Главная страница
Навигация по странице:

  • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

  • дал определение бытия через категории; определил сущность материи;

  • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения);

  • Э пикур

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Д иоген Синопский

  • Вопросы и задания для самоконтроля 1. Кто такие киники Какова главная идея кинической философии2. Чему учил Диоген СинопскийФилософия стоиков

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница11 из 42
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42

    Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

    • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

    • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    • выделил 10 философских категорий;

    • дал определение бытия через категории;

    • определил сущность материи;

    • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

    • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения);

    • советовал поступать в соответствии с «золотым прави­лом» — умеренность является дорогой к счастью.


    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. За что Аристотель критиковал учение Платона?

    2. Как Аристотель изменил это учение?

    3. Что такое форма и материя в учении Аристотеля? Как они взаимодействуют?

    4. Человек и его душа.

    5. Основные положения социальной философии Аристотеля.
    РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ представляет собой обширный раздел античной философии периода эллинизма, начиная с появления римской литературы в III-II вв. до н.э, и кончая падением Западно-Римской империи в V в. н.э. с некоторым продолжением этой философии еще и в течение VI в.

    Поскольку к началу н.э. образовалась огромная Римская империя, охватившая собою весь тогдашний культурный мир Европы и Азии вплоть до Индии, постольку начиная с I в. до н.э. нужно говорить об эллинистически-римской филосо­фии.

    После того, как Платон и Аристотель изменили облик философии, она стала очень важна. Она вызвала расцвет «эллинистической эпо­хи», периода распространения греческой мысли по всей террито­рии Средиземного моря. Этому способствовали завоевания Алек­сандра Македонского, который захватил всю эту область и создал на ней новую культуру.

    Распространению греческой философии способствовал и тот факт, что люди считали ее способом улучшить свою жизнь. Они хотели быть «мудрыми», чтобы знать, как следует жить. В результате философия стала более структурированной и догматической. Возникли различные школы философии, из которых люди могли выбирать себе учителей. Самыми важными из них были школы киников, стоиков и эпикурейцев. Они стали частью нашей со­временной культуры.

    Основной чертой этой эпохи была крайняя нестабильность. Мир стал для человека жестоким и враждебным, в силу чего у него пропала уверенность в завтрашнем дне. Ощущение, типичное для этой эпохи, - чувство потерянности и ненадежности. А когда утрачиваются все внешние гарантии, у людей возникает стремление обрести их внутри себя. Как выжить и сохранить самообладание в мире, где каждый брошен на произвол судьбы? Как оставаться спокойным и невозмутимо взирать на происходящие вокруг несчастья?

    Главный вопрос философской мысли этого времени - как быть счастливым, как обрести внутри себя уверенность и благо, когда во внешнем мире ничего подобного найти уже невозможно? Счастье по-гречески eudaimonia - эвдемония, поэтому философия эллинизма может быть названа эвдемонистической (ищущей счастье). В ней оформились четыре основные школы, сходные в стремлении обосновать и разработать эвдемонизм, но различающиеся способами или путями, которыми они предлагали человеку быть счастливым14.

    Римская философия вырастает теперь уже на почве крупного рабовладения и землевладения, на завоевании обширных территорий, на огромном чиновничьем аппарате им­перии, подчинившей себе множество разных национальностей, на необхо­димости держать в повиновении огромную рабовладельческую империю пу­тем изощренных политических методов, на необходимой для этого тонко развитой человеческой личности и, наконец, на вытекающем отсюда синтезе не­бывалого универсализма и небывалого субъективизма. Отныне философ­ское сознание стало неизменно пытаться отразить в себе как весь римский универсализм, так и его прихотливый субъективизм, что мы находим уже и на почве самой Греции в начале эллинизма и что достигло колоссальных результатов в Римской империи.

    С одной стороны, римская философия трактуется как философия максимально практическая, моральная и жизненно утилитарная. Это несомненно так. И с этим связано негативное отношение к философа, особенно в I-II веках.

    Однако нельзя забывать и того, что этот же самый практицизм застав­лял римлян очень много размышлять, быть военными гениями и основопо­ложниками мировой юридической мысли. Практическая и жизненная направленность римской философии объясняет собою также и то, что эта последняя всегда стремилась выражать себя поэтическими, риторическими, юридическими, историографическими и даже специально-научными методами, в отли­чие от общепризнанной греческой склонности к чистому умозрению. Это просто наци­ональная особенность римской философии.

    В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

    Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар), скептицизм.
    Эпикур (341—270 до н.э.) — древнегреческий фи­лософ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по проис­хождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной фило­софской школы «Сад Эпикура». Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложе­ны основные положения его учения, и ряд фрагментов.

    Философия Эпикура делится на три больших раздела:

    1) Учение о природе и космосе («физика»)

    Эпикур разделял точку зрения Демокрита о том, что мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Однако Эпикур внес в описание атомов некоторые поправки:

    1. атомы не могут превышать некоторой величины,

    2. число их форм ограничено,

    3. атомы обладают тяжестью,

    4. изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов.

    • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

    • вселенная вечна и бесконечна;

    • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

    • атомы и пустота вечны;

    • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);

    • «мира чистых идей» не существует;

    • существует множество материальных миров во Вселенной.

    2) Учение о познании («каноникá»)

    • окружающий мир познаваем;

    • основным видом познания является чувственное познание;

    • невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;

    • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

    3) Учение о человеке и его поведении («эстетика»).

    • своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

    • человек есть результат биологической эволюции;

    • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

    • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;

    • душа является особым видом материи;

    • душа человека смертна, как и тело;

    • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

    • счастье человека состоит в удовольствии;

    • под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

    • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

    В эпикуреизме атомистическому физическому «индивидуализму» соответствовал индивидуализм этический. Цель практической философии Эпикура - обретение личного эвдемонистического идеала15.

    К общест­венности (культовым традициям и государственным уч­реждениям), по Эпикуру, необходимо относиться дружествен­но и сдержанно («Живи уединенно!»). Термин «эпикуре­изм» вошел в философскую категориальную традицию как синоним «гедонизма». Гедонизм (от греч. гедонэ – удовольствие) – это культивация удовольствий. Но при более детальном ознакомлении с эпикурейской теорией выбора и избегания видно, что охарактеризовать ее как гедонизм невозможно.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    . Что такое эллинизм?

    2. Какова главная черта эллинистической философии? Что такое эвдемонизм?

    3. От каких страхов призывает избавиться Эпикур? Как он предлагает это сделать?

    4. Расскажите об эпикурейской теории удовольствий. Что такое гедонизм? Можно ли

    назвать учение Эпикура гедонизмом?
    Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы).

    Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»), Кратет. Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

    Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

    Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

    • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

    • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

    • отсутствие постоянного места жительства, скитания;

    • паразитический образ жизни, попрошайничество;

    • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

    • восхваление физической и духовной бедности;

    • крайний аскетизм;

    • замкнутость;

    • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

    • непризнание авторитетов;

    • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

    • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

    • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

    • концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

    • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

    В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

    Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действительности название — от слова «Киносарг» — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

    Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

    • жил в бочке;

    • заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»;

    • выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);

    • вывел понятие «гражданин мира» (космополит);

    • отвергал брак;

    • жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

    • не признавал никаких законов, кроме закона природы;

    • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

    • идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Кто такие киники? Какова главная идея кинической философии?

    2. Чему учил Диоген Синопский?
    Философия стоиков

    Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» — название портика в Афинах, где она была основана). Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицеро­на, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков — главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктет.

    Основателем данной философской школы считается Зенон из Китиона (не путать с Зеноном Элейским, автором так называемых «апорий» — парадоксов).

    Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

    • ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;

    • средняя стоя (II — I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;

    • поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н. э.) — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

    Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

    Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал.
    Однако: «По кончине родителей надо погребать их как можно проще, как если бы их тело ничего не значило для нас, подобно ногтям или волосам, и как если бы мы не были обязаны ему подобным вниманием и заботливостью. Поэтому если мясо родителей годно для пищи, то пусть воспользуются им, как следует пользоваться и собственными членами, например, отрубленной ногой и тому подобным. Если же это мясо не годно для употребления, то пусть спрячут его, вырыв могилу, или по сожжении развеют его прах, или же выбросят подальше, не обратив на него никакого внимания, как на ногти или волосы» (Хрисипп). Список подобных цитат можно продолжить, и речь в них идет об оправданности самоубийства, допустимости в определенных ситуациях лжи, убийства, каннибализма, инцеста и т.д.

    В основе стоического миропонимания, и всей стоической этики в качестве его концептуального осмысления, лежит фундаментальный опыт конечности и зависимости человеческого существования; опыт, который заключается в ясном осознании трагического положения человека, подчиненного судьбе. Его рождение и смерть; внутренние законы его собственного естества; рисунок жизни; все то, к чему он стремится или пытается избегать, – все зависит от внешних причин и не находится целиком в его власти.

    Однако другим, не менее значимым, опытом стоицизма является осознание человеческой свободы. Единственное, что полностью находится в нашей власти – разум и способность поступать согласно разуму; согласие расценивать нечто в качестве блага или зла и намерение поступать согласно этому. Сама природа даровала человеку возможность быть счастливым, невзирая на все превратности судьбы.

    Философия стоиков подразделяется на три основные ча­сти: физику (философию природы), логику и этику (фи­лософию духа).

    Физика стоиков составлена главным об­разом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой ориги­нальностью.

    В логике стоиков речь шла по преимуществу о проблемах теории познания — разуме, истине, ее источ­никах, а также о собственно логических вопросах.

    К характерным чертам стоической философии также относятся:

    • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

    • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

    • определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

    • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

    • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

    • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

    • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

    • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

    • высокий эстетизм в мыслях и поступках;

    • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

    • признание стремления к счастью высшей целью человека.

    Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

    Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

    В своих произведениях философ:

    • проповедовал идеи добродетели;

    • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

    • приветствовал покой и созерцание;

    • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

    • верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

    • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;

    • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

    • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.

    Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение «К самому себе».

    К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

    • глубокое личное уважительное отношение к Богу;

    • признание высшим мировым началом Бога;

    • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

    • объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

    • видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

    • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;

    • признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

    • разделение души и разума;

    • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

    • размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

    • предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42


    написать администратору сайта