Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Аристотель (384- 322 гг. до н.э.)

  • Учение о четырех причинах

  • Субстанция (сущность) : что это за вещь Качество : каковы ее характеристики

  • Место : где она находится Время : когда она есть или насколько она стара Действие

  • — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

  • Смагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций по философии


    Скачать 3.2 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по философии
    АнкорСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    Дата31.01.2017
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСмагин Б.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc
    ТипКонспект
    #1438
    страница10 из 42
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   42

    Три класса в платоновском государстве соответствуют трем главным чертам, которые присущи любому индивиду - мудрость, смелость и аппетит. Хотя люди от природы обладают всеми тремя чертами, их соотношение у каждого различно. Поэтому в детстве их тестируют на естественные склонности к мудрости, смелости или желанию обладать. Мудрых детей воспитывают по­том как будущих правителей, смелых — как будущих солдат, а облада­ющих большими желаниями — как купцов.

    Платон считал, что о людях трех классов его государства можно сказать, что их души сделаны из различных металлов. Души правителей сделаны из золота, воинов - из серебра; характера, торговцев - из железа или свинца.

    Смысл государства Платона — обеспечить максимальную стабильность управления, приведя общество в соответствие с основными характери­стиками души, как их понимал Платон. Теоретически оно представляло собой альтернативу существующим в Греции формам правления — де­мократии и тирании, Платон не был доволен ни одной из этих форм. Он считал, что при каждой из них власть сосредоточена в руках глупых лю­дей. Он хотел, чтобы у власти находились философы, поскольку они бескорыстны и будут стремиться к всеобщему благу.

    Зачем Платону понадобилось создавать модель идеального государства? Он хотел вернуть времена классического полиса со всеми основными его добродетелями. Но в реальной жизни ему этого было не сделать. И он моделирует идеальный полис (город-государство). Платон – реставратор-идеалист. Государство Платона – не аристократия, а идеократия. Но реставрация невозможна. Платон – утопист.

    Однако в последний период своей жизни Платон пишет диалог «Законы», в котором рисует уже другой тип государства (его Платон считает «переходным звеном» к государству идеальному). Правитель – тиран, пользуясь советами законодателя, издает законы и принуждает людей их выполнять, потому что сами они этого сделать не могут (или не хотят). Любые отклонения преследуются. Имеет место «война всех против всех». Органы слежки имеют право вмешиваться не только в публичную жизнь граждан, но и в интимную. Люди оказываются, как говорилось выше, куклами, которыми управляют свыше.

    «3аконы» представляют собой второй созданный Платоном план радикального преобразования греческого государства-полиса. В отличие от государственного строя «Государства», который Платон считает идеальным, государство «3аконов», второе по достоинству, представляет собой реально осуществимое приближение к идеалу (Nom. 739а-е). В «3аконах» Платон чувствует себя вынужденным отказаться от передачи всей власти правителям-философам, от отмены собственности и введения общности жен для обоих высших категорий граждан - философов и воинов-стражей. Вместо благожелательного отеческого произвола философов в «Государстве» Платон подробно разрабатывает стабильные законы (многие из них обнаруживают близость с подлинными законами реальных полисов), которыми должны руководствоваться выбранные на определенный срок должностные лица.

    Проект Платона предусматривает известное равновесие ветвей власти. Все граждане в «3аконах» - землевладельцы, обрабатывающие свои участки силами рабов. Число земельных участков, каждый из которых принадлежит одной семье, стабильно: 5040; отчуждение земли и дробление участка не допускается: лишние сыновья-наследники вынуждены будут отправляться в колонии. Ремеслом и торговлей могут заниматься только неграждане — постоянно живущие в городе или приезжие иноземцы. Платон придает первостепенное значение воспитанию детей и юношества, которое строго контролируется государством, как и вся духовная жизнь. Вводится цензура для поэтических произведений, танцы и музыкальные мелодии должны контролироваться властями и быть стабильны. Не допускаются отклонения от традиционных образцов в скульптуре. Заграничные поездки граждан строго ограничиваются, чтобы не допускать вредных влияний извне. Особое внимание уделяется борьбе с атеизмом: для безбожников предусматривается длительное одиночное заключение и смертная казнь для тех, кто не раскается.

    Диалог «Законы» противоречит всему, что писал Платон до этого. Он отказывается от фигуры Сократа – участника всех его диалогов. Он отказывается от всех идей, любимых им (добро, красота, любовь и др.). Платон совершает философское самоубийство.
    Историческое значение философии Платона в том, что:

    • впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

    • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противоположность материалистической «линии Демокрита»);

    • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

    • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);

    • была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

    Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Какова основная мысль платоновского учения?

    2. Как соотносятся идеи и вещи, с точки зрения Платона?

    3. Перескажите миф Платона о пещере. Какую мысль хотел проиллюстрировать

    Платон?

    4. Раскройте основные идеи Платона о душе и познании.

    5. Что такое утопия? Какие принципы положены Платоном в учение об идеальном

    обществе и государстве?
    Аристотель (384- 322 гг. до н.э.)

    Аристотель стал учеником Платона в 17 лет, и продолжал им оставаться в те­чение 20 лет. Аристотель слушал лекции Платона, и тот считал одаренного юношу «душой» своей школы. В 343 году до н.э. Филипп Македонский пригласил Аристотеля стать учителем его сына Александра10.

    Когда Александр взошел на трон (335 г.), Аристотель вернулся в Афины и неподалеку от платоновской Академии рядом с храмом Аполлона Ликейского основал собственную школу - Ликей, где читал лекции, прогуливаясь с учениками по садовым аллеям. Слово «прогулка» по-гречески звучит как «перипатос». Поэтому учеников Аристотеля стали называть «перипатетиками». В Ликее прошли самые плодотворные годы жизни Аристотеля. Он первым среди философов осознал себя работником образования, организатором науки. Каждые десять лет в школе выбирался архонт, обязанный следить за порядком. Предусматривались совместные пиршества, сценарий которых был расписан до мелочей. Аристотель ставил научные задачи, формулировал проблемы, распределял темы среди учеников, обобщал результаты. Но его нельзя упрекнуть в авторитаризме: он всячески поощрял самостоятельное мышление учеников. Аристотель первым осознал значение научного сообщества. Лишь объединенными усилиями многих и разных умов, свободных и вместе с тем направленных к одной цели, можно добиться результатов в науке.11

    Существует легенда (версия), согласно которой будущие диадохи, сподвижники Александра, видя его превращение в тирана, составили против него заговор. Они обратились к Аристотелю с просьбой составить формулу яда, которым и был отравлен Александр. После смерти Александра в Афинах усилились антимакедонские настроения, и Аристотель должен был бежать из города. Приехав в Халкиду (остров Эвбея) - имение матери - он умер вскоре от желудочной болезни в возрасте 63 лет в 322 году до н.э. Существует версия, что Аристотель принял яд, покончив с собой, осознав невозможность заниматься любимым делом – философией.

    Аристотель различает три вида знания и соответствующих наук и искусств:

    - к сфере теоретического знания относятся «первая философия» или метафизика, физика, математика;

    - к сфере практического знания - этика и политика;

    - к сфере пойетического (творческого) знания - риторика, поэтика, а также все прикладные искусства или ремесла (такие как медицина).

    Основным критерием науки по Аристотелю является соответствие знания опыту (проверяемость) и логике (доказательность).

    «Физическая философия», или «наука о природе», занимает у А. доминирующее положение по объему и детальности разработки: от абстрактных «принципов природы» и теории движения («Физика») через космологию, теорию элементов («О небе», «О возникновении и уничтожении») и «Метеорологию» к психологическому трактату «О душе» и биологическим работам.

    В «Метафизике»12— главном философском произведении Ари­стотеля — осуществлен категориальный анализ сущего (сущность, количество, качество, отношение, время и др.), применен каузальный подход к исследованию субстанции (форма, материя, источник и цель как «причины» изменения) и разработано учение о возможности и дей­ствительности. Метафизика — первая философия, изучающая сущее, ориентирована на постижение первой и последней сути всех вещей.

    Аристотель достаточно глубоко изучил учение Платона об идеях, в отличие от других. У него оказалось достаточно ума, чтобы понять «идею» Пла­тона, и принять её. Неверно противопоставлять Аристотеля и Платона относитель­но понимания идеи, или «эйдоса», поскольку Аристотель лишь развил и продолжил учение своего учителя.

    Аристотель, критикуя Платона по вопросу об отдельном существо­вании идей каждой вещи, на самом деле не отвергает это учение целиком, а только считает его недостаточным. Идея вещи должна быть формой са­мой вещи, ее движущей причиной и целью, а также тем, что вмещает в се­бя ее материю. Кроме того, все идеи вещей, не будучи в состоянии сущест­вовать разрозненно, образуют некое мировое целое.

    Конечно, идея вещи отлична от самой вещи, считал Аристотель; и до некоторого момента она вполне может мыслиться в таком самостоятельном виде, если уж соблюдать научную точность и теоретически фиксировать постепенный процесс разной степени взаимопроникновения вещи и ее идеи. Однако, по мнению Аристотеля, в реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Т.о. Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критики крайнего идеализма, свое собственное учение об идеях пытался использовать исключительно ради чисто жизненных целей и ради понимания всей действительности как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом.

    Учение о четырех причинах

    В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

    Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

    Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

    Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

    Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

    Категории Аристотеля

    Аристотель делил все в соответствии с категориями. Поскольку две, из них имеют значение только на древнегреческом языке и я предпола­гаю, что вы его не знаете, то вот перед вами список восьми оставшихся категорий:

    Субстанция (сущность): что это за вещь?

    Качество: каковы ее характеристики?

    Количество: сколько таких вещей и каковы их размеры?

    Отношение: как она соотносится с другими вещами?

    Место: где она находится?

    Время: когда она есть или насколько она стара?

    Действие: что она делает?

    Страдание: что делается по отношению к ней?

    Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

    Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

    Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

    Что есть материя?

    По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

    Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

    • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

    • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

    • реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

    • потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

    • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

    Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

    Философ выделяет три уровня души:

    • растительная душа;

    • животная душа;

    • разумная душа.

    Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

    Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

    • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

    • отличается от животных наличием мышления и разума;

    • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

    Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

    Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
    Что касается космологии Аристотеля, то она изложена в книге «О небе». Как мы уже говорили. Аристотель считал землю шарообразной. Согласно Аристотелю, центр земли совпадает с центром мира. Мир или вселенная по Аристотелю представляет собой сферу. Границей этой сферы является сфера неподвижных звезд (как и все древние, Аристотель считал, что все неподвижные звезды равноудалены от земли). Аристотель также разделял мир на надлунный и подлунный. Подлунный мир, согласно Аристотелю, состоит из четырех элементов: земли, вод воздуха и огня. Эти элементы соответствуют определенным комбинациям основных качеств: холодное, горячее, сухое, влажное, а именно, земля - холодное, сухое; вода - холодное, влажное; воздух - горячее, влажное; огонь - горячее, сухое. Надлунный же мир состоит из пятого элемента - эфира. В подлунном мире происходя взаимопревращения элементов и их смесей; надлунный же мир неизменен и вечен. Границей двух миров, по Аристотелю, является сфера Луны. Сферы имеются и у Солнца, и у каждой из пяти известных в античности планет: Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия. Земля, согласно Аристотелю, неподвижна. Таким образом, аристотелевская космология была геоцентрической.

    Аристотель раскрывает природу (фюзис) как сферу сущего, вклю­чающую в себя небесный свод, Землю, а также все растущее и живу­щее на ней. Именно эта сфера естественного, в противоположность искусственному (тэхнэ), выступает предметом познания (эпистеме), которое ставит вопросы о возникновении и уничтожении, о сущем и целом и о внутренней сущности отдельных вещей, о перводвигателе, о душе.
    Социальная философия

    Аристотель выделяет шесть типов государства:

    • монархия;

    • тирания;

    • аристократия;

    • крайняя олигархия;

    • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

    • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

    Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

    Аристотель определял человека как «политическое животное». Но что это, собственно говоря, значит? В «Политике» он пишет, что человек есть существо общественное в большей степени, чем муравьи и пчелы. И здесь это «большее» раскры­вается не по уровню организации совместной деятельности, а по этиче­ским критериям: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п.

    Возникновение государства Аристотель раскрывает как бы в двух аспектах. Во-первых, государство — не продукт договора, а принадлежит к тому, что существует по природе, то есть является естественным продуктом развития семейных и племенных форм единства. Во-вторых, Аристо­тель утверждает, что живущий вне государства человек не является нравственным существом. Он определяет человека как члена общества, который имеет природные потребности, а также обладает способно­стью к речи и мышлению, которые, как отмечает Аристотель, «соз­дают основу государства». Отсюда нет никакого противоречия в том, что государство и человек, с одной стороны, возникают по природным причинам, а с другой стороны, раскрываются в этическом и полити­ческом измерениях. Только в государстве человек может удовлетво­рить свои естественные потребности и рассчитывать на достижение высшей цели — Блага. Он является более совершенным политическим существом, чем животное, так как его цели более значительны. Они уже не исчерпываются самосохранением, а ориентированы на этиче­ские ценности. Так человеческая природа формируется, преобразуется и совершенствуется в полисе.

    При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

    Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».

    Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

    Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

    «Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершен­нейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире»13.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   42


    написать администратору сайта