Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Платона Вся история западной философии, начи­ная с Древней Греции, является

  • Платон — это на самом деле прозвище, которое означает «плотный, креп­кий». Подлинное его имя было Аристокл.

  • Идеи Платона — это в наивной форме данные законы природы и общества. Идея, по Платону, это «порождающая модель вещи».

  • Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создал маленький рассказ, известный как миф о пещере

  • Тени на стене — это звуки, восприятия, отражения и другие образы. Вещи, которые проносятся за спинами узников, — это предметыреального мира.

  • Вещи за пределами пещеры — идеальные формы. Солнце — верховная идея Блага.

  • Платон считал, что когда люди понимают, как на самом деле следует жить, но не следуют этому пути, то они обладают особой слабостью, ко­торая носит имя акрасия.

  • арете — целостность и сила характера, которая позволяет вести себя в соответствии с идеей Блага.

  • — высшая личная добродетель, готовность делать то, что следует.

  • Правители, воины и торговцы

  • В идеальном государстве Платона философы правят при помощи солдат, контролируя торговцев.

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница9 из 42
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   42

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Какова основная идея философии Сократа?

    2. Как понимать знаменитые слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

    3. Что такое эвристика и майевтика?

    4. В чем сходство философских воззрений софистов и Сократа и в чем их различие?



    Философия Платона

    Вся история западной философии,

    начи­ная с Древней Греции, является

    всего лишь «комментарием к Плато­ну».

    Альфред Норт Уайтхед

    Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон — это на самом деле прозвище, которое означает «плотный, креп­кий». Подлинное его имя было Аристокл.

    Бытие особенно важно для Платона, он основывает всю свою фило­софию на определенном устройстве мира, и, хотя он включает в свою философию и понятия о познании и правильном действии, эти последние основаны на бытии. Его идеи логически связаны между собой и охватывают множество тем. Более того, Платон был очень талантливым писателем. Его работы понятны и интересны. Все это привело к тому, что Платона считают своего рода королем филосо­фов. На самом деле он сам верил в то, что философы должны быть королями!

    Платон всегда пытался увидеть общую картину, но в молодости он очень сильно интересовался политикой. Однако, когда он понял, что политики не могут мыслить ясно и не представляют себе связи между правильным устройством государства и идеальной истиной, он отка­зался от нее и стал философом. Особенно сильно он разочаровался в политике, когда Сократ, его учитель, был приговорен к смерти. Но даже тогда он продолжал считать, что философия может оказать положительное влияние на политику.

    Сократ повлиял на философию Платона больше всего, но он был не единствен­ным его учителем. Платон также интере­совался математикой и геометрией и на­деялся, что однажды сможет сделать фи­лософию столь же надежным средством познания, как и точные науки. Его вос­хищало политическое устройство егип­тян. Он посетил Египет после смерти Сократа и был поражен стабиль­ностью царившего там государственного строя.

    Платон надеялся, что философия будет играть важную роль в управле­нии государством. Он в действительности пытался с помощью своей философии повлиять на правителей во время своих путешествий в Си­цилию. Его близкий друг был родственником тирана города Сиракузы, и Платон пробовал учить молодого правителя философии и геометрии в надежде на то, что он станет лучшим правителем, но потерпел неуда­чу. Диктатор и его родственник Дион, друг Платона, стали его врагами, Платону удалось бежать, а его друг был через некоторое время убит.

    После возвращения в Грецию Платон основал свою философскую школу, известную как Академия, которая считается первым универси­тетом. Там он преподавал до конца своей жизни и написал более двад­цати произведений, которые называются «Диалоги». Он представлял свои идеи в форме беседы между друзьями.

    Диалоги Платона стали важным методом представления его филосо­фии. Вместо того чтобы говорить: «Вот что я думаю», он описывает свои мысли в форме обсуждения философских вопросов между двумя и более людьми. В большинстве диалогов главным персонажем являет­ся Сократ.

    Форма диалога позволила сделать фи­лософию Платона похожей на истории. Хотя основную важность в них пред­ставляют идеи, характеры участвую­щих в беседе людей также имеют зна­чение. Сократ часто обсуждает некото­рые философские вопросы с теми, кто лично заинтересован в получении отве­та на них. Например, он обсуждает хра­брость с человеком, который гордится своей храбростью, или милосердие с тем, кто считает себя особенно мило­сердным.

    В диалогах обсуждаются не только важ­ные темы и персонажи, вступающие в общение. Иногда речь в них заходит о ситуациях, также имеющих большое значение в беседе. Сократ и его собе­седники могут находиться в городе, ок­руженные множеством людей, или прогуливаться на природе, или беседо­вать в саду Академии, или находиться в тюрьме. Диалог как форма литературного произведения дает, таким образом, возможность показать, как аб­страктные идеи Платона связаны с реальной жизнью людей.

    Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

    Платон является творцом понятия «идея» (idea - буквально переводится как «вид», «то, что видно»). Идея для Платона — это не просто понятие, которое существует в соз­нании человека и дает ему возможность делать разные интересные ве­щи, например, покрыть диван покрашенной в фиолетовый цвет лео­пардовой шкурой. Идеи, по его словам, существуют реально в их собст­венном мире. Идеи — это формы, которые упорядочивают обычную, привычную нам реальность. Более того, они всегда истинны. Ошибки являются следствием физического мира, или мира становления, кото­рый может быть двойственным.

    Суть его кратко и наглядно представлена в VI книге «Государства» в «сравнении с линией»: «Возьми линию, разделенную на два неравных отрезка. Каждый такой отрезок, т. е. область зримого и область умопостигаемого, раздели опять таким же путем...» (509d). Меньший из двух отрезков линии, область чувственно воспринимаемых вещей, в свою очередь, делится на два класса «по признаку большей или меньшей отчетливости»: в больший класс «ты поместишь находящиеся вокруг нас живые существа, все виды растений, а также все то, что изготовляется»; в меньшем окажутся «образы - тени и отражения в воде и в плотных, гладких и глянцевитых предметах».
    • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

    • окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

    • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

    • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

    • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

    • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

    Идеи Платона — это в наивной форме данные законы природы и общества.

    Идея, по Платону, это «порождающая модель вещи». В мире идей существует иерархия. Выше всего стоит идея блага (красоты и добра), далее следуют идеи отношений, идеи человека, идеи вещей и вообще неодушевленных предметов (неорганическое). Связующим звеном между миром идей и миром вещей является душа, которая созерцает после смерти тела мир идей, а затем возвращается в новое тело. Душа человека - тоже идея, большую часть времени пребывающая в небесном мире. В момент рождения душа вселяется в тело, в эту «темницу» и забывает большую часть того прекрасного, доброго, что дано было ей увидеть в мире идей. Этим объясняются людская глупость и безнравственность, которые вылечиваются только философией. Живя на Земле и философствуя, душа желает вернуться в родной для нее мир идей и ради этого многое может вспомнить. Так объясняется ставящая многих в тупик мысль Платона о том, что «философствовать - значит учиться умирать». Если душа при жизни прониклась философской мудростью и освободилась от земных, животных привычек, то смерть для нее - не уничтожение, а новое рождение в прекрасном, духовном мире.

    Платон вовсе не говорил о том, что идея создает материю, как иногда непра­вильно толкуют высказывание Платона, что идея есть условие бытия вещи. Нет, материя, по Платону, которую он называл Восприёмницей и Кормилицей всего су­ществующего, существует «от века». Идеи не создают материи, благодаря идеям происходит оформление материи. А наличие определённой формы позволяет ви­деть ту или иную вещь. Сама же по себе вещь, т.е., вещь со своей материальной стороны - только тень идеи.

    Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создал маленький рассказ, известный как миф о пещере. Миф — это история, которую необходи­мо переосмыслить, для того чтобы понять ее подлинное значение. Миф этот присутствует в его знаменитом диалоге «Государство», в котором Сократ беседует с группой молодых людей, которые хотят услышать его мнение об идеальном правителе. Сократ говорит: представьте себе пеще­ру, в которой с самого рождения томятся заключенные в цепях люди, закованные каким-то злым великаном. Их головы не могут поворачиваться, так что они посто­янно смотрят только в одну сторону — на стену пещеры. Позади заключенных го­рит огонь, свет от которого отбрасывает тень на стену. Между огнем и заключен­ными ходят взад и вперед люди, которые проносят различные предметы. Заключенные не могут повернуть голову и не видят этого, не видят огонь, людей или ве­щи, которые те несут. Они видят только те­ни от этих вещей на стене. Сократ говорит, что эти люди наверняка бы решили, что тени на стене и есть настоящие предметы. Представьте себе, как бы чувствовал себя узник, если бы с него сняли цепи и показа­ли бы ему этих людей, огонь и предметы. Сократ утверждал, что он бы наверняка ре­шил, что это воображаемые объекты, по­скольку всю жизнь он привык верить в то, что реальные вещи — это тени. Более того, свет ослепил бы его, и он бы отвернулся. Теперь представьте, что этого узника вывели наружу на дневной свет. Огог как же вокруг светло! Если бы этого бедного заключенного попро­сили посмотреть прямо на солнце, которое, по мнению Сократа, явля­ется источником всех вещей, его глазам было бы больно, и он все рав­но бы ничего не увидел.

    Смысл этой истории в том, что познать идеальную реальность доволь­но сложно. Тени на стене пещеры представляют собой образы знако­мых нам вещей. Картина или отражение какой-то вещи не есть сама эта вещь, хотя мы и можем так считать. Точно так же тени на стене — это не сами вещи, которые вызывают этот образ, но тени могут нам по­мочь понять, что же это за вещь.

    Эти вещи, которые люди носят по пещере, являются предметами наше­го обыденного опыта. Мир за пределами пещеры представляет собой идеальный мир форм. Их не так-то просто увидеть, если ваши глаза привыкли к тусклому свету пещеры. Солнце символизирует идею бла­га. Это источник всего, но очень сложно смотреть прямо на него, хотя оно и дает жизнь, и делает все остальное видимым. Вот наиболее вероятная интерпретация образов платоновской пещеры.

