Главная страница
Навигация по странице:

  • «Шу цзин»

  • «Беседы и суждения» («Лунь юй»)

  • «Жэнь»

  • 6. Даосизм Д ругой великой системой китайской философии являлся даосизм

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • 1. От мифологии к философии

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница5 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

    5. Конфуцианство

    «Занимаюсь Конфуцием, и все

    другое кажется ничтожным»

    В.С.Соловьев

    Одной из основных систем китайской философии являлось конфуцианство. Его создатель – философ Кун Цю по прозвищу Кун Фу-цзы (учитель Кун, в латинской версии – Конфуций) жил примерно в VI–V вв. до н. э. (551—479 гг. до н. э.) и излагал свое учение устно. Впоследствии оно было записано его учениками в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй). В оригинальном наимено­вании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствует исходной установке последнего — «передавать, а не создавать, верить древно­сти и любить ее».

    Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н. э. династии Инь. Конфуций уже в молодости стал первым в ис­тории Китая профессиональным преподавателем и организа­тором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысяч учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможно­стей — «обучения вне зависимости от рода» обучаемого и предполагала минимальную плату — «связку сушеного мяса». В 50 лет, «познав небесное предопределение», Конфуций по­пытался сделать, карьеру государственного деятеля для прак­тической реализации своей социально-политической теории. В 496 до н. э. он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину. Путешествуя с ближайши­ми учениками в течение тринадцати лет по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную ис­торическую миссию Конфуций видел в сохранении и переда­че потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письмен­ное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего «Шу цзин»и «Ши цзин». Эта исходная ориентация оп­ределила такие фундаментальные особенности конфуциан­ства, как нормативность, опирающуюся на исторический пре­цедент, и беллетризированностъ.

    Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая была опубликована учениками и последователями на основании его высказываний и поучений. Конфуций является создателем оригинального этико-политического учения, некоторые положения которого не утеряли своего значения и в наши дни.

    Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого учения, являются «жэнь» (человеколюбие, гуманность) и «ли». «Жэнь» выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип «жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям».

    «Ли» (почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент) включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества – между отдельными людьми и различными социальными группами.

    Особое место занимает концепция «сяо» - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Конфуций пропагандирует патриархальность:

    • «Молодые люди должны проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми».

    • «Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью».

    Идеал совершенного человека - цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга.

    • «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде».

    Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но, как это нередко случается, с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся преимущественно в демонстрации преданности старине, уважения к старшим, напускной скромности и добродетели.
    6. Даосизм

    Другой великой системой китайской философии являлся даосизм. Его основатель, современник Конфуция, философ Лао-цзы (старый учитель) написал сочинение «Дао дэ цзин» (Книга о пути и добродетели).
    Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао. Дао - универсальная всепроникающая первооснова сущего и одновременно Путь, Разум, Истина, Благодать. Дао непереводимо и неопределяемо привычным нам образом. Это беспредельная пустота, наделенная столь же беспредельной ин­формацией. Лао-Цзы писал: «Дао бестелесно и лишено формы, и в применении неисчерпаемо... Дао - глубо­чайшие врата рождения... Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естест­венности... Дао скрыто и не имеет имени. Но только он умеет помогать всему и вести все к совершенству».

    В раннем даосизме на первый план выдвинулись парные категории дао и дэ, которым посвящен главный даосский трактат «Дао дэ цзин». В нем дао представлено в двух основных ипостасях:

    1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребы­вающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее «от­сутствие/небытие», дающее начало Небу и Земле,

    2) всеох­ватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное «прохождению», восприятию и познанию, выразимое в «имени/понятии», знаке и символе, порождающее «наличие/бытие», явля­ющееся предком «тьмы вещей».

    Согласно Лао-Цзы, Дао определяет естественный ритм событий в мире. Дао предшествует миру оформленных вещей («ю») и относится к непроявленному бытию («у»). Не имеющее никакой внешней опреде­ленности, Дао отождествляется с пустотой. Однако эта пустота не есть ничто. Эта пустота обладает неисчер­паемой потенцией в порождении оформленных вещей («ю»). Понимание неизначальности всякой определенно­сти инициирует диалектические идеи спонтанного изменения («все сущее изменяется само собой») и взаимопе­рехода противоположностей («превращение в противоположность - движение Дао»). Из Дао рождается все. Это порождающее действие Дао Лао-Цзы изображает в виде многоступенчатого развертывания: вначале Дао рождает общемировой субстрат - частицы «ци», затем рождаются полярные начала - «инь» и «ян», затем воз­никает великая триада - Небо, Человек, Земля, и уже потом из этой триады возникают все конкретные вещи - «ю».

    Лао-Цзы учил, что человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. «Кто действует, - го­ворил он, - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи». Итак, целесообразно в жизни быть бездеятельным. Как же жить?

    Главным принципом даосизма является следование Дао, естественной природе вещей, достижение со­стояния однобытия с космическим целым, состояния свободного единения между всем человеческим миром и миром природы. Концепция «естественности» (спонтанной реализации истинной природы) дополняется кон­цепцией «недеяния» (у-вэй, у-ши) - ненарушения закона естественности. Даосизм уделяет большое внимание теории и практике психической саморегуляции человека. Даосизм сформулировал ряд нравственно-политических постулатов, которые обязаны соблюдать все - простые люди, мудрецы, политики, правители.

    Человек, говорят даосские философы – это полет стрелы: она движется туда, куда послала ее рука стрелка и ее движение зависит от степени натяжения тетивы, от сопротивления воздуха, от препятствий на ее пути. Разумеется, направление полета стрелы может измениться: подул сильный ветер, пошел дождь, или она во что-нибудь врезалась, но способна ли стрела самостоятельно изменить направление собственного движения, самостоятельно отклониться в ту или иную сторону, полететь назад или не лететь вовсе? Поэтому и человеческая жизнь летит в том направлении, которое задают ей факторы и условия, ее формирующие, внешние параметры и обстоятельства, ее определяющие, и она не может произвольно изменить данное направление. Путь жизни, заданный всей суммой внешних сил, называется дао. Этот путь присутствует у любой вещи, поскольку каждый предмет мира и его существование, как и человек — тоже результат всех возможных факторов. И у всего мироздания есть собственное дао. Если сложить абсолютно все вещи нашего мира, все силы в нем действующие, все причины и следствия в грандиозном и необъятном взаимодействии и целостности, получится единый путь — дао нашего мироздания.

    Главные положения этики раннего даосизма:

    • цель - следовать пути, указанному природой;

    • принцип - «недеяние»;

    • суть счастья как блага народа - в возврате к равенству, простоте и невежеству «золотого века», а счастья как блага мудреца - в умеренности, спокойствии, близости к природе.

    Основной интерес китайской философии — этическое регулирование отношений между людьми в обществе.

    Известное китайское изречение гласит: «Даосизм — это сердце, буддизм — кости, конфуцианство — плоть» (дао синь, фо гу, жу жоу). В этой формуле все три знаменитых китайских учения находят свое место, образуя неразрывность всей китайской традиции.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли в Китае и в Индии.

    2. Каковы особенности древневосточной философии?

    3. Как и почему называют древнеиндийскую философию?

    4. Что такое «карма» и «брахман»?

    5. Роль понятий «дао», «янь», «инь», «ци» в древнекитайской философии.

    6. В чем заключаются причины общественных несчастий, с точки зрения Конфуция?

    7. Каким образом предполагает конфуцианство гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?

    8. Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает отстаивать

    Конфуций?
    Лекция четвертая. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    1. От мифологии к философии.

    2. Основные школы античной натурфилософии.

    3. Греческое просвещение. Софисты и Сократ.

    4. Платон

    5. Аристотель

    6. Римская философия (Эпикур, стоицизм)
    Греческую философию часто называют античной. Но античность – это история и культура Древней Греции и Древнего Рима, поэтому можно полагать, что античная философия суть греко-римская. Философия в чистом виде появилась у древних греков.

    Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с VII-VI вв. до н. э. по V-VI вв. н. э.
    1. От мифологии к философии

    Мифология эллинов прошла путь от хтонического состояния мифологии, отражавшей дополисный, доолимпийский уровень их бытия, до «очеловечивания» мифа и культа, до антропоморфизма и гуманизма.

    Двухслойность сознания - мифологического на «верхнем» уровне и реалистического на «нижнем», обыденно-практическом, - сохранилась у греков в классическую эпоху.

    Согласно М.К. Мамардашвили, миф - это не просто система представлений, это одна из первых человекообразующих машин, средство перевода человека в избыточную жизнь, или бытие. Именно конструктивная сторона мифа объединяет его с философией. Ритуалы (а миф - это словесное сопровождение ритуала), «воз­действуя на человеческое существо, собственно, и переводят, интенсифицируя, обычное состояние в другой режим жизни и бытия. Именно в тот режим, в котором уже есть память, есть преемственность, есть длительность во времени, не подвер­женные отклонениям и распадам (которым они были бы подвержены, предостав­ленные естественному ходу натуральных процессов). Мы помним, мы любим, мы привязаны, имеем совесть - это чисто человеческие состояния - тогда, когда мы уже прошли через формообразующую машину»4

    Мифология эллинов, многократно перерабо­танная и переосмысленная, повествует, что мировой про­цесс начинается с Хаоса — бесформенного состояния Все­ленной, затем из него рождаются боги: Гея — Земля, Уран — небо, Тартар — подземный мир. Эрос — мир пре­красный, Нюкта — ночь. Поколения богов во Вселенной, сменяя друг друга, представляют собой царство Зевса-гро­мовержца, мир, который похож на индийский: сходство традиций в отношении к богам, которые тщеславны и за­висимы, не всесильны, ибо, как и люди, находятся во вла­сти судьбы (у греков — мойра, ананке, морос).

    Мифология эллинов радикально отличается от всех предшествующих и современных ей форм мифологического сознания своим последовательным антропоморфизмом, освободившим богов-олимпийцев от сохранявшихся еще в земледельческих и скотоводческих культурах рудиментов зооморфности и солярности.

    Развивался процесс «самоотрицания мифологии», стимулируемый развитием научной мысли. Она решительно и окончательно вышла за пределы обыденного сознания, поднявшись на уровень специализированного и уже профессионализировавшегося философского мышления, отделившегося от религиозно-мифологического.

    Философия, в точном смысле этого слова, как форма концептуально-теоретического мышления, родилась в Греции, а не на Востоке, ибо «..древний восточный мудрец мыслил Фигурами, философ же изобрел Концепты и начал мыслить ими»; поэтому рассуждение в «..китайской, индуистской, еврейской, исламской «философиях» ... является не собственно философским, а предфилософским» или «мудростью», которую нужно отличать от философского дискурса. Появление философии в Греции, — результат становления теоретического философского мышления и было прямым следствием развития ремесла и морской торговли, нуждавшихся в научном обосновании творчески-созидательного, а уже не земледельчески-потребительского, отношения человека к природе и его освобождения от закрепленного в мифах преклонения перед нею.

    Хорошо известно, что рабы обеспечивали многих свободных — полностью или частично — не только всем необходимым, но и предоставляли им свободное время, столь необходимое для занятия политикой, наукой, искусством и спортом. Без этого, вероятно, и не было бы той блестящей «цивилизации досуга», каковой и была античность. Кажется, именно благодаря беспощадной эксплуатации рабов-чужеземцев, античное общество по уровню жизни и потребляемых благ забежало несколько вперед, намного опередив те имеющиеся возможности, которыми располагал древний средиземноморский мир. Обладая более мощным экономическим потенциалом, оно через неэквивалентный обмен втягивало в себя лучшие людские и материальные ресурсы окружавшей его огромной «варварской периферии». В этом противоречии следует искать одну из главных, если не самую главную причину невиданного взлета, а затем и страшной гибели античной цивилизации.

    Свою предметно-созидательную деятельность греки назвали словом «техне», вошедшим в лексикон всех европейских народов, — оно обозначало, по Аристотелю, «единство опыта и знания», то есть охватывало всю преобразующую природу созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно — так, как может созидать только человек, по греческой же терминологии, «свободнорожденный», — ведь только свобода открывает перед людьми возможность накапливать новый опыт и новые знания, неизбежно изменяющие сложившееся и устоявшееся, традиционное и канонизированное, и прежде всего — мифологически-фантастическое. Власть традиции над индивидом была решительно поколеблена.

    Создалась возможность получать новые ответы на старые вопросы»; это и породило греческую философию, которая искала новые — немифологические — на них ответы, пытаясь сформулировать теорию о мире — из чего он состоит и как он действует — в понятиях повседневной жизни и труда.

    Финикийцы изобрели письменность. Письменность перестала применяться исключительно для составления официальных или деловых документов, начала появляться литература — поэтическая, историческая и философская.

    У истоков своих философия была целостно-синкретическим знанием о мире, бытии, космосе, только еще начав отделяться от мифологии и еще не разойдясь с зарождавшимся научным познанием мира. Философия самоопределялась в культуре именно как философия, т.е. любо-мудрие - целостное осмысление всего сущего, включая осмысляющего мир носителя этой мудрости - человека: напомню, с одной стороны, онтологические концепции элеатов и пифагорейцев, а с другой - осуществлявшийся греческими философами призыв дельфийского оракула (надпись на храме Аполлона в Дельфах)5: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную», в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

    Итак, появление философии было лишь одним из аспектов общекультурных изменений в рассматриваемый период: «у философов это - переход от мифа к лого­су, от мифологического мировоззрения к категориальному; у правоведов - переход обычая в закон-номос, в равенство свободных граждан перед законом; у искусст­воведов - раскрепощение знака, переход установленных ритуалом правил изобра­жения в текучую форму канона, запрещающего повтор-плагиат; у психологов - сме­на установки неприятия нового на высокую оценку личного вклада, появление эко­номической характеристики- все значимые события в нашей культуре носят имена их творцов; у социологов - переход ряда специализированных социальных ролей (правитель, воин) в навыки всеобщего распределения (гражданин, воин, грамот­ный). У лингвистов это потеря слоговой письменности (письмо А и В) и восста­новление-упрощение письменности на алфавитной основе, появление норматив­ных грамматик»6.

    Сформулируем теперь отличие философии от мифа7:

    1. а) Миф - это упакованная в образах и метафорах тысячелетняя коллектив­ная и безымянная традиция. Иными словами, миф - это запись или устная фикса­ция коллективного ритуала.

    б) Акт философствования - акт автономной, неритуальной мысли; акт, имеющий авторство и дату. Таким образом, философия, в отличие от мифа, инди­видуальна и датируема. Она представлена актами понимания мира с помощью изобретаемых философом принципов (вода, огонь, воздух и т.д.).

    2. а) Мир мифа есть такой мир, в котором нет проблем. Миф есть освоение мира, его осмысление, организация без постановки вопросов. Непонятные силы превращаются в понятные посредством приписывания их доступному, но отлично­му от человека мифологическому образу. Миф - это мир образов.

    б) Для философа мир становится проблемой; непонятное конкретизируется, а это уже отличается от просто «непонятного». Выступление мира в качестве про­блемы не есть нечто само собой разумеющееся, это историческое событие. Пре­вращение непонятного в понятное философ осуществляет посредством создания и определения понятий. Таким образом, философия есть конструирование понятий и их определение в процессе создания философского текста.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта