных способностей левого полушария был длительным, он не завершился и в первобытности, и в традиционной культуре феодального общества. Мировосприятие людей сохраняло, при всех его модификациях, мифологически-религиозный характер, т.е. опиралось на работу правого, а не левого полушария. Мощь фантазии, неподконтрольной разуму деятельности воображения, оказывалась безграничной: так рождалась мифология, становившаяся господствующей формой общественного сознания.

    Мифотворческая сила фантазии непосредственно опиралась на работу правого полушария, поскольку создаваемые им образы имеют конкретно-чувственную, а не абстрактную форму, однако предстают они как якобы созерцаемые, то есть только воображаемые. Поскольку же эти плоды деятельности фантазии эмоционально окрашены и обращены к переживанию, не отделимому от понимания, они становятся художественными образами. В сущности, мифология есть не что иное, как художественно-образный способ освоения действительности, воспринимаемый, однако, как ее адекватное описание, т.е. не осознаваемое в своей фантастичности освоение действительности народной фантазией. В данном отношении онтогенез повторяет филогенез – у ребенка художественно-образное мышление опережает развитие абстрактного, левополушарного. Оно не становится мифологическим только потому, что этому мешают разъяснения взрослых.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта