Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет философии. Структура и функции.

  • Выявите особенности материалистического и идеалистического взглядов на мир.

  • Роль философии в формировании культуры личности

  • Древнеиндийская философия. Ведическая традиция, буддизм.

  • Проведите сравнительный анализ конфуцианства и даосизма

  • философия. 1. Предмет философии. Структура и функции философского знания


    Скачать 178.34 Kb.
    Название1. Предмет философии. Структура и функции философского знания
    Анкорфилософия
    Дата18.01.2022
    Размер178.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_2018.docx
    ТипДокументы
    #334655
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Предмет философии. Структура и функции философского знания.

    2. Выявите особенности материалистического и идеалистического взглядов

    на мир.

    3. Роль философии в формировании культуры личности.

    4. Древнеиндийская философия: ведическая традиция, буддизм.

    5. Проведите сравнительный анализ конфуцианства и даосизма.

    6. Ранняя греческая философия. Мудрецы и философские школы

    досократиков.

    7. Человек как предмет философских учений софистов и Сократа.

    8. Философия Платона. Учения об идеях, о познании, о государстве.

    9. Метафизика Аристотеля. Аристотель как систематизатор достижений

    античной мысли.

    10. Сопоставьте онтологический статус идей/форм в философии Платона и

    философии Аристотеля.

    11. Этические учения стоиков и эпикурейцев: сравнительный анализ.

    12. Патристика. Аврелий Августин: об отношении к античной философии, о

    человеке и смысле истории.

    13. Основные проблемы средневековой схоластики. Фома Аквинский как

    систематизатор средневековой философии.

    14. Спор об универсалиях в средневековой философии: реализм и

    номинализм.

    15. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

    16. Сопоставьте учения о Вселенной Николая Коперника и Джордано Бруно.

    17. Научная революция второй половины XVI–XVII вв. и ее влияние на

    философию.

    18. Охарактеризуйте учения о субстанции в метафизических концепциях

    Декарта, Спинозы и Лейбница.

    19. Сопоставьте взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта на методы научного познания.

    20. Философия Просвещения о природе, человеке и обществе.

    21. Учение о познании И. Канта.

    22. Покажите отличие гипотетического императива И. Канта от

    категорического императива.

    23. Система и метод в философии Гегеля.

    24. Раскройте специфику антропологического материализма Л. Фейербаха.

    25. Социально-философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

    26. Иррационалистическая концепция А. Шопенгауэра и Ф. Ницше:

    сравнительный анализ.

    27. Философия в России: исторические этапы развития.

    28. Дискуссия о судьбе России: западники и славянофилы.

    29. Русская религиозная философия второй половины половины XIX–ХХ вв.

    30. Философия бытия (онтология). Материя, движение, пространство и время.

    31. Исторические типы научной картины мира.

    32. Охарактеризуйте диалектику как теорию развития и сравните ее с

    синергетикой как теорией самоорганизации.

    33. Дайте характеристику различным подходам к пониманию сущности

    человека.

    34. Экзистенциализм о проблеме человеческого существования.

    35. Охарактеризуйте сущность и структуру сознания человека.

    36. Раскройте основные проблемы философии познания (гносеологии).

    37. Охарактеризуйте познавательные способности человека.

    38. Проблема истины в философии. Основные концепции истины. Истина и

    заблуждение.

    39. Поясните, какую роль играет наука в современном обществе. Оценка места

    и роли науки с позиций сциентизма и антисциентизма.

    40. Научное познание: сущность и основные черты.

    41. Сопоставьте эмпирический и теоретический уровни научного познания.

    Охарактеризуйте методы научного познания.

    42. Понятие научной революции. Охарактеризуйте концепцию научных

    революций Т.Куна.

    43. Покажите, как соотносятся свобода научного поиска и социальная

    ответственность ученых.

    44. Охарактеризуйте круг проблем философии техники. Сопоставьте позиции

    технооптимизма и технопессимизма.

    45. Обоснуйте необходимость социальной оценки техники в современную

    эпоху.

    46. Общество как объект философского осмысления.

    47. Общество как система: соотношение экономической, социальной,

    политической и духовной сфер жизни общества.

    48. Раскройте основные концепции развития общества в философии истории.

    49. Перечислите глобальные проблемы современности и покажите возможные

    пути их решения.

    50. Основные подходы к проблеме сосуществования различных культур.

    51. Охарактеризуйте место России в диалоге культур.

    52. Человек в условиях информационно-технической цивилизации: риски и

    новые возможности.

    53. Сопоставьте различные аспекты информационного общества,

    представленные в концепциях Д. Белла и Э. Тоффлера.

    54. Место и роль образования в информационном обществе.

    1. Предмет философии. Структура и функции.

    Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

    Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

    Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

    Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

    Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

    Философия включает в себя:

    – учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

    – о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

    – учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

    – теорию познания;

    – проблемы теории познания и творчества;

    – этику;

    – эстетику;

    – теорию культуры;

    – свою собственную историю, т. е. историю философии.

    Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

    Функции философии:

    – мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

    – методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

    – прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

    – критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

    – аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

    – социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).


    1. Выявите особенности материалистического и идеалистического взглядов на мир.

    Идеалисты

    Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.
    Материалисты

    Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.
    Итоги

    Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.


    1. Роль философии в формировании культуры личности

    Философия, наряду с искусством, наукой и религией - высшее достижение человеческой культуры. С изучения философии началась система высшего образования. Философия, наряду с богословием, была главной учебной дисциплиной в средневековых европейских университетах, основой гуманитарного знания, т.е. знания о человеке и человеческом, в отличие от естественнонаучного, математического и теологического знания.

    Для чего нужна философия будущему ученому, инженеру, исследователю, преподавателю, врачу, поэту или художнику? Как мы видели, философия наделяет общечеловеческими смыслами и значениями любую человеческую деятельность, помогает определить место и значимость любой частной деятельности в общем культурном развитии человечества. Философия как история и теория творческой деятельности - важнейший фактор формирования личности, ибо личность - это не просто индивид, живое человеческое существо, это существо, способное самостоятельно, свободно творить, т.е. созидать новое в сфере материального производства или в сфере духа. Однако не все новое полезно и приемлемо для общества и индивидуального бытия. Философия как теоретическое мировоззрение, как история поисков смысла человеческого бытия, задает параметры человеческой свободы, отграничивая ее от насилия и произвола. Наконец, философия как онтология и методология задает смысл и направление любой научной деятельности. Нельзя стать ученым без основательной мировоззренческой и методологической подготовки. Нет и не было ни одного выдающегося ученого, который не был бы также и мыслителем, философом; и нет ни одного философа, который не внес бы своего вклада в науку - если не конкретными научными открытиями, то новыми идеями и методами, которые в гораздо большей степени влияют на развитие науки, чем конкретные достижения. Таким образом, философия завершает культуру (не в смысле ее окончания, а в смысле придания ей целостности), формирует научное сообщество и является основанием для самопостроения личности. Философия не утилитарна, т.е. не конкретно полезна, она представляет собой стремление к познанию истины, путь к самостоятельности в мышлении.


    1. Древнеиндийская философия. Ведическая традиция, буддизм.

    Веды

    Основным источником сведений об этом периоде служит обширный комплекс литературных памятников, объединяемых общим названием Веды (буквально «ведение», «знание») и написанных на древнеиндийском языке санскрите (так назы­ваемый ведический санскрит).

    Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы (или Атхарвангирасы). Каждый из этих сборников (известных обычно как собственно Веды) со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отра­жение получили в Упанишадах.

    Все ведические тексты считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии, хотя в своих основных чертах они сложились, вероятно, уже к середине I тыс. до н. э. Подлинными знатоками и толкователями Вед считались брахманы.
    Буддизм

    Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.
    Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:
    Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.

    У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.

    От зависимости и страдания можно избавиться.

    Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

    В буддизме выделяют три главные драгоценности:

    Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

    Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

    Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

    В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

    Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.

    Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.

    Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.

    Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
    Восьмеричный путь спасения предполагает:


    • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;




    • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;




    • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);




    • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;




    • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;




    • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;




    • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;




    • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.




    1. Проведите сравнительный анализ конфуцианства и даосизма

    Главное отличие даосизма от конфуцианства состоит в отношении к природе человека. Хоть оба течения и были уверены в необходимости изменений для достижения совершенства, понятия идеала были различными. Конфуцианцы полагали, что истинной природой человека является его доброе начало, гуманность. Поэтому совершенствование с их точки зрения должно быть направлено на воспитание в себе гуманного начала и подавление злого и животного. Целью последователя учения надлежало быть справедливым, почтительным к старшим, социально ответственным и сдержанным, а целью его жизни должно было стать общественное служение. В конфуцианстве личное благо стояло гораздо ниже общественного. Идеал последователей учения – идеальное умение контролировать свои эмоции, поступки и мысли. Достигалось это сначала путем усвоения норм поведения в обществе, а затем методом самонаблюдения и искоренения всех нежелательных проявлений.

    Даосизм также осуждал дикость, подверженность страстям, но считал истинным космическое начало, которое говорило об общности всех природных закономерностей. Поэтому высшая цель в даосизме – полное слияние с потоком движения Вселенной. Поэтому даосов не очень сильно волновали вопросы морали и общественного служения, их ориентирами были абсолютно другие понятия о благе. По их мнению, самосовершенствование – процесс исключительно индивидуальный, а моральные принципы развиваются по мере приобщения адепта к Дао, насаждать их извне неправильно и бесполезно. В даосской традиции осуждалась борьба с собой, вместо этого следовало стремиться к достижению состояния покоя и отстраненности, предоставляя потоку сознания двигаться по собственной воле.

    1.   1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта