Главная страница
Навигация по странице:

  • У истоков схоластики стоял Боэций (480-524), кото­рого позднее называли «отцом схоластики». Он предло­жил систему обучения, включавшую две группы наук: три­виум

  • («трехпутье»), в который входили грамматика, рито­рика и диалектика (логика), и квадривиум

  • Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий , соотношения общего и отдельного.

  • Приверженцы номинализма (от лат.

  • еально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не име­ет никакого значения вне языка.

  • Кроме крайних форм существовали и умеренные ва­рианты реализма и номинализма. Концептуализм

  • Мир схоластичес­кой философии — это мир, увиденный сквозь призму языка, слова.

  • Фо­му Аквинского (1225/1226—1274)

  • «Разумей, чтобы мог верить, и верь, чтобы разуметь»

  • Фома Аквинский был одним из тех религиозных философов, которые подчеркивают зависимость действий человека не от общест­ва, а от божественного закона.

  • Историческое значение философии Фомы Аквинского

  • Значение средневековой теологической философии

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  • Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были

  • Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: • гуманистическое

  • К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница13 из 42
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   42

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Какая эпоха в человеческой истории называется Средневековьем? Каковы ее основные черты?

    2. Кто такие «отцы церкви»?

    3. Что такое патристика? Какова ее основная проблема?

    4. Что говорил Августин о предопределении? Как объясняется в его учении появление зла?

    5. Как представлял себе Августин земную историю?
    Схоластика

    Второй период в истории средневековой философии, начинающийся с IX в., обычно называют схоластикой. «Схоластами» (от лат. schola – школа) называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой в их школьной (университетской) форме, – прежде всего учителей (magister, doctor), которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее, с конца XI–начала XII вв. – в первых европейских университетах.

    Однако прежде всего “схоластика” характеризуется своеобразным методом, связанным с практикой обучения в университете и ведения диспута по философско-богословским темам: вопросы вероучения подвергаются рациональному обсуждению путем анализа текстов и рассмотрения аргументов “за” и “против”, в ходе которого находится разумное разрешение неясных, спорных вопросов.

    Схоластику отличает прежде всего ее метод. Усвоение аристотелевской логики унифицировало его, и его структура обрела следующий вид:

    1. постановка во­проса; разыскание оснований как «за», так и «против»; решение, предлагаемое и разъясняемое категорически;

    2. его обоснование посредством силлогизмов;

    3. заключение, способное служить опровержением всех возражений против данного решения.

    Главное устремление схолас­тики, по крайней мере, ее доминирующих течений, за­ключалось в том, чтобы показать: между разумом и от­кровением нет действительного противоречия.

    Характерные черты схоластики:

    1. книжная учёность,

    2. опора на церковную традицию, на абсолютно авторитетный священный текст (Библию), формальную логику (средневековую “диалектику”),

    3. пренебрежение опытом и передача философских знаний в процессе обучения.

    Схоластическая философия средневековья опирается не только на текст Священного Писания, но и на непосредственное видение реальности, открывающейся взору человека, для которого путь веры составляет главное содержание и смысл его жизни. При этом схоластическая философия пытается выразить и концептуально осмыслить опыт постижения Бога и мира, приобретаемый на самых высоких ступенях духовного совершенствования.

    У истоков схоластики стоял Боэций (480-524), кото­рого позднее называли «отцом схоластики». Он предло­жил систему обучения, включавшую две группы наук: три­виум («трехпутье»), в который входили грамматика, рито­рика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики («музыки») и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он, изучению теологии.

    Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного.

    В ранней схоластике сформировались два противопо­ложных направления — реализм и номинализм.

    Реа­листы признавали универсалии идеями или типами, су­ществующими до вещей или суще­ствующими в самих вещах как объек­тивные умственные сущности, субстанции. Такая точка зрения в общем восходит к Платону. Реально суще­ствует только общее, а индивидуальное реально не суще­ствует, оно лишь кажется существующим и есть не более чем обман чувственного восприятия. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

    Приверженцы номинализма (от лат. nomina — имена) считали универсалии всего лишь поня­тиями нашего ума, существующими после вещей. Крайние номиналисты вообще пола­гали их пустой знаковой стороной или оболочкой слова. Реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не име­ет никакого значения вне языка. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

    Кроме крайних форм существовали и умеренные ва­рианты реализма и номинализма. Концептуализм (лат. conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номи­нализма, занимающее в вопросе об универсалиях пози­цию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Пьер Абеляр (XI–XII вв.) представляет концептуализм:

    1. Универсалии, как идеи божественного духа, есть до вещей

    2. Они существуют, далее и как общее в самих вещах; но эта общность не есть отдельная самостоятельная сущность (вещь), – она постигается человеческим духом путем абстракции

    3. Универсалия существует и после вещей как понятие (conceptus) о вещах, которое образуется, поэтому, не произвольно, ибо оно имеет основание в самих вещах.

    Мир схоластичес­кой философии — это мир, увиденный сквозь призму языка, слова.

    Наиболее значительной фигурой в схоластике следует признать создателя томизма — Фо­му Аквинского (1225/1226—1274) — средневековый теолог и фило­соф, один из крупнейших представителей схоластики XIII в. Получил титул "Ангельского доктора" (doctor angelicus). B 1323 причислен католической церковью к лику святых. В 1567 признан «Общим учителем Церк­ви». Основные произведения: «Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)» (1261—1264) и «Сумма теологии» (1265—1273).

    В своих огромных трактатах «Сумма те­ологии» и «Сумма против язычников» этот схоласт пред­ложил свою версию «примирения» Аристотеля с хрис­тианством. Всякое сущее есть определенное единство эссенции и экзистенции. Первое, что Фома Аквинский считал необходимым сделать, — трансформировать аристотелевское понимание науки, знания, познания применительно к основной гносеоло­гической проблеме средневековой философии (пробле­ма соотношения веры и знания). Уже в XII в. начинает­ся бурная переводческая деятельность, в ходе которой Запад знакомится с философией Аристотеля (до этого были известны главным образом его логические произ­ведения). Но знакомство осуществляется прежде всего с арабской интерпретацией Аристотеля, где ведущим авторитетом являлся Ибн-Рушд (Аверроэс). Между тем эта интерпретация не согласовывалась с христианской доктриной. Так, признавалась вечность материи и ее способность порождать формы; единичные вещи рас­сматривались лишь как косвенный продукт божествен­ного интеллекта; отрицалось индивидуальное бессмер­тие душ; сущность обладала приматом над существова­нием.

    Первый Ватиканский собор (1864-1870) объявил философию Фомы Аквинского единствен­но истинной. Затем было принято решение восстановить в католических школах преподавание философии на осно­ве его идей. В 1914 г. были опубликованы «24 томистских тезиса», извлеченных из философии Фомы Аквинского, в которых сформулированы основоположения католиче­ской философии. Руководствуясь этими тезисами, като­лические философы ведут преподавание философии и осу­ществляют ее разработку.

    Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

    Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

    • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

    • причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

    • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

    • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

    • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

    Главный принцип, отстаиваемый Фомой Аквинским, — истины науки и истины веры не могут проти­воречить друг другу. Между ними существует гармо­ния. Мудрость, таким образом, состоит в стремлении постичь Бога, наука же — способствующее этому сред­ство. И хотя человеческий интеллект, по Аквинскому, является наиболее слабым на шкале рассудков, это не означает, что он не может быть «судьей самому себе». Другое де­ло, что такой суд не может считаться высшим судом. Смелость же Фома Аквинский проявилась в том, что в области фи­лософии (естественной теологии) он не принимает ав­торитет Откровения, Св. Предания, учения св. отцов за исходные предпосылки и безусловные аргументы. В философии как таковой решающим оказывается, со­гласно Фоме Аквинскому, интеллектуальное рассуждение. Одна и та же истина может один раз являться нам как истина ве­ры, а другой раз как истина знания.

    «Разумей, чтобы мог верить, и верь, чтобы разуметь» – вот кредо Фомы Аквинского.

    Фома говорил: «Че­ловеческий закон ценен только тогда, когда он соот­носится с чистым разумом, которому ясно, что он следует из божественного закона. Если уста­новителем закона является не та­кой разум, то закон считается не­справедливым, и в таком случае это вообще не закон, а насилие».

    Он рассматривает троякое существование универсалий:

    1. до вещей — в божественном разуме как идеальная сущность;

    2. в вещах — в виде их субстанциальной формы;

    3. после вещей — как понятия человеческого разума.

    Философия Аквината – самая фундаментальная попытка поставить религию и богословие выше философии, веру – выше разума.

    Фома Аквинский был одним из тех религиозных философов, которые подчеркивают зависимость действий человека не от общест­ва, а от божественного закона.

    Говоря словами самого Фомы Аквинского: «Человеческий закон це­нен только тогда, когда он соотносится с чистым разумом, которому ясно, что он следует из божественного закона». Здесь имеется в ви­ду, что божественный закон и чистый разум существуют независи­мо от общества. Люди, рассуждающие подобным образом, не обра­щают внимания на других, решая, как им действовать, но смотрят на свои идеи.

    Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

    • даны пять доказательств существования Бога;

    • систематизирована схоластика;

    • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

    • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

    • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

    • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

    • разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

    • логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

    В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

    В настоящее время получил распространение неотомизм - философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

    Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:

    • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

    • сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

    • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании);

    • способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

    • положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);

    • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

    • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Что такое схоластика? Как она объясняла появление противоречий между разумом и религиозными догматами?

    2. Что такое универсалии?

    3. В чем заключалась сущность спора об универсалиях?

    4. Что такое реализм и номинализм?

    5. Какие разновидности реализма и номинализма существовали в средневековой философии?

    6. Какова основная идея в учении Фомы Аквинского?

    7. Какие существуют пути познания Бога с точки зрения Фомы Аквинского? Как он

    доказывает, что они не противоречат друг другу?

    Лекция шестая. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
    Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

    Ренессанс обычно характеризуется как возрождение античных наук и искусств. Это правильно. Однако сводить Ренессанс только на одну античность – это значило бы не уловить в Ренессансе самого главного. Тут непонятно и то, с какой стороны воспроизводилась античность в Ренессансе; непонятно и то, какую античность надо иметь в виду. Говорят, что античность играла здесь роль земной опоры при отходе возрожденческого человека от средневековой твердыни. Однако в античности кроме земного было очень много и неземного, а возрожденческий человек в одних отношениях действительно отходил от средневековья, а в других отношениях пока еще вовсе не отходил. В истории, кроме того, никогда не бывает буквальных реставраций.

    Те школы мысли, которые оказывали влияние на средневековую фило­софию, а именно неоплатонизм, аристотелевская схоластика и религи­озная философия, продолжали влиять и на философию эпохи Возрож­дения. Но новый интерес к философии Древней Греции и Древнего Ри­ма расставил новые акценты в старых идеях.
    Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

    1. совершенствование орудий труда и производственных отношений;

    2. кризис феодализма;

    3. развитие ремесла и торговли;

    4. усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

    5. укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

    6. появление первых парламентов;

    7. отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

    8. повышение уровня образованности в Европе в целом;

    9. великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

    10. научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).


    Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

    гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

    неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    натурфилософское (XVI-нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

    реформационное (XVI-XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

    политическое (XV-XV вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

    утопическо-социалистическое (XV-XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
    К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

    1. антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

    2. оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

    3. перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

    4. принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

    5. большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

    6. торжество индивидуализма;

    7. широкое распространение идеи социального равенства

    Тремя основными тенденциями (иногда — этапами) философии Возрождения принято считать 1) гуманизм и антропоцентризм; 2) неоплатонизм; 3) натурфилософию. Периодом расцвета гуманизма считается промежуток от середины XIV до середины XV в., неоплатонизма — от середины XV до первой трети XVI, натурфилософии — остаток XVI в.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   42


    написать администратору сайта