    • Тени на стене — это звуки, восприятия, отражения и другие образы.

    • Вещи, которые проносятся за спинами узников, — это предметы
      реального мира.


    • Вещи за пределами пещеры — идеальные формы.

    • Солнце — верховная идея Блага.

    Миф о пещере повествует о том, насколько сложно познать идеальный мир, потому что мы привыкли к образу мысли, делающему более оче­видной для нас кажущуюся реальность. Чтобы быть философом и уметь поступать правильно в любой ситуации, необходимо смотреть сквозь видимость и созерцать идеальную истину.

    Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

    Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

    Среди шести существующих типов Платоном указываются:

    • монархия — справедливая власть одного человека;

    • тирания — несправедливая власть одного человека;

    • аристократия — справедливая власть меньшинства;

    • олигархия — несправедливая власть меньшинства;

    • демократия — справедливая власть большинства;

    • тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

    Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

    Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

    Идея государства - это государство, представленное в виде космоса. В то же время государство - увеличенная копия строения человеческой души, как организо­ванного, упорядоченного целого. И через бытие государства, как своего рода мик­роскоп, можно понять и бытие человека. То есть, через то, как должны соотносить­ся в государстве различные его составляющие, можно понять и то, как должны со­относиться в человеке различные части его души.

    Платон считал, что когда люди понимают, как на самом деле следует жить, но не следуют этому пути, то они обладают особой слабостью, ко­торая носит имя акрасия. Акрасия — это слабость воли, которая приво­дит к тому, что человек действует согласно глупым и сиюминутным же­ланиям, вместо того чтобы делать то, что, как он знает, правильно. Философ должен бороться не только против незнания, но и против акрасии. Поэтому любой философ — особый человек, который может упра­влять другими людьми, более слабыми и глупыми от природы. Он должен обладать качеством, которое Платон называет арете — целостность и сила характера, которая позволяет вести себя в соответствии с идеей Блага.

    Государство - рай Платона заставляет людей совершать заведомо неправильные поступки. Ее противоположностью являет­ся арете — высшая личная добродетель, готовность делать то, что следует.

    Платон считал, что не каждый человек обладает в равной степени качествами акрасии и арете. Некоторые люди немного лучше, чем остальные. Платон ис­пользует эту идею естественного неравенства, когда создает свой знаменитый диалог «Государство», в кото­ром дает рекомендации о совершенном государственном устройстве. Если бы все были одинаково совершенны, то им не нужно было бы пра­вительства; люди могли бы править самостоятельно. Они жили бы не­большими группами и помогали бы друг другу, удовлетворяя свои ос­новные потребности и свободно делясь необходимым с другими. Люди б>ы признали, что материальная собственность не требуется ни для че­го иного, кроме удовлетворения своих основных нужд, и не хотели бы ничего большего. Им не нужно было бы богатство, и поэтому не было бы жадности и корысти. В свою очередь, не было бы необходимости в организации правительства, полиции или армии, которая защищает собственность людей. Звучит прекрасно, не так ли?

    Правители, воины и торговцы

    Проблема только в том, что большинство людей не понимают, в чем за­ключаются подлинная истина и благо и что ее следует искать в идеальном мире. Вместо этого большинство людей хочет обладать чем-то в изменчи­вом реальном мире. Такое желание приводит к несовершенному государ­ственному устройству, в котором существуют особые группы людей, жи­вущих в роскоши, доктора, которые лечат тех, кто портит свой организм изысканной пищей, а также правители и солдаты, которые защищают собственность от тех, кто хотел бы на нее покуситься. Для того чтобы удо­влетворить все эти желания, Платон создал идеальный проект государст­ва, в котором все общество было поделено на три класса: правителей, во­инов и торговцев. Кто должен был стать правителем? Конеч­но же, философы! Они понимают идеальный мир, а значит, истину, бла­го, справедливость, яснее остальных, поэтому они и должны управлять. А кроме того, у них меньше всех личных желаний, и им не надо много мате­риальной собственности. Им даже не надо иметь семьи, поскольку они считают всех своих подчиненных своей большой семьей, любя их всех одинаково. А самое главное, они не создают специальных правил, во всех вопросах они руководствуются только интеллектом.

    Затем идут воины. Воины, как и короли-философы, мужественны и ли­шены личных пристрастий. Все, чего они хотят, — это защищать госу­дарство от внешней агрессии и внутренних конфликтов. Их отличи­тельная черта — смелость. Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях. Философы и воины не должны иметь частной собственности.

    Оставшимся людям приходится быть торговцами. Они главным образом основываются на своих мирских желаниях. Они могут быть не столь сме­лы или умны, но им этого и не надо. Их единственное желание — обладать материальной собственностью — делает их хорошими торговцами. Они могут быть жадными, но не должны своей жадностью причинять вред дру­гим. Если это происходит, то философы и воины ограничивают их собст­венность, чтобы никто не был ни слишком богат, ни слишком беден. Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью.

    В идеальном государстве Платона философы правят при помощи солдат, контролируя торговцев. Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   42


    написать администратору сайта